Рефлексивный отчет по внедрению одного модуля

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кочкурова Ирина Викторовна Портфолио учителя Отчет А

Группа № 16 3-го уровня

г.Шымкент 23.04.2014

Отчет А

Рефлективный отчет об использовании модуля Программы

в планировании серии последовательных уроков.

«Новые подходы в преподавании и обучении»

«Мы лишаем детей будущего, если

продолжаем учить сегодня так, как

учили этому вчера»

Джон Дьюи

В настоящее время наш мир не стоит на месте, все меняется, меняется и система образования, заставляя меняться нас, учителей. В наше время обществу необходимы люди, которые готовы расти, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, способные применить их, и меняться в соответствии с жизненными обстоятельствами. У каждого человека должно быть развито мышление, внимание, способность анализировать. Все это нужно развивать с раннего возраста, так как именно в детстве формируются основные социальные качества и способности. Поэтому немаловажную роль в развитии человека играет школа и, конечно, компетентные учителя. Все эти годы учителя продолжали и продолжают преподавать по такому методу обучения, в котором главную роль в классе играют учителя - в прямом руководстве, в то время как получение знаний учениками происходит с низким уровнем умения задавать вопросы, рассуждать, доказывать, решать различные проблемы. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.

Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях. (Руководство с 110) Стереотипность понятия «ученик-учитель», которую нам прививают еще в ВУЗах, учителя продолжают нести в течении всей своей педагогической практики, и, мало кто из нас решается изменить что-то в своей деятельности. Все мы прекрасно понимаем, ЧТО преподавать, но не всегда знаем, КАК преподавать. И конечно, нельзя сказать категорично, что все без исключения учителя не используют новые подходы в своем преподавании, ведь для каждого из нас остается целью - интересно и доступно преподнести учебный материал. Не поспоришь с тем, что прогресс в развитии образования в большей степени зависит от качества педагогических кадров, качество школьной системы напрямую зависит от «качества» работающих в ней педагогов. Поэтому изменения, происходящие в этой области, должны быть процессом всеобъемлющем. В связи с этим целью государственной программы развития образования Республики Казахстан (Указ Президента № 1118 от 7 декабря 2010 года) является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. В результате реализации Программы будет осуществлён полный переход на 12-летнюю модель обучения. Одной из самых ответственных задач является подготовка учителя новой формации, так как новое содержание программы потребует нового учителя. Исходя из этого, указом Президента Республики Казахстан были организованы трёхмесячные курсы АО «Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» по Южно -Казахстанской области по проекту Кембриджского университета, которые помогли мне поменять взгляды на обучение. Хочу поделиться своими размышлениями о ходе практики касательно модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», который присутствовал во всех моих четырёх последовательных уроках. Внедрение модуля я начала с самого начала своего первого урока. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» для моих учащихся был не знаком, им очень понравился коллаборативный настрой (танец «Гиппопотам», «Снежный ком», « Кто мой друг») При изучении темы, я предполагала, как потом оказалось, что такой настрой будет мешать учащимся на уроках математики, ведь математика - это точная наука, которая не терпит веселья. Но мое мнение оказалось ошибочным, ребята с большим энтузиазмом приступали к работе. В группах, ребята охотнее решали примеры, заполняли карточки с заданиями. Учащиеся учились вести диалог друг с другом и учителем. Ведь обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. (Руководство с 117) Диалог проходил не только у учащихся между собой, но и между мной и учениками. Задания, развивающие беседу, были проведены на этапе вызова. Я старалась актуализировать знания учащихся с помощью стратегии «Мозговой штурм», задавала «тонкие» и «толстые» вопросы. В приеме «тонкие» и «толстые» вопросы, рассуждая, учащиеся, не только увеличивали свой словарный запас, но и развивали свое критическое мышление.

Диалог между учителем и учеником приносит большую пользу потому, что учащиеся при помощи диалогической беседы могут показать уровень знаний по изучаемой теме, могут выразить свою точку зрения и выслушать мнения своих одноклассников, а слушая их беседу, мне не составит большого труда, определить на какой стадии обучения находятся мои учащиеся. Например, на одном из серии моих четырех последовательных уроков, на этапе вызов, работая по стратегии «Мозговой штурм», ребята задавали свои вопросы одноклассникам. В процессе такой деятельности, учащиеся определяли уровень усвоенности пройденного материала своими одноклассниками, а также обобщали свои знания. Такие взаимодействия помогли им лучше усвоить информацию. Подготавливая задания , я ожидала получить следующие результаты:

понимание темы учащимися

умение правильного формулирования вопросов

развитие диалогической речи

развитие уважения к мнению друг друга

развитие мышления

В результате, я, понаблюдала, как работают учащиеся, со слабой мотивацией, в моем классе. Разделив всех учащихся на группы, на третьем уроке из серии последовательных уроков, у меня получилось, что в одной группе собрались не совсем «разговорчивые» детки. Но работая в команде, они показали себя как очень сильные соперники, защищали свой постер, как мне показалось, лучше , чем остальные группы.

И тут я задумалась, почему они так хорошо себя проявили? Подумав, я пришла к такому выводу: уровень их знаний оказался одинаковым, видя, что их никто не будет перебивать, и они не «в тени быстро думающих» учащихся, они активизировались и стали работать на уровне с более «шустрыми» учащимися. Таким способом, я добилась того, что весь мой класс хорошо усвоил тему и продемонстрировал мне это. У моих учеников развивалась математическая речь, логическое мышление, они учились выслушивать друг друга и находить правильное решение. Но все же мне не удалось добиться самостоятельного составления вопросов в грамотном виде. Многие вопросы были составлены не верно, с точки зрения математического языка.

