- Преподавателю
- Другое
- ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ как фактор активизации познавательной деятельности учащихся
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ как фактор активизации познавательной деятельности учащихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Приданников В.М. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ как фактор активизации познавательной деятельности учащихся.
(литература в красном блокн.)
Цель проб. об. - усвоение не только рез-ов научного познания, системы знаний (как в трад-ом типе обучения), но и самого пути, прцесса получения этих знаний, формирование познавательной самостоятельности учащихся и развитие их творчесих возможностей. «Проблемное обучение - это не метод как считалось в 20-е гг. а целостный тип обучения. В основе этого типа обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризуется систематической самостоятельной познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. П.О. - оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления», - так определяет П.О. М.И. Махмутов. (Организация проблемного обучения в школе, М. Просвещение, 1977.)
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ И УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА - основные понятия П.О., диалектически взаимосвязанные, каждая из этих категорий имеет свою самостоятельную структуру.
П.С. - зто интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае когда он не знает как объяснить факт , явление , процесс, что побуждает человека найти новый способ действия.
П.С. есть закономерность продуктивной творческой деятельности.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятелтности человека в условиях проблемной ситуации: П.С. - Проблема - Поиск способов решения - Решение проблемы. (см. посл. Лист).
Ак5тивность учащихся и интерес к изучаемому вопросу возникает в П.С., даже если проблему ставит и решает учитель. Но высший уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формултрует, выдвигает гипотезы, доказывает их, прверяет правильность решения.
Но каким действиям наджо учить , чтобы систематически формировать навыки познавательной самостоятельности? Надо формировать навыки таких мыслительных операций, как сравнение. Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и др.
Организация П.О. предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных П.С. и предопределили применение школьниками соответствующих методов обучения.
ВИДЫ ПРОБЛЕМОГО ОБУЧЕНИЯ (выделяют в соответствии с видами творчества).
-
Теоретическое творчество - теор-е исследование, т.е. поиск и открытие нового для ученика правила, и пр.
-
Практическое творчество - поиск практических решений, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации.
-
Художественное творчество - художественое отображение действительности на основе творческого воображения, включающее творч. Сочинение, рисование, написание музыки, игры и пр.
Эффективность традиционного обучения измеряется объемом усвоенного материала, а все виды П.О. характеризуются количеством продуктивной познавательной деятельности эффективность П.О. зависит от многих факторов, прежде всего от умения видеть проблему и формулировать ее, выдвигать предположения и гипотезы, обосновывать и доказывать гипотезы, применять на практике найденные решения, от сформированности у ученика способностей применять ренее усвоенное в новой ситуации, находить новые способы решения, что характеризует уровень интеллектуального развития учеников.
СПОСОБОМ УПРАВЛЕНИЯ являются методы преподавания и разные типы учебных проблем.
В зависимости от этого и характера взаимодействия учителя и учеников можно выделить условно 4 уровня П.О.:
-
Уровень несамостоятельной активности - восприятие учеником объяснения учителем, действия по образцу, упражнения воспроизводящего характера.
-
Уровень полусамостоятельной активности - применение прежних знаний в новых условиях.
-
Уровень самостоятельной активности - выполнение работ репродуктивно - поискового характера, конструирование, доказательство гипотез с помощью учителя.
-
Уровень творческой активности - открытие новогот способа решения, самостоятельные выводы и обобщения, изобретения.
Требования к важнейшим средствам организации П.О.
-
ВОПРОСЫ.
Вопрос становится проблемным только при следующих условиях:
-
Он должен иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями, так и с теми, которые подлежат усвоению.
-
Содержат в себе познавательную трудность и взаимные границы известного и неизвестного.
-
Вызывать чувство удивления, неудовлетворенность имеющимися знаниями.
2 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, применяемые для активизации умственной деятельности должны иметь свойство обобщения: 1) проблемным содержанием задачи, 2)методическим способом постановки задачи перед учащимися, 3) личностным отношением ученика к задаче.
