• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Статья на тему: Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС


Карлова Эльвира Александровна

МБОУ СОШ №35 г. Орла

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является:

- формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться,

- развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность.

Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе.

Особое место приобретают общеучебные умения и навыки, формирующие информационную компетентность, так необходимую в сегодняшнем обществе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности. Часто современные школьники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения (не используя предложенный текст и применяя другие источники). Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста, и изменить стиль преподавания в начальной школе.(3[8 ])

Современное качество образования по чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями - способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. (1[54])

Художественная литература - база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом. Большое внимание учителя уделяют работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

1.Нахождение информации.

2.Интепретация текста.

3.Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Прежде всего, младшего школьника нужно научить чтению и не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Поэтому цели работы различаются по классам:

1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).

2 класс - обучение детей работать с текстом:

  • читать и понимать прочитанное;

  • пересказывать прочитанное;

  • делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения);

  • выделение опорных слов (словосочетаний);

  • определять героев и давать характеристику им и их поступкам.

3 - 4 класс - обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

  • выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);

  • находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

  • выделять главную второстепенную информацию;

  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

  • сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

Для обучения работе с текстами нужно соблюдать и некоторые условия:

1.Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно - познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2.Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3.Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её точность, эмоциональность, правильность и выразительность).

4.При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем. (2 [7])

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.

Я работаю по программе «Перспективная начальная школа» . В учебнике литературного чтения Н.А.Чураковой продумана система вопросов и заданий, направленных на перечитывание текста и поиск нужной информации. Приведу пример работа над текстом С.Козлова «Красота» ( 2 класс).

Учитель:- Познакомимся с новой сказкой С.Козлова «Красота».

-Что заметил внимательный взгляд? ("Т" - толковый словарик)

-Кто помощник в работе над словом в словаре? (Тот, кто первым нашел смысл слова "шалеют", зачитывает для всех).

Вопросы после чтения:

-Как вы думаете, Заяц совсем безнадежный, что не видит красоту? Зачитайте нужные строки.

-Прочитаем сказку только на синем фоне. Следим за голосом. (Работа над выразительностью)

-Заяц научится видеть красоту? (Научится, если будет внимательным)

-Зачитаем о красоте на желтом фоне.

-Чем отличается прочитанное от увиденного? (Не всё можно показать в фильме, на сцене… читать интереснее, в книге все подробнее).

Работа с текстами ведётся не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»). Дети непосредственно учатся осмысленной работе с текстом для его полного понимания и умения использовать в различных учебных и жизненных ситуациях. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе - познавательным характером. Это позволяет воздействовать на 3 показатель (умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры). А также совершенствуются знания об окружающем мире.

Работа с текстами, продуманная и поэтапно реализуемая, даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников я проверяю состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

2 класс

Показатель качества читательских умений

Начало учебного года

54%

Конец учебного года

68%

Эти результаты позволяют сделать вывод об эффективности проделанной мной работы. Но такое обучение требует от учителя воспитывать в учащихся чувства при чтении, переживать вместе с учениками, побуждать их к творчеству, самому иметь желание меняться и быть «в ногу со временем» и подготовить детей к обучению в основной школе.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.

Библиографический список

1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 - 4-е изд., М.: Просвещение, 2011. - 400 с. - (Стандарты второго поколения).

2.Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения./ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.

3.Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.





© 2010-2022