Раньше, при составлении плана своего урока, я, конечно, ставила перед учащимися цель, задавала темп урока, выдвигала им проблему и тут же, сама предоставляла решение этой проблемы, раскладывала новый материал « по полочкам », учащимся оставалось только сидеть и «глотать» предоставленный материал « на блюдце ». Теперь, отходя от « традиционной » формы обучения, я стала замечать, что мои ребята с удовольствием работают в парах, группах. В парах ребята работали над стратегией « Запиши последующее число », в котором, как я заметила, более « сильные » учащиеся помогали ученикам со слабой мотивацией ; измеряли длину рабочей тетради ( чтобы доказать, что отрезком длиной в один сантиметр не удобно измерять предметы или расстояния, и для этого нам необходимы другие единицы измерения) ; записывали двузначные числа, изображенные на тучках, в порядке возрастания и убывания, производили взаимопроверку. Им понравилось работать в группах, составляя постеры, кластеры, но в гонке за объемом усвоения учебного материала, « катастрофическая » нехватка времени не позволяла мне уделять побольше времени на этот вид работы. А что самое главное, в гонке за временем, я не давала своим учащимся до конца высказывать свою мысль, стараясь быстрее помочь ответить ученику, т.е. не давала ученикам возможности самореализоваться. Проходя « Практику в школе», я для себя уяснила, что надо давать учащимся время для размышления, позволять им самим принимать правильное решение. Крайне необходимо разнообразить урок, применять такие способы, чтобы привлечь учащихся к активной работе, мотивировать их на изучение программного материала.

Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Для ее становления большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться мотивация. Когда ученик, работая в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность для них представляет эта работа, то он сам начинает ценить ее, начинает понимать, что учебная работа значима сама по себе. А это способствует включению ученика в активную деятельность, которая постепенно становится для ученика потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации ученика (Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя).

Развивая формы коллективной деятельности, я проводила игры : « Кто больше составит примеров? » ( дается задание придумать и записать в тетрадь примеры на сложение двух чисел, по истечении времени работа прекращается, побеждает тот, кто больше составил примеров ) ; « Космонавты » (у каждого экипажа ракета, в которую вставлена карточка с записанными на ней примерами, по сигналу учителя ученики приступают к выполнению задания по цепочке, последний поднимает ракету, если все примеры решены правильно, то ракета стартует в космос ). Проводя эти игры, было очень интересно наблюдать, как « слабые » учащиеся старались быстро и правильно решить свой пример, чтобы не подвести свою команду. Такой командный дух, сплотил мой класс, они стали уважительнее относиться к друг другу. На этапе осмысление, ребята работали над стратегией « Внешний и внутренний круг » ( коллективная деятельность ) , разделившись на две большие группы, ученики встали в два круга. « Внешний » круг задавал вопросы, а « внутренний » отвечал. При этом у них проходило взаимооценивание и самооценивание. П. Блэк писал : « Ученики должны сами оценивать свои знания ». В конце каждого урока, на этапе рефлексия, ребята учились оценивать свои знания с помощью рефлексии « Пальчиками », « Светофор » , « Погода на уроке » и т.д. Занятие это им очень нравится, ведь они сами выставляют оценку своим знаниям.

Л. С. Выготский писал: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Настоящий учитель учит своего ребенка учиться. В « традиционной » школе большее количество учителей, включая и меня, в основном сосредоточены на своем преподавании. Мы тратим огромное количество времени и сил, чтобы подготовить новый материал к уроку и рассказать его непременно самим, ведь это необычайно интересно! Мы пытались рассказать любопытные факты, доказательства, процессы, но в ответ получали лишь только скучающие лица и постоянно недоумевали : « Ну, что им еще надо такое рассказать, чтобы у них появился интерес к обучению? ». Теперь, для меня, это решенный вопрос. Согласно « Руководству для учителя » , необходимо учиться создавая коллаборативную среду, в центре которой находится ученик. Вовлеченность в совместное обучение представляет возможность ученику выбрать метод личного самообучения.

Итак, первое, что я бы хотела изменить в своей практике преподавания, - это прекратить много говорить на уроке, чтобы произвести впечатление. Этот витиеватый путь - путь плохого, реализовавшего себя наполовину учителя, который наставляет, но не учит учиться (т.е. как что-то исправить, чтобы стало лучше).
Я стремлюсь к тому, чтобы действительно сложное математическое понятие передать очень просто. Простоты трудно достичь. И это второй пункт, который я постараюсь воплотить в своей дальнейшей практике.
Сегодня, я на пути к новой практике. Много уже сделано, но ещё больше предстоит сделать. Теперь я знаю, что знание пропущенные через себя, и то, что дети узнали самостоятельно, те знания, которые они применили на практике и могут передать другому ученику, усваиваются прочно.
Теперь не так страшно допустить ошибку. Ведь не всегда есть правильные и неправильные ответы. Каждое мнение имеет право на существование. Тоже самое и с детьми. Теперь они, как и мы, слушатели данной Программы, должны научиться критически мыслить, как по отношению к себе, так и ко всему, что происходит вокруг них. Учитель должен лишь создать, ту необходимую атмосферу сотрудничества, которая царила и в нашей группе слушателей Программы.

Используемая литература :

Руководство для учителя АОО « Назарбаев Интеллектуальные школы » 2012

Формативное оценивание в начальной школе ( Практическое пособие для учителя)

Интернет ресурсы :

Никитин Денис Анатольевич, учитель истории, «Зубовская средняя школа», поселок Зубовск, Зыряновский район


5


© 2010-2022