Рабочая программа по предмету Самообслуживание для детей с умеренной УО

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи « Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете № И.о. директора МБОУ ЦППРиК

« ___»______________2015 г. _________________Т.В.Чукань

«_____»_____________________2015 г.






Рабочая программа

по учебному предмету:

«Самообслуживание»

4-5 класс «Особый ребенок»

учителя

Филимоновой Екатерины Юрьевны

на 2015 - 2016 учебный год












г. Черняховск

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для 4-5 класса «Особый ребенок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей воспитанников, которая включает основную программу «Самообслуживание», допущенную Министерством образования РФ.

Пояснительная записка

Формирование навыков самообслуживания - важное направление обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.

Программа предмета «Самообслуживание» включает 4 раздела: «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи». Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми младшего и подросткового возраста. Большинство разделов включают задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с обучения мытью рук,

лица и заканчивают обучением мытью всего тела. При формировании навыков самообслуживания, важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В

домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. Формирование действий самообслуживания основано на умениях и навыках, сформированных в ходе обучения предметно-практической деятельности.

В учебном плане предмет представлен на всех ступенях обучения. В рамках курсов «Предметно-практические действия» и «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по данному предмету с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Общая характеристика учебного предмета

ПРОГРАММА

(2 часа в неделю)

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук). Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и

вытирании волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном. Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела. Мытье интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).

Обращение с одеждой и обувью.

Расстегивание липучки, молнии, пуговицы, ремня, кнопки, развязывание шнурков. Снятие предмета одежды (например, кофты, захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок, захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности при раздевании (например, верхней одежды, снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Надевание предмета одежды. Обувание обуви. Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, колготки, юбка, футболка, кофта). Застегивание (завязывание): липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка. Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой и изнаночной, передней и задней стороны одежды, верха и низа одежды. Различение правого и левого ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и справление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды - брюк, колготок, трусов; сидение на унитазе/горшке, справление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды - трусов, колготок, брюк; нажимание кнопки слива воды, мытье рук).

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки/стакана (захват кружки/стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой

пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку). Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку). Использование ножа и вилки во время приема пищи (отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа). Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии курса «Самообслуживание» представлены разделами:

  • «Гигиена тела»

  • «Туалет»

  • «Обращение с одеждой и обувью»

  • «Прием пищи».

Цель обучения

Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Самообслуживание». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Возможные результаты образования данной категории обучающихся

  1. Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  2. Умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться, принимать пищу и пить, ходить в туалет и выполнять гигиенические процедуры.

  3. Умение сообщать о своих потребностях.

  4. Умение следить за своим внешним видом.



Программное и учебно-методическое обеспечение

Учебная дисциплина

Класс

Программа, кем рекомендована и когда

Тип программы (государственная, авторская)

Количество часов в неделю, общее количество часов

Самообслужи-вание

4-5

Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью

Государственная

2,

68

Календарно - тематический план по предмету: «Самообслуживание»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Примечания

1

Гигиена тела

22


2

Обращение с одеждой и обувью

22

3

Туалет

8

4

Прием пищи

16


Итого

68

Учебно-тематическое планирование по предмету: «Самообслуживание»

4-5 класс «Особый ребенок»

№ темы

Тема урока

Кол-во часов

Пред-пола-гаемая дата прове-дения

Факти-

ческая дата прове-дения

Тип урока

Вид

контроля

Примечания

1

1 четверть

Гигиена тела

18

18


1

Вентили с горячей и холодной водой.

1

Комбинированный

Текущий

2

Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры.

1

Комбинированный

Текущий

3

Вытирание рук полотенцем. Автоматическая сушилка.

1

Комбинированный

Текущий

4

Мытье и вытирание рук.

1

Комбинированный

Текущий

5

Крем для рук.

1

Комбинированный

Текущий

6

Ножницы для подстригания ногтей.

1

Комбинированный

Текущий

7

Пилочка для ногтей.

1

Комбинированный

Текущий

8

Покрытие для ногтевой поверхности.

