• Преподавателю
  • Другое
  • Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к детскому саду

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к детскому саду

Статья содержит много полезной информации , которая объясняет особенности поведения детей раннего возраста в адаптационный период.Известно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша , и для родителей. Представленный материал  будет интересен педагогам работающим с детьми третьего года жизни и родителям детей, поступающих в детский сад.Данный опыт работы пом...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Ранний детский возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие. В этот период появляются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие способности, общая жизненная активность и многое другое. Однако развитие этих качеств и способностей часто замедляется в период адаптации ребенка к детскому саду, так как подходы к воспитанию ребенка в семье и в детском саду оказываются различными.

Ребенок, как правило, поступает в детский сад к концу раннего возраста. Семья и детский сад теперь становятся для ребёнка основной воспитательно-образовательной микро-средой. Поэтому необходимым условием успешного развития и воспитания малыша является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов в воспитании ребенка в семье и детском саду через организацию системы активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Период адаптации ребенка к детскому саду сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. А под воздействием таких негативных факторов как нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. у ребенка начинают формироваться признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают тормозящее воздействие на процесс развития малыша. Поэтому на первый план в период подготовки и адаптации ребенка к детскому саду выдвигается задача обеспечения такого уровня взаимодействия с семьями воспитанников, которое позволит ребенку не только безболезненно адаптироваться к детскому саду, но и активизирует процесс его всестороннего развития. Еще В.А.Сухомлинский считал, что «педагогика должна стать наукой для всех и для педагогов, и для родителей». В связи с этим система активного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников направлена на педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической компетентности

Просвещение родителей по основным вопросам развития, воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей и т.д. осуществляется через консультации, собеседования с педагогом-психологом, индивидуальные беседы с воспитателями, памятки, статьи в мини-центрах для родителей, маленькие энциклопедии для родителей.

Эффективной формой работы с родителями, которая помогает осознать индивидуальность своего ребенка, его способности и возможности, а также регулярно взаимодействовать со специалистами, является создание родителями портфолио своего ребенка.

Росту педагогической компетентности родителей способствуют родительские собрания-форумы по темам: «Особенности физического, психического, речевого развития детей от 2х до 3х лет», «Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Преодоление трудностей при взаимодействии», «Как развивать ребенка и не навредить ему», «Кризис наступил? Как помочь ребенку пережить его», «Скоро в детский сад».

Активно используются такие формы как проведение занятий с детьми с участием родителей, домашние задания для родителей, организация выставок совместного творчества родителей и детей, организация игротеки для детей и родителей.

В целях реализации единых требований в воспитании детей разработаны памятки для родителей. Предлагаем одну из них.

Памятка 1. «Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями».

  • Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.

  • Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.

  • Дайте ребёнку с собой любимою игрушку.

  • Придумайте несколько разных способов прощания (воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

  • Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.

  • После детского сада погуляйте с ребёнком на детской площадке, поиграйте в подвижные игры.

  • Устройте семейный праздник, демонстрируя ребёнку свою любовь и заботу.

  • Будьте терпеливы и последовательны.

  • Поиграйте с ребёнком домашними игрушками (Детский сад) где какая - то из них будет самим ребёнком, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и решите проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительный результат.

  • Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему.

Важно помочь семье ориентироваться на психологию ребёнка, помочь осознать проблемы в их отношении с детьми дома, найти пути решения этих проблем. Регулярные встречи «Связующая нить», работа кружка «Уроки вежливости» помогают родителям в установлении более позитивных отношений в семье, социальной адаптации детей к условиям детского сада.

Результатом проводимой работы стал рост заинтересованности родителей к вопросам развития детей, поднялся уровень активности в делах группы. Путь к сердцу мам и пап помогли открыть сами дети. Дети вместе с родителями делали поделки "Дары осени", "Зимушка зима", участвовали в конкурсе "День матери", оформление семейных альбомов. Родителям нравилось проявлять свои таланты. Они с удовольствием участвовали в различных конкурсах. Такое сотрудничество поднимает и поддерживает статус ребёнка.

Пока ребёнок мал, надо помочь ему усвоить нормы нравственного поведения, научить не только отстаивать свою, но и принимать чужую точку зрения, учитывать желания, вкусы, чувства других людей, достойно выходить из конфликтных ситуаций, помочь обрести уверенность в себе, адекватно оценивая возможности.

Этому способствует целенаправленное систематическое сотрудничество с родителями по обеспечению социально-эмоционального благополучия детей в семье и детском саду.

Организация системы активного взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к детскому саду помогает безболезненно привыкнуть малышу к новой среде, не снижая темпов его развития.

Список используемой литературы.

  1. Теплюк, С.Н. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н.Теплюк. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.

  2. Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/ В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. - 136 с.

  3. Смирнова, Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»/ Е.О. Смирнова - Педагогический университет «Первое сентября» 2010 - 104 с.


© 2010-2022