Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект открытого урока по русскому языку


в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта


Учитель: Котина Марина Сергеевна.


III четверть


Тема урока: «Дифференциация д-б»














Задачи:

  1. Образовательные:

  • Формировать умения различать оптически сходные строчные буквы «д-б»

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мышление

  • Развивать слуховое и зрительное восприятие

  • Развивать зрительное и слуховое внимание

3. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету

  • Воспитывать уважение к работе товарищей на уроке.

Оборудование:

  1. Предметные картинки - белка, дятел, совы, петух.

  2. Игровое поле «Домики букв».

  3. Графические картинки ( «б» - белка, «д» - дятел) и схемы ( «б» и «д»).

  4. Магнитофон, запись стука дятла в лесу.

  5. Игра «В лесу» - 2 ёлки, элементы букв «б» и «д», белка и дятел.

  6. Игра «Чей это хвост?» - карточки с индивидуальными заданиями.

  7. Игра «Слоговая пирамида» - «пирамида-елка» на доске и слоги в рукописном варианте (друж-, ба, доб-, ро), белка и дятел.

  8. Игра «Составь слово» - картинки ( дом, бык, арбуз,) и буквы для составления слов.

  9. Игра «Колесо» - 2 «колеса » со словами радио и садик, рыбак и шубки.

  10. Игра «Подарок» - бублик и слова (Нам подарили бублик).

  11. Игровое поле «Домики букв».

  12. Тетради и ручки.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Организационные моменты :

1) предварительная беседа

2) установочная беседа


3) гимнастика для рук



4) игра на развитие зрительного внимания и восприятия, мышления

.


Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д


5) игра на развитие слухового внимания, восприятия и мышления

Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д


Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д

Оценки за работу.

- Встали.

-. Садитесь, ребята.

-Проверьте, правильно ли вы сидите за партой?

-Какой сейчас по счёту урок?

- Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на партах и скажите, какой сейчас будет урок?

- Чем мы занимаемся на уроках русского языка?

- С чего начинаем урок русского языка?

Приготовились выполнять упражнения для рук. Помогут нам веселые стихи . Мы будем говорить дружно и выполнять упражнение.

- Дружат в нашем классе девочки и мальчики.

С вами мы подружимся маленькие пальчики.

- В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный и последний.

А мизинчик-малышок сам забрался на порог.

Вместе пальчики-друзья. Друг без друга нам нельзя.

- А, сейчас вы потренируете ваши глазки. Сядьте ровно и внимательно смотрите на доску.

Учитель вешает картинки - совы, белка, петух , дятел.

- Давайте назовем предметы на картинках.

- Запомните порядок расположения предметов. закройте глаза. Давайте попробуем назвать предметы.

- А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?».

Закройте глазки.

Учитель убирает дятла.

- Откройте глазки. Что изменилось?

- Еще раз закройте глазки. Что изменилось?

- Я поставлю все картинки на прежние места. Подумайте и скажите. Какую картинку надо убрать, потому что она не подходит к остальным?

- Правильно, молодцы! Эти птички прислали вам загадку. Послушайте звуковое письмо из зимнего леса, подумайте и скажите - кто его прислал? Кто работает в лесу?

- Правильно. С какой буквой дружит дятел?

- Вспомним и скажем вместе стихотворение о дятле, которое мы выучили.

Дятел дерево долбит.

Хвостик вниз петлей висит.

- Правильно. Дятел дружит с буквой «д», ведь слово дятел начинается со звука «д». Дятел хочет с вами поиграть. Вы тоже постучите вот так : тук-тук, если услышите , что в слове есть звук «д».

Учитель проговаривает слова - дома, баран, сад, зуб, Даша, Борис, друг, брат, дедушка, бабушка, ходил, забыл.

- Молодцы. Дятел просит вас дать характеристику звуку «д». (Учитель использует игровое поле «Домики букв» )

Звук «д» - гласный или согласный? Почему ?.

- Правильно. «Д» - согласный звук. Звонкий он, или глухой? Почему?

-Отлично.

Дети встают

Дети садятся ровно.

-Сейчас второй урок.

-Сейчас будет урок русского языка..

- Мы учимся писать.

-Урок русского языка начинается с игровой зарядки.

Выполнение упражнения вместе с учителем.




