Анализ работы школы за 2014-2015 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



АНАЛИЗ РАБОТЫ


ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА


МК(С)КОУ С(К)ОШ №60VIII вида




2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД









Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида обеспечивает обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни и труду

Адаптированная основная образовательная программа школы и учебный план предусматривает выполнение государственной функции школы - обеспечение специального (коррекционного) основного образования, коррекцию, развитие и социализацию учащихся в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Школа работает в режиме 5-дневной недели в 1А,1Б,2 классах, в классах развития (для детей УУО) - 5Б, 6Б, 6В классах, 6-дневной в 3 - 9 классах.

В школе открыты классы для детей с умеренной умственной отсталостью.

В течение учебного года в школе работают четыре группы продленного дня, в которых занимаются 47детей, 32 из начального звена.

Режим функционирования - односменный.

Формы обучения: классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Формы образования: очная, надомное обучение.

Объем максимальной учебной нагрузки школьников не превышает норм СанПиН 2010 года.

Количество воспитанников в 1-9-х классах, группах продленного дня до 15 человек. В классах для детей с УУО наполняемость не превышает 8 человек. Для воспитанников, имеющих специфические нарушения, организуются групповые (2-4 человека) и индивидуальные логопедические занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. На основании медицинских рекомендаций для детей начальных классов проводятся занятия ЛФК.

  • Коллектив школы продолжил работу по Программе развития, целью которой является оптимизация действующей модели специальной (коррекционной) школы № 60 VIII вида; создание многоуровневой среды, позволяющей эффективно решать задачи становления и развития личности ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.

Реализация данной цели осуществлялась через решение следующих задач:

  • Удовлетворение социального заказа в сфере доступного образования для каждого ребенка;

  • Обеспечение права каждого ученика на обучение в соответствии с индивидуальными возможностями (многоуровневое обучение);

  • Создание условий для приобретения практически-ориентированных компетенций необходимых для последующей жизни учащихся;

  • Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего формированию жизненных компетенций.

  • Создание условий для сохранения здоровья обучающихся во время уроков и во внеурочное время, посредством совершенствования здоровьесберегающих технологий, используемых в рамках коррекционно - развивающего обучения.

  • Совершенствование психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы, с применением инноваций в области методик коррекционной педагогики и психологии.

  • Развитие материально-технического, кадрового, научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса в школе.

  • Совершенствование менеджмента школы.

  • Повышение профессионального уровня кадрового состава школы.

В 2014-2015 учебном году коллектив работал над темой «Создание условий для самореализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе и их успешной социализации в современном обществе».

Методическая тема школы: «Формирование коммуникативных навыков у учащихся с РДА, синдромом Дауна, ДЦП, СДВГ и умеренной отсталостью».

Задачи на 2014/2015 учебный год

  1. Формировать жизненные компетенции учащихся, включая их в успешную деятельность, расширяя социальные контакты, готовя к профессиональному самоопределению, выработке собственного варианта жизни;

  2. Повышать уровень профессионального мастерства педагогических кадров через совершенствование форм и методов индивидуальной коррекционно-воспитательной работы, проектирование воспитательной деятельности в группах, использование компьютерных технологий

  3. Создание условий для практической реализации здоровьесберегающих технологий.

  4. Продолжать разрабатывать систему диагностических мероприятий, обеспечивающих эффективность оценки достижений учащихся.

Для реализации поставленных задач в школе на начало учебного года имелась нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения в соответствие с законом «Об образовании в РФ». Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков с точки зрения здоровьесбережения, реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих программ, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой методической литературой и подготовкой к реализации здоровьесберегающих технологий.

Для решения оперативной цели школы:

  • составлен план работы школы;

  • составлены учебные планы в соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими возможностями детей с ограниченными возможностями, позволяющие создать единое коррекционно-образовательное пространство и овладеть выпускникам необходимым минимумом ЗУН, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности (для детей с F-70, F-71);

  • работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе;

  • создана структура методической службы в школе;

  • все методические объединения (3) имели четкие планы работы;

  • проводилась работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни; контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

План работы школы включал в себя организацию деятельности школы, направленную на получение бесплатного основного образования; организационно-педагогические мероприятия; организацию деятельности служб: учебно-методической, коррекционной, воспитательной, лечебно-оздоровительной, профессионально-трудовой; работу по укреплению учебно-материальной базы.