3.УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ. Как указывает опыт, наиболее эффективным средством активизации является не отдельные задания, а их система.
-
РАБОТА С КНИГОЙ, УЧЕБНИКОМ. Л.Доблаев выделяет 5 типов текстовых П.С. и приемы их решения на основе характера связи субъекта с предикатом. (Психологические основы работы с книгой. М. 1970.):
-
Субъект и его предикат раскрываются в тексте не сразу, а постепенно. Осознавая субъект, который идет впереди предиката, ученик еще не знает, в чем заключается предикат. И наоборот. Этот факт переживается как чувство удивления. Особо отчетливо эти чувства проявляются, когда субъект является новым и неожиданным , а предикат многогранным.
-
Субъект или предикат изложен неполно, а то и вовсе отсутствует. Недостаток прежних знаний вызывает чувство затруднения.
-
В тексте встречаются ограничения субъекта или предиката. Признаками ограниченности являются слова «некоторый», «только», «иногда» и пр.
-
Расширение субъекта или предиката. При изложении таких субъектов применяется слово «также». Для понимания субъекта с расширением мысли о предикате необходимо использовать некоторые мыслительные операции, сопоставлять и пр.
-
Из двух тесно связанных между собой субъектов один противоречит другому. Необходимо выяснить, в чем именно это противоречие.
-
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ П.С.
-
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению фактов. Это вызывает поисковую деятельность.
-
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических заданий. П.С. возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть практической цели.
-
Постановка ученических Пр. заданий на объяснение явлений или поиск новых путей или применения.
-
Анализ фактов порождающих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
-
Выдвижение предположений и их опытная проверка.
-
Побуждение учащихся к сравнению фактов, в результате которых возникает П.С.
-
Побуждение к предварительному обобщению новых фактов. Сравнение в данном случае выявляет особые свойства новых фактов, необъясняемые признаки.
-
Ознакомление уч - ся с фактами, носящими как буд-то необъяснимый характер…
-
Организация межпредметных связей.
-
Варьирование задачи, переформулиповка вопроса.
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ (У.П.).
-
Постановка вопроса действительно создает проблемную ситуацию и способствует самостоятельной постановке проблемы учащимися.
-
Проблема действительно связана с предлагаемым ученику для усвоения учебным материалом и формулировка не уведет ученика в сторону.
-
Прежних знаний и умений у ученика достаточно, чтобы он смог приступить к самостоятельному решению.
-
Учитель готов управлять деятельностью ученика.
-
Учебный материал правильно разбит на части, основные действия ученика заранее предусмотрены. Заготовлен дидактический материал.
РЕШЕНИЕ У.П. начинается с правильной и четкой формулировки. Сформулировав проблему ученик начинает поиск решения. Поняв, что известный алгоритм не дает успеха, ученик начинает поиск нового способа.
Логика решения учебной проблемы указывает на необходимость составления плана решения, а может быть либо аналитическим, либо эвристическим.
Начальным этапом эвристического решения является выдвижение первоначальной идеи, предположения. Часто только одно из предположений может содержать гипотезу, т.е. обоснованное предположение. Гипотеза - неотъемлемый элемент П.О., она определяет направление познавательной деятельности ученика в П.С.. Развитие гипотезы может идти: 1) путем выведения дедуктивного из уже известных теорий, идей, заколнов, принципов и правил. 2) Путем индуктивного построения на основе фактов, явлений полученных в результате наблюдений.
Доказательство гипотезы происходит путем выведения из нее следствий, которые проверяются на фактах или сопоставляются с другими понятиями и законами. Уч-ся должны уметь анализировать учебный материал, находить в нем нужные факты и приемы для доказательства. (Вильский Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань, 1975.)
РУКОВОДЯЩАЯ роль учителя при решении У.П. заключается:
-
сообщать необходимые факты для анализа;
-
направлять мысль на анализ, сравнение и выводы;
-
ведет от неправильных догадок, предположений к правильным, обоснованию гипотезы и подтверждению ее фактами.