Дети называют предметы.

Дети закрывают глаза и называют предметы.

Дети закрывают глаза.

Дети открывают глаза.

- Улетел дятел.

- Убежала белка.

- Надо убрать белку, потому это дикое животное, а остальные - птицы.

Дети слушают магнитофонную запись ( стук дятла).

- Это стучит дятел.

- Дятел дружит с буквой «д».

Дети проговаривают стихотворение с учителем.


Дети слушают и стучат.

- Звук «д» - согласный. Потому что когда мы его произносим, во рту у нас есть преграда и воздух не проходит свободно.

- При произнесении звука «д» голосовые складки участвуют, значит этот звук - звонкий.

.

.

II Основная часть урока:


1) повторение

Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д


2) работа над темой

актуализация знаний

Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д

3) сообщение темы урока

Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д


4) дифференциация зрительного облика букв

Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д


5) работа над каллиграфией

6) дифференциация букв урока на уровне слогов (рукописный вариант)

Оценивание работ.

7) Физ. минутка.





Закрепление знаний учащихся по теме.

1) дифференциация букв «б-д»

на уровне слов (прописной

вариант)

Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д


2) дифференциация букв «б-д»

на уровне слов (печатный вариант)

Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д

3)дифференциация букв «б-д»

на уровне слов (печатный вариант, вертикальное расположение букв)

Конспект урока по русскому языку Дифференциация б-д

4) дифференциация букв «б-д»

на уровне предложений






-Дятел очень доволен вами. Он будет сегодня с вами на уроке и он пригласил в гости свою подругу белочку. Вот она. Давайте вспомним стихотворение о белочке, которое мы учили.

Белочка грызет орех.

Хвостик белка держит вверх.

- А с какой буквой дружит белочка?

- Правильно, ведь слово белочка начинается со звука «б».

Дайте характеристику звуку «б». (Учитель использует игровое поле «Домик букв»)

-Давайте вспомним как пишется строчная буква «б».

Посмотрим на нее внимательно. (вешается графическое

изображение). Буква «б» начинается с овала и кончается

«хвостиком». Куда смотрит хвостик?

- Правильно. Вверх. Как хвостик у белочки.

- А как пишется буква «д»? (вешается графическое

изображение.).Буква «д » начинается с овала и кончается

«хвостиком-петелькой». Куда смотрит хвостик-петелька?

- Правильно. Вниз. Как хвостик у дятла.

- Сегодня мы будем учиться не путать при письме буквы «д»

и «б». Они похожи. (вешается графическая схема) Чем?

- У них есть важное отличие. Посмотрите на их «хвостики».

Чем отличаются буквы?

- Правильно. Я оставлю схемы на доске. Они вам помогут в

работе.

- А теперь белочка и дятел приглашают нас в зимний лес.

Зимой весь лес засыпан….Чем?

- А елочки в лесу стоят……Какие?

- Вот они. На этой елочке живет…..Кто?

- А на этой ……………..Кто?

- Они украсили елочки своими любимыми буквами. Но

налетела вьюга и сбросила все хвостики букв. Вот они, под

деревьями на снегу. Помогите вернуть хвостики на место.

- Правильно ребята сделали?

-А теперь напишите эти буквы в тетрадях так красиво,

чтобы белочка и дятел были довольны. Сколько букв «б» вы

напишите?

- А букв «д»?

- У кого букв больше? У белки, или у дятла?

- Откройте тетради. Сядьте правильно и запишите буквы.

- Белочке и дятлу понравились ваши буквы и они хотят

поиграть с вами. Они прислали вам загадочные слоги, а вы

попробуйте отгадать, чей это хвостик? Точки над овалами

укажут вам путь. ( Игра «Чей это хвостик?» )

Учитель следит на посадкой детей и оказывает необходимую

помощь.

- Наши белочка и дятел очень молоды, поэтому они не знают

какое время года скоро придет, ведь зима скоро кончится.

Мы сейчас проведем физ. минутку, отдохнем, сделаем

дружно упражнения с проговариванием нашего

стихотворения о временах года.

Мы конечно любим лето.

Летом все теплом согрето.

Но за ним приходит осень,

Хоть ее мы и не просим.

А потом пришла зима.

И бела и холодна.

За зимой придет весна.

Принесен тепло она.