1

Комбинированный

Текущий

9

Удаление декоративного покрытия с ногтей.

1

Комбинированный

Текущий

10

Мытье и вытирание лица.

1

Комбинированный

Текущий

11

Очищение носового хода.

1

Комбинированный

Текущий

12

Чистка зубов. Полоскание полости рта.

1

Комбинированный

Текущий

13

Чистка зубов. Полоскание полости рта.

1

Комбинированный

Текущий

14

Расчесывание волос.

1

Комбинированный

Текущий

15

Мытье и

вытирание волос.

1

Комбинированный

Текущий

16

Сушка волос феном.

1

Комбинированный

Текущий

17

Мытье ушей. Чистка ушей.

1

Комбинированный

Текущий

18

Мытье и вытирание ног.

1

Комбинированный

Текущий

Итого:

18


1

2 четверть

Гигиена тела

14

4

1

Мытье и вытирание ног.

1

Комбинированный

Текущий

2

Косметические средства (дезодорант, туалетная вода).

1

Комбинированный

Текущий

3

Косметические средства (гигиеническая помада).

1

Комбинированный

Текущий

4

Косметические средства (духи).

1

Комбинированный

Текущий

2

5-6

Обращение с одеждой и обувью.

Расстегивание липучки, молнии, пуговицы.

10

2

Комбинированный

Текущий

7-8

Развязывание шнурков.

2

Комбинированный

Текущий

9

Расстегивание ремня, кнопки.

1


10

Снятие предмета одежды (кофта).

1

Комбинированный

Текущий

11

Снятие обуви (ботинки).

1

Комбинированный

Текущий

12-13

Снятие верхней одежды.

2

Комбинированный

Текущий

14

Надевание предмета одежды.

1

Комбинированный

Текущий

Итого:

14


2

3 четверть.

Обращение с одеждой и обувью.

20

12

1

Обувание обуви.

1

Комбинированный

Текущий

2

Одевание комплекта одежды (колготки, юбка, футболка, кофта).

1

Комбинированный

Текущий

3

Застегивание (завязывание): липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка.

1

Комбинированный

Текущий

4

Внешний вид.

1

Комбинированный

Текущий

5

Лицевая и изнаночная, передняя и задняя стороны одежды.

1

Комбинированный

Текущий

6

Лицевая и изнаночная, передняя и задняя стороны одежды.

1

Комбинированный

Текущий

7-8

Верх и низ одежды.

2

Комбинированный

Текущий

9-10

Правый и левый ботинок (сапога, тапка).

2

Комбинированный

Текущий

11-12

Выворачивание одежды.

2

Комбинированный

Текущий

3

13

Туалет.

Посещение туалета.

8

1

Комбинированный

Текущий

14-15

Унитаз. Справление малой/большой нужды.

2

Комбинированный

Текущий

16-17

Пользование туалетной бумагой.

2

Комбинированный

Текущий

18-19

Последовательность действий в туалете.

2

Комбинированный

Текущий

20

Слив воды в туалете.

1

Комбинированный

Текущий

Итого:

20


4

4 четверть.

Прием пищи.

16

16

Культура приема пищи.

2

Комбинированный

Текущий

Питье через соломинку.

1

Комбинированный

Текущий

Питье из кружки/стакана.

2

Комбинированный

Текущий

Наливание жидкости в кружку.

2

Комбинированный

Текущий

Еда руками.

2

Комбинированный

Текущий

Еда ложкой.

1

Комбинированный

Текущий

Еда вилкой.

2

Комбинированный

Текущий

Использование ножа и вилки во время приема пищи.

2

Комбинированный

Текущий

Использование салфетки во время приема пищи.

1

Комбинированный

Текущий

Накладывание пищи в тарелку.

