• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Исследовательская деятельность - инструмент повышения качества образования

Доклад Исследовательская деятельность - инструмент повышения качества образования

Доклад Исследовательская деятельность - инструмент повышения качества образования Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной  и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность - инструмент повышения качества образования

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. К числу таких видов способов следует отнести исследовательскую, проектную и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Организационной целью такой деятельности является создание условий для понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Для ученика это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Важным моментом можно считать форматирование позитивного отношения к работе - при создании своей собственной творческой работы ученик будет стремиться проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). В процессе создания проекта с учащимся работает несколько педагогов. Наиболее важную роль играет непосредственный научный руководитель.

На него возлагаются следующие функциональные обязанности:

выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта;

детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта;

координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ;

выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков;

несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части;

оказание помощи в подготовке документации к защите проекта.

Выполненные работы рецензируются учителями, научными консультантами и представляются на различных уровнях. Любое учебное заведение должно предоставить возможность ученикам выступить с результатами своей работы. Это помогает формированию навыка публичного выступления, повышению самооценки в случае успешности. Часть проектов заслушивается на методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях, также участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь на них успехов.

Формы проведения конкурсов самые разные: заочные, очные, очно-заочные. На одних конкурсах авторы работ выступают с докладами и отвечают на вопросы оппонентов; на других (например, исторических) авторам приходится защищать работу в необычной форме: объяснить противоречия или историческую ошибку, допущенную в работе. Иногда защита идет в форме диалога эксперта и автора работы. Большое распространение получили стендовые доклады, являясь принятой в международной практике формой представления результатов научных исследований. Написание, графическое изображение и монтаж являются необходимым профессиональным навыком специалиста, ведущего исследовательскую работу в любом направлении.

Одним из показателей качества образования является успешность в разных видах деятельности, в том числе, и в презентации своих исследовательских проектов на конкурсах.

На этом этапе неоценима роль педагога-руководителя проектной деятельности. В этом качестве может выступать компетентный педагог, который формирует и готовит городскую команду или команду учебного заведения к презентации проектов на конкурсах.

В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена: в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент - технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам); в часы школьного компонента (специализированные предметы); в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы, как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.

Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В Образовательной программе «Школа 2100» очень много заданий на решение проблем.

Мною была составлена и проведена анкета для детей класса на предмет знания темы «исследование - исследователи» -(слайды анкета-анализ)

На данный момент класс - это клуб единомышленников, которые готовы заглянуть за горизонты школьной программы, узнать что-то новое, обсудить результаты собственных исследований с друзьями, преподавателями, специалистами в данном виде деятельности. Важными задачами программы являются развитие творческих способностей, знакомство с актуальными проблемами и новостями в науке и технике, формирование творческого мышления и умения вести конструктивную полемику. Не менее важен и воспитательный аспект - занятие наукой помогает формировать активную гражданскую позицию, формировать и отстаивать собственную точку зрения, учит толерантности.

В то же время нельзя человека принудить к творчеству. Тогда нашими помощниками выступают родители, старшие братья и сёстры. Их мнения и оценки очень важны для ребят. Они очень часто помогают нам в работе над новыми проектами. Это позволяет сохранять преемственность в работе любого развивающегося коллектива. Работой исследовательской деятельности руководит педагог, с которым ученик решает большинство проблем. Основными формами организации научной деятельности учащихся является работа на факультативах, творческие семинары, предметные олимпиады, ученические научные конференции. Участники кружка «Занимательная математика» и «Информатика» добиваются значительных успехов в олимпиадном движении, те учащиеся, которые посещают кружок «Экология», участвуют в создании практических проектов по экологии. Наиболее успешно исследовательская деятельность учащихся развивается на уроках «Окружающий мир и ОБЖ»

Каждому из учеников предлагается написать реферат или провести мини-исследование по любой интересующей их проблеме. Это позволяет познакомиться с основными методами сбора, обработки и анализа полученного материала. Ученики учатся формулировать свои мысли и делать выводы, приобретается первый опыт публичного выступления.

Иногда целесообразно провести формирование творческих групп, которые будут работать по одному направлению. Педагог помогает в организации работы такой группы, распределяя конкретные задания для каждого учащегося, определяя время и сроки консультаций, форму отчетности по проделанной работе. После презентации своих результатов в классе, ученик определяется - продолжать работу, или отказаться от такого вида деятельности. Иногда обсуждение результатов собственного исследования с одноклассниками вызывает желание сменить тему. Самые удачные исследовательские проекты выносятся на участие в межшкольных конкурсах.

Ребята, которые решили продолжить работу в избранном направлении вместе с педагогом составляют личный перспективный план работы юного исследователя и индивидуальную программу исследования. Стоит заметить, что руководство исследовательской деятельностью осуществляется в условиях индивидуального общения. Очень важную роль играет здесь психологическая совместимость, взаимное доверие ученика и учителя.

Для многих юных исследователей первая успешная попытка самостоятельных научных работ возможно станет определяющей в выборе профессии.

В 2011-2012 учебном году были проведены первые исследования по теме «Война коснулась и моей семьи». Создана книга Памяти. Все участники получили грамоты. Участник конкурса «Природное наследие» К.Захаров получил диплом за 1место. 2 учащихся Джура А. и Васильев И.получили Дипломы за участие в конкурсе « Уроки святости и чистоты», посвящённые преподобному Серафиму Вырицкому.

В 2012-2013 учебном году проведены 2 исследовательские работы по спорту «Олимпиада Сочи-2014» по истории Олимпийских и паралимпийских игр, 3 работы «Уроки веры и благочестия» -история семьи Николая 2.

3 работы направлены на конкурс «Твой след на планете», «Медиа-дебют», «Безопасность глазами детей»- по пожарной безопасности.

Приведенные данные, на мой взгляд, иллюстрируют процесс активного включения в работу исследования все большего количества учеников, повышается качество выполненных исследовательских проектов и олимпиадных заданий. А значит, каждый, кто решил что ему интересно заниматься исследованием, сделал первый шаг к своему будущему, может быть к своей мечте, нашел то, что ему интересно, нашел новых друзей-единомышленников. Не представляется возможным собрать в рамках одной работы все дипломы, которые получают учащиеся в течение даже одного учебного года, но представленные в Приложении дипломы -победителей разнообразных конкурсов могут стать свидетельством того, что уровень интереса к данному виду деятельности высок. Представляется, что свой полезный вклад в эти достижения вносит и учитель, под чьим руководством работают учащиеся и, конечно, их родители, поддерживающие своих детей в их начинаниях. Анализируя результативность работы в технологии проектно-исследовательского метода и учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

значительно расширяется кругозор в предметных областях;

вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

формирует социальный опыт в труде и общении;

способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.

Литература. Метод проектов

Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55

Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - с. 41-45

Проект "Гражданин" - способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

© 2010-2022