- Молодцы. Теперь белочка и дятел точно знают, что за

зимой придет ……………………….

- Вы обрадовали белочку и дятла, они рады, что скоро придет весна, благодарят вас и дарят свою любимую игру

«Пирамидка-елка». Вот она. Еще ее называют деревом дружбы. Здесь очень важные и интересные слова. В словах есть и «б», и «д». Давайте прочитаем их и аккуратно запишем в тетрадь.

Учитель следит за посадкой детей, помогает проблемным детям и обращает внимание детей на связь этих понятий (Если хочешь, чтобы у тебя были друзья - проявляй доброту, будь добрым человеком.)

- Белочка и дятел принесли картинки, которые им нравятся.

Под картинками были подписаны слова. Но зимний ветер

перемешал все слова. Давайте попробуем вернуть слова на место.

-Отличная работа. Теперь попробуем красиво записать слова в тетрадь. Тогда ветер не сможет их снова перемешать.

Учитель помогает слабоуспевающим детям.


- Наши гости рады, что попали к таким старательным и дружным детям, поэтому они решили показать вам свою игру « Колеса». Вот они. Чье это колесо? Почему?

- Правильно. А это чье колесо?

- Прочитаем слова.

- Спишем только слова, которые написаны вертикально. Какие это слова?

- Правильно. Сядьте красиво и спишите эти слова.

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

- А в этой коробке для вас подарок от наших гостей. Он съедобный, он из теста испечен, он похож на колесо. В слове, которое его обозначает, две буквы «б».

- Правильно. Вам подарили бублик . Составьте предложение об этом .

- Вот это предложение. Сколько в нем слов?

- Какие правила написания предложений мы знаем?

-Какие буквы пропущены?

- Спишите предложение. Не торопитесь, пишите аккуратно.




Дети проговаривают стихотворение с учителем.

- С буквой «б».

- Звук «б» - звонкий согласный.


- Вверх.

- Вниз.

- Мы начинаем их писать с овала.

- У «б» хвостик вверх, как у белки, а у «д» он вниз, как у дятла.


- Снегом.

- Зеленые.

- Дятел.

- Белка.

Два ребенка выполняют эту работу у доски.

- Правильно

Дети считают буквы.

- Четыре.

Дети считают буквы. - Четыре.

- Букв одинаковое количество.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют свои индивидуальные задания

( работа с раздаточным материалом - с карточками) и прочитывают свои цепочки слогов.


Дети выполняют упражнения с проговариванием.




- Весна.

Дети хором читают слова и записывают их в тетрадь ( слова - добро, дружба )

.


Четыре человека работают у доски. Собирают из букв слова. (слова - дом, бык, арбуз ) и прочитывают их.

Дети записывают слова в тетрадь.



- Это колесо белочки. В нем слова с буквой «б».

- Это колесо дятла. В нем слова с буквой «д»

в середине.

Дети читают слова.

- Рыбак, садик.

Дети списывают слова.

- Это бублик.

- Нам подарили бублик.

- Три слова.

- Первое слово в предложении надо писать с большой буква, в конце предложения надо ставить точку.

- Во втором слове - «д», бублик - «б» и «б».

Дети списывают предложение.


III Организация окончания урока :

1) закрепление материала:


2) оценка деятельности

учащихся (рефлексия)

3) оценка деятельности учащихся учителем.

4) завершение урока.



-Чем мы занимались на уроке? Какие буквы учились не

путать?

-Кто нам помогал?

- Чем похожи эти буквы?

-Чем они отличаются?

- Не забывайте об этом. Белка - «б», дятел - «д».

- Скажите, как вы работали сегодня на уроке? Какую оценку каждый из вас поставил бы себе? Какие допускали ошибки?

- Мы с вами сегодня все вместе хорошо и дружно работали на уроке, у нас получился замечательный урок..

Выставление оценок учащимся с комментариями учителя.

- Спасибо за работу. Идите на перемену. Отдыхайте. А бублик можно будет разделить поровну и съесть в столовой.

- Буквы «б» и «д».

- Белка и дятел.

- Мы начинаем их писать с овала.

- Хвостиками. У «б» хвостик смотрит вверх, как у белки, а у «д» - вниз, как у дятла.

Дети оценивают свою работу на уроке.


© 2010-2022