- Преподавателю
- Другое
- Программа по профориентации Важная профессия
Программа по профориентации Важная профессия
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Самсонова О.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА №5 Г. ИРКУТСКА
РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО с методическим советом Директор школы
школы
«__»________20__г. «__»_________20__г. «__»________20__г.
________________ _________________ _______________
Программа по профориентации
«Важная профессия»
Составитель: Самсонова Ольга Александровна
Петрова Мария Николаевна
Иркутск 2014
Пояснительная записка
Постановка проблемы.
Актуальность создания программы по профориентации для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида обусловлена обновлением основных приоритетов в области профессионального образования различного уровня, в том числе для детей и подростков с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Профессиональная подготовка учащихся с интеллектуальными нарушениями является одним из условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Как известно, основной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида является профессионально-трудовое обучение, подготовка учащихся к самостоятельной жизни, развитие профессионального самосознания и ценностных установок личности, т.е. профессиональное самоопределение.
Работу по самоопределению личности в профессии необходимо начинать с начальной школы, так как дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) способны реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
Содержание программы.
Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 7-9 классов в системе общешкольной профориентационной работы.
Программа создает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий:
-
знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;
-
формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду;
-
воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца;
-
углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
-
коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
-
пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Программа рассчитана на 9 часов в 7 классе и на 18 часов в 8 и 9 классах. Занятия проводятся педагогом-психологом и социальным педагогом во время внеклассных занятий, классных часов.
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:
-
знание и учет умственных возможностей и способностей;
-
знание требований профессии к человеку;
-
умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.
Программа имеет своей целью:
Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида; осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Основные задачи курса:
-
формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности;
-
расширять кругозор и осведомленность учащихся об основном содержании профессий;
-
знакомить учащихся с основными требованиями профессий, основными орудиями труда;
-
мотивировать личностный рост учащегося;
-
создавать условия для сознательного выбора профессии;
-
актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор;
-
совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.
Основные методы, используемые во время занятий:
-
словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
-
наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;
-
практические: упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд.
Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы VIII вида:
-
воспитывающая и развивающая направленность обучения;
-
научность и доступность;
-
систематичность и последовательность;
-
связь обучения с жизнью;
-
принцип наглядности;
-
сознательность и активность учащихся;
-
индивидуальный и дифференцированный подходы.
Программа курса не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 40 минут.
Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях учащихся, опирается на познавательные интересы детей (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры).
Формы работы, используемые на профориентационных занятиях:
-
рисуночные методики,
-
игры и праздники, связанные с профессией,
-
беседы с приглашенными специалистами,
-
экскурсии,
-
оформление уголка профессии в классе,
-
общественно-полезный труд.
На профориентационных занятиях большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, в частности внимания, а также развитию мышления, воображения.
Структура занятия может быть представлена следующим образом:
-
Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
-
Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.
-
Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.
Эффективность усвоения содержания курса выражается в расширении знаний учащихся о мире профессий, оценивается по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.
По завершении изучения курса учащиеся должны знать:
-
свои способности и возможности;
-
основные правила выбора профессии;
-
владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
-
иметь представления об индивидуальных особенностях личности.
Учащиеся должны уметь:
-
адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
-
ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.
ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКМНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ПРОФОРИЕНТАЦИИ «ВАЖНАЯ ПРОФЕССИЯ»
№п\п
Наименование темы
Кол-во часов
Ответственный
1
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
3
Педагог-психолог, соц. педагог
2
Познавательные процессы и способности личности
5
Педагог-психолог, соц. педагог
2.1
Память. Внимание.
1
Педагог-психолог
2.2
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.
1
Педагог-психолог
2.3
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.
1
Педагог-психолог
2.4
Способности. Виды способностей: общие и специальные.
2
Педагог-психолог
3
Психология личности
10
3.1
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка
2
Педагог-психолог
3.2
Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Мотивационная сфера личности.