В школе открыты пять классов для детей с УУО. Основным направлением работы педагогов является создание условий, необходимых для социальной адаптации детей. Также детям оказывалась помощь специалистами (логопед, психолог) по коррекции недостатков развития и общения. Все программы индивидуализированы, но за основу взята программа для работы с данной категорией детей (А. Р. Маллер).

Образовательная деятельность регламентируется учебными планами, которые разработаны на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими возможностями умственно отсталых детей и подростков, с учетом рекомендаций Минздрава по охране здоровья и предупреждению учебной перегрузки школьников, утвержден на педагогическом совете школы (протокол № 1 от 30.08.2013г) для детей с F-70:

  • Учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью (F - 70);

  • Учебные планы для индивидуального обучения детей с легкой умственной отсталостью(F-70);

Для детей с УУО образовательная деятельность регламентируется учебными планами, которые разработаны на основе регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012- 2013, 2013-2014 учебные годы (Приказ МО НСО от 23.07.12г., №1602);

  • Учебный план для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (F - 71);

  • Учебные планы для индивидуального обучения детей с умеренной умственной отсталостью(F-71);

Учебные планы школы включают следующие образовательные области: общеобразовательные курсы, трудовая подготовка, коррекционная подготовка.

Набор образовательных областей и номенклатура учебных предметов были представлены в инвариантной части учебного плана необходимым количеством часов с учетом предельно допустимой нагрузки, что позволяло создать единое коррекционно-образовательное пространство, и гарантировало овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков.

Особое значение придавалось подготовке детей с ОВЗ к трудовой деятельности. Эта задача решалась путем воспитания у учащихся общей готовности к труду и получение ими профессионально-трудовых знаний и навыков по определенной специальности. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный труд.

Трудовое обучение в 1-4 классах дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развивает самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности.

На занятиях предусмотрены простейшие практические работы с пластилином, бумагой, картоном, с природным материалом, с металлоконструктором, древесиной, текстильными материалами.

Содержание трудового обучения в 4 классе является переходной ступенью от ручного труда к профессиональному, разработано применительно к каждому профилю трудового обучения. Предусмотрено изготовление несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов.

Целью профессионально - трудового обучения в 5-9-х классах является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях обычных (не предназначенных для инвалидов) предприятий и сферы обслуживания.

Профессионально - трудовое обучение в 5-9 классах осуществляется по следующим направлениям:

  • швейное дело

  • столярное дело

  • переплетно - картонажное дело

  • ремесло

В содержание каждого вида труда включены теоретические сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, механизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают профессиональными приемами труда, у них вырабатываются трудовые навыки, формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда. В этом учебном году учащиеся могли овладеть трудовыми навыками по трем профилям на базе школьных мастерских, которые оборудованы в соответствии с требованиями программы.

Вариативная часть учебного плана, представленная обязательными занятиями по выбору учащихся, использовалось для коррекции недостатков психофизического развития и способствовало лучшему усвоению предметов образовательной области и трудовой подготовки.

К коррекционным занятиям относятся:

в младших (1-4) классах:

  • развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности,

  • специальные занятия по ритмике,

  • К школьному компоненту относятся обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия, для которых создана модифицированная программа («Развиваюсь играя»), призванная решить задачи формирования навыков культурного поведения в обществе, расширения представлений об окружающем мире и о себе, формирования навыки здорового образа жизни, коррекции нарушений психофизических процессов, используя элементы игротерапии, арттерапии

в старших (5-9) классах:

  • социально-бытовая ориентировка (СБО);

  • школьный компонент представлен предметом «Основы компьютерной грамотности».

К обязательным индивидуальным и групповым коррекционным занятиям относятся занятия:

  • ЛФК (1-4 классы, классы для детей с УУО);

  • Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы, классы для детей с УУО);

  • Логопедические занятия (1-7 классы)

В этом году программа, разработанная психологом, по развитию психомоторики и сенсорных процессов продолжала работать.

