К Конференции, посвященной педагогическому наследию Н. К. Крупской

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мысли о школе и об учении.

Коллектив учителей

ГБОУ СОШ № 1137г. Москвы

Кирюшин В.Ю.,

Куликова М.В., Лаптева С.А.,

Федотов К.В., Лосева Е.Л.



Ставить учёбу ближе к окружающей жизни.

Крупская Н.К.

Изучение истории педагогической мысли - всегда благотворно действующее на любого учителя занятие. Осознание пути размышлений другого педагога - это уточнение своего пути. В этом смысле чтение работ Крупской Н.К. дает богатую пищу учительскому уму. Сами названия её статей звучат современно: «Мерила оценки педагога», «Ставить учебу ближе к окружающей жизни», «О выборе профессии», «Методика задавания уроков на дом», «Об учебнике по литературе», «К вопросу о детской книжке». Даже по прошествии почти целого века эти вопросы не решены в полной мере. Да, наверное, и не могут быть решены однозначно, раз и навсегда. Путь учительских поисков - это этап развития педагогической науки, и каждый этап наполнен свежими мыслями о школе и о учении.

Мы хотим поделиться своими мыслями по педагогике всегда нестареющих сомнений и учительских находок.

Наша школа сегодня - это «полигон» реформ и инноваций. Это и благо, и проблема. Чего же мы как испытатели и испытуемые, то есть методисты, управленцы, учителя, ученики и их родители, ждём от новой школы? Что влияет на удовлетворённость школой?

Для родителей это комфортные условия, развивающие программы, безопасность, сочетание обучения и воспитания. Иными словами, школа должна вбирать все эти черты.

А чего ждёт от школы маленький человек, только начинающий свой жизненный путь? Он ждёт, чтобы его хвалили, чтобы ему было не страшно. Он ждет интересной информации, он хочет больше играть и самостоятельно находить в совместной деятельности пути решения проблем, приближенных к современной жизни. Он ждёт друга-учителя, который поможет, утешит, вселит уверенность в будущем успехе. И который понимает необходимость сберечь и развить личность ребёнка: он должен учиться не соперничать, а сотрудничать, так как в современном мире просто невозможно чего-либо добиться в одиночку.

А о какой школе мечтает учитель? Думаю, он желал бы, чтобы у него в новых условиях хватало времени на творческий поиск, чтобы, уходя с его уроков, ученики хотели вернуться. А ещё - чтобы родители и педагоги понимали друг друга, доверяли и уважали, ведь их общее главное дело - вырастить умного, доброго человека, принимающего и уважающего законы, знающего родной язык и литературу, помнящего свои корни и историю страны и постоянно стремящегося к самообразованию.

Реформы образования - ввод нового Закона об образовании, Стандартов второго поколения - призваны приблизить школу к вышеизложенному идеалу. Новые стандарты теперь учитывают индивидуальные особенности ребенка, его личность. Не случайно в названии мы видим не «стандарт» - в единственном числе, а «стандарты» - во множественном: педагогу и ребёнку даётся выбор траектории развития в зависимости от способностей и потребностей. А среди ожидаемых результатов - предметных, метапредметных и др. - мы находим слово «личностные».

Вот с такими надеждами и ожиданиями мы, ученики, родители, учителя, вступили в Школу XXI столетия, которая, несомненно, должна быть построена на любви, доброте, доверии, приоритете знаний и технологий, где абсолютной ценностью являются Человек и его Жизнь.

I

«Политехнизм», «полипрофессионализм» и социальная одаренность.

В современных условиях серьезных качественных изменений системы образования и воспитания и все большего смещения приоритетов в сторону поддержки и развития внутреннего потенциала личности детей и подростков наибольшую актуальность приобретает проблема развития детской и подростковой одаренности. Этот вопрос связан с потребностью общества в неординарной личности.

Однако если рассмотреть работы Н.К. Крупской, написанные еще в советские времена, можно понять, что вопросы школьного «политехнизма» и ученического самоуправления, выступающие как процессы, направленные на всестороннее развитие учащегося, актуальны всегда, что связано с динамично развивающимся миром.