1

Комбинированный

Текущий

Итого:

За год:

16

68


Контрольные параметры оценки достижений

Гигиена тела

  • Уметь выполнять гигиенические процедуры (уход за лицом, ушами, волосами, зубами, руками, ногами)

  • Уметь пользоваться ножницами и пилочкой для ногтей

  • Уметь пользоваться косметическими средствами

  • Уметь следить за своим внешним видом

Туалет

  • Уметь ходить в туалет, сообщать о своих потребностях

  • Уметь пользоваться туалетной бумагой

Обращение с одеждой и обувью

  • Уметь одеваться и раздеваться

  • Следить за внешним видом

Прием пищи

  • Уметь пользоваться ложкой и вилкой

  • Уметь пользоваться ножом

  • Уметь принимать пищу и пить

Мониторинг обученности по предмету «Самообслуживание»

По каждому из представленных разделов ребенку предлагают выполнить несколько упражнений. Правильное самостоятельное выполнение фиксируется 2 баллами, выполнение с помощью учителя - 1 балл. Если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, - 0 баллов.

Прохождение программы

по предмету: «Самообслуживание»

4-5 класс «Особый ребенок»

(2015 - 2016 учебный год)


Периоды

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Выполнение программы

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

18


14


20


16





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • ноутбук, мышь, проектор, колонки

  • специально оборудованные санузлы

  • тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью

  • насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми с нарушениями ОДА

  • предметные и сюжетные картинки, фотографии, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.

  • видеофильмы, презентации

  • экранно-звуковые пособия

  • цифровые образовательные ресурсы

  • school-collection.edu.ru

  • ПРЕЗЕНТАЦИИ:

*Правила поведения в классе;

*Правила поведения в транспорте;

*Правила поведения в квартире;

*Правила поведения за столом;

*Правила поведения в столовой;

  • Дидактический (раздаточный) материал:

  • Кубики Зайцева В.Н.

  • Счетные палочки

  • Предметные картинки

  • Тематические иллюстрации

  • Наборы геометрических фигур

  • Игры на развитие мелкой моторики. « Шнуровка»

  • Положи овощ в корзинку

  • Положи фрукт в корзинку

  • Мебель

  • Кошка

  • Собака

  • Лошадь

  • Корова

  • Коза

  • Посади птичку на кормушку

  • Укрась елочку

  • Снежинки

  • Укрась тарелку

  • Собери чайник

  • Дерево

  • Грибы

  • Развивающая игра для детей «Профессии»

  • Развивающая игра для детей «Времена года»

  • Развивающая игра для детей «Время»

  • Развивающая игра для детей «Развитие внимания»

  • Развивающая игра для детей. Лото «Животные»

  • Развивающая игра для детей. Лото «Растения»

  • Развивающая игра для детей. Лото «Рыбы»

  • Таблицы:

№1 «Пиши правильно»

№2 «Уроки безопасности»

№3 «Дорожная азбука»

№4 «Время»

№5 «Деревья»

№6 «Цветы»

№7 «Одежда»

№8 «Части суток»

Мониторинг __________________________________

ФИ

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1.Пользуется столовыми приборами

2.Аккуратно ест, пьет из чашки

3.Умеет одеваться и раздеваться

1.Пользуется ложкой и вилкой

2.Неаккуратно ест, пьет из чашки

3.Умеет раздеваться, одевает верхнюю одежду

1.Пользуется ложкой

2.Неаккуратно ест, пьет через соломинку

3.Умеет раздеваться

1

ГЮ



2

КА



3

КАнг.



4

МО



5

СИ



6

ТЕ



7



8



ФИ

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4.Пользуется туалетной бумагой, туалетом, сливает

5.Выполняет гигиенические процедуры (лицо, уши, волосы, зубы, руки, ноги)

6.Пользуется косметическими средствами

4.Пользуется туалетом, туалетной бумагой

5.Выполняет гигиенические процедуры (лицо, зубы, руки, ноги)

6.Пользуется косметическими средствами (духи)

4.Пользуется туалетом

5.Выполняет гигиенические процедуры (лицо, руки)

________

1

ГЮ



2

КА



3

КАнг.



4

МО



5

СИ



6

ТЕ



7



8



Мониторинг __________________________ Предмет __________________________________________________________

ФИ

Уровень

Количество баллов

Подуровень

1


2


3


4


5


6


7


8


Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________ Учитель _______________ Филимонова Екатерина Юрьевна


© 2010-2022