3
соц. педагог
3.3
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
5
соц. педагог
4
Мир профессий
10
4.1
Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда
2
соц. педагог
4.2
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы
2
Педагог-психолог
4.3
Типы профессий. Матрица выбора профессий
1
Педагог-психолог
4.4
Характеристика профессий типа «человек - человек»
1
Педагог-психолог
4.5
Характеристика профессий типа «человек - техника»
1
Педагог-психолог
4.6
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»
1
Педагог-психолог
4.7
Характеристика профессий типа «человек - природа»
1
Педагог-психолог
4.8
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»
1
Педагог-психолог
5
Профессиональное самоопределение
7
5.1
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
1
Педагог-психолог
5.2
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей
1
соц. педагог
5.3
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)
1
соц. педагог
5.4
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
2
Педагог-психолог, соц. педагог
5.5
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии
2
соц. педагог, педагог-психолог
6
Подготовка к будущей карьере
3
соц. педагог
6.1
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
2
соц. педагог
7
Обобщение
1
Педагог-психолог, соц. педагог
7.1
Построение личного профессионального плана.
1
Итого:
35
План работы социального педагога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (7 класс)
№
Вид работы
Тема мероприятия
Дата
Количество часов
1
Беседа
Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса.
Сентябрь
1
2
Беседа
«Познавательные процессы и способности личности»
Октябрь
1
3
Беседа
«Самоопределение личности»
Ноябрь
1
4
Беседа (круглый стол)
«Мир профессий»
Декабрь
1
5
Беседа
«Все профессии нужны, все профессии важны…»
Январь
1
6
Экскурсия
ремесленное училище № 9
Февраль
1
7
Экскурсия
Иркутское профессиональное училище-интернат для инвалидов
Март
1
8
Беседа
«моя будущая карьера»
Апрель
1
9
Конкурс рисунков
Итоговое занятие: «я и моя профессия»
Май
1
План работы социального педагога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (8 класс)
№
Тема мероприятия
Дата
Количество часов
1
Беседа
Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса. Повторение пройденного материала.
Сентябрь
1
2
Беседа
«Познавательные процессы и способности личности»
Октябрь
1
3
Беседа
«Познавательные процессы и способности личности»
Ноябрь
1
4
Беседа
«Общение, деловое общение, конфликт»
Декабрь
1
5
Беседа
«Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация»
Январь
1
6
Беседа
«Понятие профпригодности и специальной подготовки»
Февраль
1
7
Экскурсия
Посещение открытых мероприятий в профессиональных учреждениях.
Март
1
8
Просморр фильма
Просмотр фильма с последующим обсуждением
Апрель
1
9
Беседа (круглый стол)
Итоговое занятие: проведение круглого стола с привлечением выпускников нашей школы
Май
1
План работы педагога-психолога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (8 класс)
№
Вид работы
Тема мероприятия
Дата
Количество часов
1
Беседа
Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса.
Сентябрь
1
2
Диагностика, беседа
Особенности интеллектуальной сферы. Способности и их виды.
Октябрь
1
3
Диагностика, беседа
Психология личности: тип нервной системы
Ноябрь
1
4
Диагностика
Склонности и интересы в профессиональном выборе
Декабрь
1
5
Беседа
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу»
Январь
1
6
Беседа
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу»
Февраль
1
7
Беседа
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу»
Март
1
8
Диагностика, беседа
Характеристика профессий, профессиограмма
Апрель
1
9
Итоговое занятие: составление профессионального профиля личности, обсуждение результатов, подведение итогов по проведенным диагностикам.
Май
1
План работы социального педагога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (9 класс)
№
Тема мероприятия
Дата
Количество часов
1
Беседа
Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса. Повторение пройденного материала.
Сентябрь
1
2
Беседа
Общение. Деловое общение.
