Программа по профориентации Важная профессия

Актуальность создания программы по профориентации для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида обусловлена обновлением основных приоритетов в области профессионального образования различного уровня, в том числе для детей и подростков с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).          Профессиональная подготовка учащихся с интеллектуальными нарушениями является одним из условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социально...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА №5 Г. ИРКУТСКА



РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО с методическим советом Директор школы

школы

«__»________20__г. «__»_________20__г. «__»________20__г.

________________ _________________ _______________

Программа по профориентации

«Важная профессия»


Составитель: Самсонова Ольга Александровна

Петрова Мария Николаевна



Иркутск 2014

Пояснительная записка


Постановка проблемы.

Актуальность создания программы по профориентации для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида обусловлена обновлением основных приоритетов в области профессионального образования различного уровня, в том числе для детей и подростков с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Профессиональная подготовка учащихся с интеллектуальными нарушениями является одним из условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Как известно, основной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида является профессионально-трудовое обучение, подготовка учащихся к самостоятельной жизни, развитие профессионального самосознания и ценностных установок личности, т.е. профессиональное самоопределение.

Работу по самоопределению личности в профессии необходимо начинать с начальной школы, так как дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) способны реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.

Содержание программы.

Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 7-9 классов в системе общешкольной профориентационной работы.

Программа создает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий:

  • знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;

  • формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду;

  • воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца;

  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;

  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;

  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа рассчитана на 9 часов в 7 классе и на 18 часов в 8 и 9 классах. Занятия проводятся педагогом-психологом и социальным педагогом во время внеклассных занятий, классных часов.

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:

  • знание и учет умственных возможностей и способностей;

  • знание требований профессии к человеку;

  • умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

Программа имеет своей целью:

Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида; осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Основные задачи курса:

  • формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности;

  • расширять кругозор и осведомленность учащихся об основном содержании профессий;

  • знакомить учащихся с основными требованиями профессий, основными орудиями труда;

  • мотивировать личностный рост учащегося;

  • создавать условия для сознательного выбора профессии;

  • актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор;

  • совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Основные методы, используемые во время занятий:

  • словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;

  • наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;

  • практические: упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд.

Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы VIII вида:

  • воспитывающая и развивающая направленность обучения;

  • научность и доступность;

  • систематичность и последовательность;

  • связь обучения с жизнью;

  • принцип наглядности;

  • сознательность и активность учащихся;

  • индивидуальный и дифференцированный подходы.

Программа курса не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 40 минут.

Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях учащихся, опирается на познавательные интересы детей (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры).

Формы работы, используемые на профориентационных занятиях:

  • рисуночные методики,

  • игры и праздники, связанные с профессией,

  • беседы с приглашенными специалистами,

  • экскурсии,

  • оформление уголка профессии в классе,

  • общественно-полезный труд.

На профориентационных занятиях большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, в частности внимания, а также развитию мышления, воображения.

Структура занятия может быть представлена следующим образом:

  • Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

  • Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.

  • Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.

Эффективность усвоения содержания курса выражается в расширении знаний учащихся о мире профессий, оценивается по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.

По завершении изучения курса учащиеся должны знать:

  • свои способности и возможности;

  • основные правила выбора профессии;

  • владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

  • иметь представления об индивидуальных особенностях личности.

Учащиеся должны уметь:

  • адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;

  • ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.



ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКМНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ПРОФОРИЕНТАЦИИ «ВАЖНАЯ ПРОФЕССИЯ»


№п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Ответственный

1

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

3

Педагог-психолог, соц. педагог

2

Познавательные процессы и способности личности

5

Педагог-психолог, соц. педагог

2.1

Память. Внимание.

1

Педагог-психолог

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

Педагог-психолог

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.

1

Педагог-психолог

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные.

2

Педагог-психолог

3

Психология личности

10

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

2

Педагог-психолог

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Мотивационная сфера личности.