Для коррекции отклонений в развитии, для всестороннего развития личности, творческих способностей, воспитания интереса к будущей профессии предусматриваются следующие факультативные курсы:

  • «Обучение способам проведения досуга» ( 6Б, 6В)

  • «Я и мир» (5Б)

  • «Экология для школьников» (5А, 6А)

  • «Введение в мир профессий» (9 класс)

  • «Основы конструктивного общения для детей с ОВЗ» (7, 8,)

  • ОФП (5А, 6А, 7, 8, 9)

С целью обеспечения коррекционно-образовательного процесса на основе программ рекомендованных Министерством Просвещения РФ для учреждений VIII вида (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, сборник 1,2. М.:Просвещение, 2001; Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1-4 классы, под. ред. В.В. Воронковой И.М., программы для детей с умеренной умственной отсталостью под ред. А. Р. Маллера педагогами школы были разработаны рабочие программы по каждому учебному предмету, которые рассматривались на заседаниях школьных МО и утверждались на педсовете.

Рабочие программы учитывали особенности развития учащихся класса, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. Реализация практической части программ заключалась в проведении экскурсий, практических работ по биологии, географии, СБО, трудовому обучению, развитию устной речи, в специфике проведения уроков развития письменной речи и внеклассного чтения.

особенностей учащихся (по классификации М.С.Певзнер и В.В.Воронковой).

Администрацией школы были проведены проверки выполнения образовательных программ, результаты обобщались в аналитических таблицах. В результате обобщения аналитического материала, анализа прохождения программ на основе записей в журнале и графиков прохождения учебного материала выявлено следующее: весь учебный материал, предусмотренный рабочими программами, изучен в необходимом объеме, причем соблюдается последовательность в изучении программного материала.

В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном Перечне учебных изданий.

Одним из важнейших направлений деятельности школы являлось совершенствование управления качеством коррекционно-образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного стандарта. Управление качеством образования предполагало систематическое отслеживание уровня учебных достижений школьников, и осуществлялось в рамках внутришкольного инспектирования в форме текущего контроля.

Организация учебно-воспитательного процесса носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.

1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:

- отклонения в развитии учащихся с разделением их на группы по психическим особенностям

- по возможностям обучения с разделением на четыре группы (по классификации В.В. Воронковой);

- по уровню воспитанности учащихся;

- по социальной адаптации;

- по уровню речевого развития;

  • уровень готовности к школьному обучению;

  • уровень адаптации учащихся 1, 5 класса;

  • мотивация обучения учащихся в процессе усвоения программы;

- по профессиональной направленности;

  • уровень здоровья учащихся;

  • усвоения программы учащимися;

  • пропуски уроков по болезни;

  • охват горячим питанием;

  • занятия в спортивных секциях;

Проводимые диагностики способствовали:

  • совершенствованию управления качеством образования;

  • предупреждению неуспеваемости учащихся, оказанию своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении;

  • осуществлению коррекции всех компонентов психологического, интеллектуального, личностного развития учащихся в процессе обучения и воспитания;

  • социально-трудовой адаптации учащихся;

  • сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Анализ качества обученности в школе за 2014-2015 год:

На начало учебного года в школе обучалось 90 человек.

В течение года выбыло 2 учащихся, прибыло 3 учащихся.

Т.о. на конец учебного года в школе обучается 91 учащихся. Из 91 обучающихся в школе овладели базовым содержанием учебных программ полностью - 91 учеников (100%).

На «4 и 5» успевают 24 учеников. С оценочной системой в школе обучается 47 ученика. Качественная успеваемость составила 51%(прошлый год 52%).

В школе обучаются дети, имеющие различную степень умственной отсталости. Количество детей, которые обучались по программе для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, составило 54(прошлый год 63) (59% - прошлый год 64%), число воспитанников, обучавшихся по программе для глубоко умственно отсталых детей- 37(41% - прошлый год 36%). 5 классов (1Б, 2, 5б,6б, 6в), где обучаются воспитанники по программе для глубоко умственно отсталых детей.

Наблюдается увеличение количества детей с умеренной умственной отсталостью на протяжении нескольких лет. Что требует от педагогического коллектива использования индивидуального подхода к данной категории учеников, разработке специальных программ по специфическим предметам в «классах развития», соблюдения единых требований к ученикам.

