Занятие по сценической речи

Речь на сцене всегда занимала важное место в характеристике того или иного стиля актёрского исполнения. Внимание к содержательности сценической речи, передаче  оттенков мысли и чувств, к яркой эмоциональной выразительности слова составляет предмет особой заботы актёров.   Живое слово остаётся главным оружием, главной действующей силой в общении с людьми. Отсюда особое внимание к звучанию слова, к его произношению, особенно к дикции, ибо чёткая, ясная, правильная речь, когда каждое слово выражает...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Маленькие артисты»

(конспект занятия по сценической речи первого года обучения)

Цель: воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Звучит музыка.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы попасть в сказку. Сейчас мы с вами закроем глаза, скажем волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и произойдет чудо.


Дети закрываю глаза, говорят волшебные слова, а в это время на экране появляется репродукция театра.

Посмотрите, ребята, какой красивый дом нас приглашает к себе. А вы знаете, что это за дом? Чтобы узнать это вам нужно будет отгадать загадки.

  • В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра-машинист,

Должен знать он очень много

Потому что он……… (АРТИСТ)


  • Артисты там работают,

А зрители им хлопают.

Спектакль в цирке-на арене,

Ну а в театре, где? (НА СЦЕНЕ)

Догадались, что это за дом (ответы детей). Правильно, это театр. А в театре работают настоящие актеры. А что нужно делать, чтобы стать настоящим актером? (ответы детей). С сегодняшнего дня мы тоже начнем с вами работать, чтобы стать настоящими маленькими артистами и радовать друзей, знакомых и родителей своим и успехами.

2.РАЗМИНКА (выполняется под музыку)

Для начала нужно разогреть и подготовить наше тело к работе.

Разогрев суставов. Исходное положение - стоя. Для выполнения этого упражнения активно прогреваем ладони - трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Соответственно, в ходе упражнения постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, «выстраивая» позвоночник от копчика к шеи.

«Потолок-пол». Следует очень медленно опускать голову как можно ниже, затем также медленно как можно дальше откинуть голову назад. ( 8 раз).

«Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого плеча попеременно. (8 раз).

«Снять пиджак-надеть пиджак». Делам движения плечами вниз-вперед-вверх-назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Далее движения: вниз-назад-вверх-вперед-вниз. (по 8 движений)

3.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

А теперь поработаем с дыхания Дышать мы умеем, это бесспорно. Но научиться дышать так, чтобы это не было видно зрителю - это необходимо.

«Свечка». Палец перед ртом. Набирается и усиливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так, чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем руки» (из упражнений Е.Ласкавой). участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Подражатель». Глубокий вдох через нос, при выдохе произносим определенный звук:

СВИСТИТ ВЕТЕР - СССССССССССССССССС,

ШУМЯТ ДЕРЕВЬЯ - ШШШШШШШШШШШШ,

ЛЕТИТ ПЧЕЛА - ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ,

ЗВЕНИТ КОМАР -ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

«Егорка». Скороговорка «КАК НА ГОРКЕ, НА ПРИГОРКЕ ЖИЛИ ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ: РАЗ ЕГОРКА, ДВА ЕГОРКА, ТРИ ЕГОРКА….». перед началом счета берется дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно видно, насколько ученики смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом*.

«Скакалка». Произносить текст ритмичного стихотворения, дети во время произнесения текста прыгают (или выполняют любое подвижное движение), четко отслеживая доборы воздуха.

КАТЕР, КАТЕР, БЕЛЫЙ КАТЕР,

БЕЛЫЙ - БЕЛЫЙ КАТЕРОК.

КАТИТ, КАТИТ, СЛОВНО ГЛАДИТ

СКАТЕРТЬ БЕЛЫЙ УТЮЖОК.


4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

А сейчас я вас познакомлю еще с одной неотъемлемой частью упражнений для актера. Это артикуляционная гимнастика - специальные упражнения для подвижности языка и губ. Помните, что при выполнении артикуляционного упражнения губы должны двигаться не в горизонтальном, т.е. в растянутом положении**, а вертикально, вместе с движением челюсти.

«Назойливый комар». Представьте, что у нас нет ни рук, ни ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное - гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Со второго раза добавить хвастовство. Вариант: дети разбиваются на пары и хвастают лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы» Поднять правую бровь -опустить, поднять левую бровь -опустить, поднять две брови- опустить.

Не размыкая губ, подвигать нижнее челюстью: вверх, вниз, вправо, влево.

Только лицом сделать этюд: «Я тигр, который поджидает добычу».

Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. ***

*прим. Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребенка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, это плохо отражается на связках.

**прим. В этом случае возникают губные и челюстные зажимы.

*** прим. Возможны различные варианты.

Упражнения для языка.

«Уколы». Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеку. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им доноса, а затем до подбородка.

«Львенок и варенье». Представьте, что вы - львёнок, который весь от кончика до хвоста, перепачкан вареньями нужно слизать это варенье длинным языком.

Упражнение со звуками.

а) произнесение гласных И-Э-А-О-У-Ы

- отрывисто;

- напевно;

- с нарастанием.

б)складывать слоги, с последующим ударением:

МИ

ми-МЭ

ми-мэ-МА

ми-мэ-ма-МО

ми-мэ-ма-мо-МУ

ми-мэ-ма-мо-му- МЫ

повторять эти слоги в разных интерпретациях:

- в движении;

- с разным выражением (утверждение, вопрос, восхищение)

«Звуки».

БИП-БП - БОП - БУП - БУП - БЫП

ТИТ - ТЭТ - ТАТ - ТОТ - ТУТ - ТЫТ

МИМ - МЭМ - МАМ - МОМ - МУМ - МЫМ

Чистоговорки.

Очень часто артисты перед выступлением, за кулисами, используют чистоговорки. Это тоже, что что и скороговорки. Только отличие в том, что их нужно произносит не быстро, а чисто. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  • Стоит поп на копне и колпак на попе.

  • Был бык тупогуб, тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа.

5. ИСКУССТВО ДИКЛОМАЦИИ.

Организм наш готов, артикуляционный аппарат тоже и сейчас мы попробуем с вами превратиться в настоящих артистов и поучаствовать в концерте. У вас было задание - вспомнить свое самое любимое стихотворение. Минутка вам на подготовку… Итак, мы начинаем наш концерт.

(чтение детьми стихотворений)

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Посмотрите, ребята, пока мы с вами занимались, незаметно выросло дерево. Давайте украсим его смайликами-настроением, это будут ваши впечатления от нашего сегодняшнего занятия.

Под музыку дети наклеивают смайлики.

- занятие понравилось.Занятие по сценической речи

Занятие по сценической речи

- занятие не понравилось

Занятие по сценической речи

- было скучно.

Пусть это дерево возле нашего театра и радует своей красотой.

В заключении нашего занятия я хочу вам пожелать:

Голосом своим владей,

И менять его умей -

Делай грубым, делай тонким,

Делай хриплым, делай звонким!

Как в театре все старайтесь, и друг друга не стесняйтесь!





© 2010-2022