3

соц. педагог

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

5

соц. педагог

4

Мир профессий

10

4.1

Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

соц. педагог

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

Педагог-психолог

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

Педагог-психолог

4.4

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

Педагог-психолог

4.5

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

Педагог-психолог

4.6

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»

1

Педагог-психолог

4.7

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

Педагог-психолог

4.8

Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»

1

Педагог-психолог

5

Профессиональное самоопределение

7

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1

Педагог-психолог

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

1

соц. педагог

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

соц. педагог

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

2

Педагог-психолог, соц. педагог

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии

2

соц. педагог, педагог-психолог

6

Подготовка к будущей карьере

3

соц. педагог

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

соц. педагог

7

Обобщение

1

Педагог-психолог, соц. педагог

7.1

Построение личного профессионального плана.

1

Итого:

35

План работы социального педагога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (7 класс)

Вид работы

Тема мероприятия

Дата

Количество часов

1

Беседа

Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса.

Сентябрь

1

2

Беседа

«Познавательные процессы и способности личности»

Октябрь

1

3

Беседа

«Самоопределение личности»

Ноябрь

1

4

Беседа (круглый стол)

«Мир профессий»

Декабрь

1

5

Беседа

«Все профессии нужны, все профессии важны…»

Январь

1

6

Экскурсия

ремесленное училище № 9

Февраль

1

7

Экскурсия

Иркутское профессиональное училище-интернат для инвалидов

Март

1

8

Беседа

«моя будущая карьера»

Апрель

1

9

Конкурс рисунков

Итоговое занятие: «я и моя профессия»

Май

1




План работы социального педагога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (8 класс)

Тема мероприятия

Дата

Количество часов

1

Беседа

Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса. Повторение пройденного материала.

Сентябрь

1

2

Беседа

«Познавательные процессы и способности личности»

Октябрь

1

3

Беседа

«Познавательные процессы и способности личности»

Ноябрь

1

4

Беседа

«Общение, деловое общение, конфликт»

Декабрь

1

5

Беседа

«Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация»

Январь

1

6

Беседа

«Понятие профпригодности и специальной подготовки»

Февраль

1

7

Экскурсия

Посещение открытых мероприятий в профессиональных учреждениях.

Март

1

8

Просморр фильма

Просмотр фильма с последующим обсуждением

Апрель

1

9

Беседа (круглый стол)

Итоговое занятие: проведение круглого стола с привлечением выпускников нашей школы

Май

1



План работы педагога-психолога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (8 класс)

Вид работы

Тема мероприятия

Дата

Количество часов

1

Беседа

Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса.

Сентябрь

1

2

Диагностика, беседа

Особенности интеллектуальной сферы. Способности и их виды.

Октябрь

1

3

Диагностика, беседа

Психология личности: тип нервной системы

Ноябрь

1

4

Диагностика

Склонности и интересы в профессиональном выборе

Декабрь

1

5

Беседа

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу»

Январь

1

6

Беседа

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу»

Февраль

1

7

Беседа

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу»

Март

1

8

Диагностика, беседа

Характеристика профессий, профессиограмма

Апрель

1

9

Итоговое занятие: составление профессионального профиля личности, обсуждение результатов, подведение итогов по проведенным диагностикам.

Май

1


План работы социального педагога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (9 класс)

Тема мероприятия

Дата

Количество часов

1

Беседа

Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса. Повторение пройденного материала.

Сентябрь

1

2

Беседа

Общение. Деловое общение.

Октябрь

1

3

Беседа

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

Ноябрь

1

4

Беседа

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах

Декабрь

1

5

Беседа

Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

Январь

1

6

Беседа

Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии

Февраль

1

7

Мастер-класс

Встреча с работниками кондитерского цеха

Март

1

8

Мастер-класс

Встреча с представителями профессии штукатур-маляр

Апрель

1

9

Итоговое занятие

Май

1



План работы педагога-психолога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (9 класс)

Вид работы

Тема мероприятия

Дата

Количество часов

1

Беседа

Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса. Повторение пройденного материала

Сентябрь

1

2

Диагностика, беседа

Познавательные процессы: память, внимание, мышление,

Октябрь

1

3

Диагностика, беседа

Психология личности: тип нервной системы. Характер, темперамент, самооценка.