Пропуски уроков обучающимися


По уважительной причине

Без

уважительной причины

Всего

2013-2014

2014-2015

2013-2014

2014-2015

2013-2014

2014-2015

1-4 классы

1200

2024

---

----

1200

2024

5-10классы

2902

3995

---

246

2902

3995

Всего

4102

6019

---

246

4102

6019

Выводы:

- большая часть пропусков связана с нахождением учащихся в санаториях, оздоровительных, психологических центрах;

- в организации учебного процесса использовать здоровье сберегающие технологии, способствующие эффективной организации учебных занятий и сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;

- в связи с периодически возникающими в стране вспышками инфекционных заболеваний проводить просветительскую и профилактическую работу среди всех участников образовательного процесса

Сравнительный анализ уровня учебных достижений обучаемых


Учебный год

Всего учащихся

Уровень обученности, %

Качество знаний, %

1-4

5-9

1-4

5-9

2012-2013

100

100

100

65

48

2013-2-14

63

100

100

61

45

2-14-2015

47

100

100

50%

51%



Т.о., в учебном году произошло понижение уровня качества знаний в начальной школе на 11%, в старшем звене уровень качества знаний повысился на 6 %.






Отчет по движению и качественной успеваемости

класс

на начало

прибыло

выбыло

на конец четверти

количество с оценочной системой

на «4» и «5»

качество по классу

с одной тройкой (ФИО, предмет)

6

3

2

7

0

6

1

7

0

2

7

1

8

0

3

5

1

4

4

3

75%

4

6

1

2

5

4

1

25%

8

8

8

4

50%

3 Жериков С, Захаров Г (математика),

Рогаченко М.(труд)

8

8

0

6

6

6

5

83%

5

5

0

6

6

0

7

9

9

9

2

22%

3 Букреева Н (математика), Зайцев Яков, Коржова В.(труды)

8

9

9

7

4

57%

2, Новиков П. (математика),

Раимова А.(труд)

9

9

0

0

9

9

5

56%

2 Кацюба Я.(труд), Романьков А.(математика)



итого

90

1

0

91

47

24

51%

10


Сравнительный анализ качественной успеваемости по классам.

3

4

7

8

9

выше средней

75%

83%

57%

56%

ниже средней

25%

50%

22%

по школе

51%




Качественная успеваемость по предметам 2014-2015 уч. год

2013-2014 год

первая четверть

вторая четверть

третья четверть

четвертая четверть

2014-2015год

Упорова Т.В.

100%

100%

100%

100%

100%

Вставский В.Л

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Чумакова Е.А.

67%

42%

35%

42%

33%

42%

Цегельник Т.В

70%

55%

63%

82%

70%

60%

письмо

Яковчик О.М.

100%

100%

100%

88%

100%

Вставская Н.И.

95%

82%

96%

93%

90%

90%

чтение

Яковчик О.М.

100%

100%

100%

100%

100%

Вставская Н.И.

95%

82%

94%

93%

90%

90%

математика

Данн Т.А.

64%

86%

57%

50%

71%

79%

Субботина Е.Б.

78%

91%

91%

55%

57%

66%

Зеленина И.А. (обществ.)

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Зеленина И.А. (история)

100%

91%

95%

96%

96%

94%

Субботина Е.Б. ИЗО

95%

100%

91%

100%

100%

Шакирова Е.И СБО

100%

100%

100%

100%

100%

Фидосова Т.С. (биология)

86%

86%

79%

86%

86%

86%

Фидосова Т.С. (география)

90%

78%

83%

83%

83%

83%

Шакирова Е.И..(ОКГ)

100%

100%

100%

100%

100%

100%



Диагностика психофизического развития детей (по Певзнер М.С.) показывает, что контингент учащихся имеет более серьезные нарушения по сравнению с прошлыми годами. Но благодаря проводимой коррекционной работе педагогами и учету индивидуальных типологических особенностей детей, осуществлению разноуровневого обучения коллектив школы смог добиться хороших качественных показателей.

Для прослеживания динамики развития обучающихся проводились диагностические мониторинги (сентябрь, декабрь), где педагоги определяли динамику обучения детей; вносили корректировки (в случае необходимости) в образовательные программы; определяли дальнейшие направления коррекционной работы (индивидуально или с группой учащихся).

Административный контроль за уровнем знаний и умений учащихся проводился систематически, кроме того, продолжалась работа по комплектованию банка измерителей уровня учебных достижений обучающихся (контрольные работы, проверочные и самостоятельные работы, тесты) как на уровне учителя, так и на уровне администрации.

Цели проведения контрольных работ:

  • выявление условия усвоения программного материала;

  • выяснение степени сформированности учебных умений и навыков;

  • осуществление школьного мониторинга качества образования.

Контроль школьной документации:
В течение 2014-2015 учебного года шла проверка журналов по следующим критериям:

- своевременное и аккуратное заполнение,

  • выставление отметок,

  • выполнение программного материала

  • Кроме того, проверялось ведение тетрадей (рабочих и для контрольных работ) дневников учащихся школы.