Все эти вопросы, о которых актуально говорить и сейчас, рассматривались Н.К. Крупской еще в 1917 году: «Но не старого работника должна готовить наша школа. Она должна готовить такого работника, которого требует жизнь, требуют условия нашей развивающейся промышленности, - умелого рабочего, такого, которого требует не отсталая, а передовая, высоко развития промышленность, потому что вводить мы будем наиболее совершенное, а не отсталое оборудование».

Если рассматривать работы Н.К. Крупской, адаптируя их под современные понимания и требования общества, мы получим требования общества к человеку как к «полипрофессионалу».

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений [4]. В той или иной мере любой ребенок может стать социально одаренным, если будут созданы условия для его развития [9]. Тогда социальную одаренность личности можно рассматривать, как способность человека проявить свои лидерские, коммуникативные, творческие и иные качества человека в социальной среде, в которой действует личность и которую личность тем самым преобразует.

Современные исследователи предложили комплекс разнообразных методик по развитию детской одаренности (Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.С.Юркевич, Дьяченко О.М. и др.). Они обосновали решение широкого спектра научно-практических задач диагностики, прогнозирования развития интеллектуально-творческого потенциала личности, воспитания и обучения одаренных детей и подростков в образовательном процессе [4,5,10,2].

Комплексы методик и анализ исследовательских работ таких известных ученых-педагогов, как Крупская Н.К., Романова Е.С., Комаров Р.В., стали теоретической основой работы нашей школы в области одаренности детей [8,3]. «Производство требует отбора наиболее приспособленных. Этот отбор должен просходить на основе нашего изучения одаренности каждого индивидуума», писала Крупская Н.К. в работе «О выборе профессии».

«Исследовательский метод наиболее подходит» к настроению подростка - именно эту особенность мировосприятия отмечала Крупская Н.К. Поэтому на уроке стараемся, чтобы учащийся действовал и обучался не в социальной роли ребенка, а в социальной роли взрослого человека, что позволяет учащимся адекватно рассматривать, логически решать учебные задачи с различных сторон, постепенно адаптируясь к требованиям «взрослой жизни».

Для применения полученных знаний на практике ученику предлагается самому выбрать тему практической работы, которая отражала бы полученные комплексные знания. Например, ученик 8 класса выполняет технический проект, используя полученные теоретические знания и практические умения не только по технологии, где нужно оформить всю техническую документацию на изделие и сделать ее макет, но еще использует знания и навыки, полученные по другим предметам, таким как: математика, физика, история, информатика, черчение, экономика.

Еще существенную роль в организации системной работы с одаренными детьми играют общественные объединения и ассоциации [3]. Они дополняют школьные уроки, поскольку отражают более широкий спектр мнений по проблемам образования одаренных детей. Социальная одаренность предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Социальная одаренность выявляет особенности, которые позволяют быть лидером, проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Наибольшую степень социальной одаренности, социально-профессионального самоопределения, гражданского становления личности школьники получают именно в работе различных досуговых объединений [1].

Крупская Н.К. отмечала: «В коммунах детских республик труда - одновременно и законодательствущее и работающее объединение ребят дружно, сообща постановляют и, дружно, сообща, помогая друг другу, проводят свои постановления в жизнь» и «Школьное самоуправление важно еще в одном отношении. Оно, при правильной постановке дела, учит каждого учащегося учету и контролю - учету сил, возможностей, результатов работы, контролю над работой, над ее темпом, результатами».

В современной школе ученики организовывают группы по интересам (музыка, техника, творчество, фотография, моделирование, краеведение и т.д.) и проводят различные мероприятия в школе, направленные не только на отдых, но и на воспитательные цели (школьные объединения). В нашей школе все идеи и предложения рассматриваются учениками и реализуются их силами. Некоторые из таких мероприятий становятся традиционными для всей школы: день самоуправления, КВН, день здоровья, Международный день кино «Рождественские выходные», фестиваль регионов России, мир в объективе, городской фотоконкурс «Сквозь века», окружной конкурс военно-исторической миниатюры «Наука побеждать» и другие.