Прочие решения У.П. заканчиваются проверкой правильности решения на практике. Для того чтобы способ решения данной проблемы был ясен, осознан уч-ся, запоминался как алгоритм , необходим анализ пройденного пути.
СИСТЕМА МЕТОДОВ П.О.
Особенность методов П.О. заключается в том, что
как средство решения противоречий они функционируют только в системе и в диалектическом единстве формы и содержания, правила действия и способа действия. В этой системе различают общие методы (совокупность правил организации методов обучения) и группу бинарных методов (способы управления учителем учебно-познавательным процессом).
Номенклатура общих методов отражает разные виды деятельности учителя, который или
-
излагает и объясняет материал или
-
организует самостоятельную работу учащихся.
В целом можно сказать о шести видах организации П.О.:
-
монологическом;2. рассуждающем; 3. диалогическом; 4. эвристическом; 5. исследовательском; 6. методе программированных знаний.
1. Проблемное изложение учителя.
В основе такого изложения лежит сис-ки создаваемая П.С. и решение У.П. Можно выделить три вида проблемного изложения, каждое из которых отличается от других приемами преподавания; уровнем проблемности и познавательной самостоятельности уч-ся.
-
Метод монологического изложения. При этом методе активизация мыслительной деятельности уч-ся достигается за счет а) создания пробл. ситуации путем постановки информационных и проблемных вопросов; б)привлечения дополнительного материала с элементами новизны; в) эмоциональности изложения и возбуждения интереса с помощью наглядности и Т.С.О. Применяется этот метод при нехватке времени, высоком уровне сложности материала, при отсутствии у уч-ся навыков П.О.
-
Метод рассуждающего изложения.1-й вариант - на материале истории данной науки уч-ся показывается логика раскрытия ученым сущности понятий. Учитель демонстрирует логику исследования вопроса ученым. Для активизации мыслительной деятельности учитель а)создает П.С. обнажая противоречивость данной науки; б) показывает логику движения мысли ученого;эмоционально излагает, возбуждает интерес уч-ся к жизни ученого, к науке.
2-й вариант - путем логического анализа известных фактов реконструируется путь поиска и открытия. Для этого уч-ль а) создает пробл. ситуацию; б)анализирует ситуацию и ставит проблему; в) выдвигает предположение и обосновывает гипотезу; г) доказывает гипотезу, показывая уч-ам образец пробл. изучения новых знаний.
3)Метод диалогического изложения. Уч-ль сам ставит проблему и решает ее, но с помощью уч-ся, их деят-сти, создается частично - поисковый и репродуктивный метод Основные формы преподавания - поисковая беседа, рассказ уч-ля, наблюдение и обобщение фактов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности уч-ся.
В классификации И.И. Малкина (Рациональная организация самостоятельных работ уч-ся) вычленяются 4 типа и 13 видов сам-х работ.
-
С/р репродуктивного хар-ра, т.е. оперирование уже известными знаниями: воспроизводящие, тренировочные, обзорные, проверочные.
-
С/р познавательно-поискового типа, т.е. приобретение новых знаний: логическо-поисковые, конкретизации.
-
С/р познавательно-практического типа - расширение связи обучения с жизнью, с производством: эксперементально-поисковые, конструктивно-технические, теоретико-практические (самостоятельное составление и решение примеров и задач. Графиков и т.д.). общественно - практические.
-
С/р творческого типа: опираясь на богатство связей и понятий, способов действий, силой воображения и активного мышления создается нечто новое, оригинальное; художественно - образное (сочинение, стихи, рисунок , путешествие в глубь веков); научно - творческие (поиск и защита способа решения задач повышенной трудности и т.д.); конструктивно - технические.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4)Метод эвристических заданий. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий. Открытие нового закона или правила совершается не уч-ем. А уч-ся под руководством уч-ля. Это сочетание диалогического изложения уч-го материала с сис-ой постановкой проблемных и не проблемных задач: а) включение отдельных задач в изложение новых знаний; б) применение учеб.. заданий в сочетании с вопросами для анализа и обобщения; в) применение познавательных задач для поиска (док - во выводов, создание П.С.); г) организация дискиссии вокруг проблемной познавательной задачи.