Здесь были выявлены следующие недочёты:

  • нерегулярное выставление текущих оценок учителями среднего звена и запись домашнего задания учениками,

  • учитель Алексеева Л.А. не уделяет внимание соблюдению единого орфографического режима; отсутствует контроль за ведением тетрадей и качеством выполнения письменных работ со стороны учителя.

  • Учителя среднего звена контролируют соблюдение единого орфографического режима в тетрадях и уделяют внимание развитию каллиграфических навыков школьников.

Вывод:

- продолжать проведение контролирующих мероприятий за ведением классных журналов, тетрадей обучающихся.

- руководителям МО уделять внимание работе учителей с тетрадями, проводить инструктивно-методическую работу с педагогами в рамках своих МО.

Контроль выполнения всеобуча:
Согласно плану внутришкольного контроля регулярно Негуляевой О.В., соц. педагогом, проводилась проверка посещаемости занятий обучающимися. По результатам проверки соц.педагог проводила работу с классными руководителями и родителями. Проблемы возникали с посещением школы у следующих воспитанников:

  • Паномаренко В.(6А класс)

  • Колесников Г.(9класс)

В течение года велась работа соц.педагога в тесном сотрудничестве с инспекторами ПДН по решению данного вопроса.

Дозировка, выполнение, контроль домашнего задания осуществляется учителями в соответствии с необходимыми требованиями.

В истекшем учебном году была организована работа 4 групп продлённого дня для обучающихся начальных классов и среднего звена. Эта форма организации внеурочной деятельности необходима детям, родители которых находятся на работе, а также ученикам 5-7 классов, для контроля выполнения домашнего задания.

Детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывал помощь социальный педагог.Для воспитанников, нуждающихся в индивидуальном обучении были организованы различные виды данной формы обучения.

Результаты трудоустройства выпускников 9 класса:



Место учёбы/работы

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Профессиональное училище

8

9

7

Работают


1

Не работают и не учатся (инвалидность)

2

4

2

Не работают, не учатся(по этническим причинам)

2

2

0

  • Проблемы:

  • Сокращение количества профессиональных училищ, которые обучают выпускников коррекционной школы, сотрудничают со школой по вопросу организации углублённой профессиональной подготовки.

  • Выводы:

  • - педагогическому коллективу школы продолжать работу, по обеспечению всеобщего среднего образования,

  • - социальному педагогу совместно с классными руководителями уделять особое внимание детям «группы риска».

Учебные достижения выпускников 9-х классов являются одним из результатов работы педагогического коллектива в течение нескольких лет. В этом учебном году обучалось в 9 классе 9 учащихся, закончили обучение в 9 классе 9 выпускников. Из них 7 обучалось в классно-урочной системе, 2 - на дому. По окончании учебного года с выпускниками проводилось собеседование и тестирование по определению уровня общего развития, сформированности практических знаний, умений и навыков по русскому языку, математике, чтению. Все задания были подобраны с учетом возможностей учащихся и требований стандарта.

Учащиеся успешно выполнили задания.

После прохождения трудовой практики на базе школьных мастерских (20 дней-9 класс) выпускники сдавали экзамен по профессионально-трудовому обучению (швейное и столярное дело). Экзаменационный материал был подготовлен учителями трудового обучения своевременно, рассмотрен на методическом совете школы, принят педагогическим советом, утвержден приказом директора школы. Нормативные документы (Положения об экзаменационной комиссии для проведения экзамена по профессионально-трудовому обучению выпускников школы, об оценочной аттестации по профессионально - трудовому обучению по завершению школы) подготовлены в срок, для учителей и учащихся был оформлен стенд, была разработана программа по подготовке к аттестации выпускников. Экзамен проводился по двум профилям: швейное дело, столярное дело. На экзамене проверялось соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности.

В соответствии с приказом экзамен проводился в один день: сначала - практическую, а затем выполняли экзаменационную работу. Между теоретической и практической частью экзамена перерыв 20-30 минут.

На выполнение практической экзаменационной работы отводилось 2-3 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся был перерыв). Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый получил чертеж, рисунок или фотографию объекта, знакомился с образцом - эталоном и техническими требованиями к изделию. Задания, включаемые в практическую экзаменационную работу, соответствовали программным требованиям. Заготовки для выполнения данного изделия, инструменты и все приспособления, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы экзаменуемый выбирал самостоятельно.