Руководящим органом ученического самоуправления является ученический совет. Ученический совет действует на основании положения об ученическом самоуправлении, который реализует права учащихся на управление образовательным учреждением.

Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными [1].

В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Создание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других. Например, ученик К.М. живет в социально - неблагополучной семье, воспитывается только мамой и бабушкой, возможны предпосылки к антисоциальному и общественному поведению, распитие алкоголесодержащих продуктов и употребление наркотических веществ. Однако участие ученика в этой системе позволяет ему реализовать себя, при этом получая социальное одобрение на адекватное поведение и участие в различных социальных группах, что не дает ребенку проявлять асоциальное поведение, другой пример: ученица А.Н., имеющая активную социальную позицию, -яркая личность, все эти формы и методы работы дают ей возможность практически попробовать и «применить» на себе различные социальные роли, что повышает у учащейся социальный интеллект.

Важную роль играют детские и молодежные общественные организации, в которых самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Условия, которые намеренно создаются для ребенка в школьных объединениях, а именно реализация себя в различных социальных ролях, дают ему возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширить знания о возможностях реализации себя в различных социальных и профессиональных сферах.

В школе действует взаимосвязанная система обучения и воспитания обучающихся путем свободного выбора ими решения различных образовательных и воспитательных задач. Все это позволяет ребенку проявить себя, расширить знания, реализовать эти знания на практике, что разносторонне его развивает.

Положительным результатом данной концепции является показатели социальной адаптации учащихся, установление множества коммуникативных межличностных связей, самоорганизация, самоактуализация, самоопределение, гражданское становление личности.

II

О домашних заданиях в школе.

Обучение - процесс непрерывный. Человек учится всю жизнь. Ребенок тоже учится. В этом ему помогает учитель на уроке и домашняя самостоятельная работа.

Крупская Н.К. совершенно справедливо полагает, что «научить ребят самостоятельно работать совершенно необходимо». Наверное, в любую историческую эпоху, а в наше время особенно, можно считать справедливыми её слова: «…современная жизнь требует уймы общих и специальных знаний» и «ряд вновь возникающих проблем требуют умения самостоятельно работать над приобретением знаний». Научить подрастающее поколение учиться самостоятельно овладевать знаниями - одна из важнейших проблем, которую должна разрешить школа.

Интересна мысль Крупской Н.К. о том, что «самостоятельная работа над приобретением навыков должна сделать содержательнее классную учебу», «может и должна выравнивать уровень знаний и навыков у ребят и тем повышать эффективность работы школы». Именно над повышением эффективности бьется сейчас современный учитель.

Автор указывает на то, что если задание учителем методически не продумано, то оно приводит к обратным результатам: научит халтурить, поспособствует приобретению отрицательных навыков, мешающих учебе, научит обманывать. Не на эти ли качества жалуются учителя и родители, когда обсуждают на своих собраниях проблемы обучения школьника?

В статье «Методика задавания уроков на дом» Крупской Н.К. выделяется ряд условий, которые непременно должны быть соблюдены, чтобы само задание стало эффективным. Эти условия следует непременно соблюдать, чтобы иметь возможность влиять на процесс повышения качества образования:

- возможность выполнения урока (жилищные условия, загруженность ребенка неучебной домашней работой или мало его развивающими увлечениями),

- посильность задания (например, нельзя задать «написать сочинение на совсем неизвестную тему», отговорившись возможностями Интернета),

- тщательный инструктаж (как в наиболее короткий срок преодолеть трудности в выполнении заданий, а ведь такого инструктажа и у опытного учителя нечасто встретишь),

- понятная ученику и воодушевляющая его цель выполнения задания,

- индивидуализация заданий (сильный ученик не должен уходить вперед, а должен углублять свои знания по теме),

- учет качества выполнения заданий.

