Создание коррекционно – развивающего пространства для детей с ОВЗ в СКОУ VIII вида

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по теме:

«Создание коррекционно - развивающего

пространства для детей с ОВЗ в СКОУ VIII вида»

Жаворонок Юлии Сергеевны

ГБС (К)ОУ школы - интерната VIII вида пос. Ильского,

Краснодарского края.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Понятие среда - определяется как совокупность условий и средств целесообразной жизнедеятельности системы, в данном случае - учащегося с ограниченными возможностями здоровья (Философский словарь).

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Доказано, что на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребенок с нарушениями интеллекта, то коррекционно-развивающая среда - это та среда, в которой создаются условия для коррекции познавательной сферы, речи, стимуляции речевой и учебной деятельности, речевого общения.

Система создания коррекционно - обучающей среды строилась с учётом требований окружающей среды и особенностями детей с интеллектуальными нарушениями.

Для создания адаптивной коррекционно - развивающей среды необходимо решение трёх основных задач:

- коррекционной - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей

ребёнка,

- развивающей - оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития,

- профилактической - предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития.

В результате коррекционно - развивающегося обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития, формируются ЗУНы, повышающие жизненную компетенцию детей с нарушением интеллекта, т.е. решается та задача, которая, по сути, стоит перед нашими образовательными учреждениями, дальнейшая социализация учащихся в обществе.

В нашем образовательном учреждении в состав коррекционно-развивающего пространства входят следующие кабинеты:

Кабинет учителя - логопеда

Кабинет учителя - дефектолога

Кабинет ритмики

Кабинет педагога - психолога

Комната релаксационно -эмоциональной разгрузки.

В 2013 учебном году в соответствии с программой развития школы была проведена реконструкция всех кабинетов. Кабинеты специалистов коррекционного блока оснащены новым современным дидактическим и раздаточным материалом в соответствии с современными требованиями.

При организации коррекционно-развивающего пространства мы учитывали:

- специфику организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;

- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;

- соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей

Основное назначение коррекционных кабинетов - это создание рациональных условий для коррекционного обучения школьников с интеллектуальными нарушениями.

Все кабинеты условно разбиты на зоны: рабочее место специалиста, места для проведения группового занятия, игровая зона, а также места для индивидуальных занятий. Таким образом, в кабинете можно проводить различные виды занятий, которые способствуют обеспечению в среде обучающих, тренинговых и корекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности.

Специалистами оформлены стенды: для родителей и педагогов, а также для учащихся с их достижениями. При этом информационные стенды для педагогов и родителей вынесены за пределы коррекционных кабинетов - в холл школы. Информационное поле данных стендов подбирается педагогом с учетом разносторонних интересов аудитории (родители, педагоги).

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений, осуществления полноценной работы по коррекции сенсомоторных навыков, каждый кабинет оснащен большим количеством дидактических игрушек направленных на сенсомоторное развитие, многие пособия предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.

При обучении детей средствам речевой выразительности используются знакомые и любимые сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Поэтому в коррекционных кабинетах - учителя - логопеда, педагога - психолога, учителя - дефектолога представлены различные виды театров.

Музыкальные инструменты способствует развитию и формированию интереса к музыке, коррекцию слухового внимания и т.д. Данные игрушки позволяют заинтересовать детей, как в групповой, так и индивидуальной работе.

Каждый кабинет оснащен звуковоспроизводящей техникой. Различные записи и музыки, звуки леса, моря, различные сказки на музыкальном фоне все это позволяет специалистам создать особый фон и эмоциональное настроение на каждом занятии.

Большое количество игрушек ярких, многофункциональных и развивающих, наполняют игровую зону каждого кабинета. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Все игрушки, игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы.

Игровое пространство предусмотрено для игр в парах, группах. В центре игровой зоны на полу находится ковёр - место сбора всех детей. Он позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Создавая коррекционно-развивающее пространство, мы постарались сделать его информативно богатым, системным, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающего пространства сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают развитие ребёнка на путь становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками взрослыми.

Большое внимание в коррекционном пространстве уделяется комнате психоэмоциональной разгрузки (сенсорной комнате). Данное пространство создано для проведения коррекционных занятий педагогом - психологом по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ОВЗ. Все оборудование подобрано с учетом особенностей детей с нарушением интеллекта. Здесь дети совместно с психологом преодолевают множество страхов, получают новые впечатления, учатся познать себя. Особенно большое значение уделяется индивидуальной работе в данном пространстве с детьми, имеющими множественные нарушения.

Литература

1. Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. 2014 г.

2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. С-Пб: «КАРО», 2007.

3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология.- 2010. - № 1



© 2010-2022