-
Метод исследовательских знаний. Организуется учителем путем постановки перед уч-ся теор-х и пркт-х исслед-х заданий, с высоким уровнем проблемности. При исследовательском методе уч - к
Решает кие операции самостоятельно. Ход рассуждений уч-ка и правильность выводов определяет уч - ль в процессе собеседования. По содержанию это могут быть различные опыты, самостоятельное изучение истор - х документов, научной литературы, самостоятельный сбор и анализ фактов.
-
Метод программированных знаний. Организация обучения при которой уч-ся с помощью дидактических средств может самостоятельно приобретать знания и навыки действия (напр. Обработка статистики). Метод предстаывляет собой постановку уч-ем сис - мы программированных знаний, часть которых требует репродуктивной. А часть продуктивной деятельности уч-ся. В практике орган-ии П.О. применяются 2 вида сочетания трад-х приемов с прогр-ым обучением: а) применение элементов программирования в некоторых видах с/р и пробл. изложении знаний; б) применение сис-мы прогр-х знаний по определенным темам или разделам как способа организации познавательной деят - ти.
Общие методы не м.б. конкретным средством решения дидактических задач, т.к. являются обобщенным способом организации обучения. Конкретным способом организации процесса обучения явл. Бинарные методы.
5 БИНАРНЫХМЕТОДОВ преподавания и 5 соответствующих им методов учения.
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДЫ УЧЕНИЯ
1. сообщающий - система приемов, обеспечивающих сообщение учителем фактов и выводов без достаточного объяснения, обобщения и систематизации. Уч-ль пользуется приповторении,сформированнымиумениями и навыками, при объяснении нового материала: а) вместе с фактами сообщаются правила. Законы без достат . объяснения; б) большой фактический материал.
1. сочетание приемов. Характеризующих учебную деятельность по образцу. Ученик пользуется при повторении и формировании новых навыков. Механическое усвоение знаний.
2.объяснительный - сис- ма приемов, включаюих сообщение и обобщение учителем фактов, их описание и объяснение. Раскрытие сущности нового понятия путем сочетания слова и нпглядности.
2. такие приемы, как слушание и осмысление,восприятие, блюдение,тстематизация фактов, решение типовых задач. Сознательное усвоение знаний.
3.инструктивный метод используется для для организации практической деятельности.
3.практические,физические действия уч - ся.
4. объяснительно - побуждающий - сочетание приемов объяснения и побуждения уч-ка к самост. Действиям поискового хар - ра.Частично материал объясняется, частично дается ученикам в виде проблемных вопросов, заданий. Применяется при объяснении нового материала.
4. частично - поисковый - слушание и поисковая деят - ть по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения. Приемы: лушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблем.
5.Побуждающий - деят - ть уч - ля порождает активную умственную деят -ть уч-ся. Приемы постановки уч - м проблемных вопросов, задач перед уч-ся, приемов создания эмоционального настроя и возбуждения интереса к знаниям.
Поисковый - уч- к самостоятельно раскрывает сущность излагаемого понятия.
СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ как способ реализации бинарных методов.
Дидактическим приемом следует считать (стр. 13)
……………….
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
В качестве основы систематизации брали разные признаки урока: по методам обучения; по способу организации учебной деятельности учителя; по способу проведения; по дидактической цели.
На основе принципа проблемности они делятся на проблемные и непроблемные. С точки зрения внутренней специфики пробл. Следует считать урок, на котором уч - ль преднамеренно создает П.С. и организует поисковую деятельность уч-ся по постановке У.П. и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая ученику логику движения мысли в П.С. (по Махмудову.)