Автор статьи полагает, что сделать самое обычное задание на дом интересным может искусство учителя.

В своей работе «Мерила оценки педагога» Крупская Н.К. очень полно определяет методическую сторону работы учителя. Дадим полную цитату из работы автора, так как сокращение её приведет к искажению авторской мысли. Позволим себе лишь выделить несколько слов: «Учитель должен владеть методикой обучения, уметь просто, живо, образно рассказать ребятам о том или ином факте или событии; уметь иллюстрировать рассказ яркими примерами, рисунками, опытами, показом на экскурсиях, методом трудовой проработки, поставить тем самым занятия так, чтобы они заинтересовали учеников; уметь задавать вопросы, выясняющие степень понимания и степень усвоения учащимися заданий; уметь уловить, что непонятно ученикам, и толково объяснить непонятное; уметь будить самодеятельность учащихся, давать задания, которые эту самодеятельность стимулируют; уметь правильно распределять задания между учащимися, чтобы у каждого учащегося было постоянное сознание своего роста; уметь учить ребят самостоятельной работе путем консультации и систематического контроля». Эти слова звучат для любого учителя планом работы над своим делом на долгие годы педагогической работы.

III

О преподавании математики

Современный мир сильно отличается от мира начала XIX столетия. Нельзя сравнить уровень производства и его состояние в эти две эпохи. Однако, если посмотреть внимательно на преобразования и состояние общества, то находится аналогия между задачами во времена построения «нового мира» В.И.Лениным и задачами сегодняшнего момента. И тем больше поражаешься остроте и актуальности мыслей Н.К.Крупской по поводу преподавания математики.

Технический прогресс, скорость распространения информации, большое количество задач, необходимых для решения в короткие сроки подводят нас к необходимости тесной взаимосвязи теоретической и практической сторон преподавания математики, причем практическое применение должно быть осмысленным, с переводом ситуации в математическую модель, умением анализировать ее и находить пути решения. Аналогичные мысли читаем в работе Крупской «Главное в преподавании математики» : «...обратить особое внимание на увязку теории с практикой, на увязку математики с окружающей, хорошо знакомой учащимся общественной жизнью...», «следует связывать ее (геометрию) с обучением черчению, сниманию планов, с изучением основ топографии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный учитель, несмотря на его несомненную высокую эрудицию и университетскую начитанность, не часто обращается к научным работам по педагогике, возможно, и несущем в себе интересное содержание, но грешащим наукообразным языком, нечеткостью высказанных позиций, неоправданно высокими объемами.

Научные работы Надежды Константиновны Крупской отличает прекрасная ясность взглядов и прозрачность языка, которым высказываются очень глубокие, не состарившиеся по сей день взгляды мыслителя педагогики. Её работы читаются и воспринимаются как собственные мысли, облаченные в словесную форму. Настолько точно, правильно, объективно и бесконечно мудро смогла она донести до учителя такие повседневные и потому очень значимые, важные проблемы педагогики, не решенные в полной мере и сейчас.





Литература

1.Бархаев В.П. «Педагогическая психология» - Спб; 2009г.

2.Дьяченко О.М. «Одаренный ребенок» -М; 1997г.

3.Комаров Р.В. «Готовность к самораскрытию как психологическое условие развития креативности учащихся в системе дополнительного образования» М; 2006г.

4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в шести томах. М. 1979г.

5. Крупская Н.К. Методика преподавания русского языка. М. 1960г.

6.Лейтес Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» -М; 1996г.

7.Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении обучения» -М; 2008г.

8.Матюшкин А.М. «Проблемное обучение прошлое, настоящие, будущие» -Нижневартовск; 2010г.

9.Селевко Г.М. «Современные образовательные технологии» -М; 1998г.

10.Романова Е.С. «Организация профориентационной работы в школе» М; 2013г.

11.Рубинштейн С.Л. «Общая психология» - Спб; 2000г.

12.Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.



© 2010-2022