Ноябрь

1

4

Диагностика

Матрица выбора профессии. Склонности и интересы в профессиональном выборе.

Декабрь

1

5

Беседа

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

Январь

1

6

Беседа

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

Февраль

1

7

Беседа

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

Март

1

8

Диагностика, беседа

Мотивационные факторы выбора профессии

Апрель

1

9

Итоговое занятие

Май

1


ЛИТЕРАТУРА


  1. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. - М., 2006

  2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Санкт-Петербург, 2003

  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: рабочая тетрадь учащегося. - М., 2005

  4. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. - М., 2003

  5. Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии//Школьный психолог.№13.2006

  6. Резапкина Г.В. Профессия и карьера//Школьный психолог.№2.2009

  7. Вострикова Е. Дорога в страну профессий// Школьный психолог.№2.2009

  8. Сборник отдела организации профессионального обучения и профессиональной ориентации незанятого населения «Профессиограммы профессий, востребованных на рынке труда Краснодарского края».- Краснодар, 2004

  9. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. - М., 2009

  10. Родионов В., Ступницкая М. Мотивационный профориентационный тренинг//Школьный психолог.№5,6,7,9.2011




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ »

Свидетельство о государственной аккредитации

«29» июня 2012 г. № 1905

664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10а

тел. (факс) 20-99-07

«___»______________20___г. Исх. №___________

РЕЦЕНЗИЯ

на адаптированную программу по профориентации «Важная профессия» составленную Социальным педагогом специальной (коррекционной) школы VIII вида №5 г. Иркутска Самсоновой О.А и педагогом-психологом специальной (коррекционной) школы VIII вида №5 г. Иркутска Петровой М.Н. (15 стр.).

Рецензируемая программа имеет целевую учебно-образовательную и профорентационную направленность, ориентированна на приобретение учащимися 7-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида важных для будущей жизни и деятельности знаний, практических умений и навыков.

Необходимо отметить высокую актуальность данного курса. Одной из главных задач дальнейшего профессионального развития данной категории учеников и подрастающего поколения является формирование профориентационной принадлежности и развитие профессионально значимых качеств личности.

Программа Самсоновой О.А. и Петровой М.Н. четко структурирована. В логически обоснованной последовательности рассмотрены разделы «Актуальность», «Цели», «Задачи» и «Основные принципы», учебно-тематические планы и содержание обучения с 7 по 9 классы. Методический и профессиональный интерес представляют целевые разработки авторов, связанные с увлекательным изложением и представлением определенных тем, с постепенным усложнением материала. Особенно полезно для учащихся школы то, что авторы, кроме изучения теоретических основ профориентации предлагают еще и практические занятия, к которым можно отнести экскурсии, встречи с интересными представителями разных профессий.

По мнению рецензента, данную программу можно считать актуальной и значимой, она содержит оригинальные авторские разработки. При полном освоении материала, изложенного в программе, ученики 7-9 классов получают обширные знания не только о профессиях, но и о личностных особенностях человека.

В целом программа профориентации «Важная профессия» представляет собой практико-ориентированный документ, отличающийся прикладной значимостью, соответствующий статусу авторской адаптационной программы и ее целесообразно рекомендовать к утверждению на Областном Экспертном совете и к внедрению в учебно-воспитательный процесс.

Профессор кафедры коррекционно-развивающего обучения

ОГАОУ ДПО «ИПКРО», д. п. н., профессор

почетный работник высшего профессионального

образования Российской Федерации

О.Л. Подлиняев


© 2010-2022