Дидактическим показателеа пробл. Урока является его синтетичность. Сущность такого урока заключается в том,что повторение пройденного сливается с введением нового материала, происхадит непрерывное повторение ЗУН в новых связных сочетаниях ( опора на них).
По дидактическим целям уроки делятся:
-
уроки нового материала.
-
уроки совершенствования ЗУН.
-
Уроки- контрольные.
Схема связи типа урока с его видом.. Урок - изучение нового материала. Важнейшие виды урока.
Проблемный. Непроблемный.
Урок - лекция.
Урок- беседа.
Урок- рассказ.
Урок- решение познавательных задач.
Лабораторная работа.
Ученическое теоретическое исследование.
Учен-е практическое исследование.
Урок-дискуссия.
Киноурок с анализом и обсуждением и т.д.
Уроки совершенствования ЗУН, Важнейшие виды урока.
Проблемный. Непроблемный.
Обзорная лекция.
Лабораторная и практическая работа
На применение знаний.
Обобщающая письменная, с/р.
Решение типовых задач.
Коллективный анализ рез-в работы.
Диспут.
Анализ граф-х и статист-х матер-ов.
Семинары, конференции.
Контрольный урок.
Проблемный. Непроблемный.
Письменная к/р.
Устный опрос.
Письменный отчет.
Зачетная работа.
Смешанный урок.
Уже есть попытки охарактеризовать прблемные уроки в зависимости от типа П.С.
Типы проблемных уроков ( по Артемьевой Г.В. Проблемное обучение в курсе обществоведения. М.93).
-
Уроки версионного характера - пробл. Задачи создаются на основе познавательных задач, содержащих противоречивые т. зр. По существующему материалу: проблема решается в ходе дискуссии.
-
Урок сравнительно-обобщающего характера - на статистических материалах не заключающих однозначных выводов. П.С. сравнительно-обобщающего вида: проблемы решаются в ходе самого анализа и письменного отчета (или устного).
-
Урок с включением морально - этической проблемы - дается предварительное задание в ходе пробл. изложения. Учащиеся сталкиваются с различными точками зрения на морально-этические вопросы; проблемы решаются путем индивидуального анализа жизненного опыта и псих-х аргументов в ходе дискуссии.
-
Урок сознательного применения диалектических методов к анализу конкретных явлений (повт.-обощ. Урок). - Учитель дает задания на тексты; проблема возникает на основе противоречия м/у необходимостью применить общие законы развития к объяснению конкретных явлений и уровнем умений уч-ся обобщать и конкретизировать; путь решения под руководством уч - ля; коллективный анализ результатов выполнения работ.
Структура проблемного урока.
Структура отражает и основные этапы учения и этапы организации урока.
-
актуализация прежних знаний уч-ся;
-
усвоение новых знаний и способов действий;
-
формирование умений и навыков.
Внутрянняя часть, хар-яя деят - ть уч - ся, представлена элементами:
-
возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы.
-
Выдвижение предположений и обоснование гипотезы.
-
Доказательство гипотезы.
-
Поверка правильности решения и проблемы.
1) 2) 3) 4) схема.
-
актуализация прошлых знаний, т. е. Активизировать работу памяти и подготовить аппарат ЗУН для восприятия и усвоения нового; возбуждение интереса к проблеме, создание змоц-го настроя, оценивание готовности отдельных учеников к восприятию нового. В процессе актуализации или в результате ее састо встречаются П.С. и ставятся проблемы.
-
Усвоение новых понятий и срособов действия - важнейший элемент структуры урока, раскрывается сущность новых понятий, усваиваются новые знания и способы умственной деят - сти.
-
Элементы структуры: уч-ль создает П.С., происходит постановка проблемы и поиск путей решения.
-
Формирование новых умений и навыков - многократное повторение умственных и практических действий.
-
Элементы структуры: проверка на практике правильности решения познав. Задачи, У.С.
Последовательность элементов структуры пробл. урока может меняться.