Октябрь
1
3
Беседа
Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
Ноябрь
1
4
Беседа
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах
Декабрь
1
5
Беседа
Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей
Январь
1
6
Беседа
Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии
Февраль
1
7
Мастер-класс
Встреча с работниками кондитерского цеха
Март
1
8
Мастер-класс
Встреча с представителями профессии штукатур-маляр
Апрель
1
9
Итоговое занятие
Май
1
План работы педагога-психолога по программе профориентации на 2014-2015 учебный год (9 класс)
№
Вид работы
Тема мероприятия
Дата
Количество часов
1
Беседа
Вводное занятие: «Что такое профориентация?» Цели и задачи курса. Повторение пройденного материала
Сентябрь
1
2
Диагностика, беседа
Познавательные процессы: память, внимание, мышление,
Октябрь
1
3
Диагностика, беседа
Психология личности: тип нервной системы. Характер, темперамент, самооценка.
Ноябрь
1
4
Диагностика
Матрица выбора профессии. Склонности и интересы в профессиональном выборе.
Декабрь
1
5
Беседа
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)
Январь
1
6
Беседа
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
Февраль
1
7
Беседа
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
Март
1
8
Диагностика, беседа
Мотивационные факторы выбора профессии
Апрель
1
9
Итоговое занятие
Май
1
ЛИТЕРАТУРА
-
Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. - М., 2006
-
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Санкт-Петербург, 2003
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: рабочая тетрадь учащегося. - М., 2005
-
Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. - М., 2003
-
Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии//Школьный психолог.№13.2006
-
Резапкина Г.В. Профессия и карьера//Школьный психолог.№2.2009
-
Вострикова Е. Дорога в страну профессий// Школьный психолог.№2.2009
-
Сборник отдела организации профессионального обучения и профессиональной ориентации незанятого населения «Профессиограммы профессий, востребованных на рынке труда Краснодарского края».- Краснодар, 2004
-
Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. - М., 2009
-
Родионов В., Ступницкая М. Мотивационный профориентационный тренинг//Школьный психолог.№5,6,7,9.2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ »
Свидетельство о государственной аккредитации
«29» июня 2012 г. № 1905
664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10а
тел. (факс) 20-99-07
«___»______________20___г. Исх. №___________
РЕЦЕНЗИЯ
на адаптированную программу по профориентации «Важная профессия» составленную Социальным педагогом специальной (коррекционной) школы VIII вида №5 г. Иркутска Самсоновой О.А и педагогом-психологом специальной (коррекционной) школы VIII вида №5 г. Иркутска Петровой М.Н. (15 стр.).
Рецензируемая программа имеет целевую учебно-образовательную и профорентационную направленность, ориентированна на приобретение учащимися 7-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида важных для будущей жизни и деятельности знаний, практических умений и навыков.
Необходимо отметить высокую актуальность данного курса. Одной из главных задач дальнейшего профессионального развития данной категории учеников и подрастающего поколения является формирование профориентационной принадлежности и развитие профессионально значимых качеств личности.
Программа Самсоновой О.А. и Петровой М.Н. четко структурирована. В логически обоснованной последовательности рассмотрены разделы «Актуальность», «Цели», «Задачи» и «Основные принципы», учебно-тематические планы и содержание обучения с 7 по 9 классы. Методический и профессиональный интерес представляют целевые разработки авторов, связанные с увлекательным изложением и представлением определенных тем, с постепенным усложнением материала. Особенно полезно для учащихся школы то, что авторы, кроме изучения теоретических основ профориентации предлагают еще и практические занятия, к которым можно отнести экскурсии, встречи с интересными представителями разных профессий.
По мнению рецензента, данную программу можно считать актуальной и значимой, она содержит оригинальные авторские разработки. При полном освоении материала, изложенного в программе, ученики 7-9 классов получают обширные знания не только о профессиях, но и о личностных особенностях человека.
В целом программа профориентации «Важная профессия» представляет собой практико-ориентированный документ, отличающийся прикладной значимостью, соответствующий статусу авторской адаптационной программы и ее целесообразно рекомендовать к утверждению на Областном Экспертном совете и к внедрению в учебно-воспитательный процесс.
Профессор кафедры коррекционно-развивающего обучения
ОГАОУ ДПО «ИПКРО», д. п. н., профессор
почетный работник высшего профессионального
образования Российской Федерации
О.Л. Подлиняев