Экзаменационный билет по трудовому обучению состоял из 2-х теоретических вопросов, которые направлены на выявление знаний экзаменуемых по материаловедению и правил техники безопасности работы. При проведении устного экзамена по профилю на опрос каждого экзаменуемого отводилось не менее 30 минут.

Экзамен по трудовому обучению проводила экзаменационная комиссия, состав которой утвержден приказом по учреждению. Члены комиссии анализировали и оценивали процесс выполнения экзаменуемым изделия в ходе практической работы и качество изделия. Оценивались также другие изделия (не менее 5), выполненные экзаменуемым за период обучения в выпускном классе.

При проведении экзаменов не было замечено нарушений со стороны экзаменационной комиссии.

Результаты экзамена по профессионально-трудовому обучению


Год


% качество знаний

2012-2013


78

2013-2014


100

2014-2015


78

По сравнению с прошлым учебным годом, видно, что качество знаний, умений и трудовых навыков, проверяемых на экзамене в 9-ом классе снизилось на 22 процента


Для прослеживания динамики развития обучающихся проводились диагностические мониторинги (сентябрь, декабрь), где педагоги определяли динамику обучения детей; вносили корректировки (в случае необходимости) в образовательные программы; определяли дальнейшие направления коррекционной работы (индивидуально или с группой учащихся).

Согласно плану работы школы были проведены итоговые контрольные работы за каждую четверть и год, по текстам администрации на основе дифференцированного подхода к оценке знаний и умений школьников с учетом индивидуальных речевых и психических нарушений. Для предупреждения перегрузки учащихся был составлен общешкольный график к/р. Для учащихся, занимающихся по индивидуальным программам, были составлены тексты контрольных работ учителями самостоятельно и согласованы с заместителем директора по УВР.

Письмо и развитие речи

Вид работы выбирался с учетом возможностей детей и требованиями программы (контрольное списывание с письменного и печатного текста, диктант с грамматическим заданием, некоторые учащиеся выполняли индивидуальные контрольные работы (списывание)).

Анализ результатов контрольных работ по письму позволяет сделать следующие выводы:

Наиболее типичные ошибки:

  • пропуск, замена букв, искажение слов

  • правописание безударной гласной в корне

  • запятая между однородными членами предложения

  • определение членов предложения

  • перенос слов

  • правописание предлогов

Многие ошибки типичны для учащихся нашей школы.

Педагоги ведут работу по предупреждению ошибок, используя различные коррекционно-развивающие упражнения, предупредительный диктант, объяснительный диктант, комментированное письмо, орфографическое проговаривание, зрительные диктанты и т.п. В этом году качественная успеваемость учащихся 3-4 классов по письму составила 88%, что выше на 8% в сравнении с результатами первой четверти, но на 12 % ниже результатов прошлого года. Качественная успеваемость в 5-9 классах составила 90%, что на 1 % ниже показателя прошлого года. Объяснить это можно значительным снижением уровня обучаемости учащихся 3-4 класса (дети только 3 и 4 группы обучаемости по классификации В.В. Воронковой)

В течение года осуществлялась преемственность учителей начальной и старшей школы, строго соблюдая требования к письменной речи учащихся и оценке знаний. Так же активизировалась работа по взаимодействию логопеда и учителей.

Математика

Тексты контрольных работ были составлены с учетом программных требований (базовый уровень), исходя из индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Итоговые контрольные работы предлагались по трем уровням, для учащихся, занимающихся по индивидуальной программе, предлагались задания, соответствующие их уровню.

Анализ контрольных работ позволяет сделать следующие выводы:

Наиболее типичные ошибки:

  • в 1-4 классах: составление примеров на сложение и вычитание

  • частные случаи сложения и вычитания, неточности при выполнении геометрического задания

  • в 5-9 классах: сложение и вычитание многозначных чисел

  • геометрические построения

  • порядок действий

  • сложение и вычитание десятичных дробей

  • деление на двузначное число.

В этом году качественная успеваемость учащихся 3-4 классов по математике составила 100%, что выше на 12,5% результатов прошлого года. Качественная успеваемость в 5-9 классах составила 71%, что на 14 % ниже показателя прошлого года. Объяснить это можно значительным снижением уровня обучаемости учащихся 6-9 класса (дети только 3 и 4 группы обучаемости по классификации В.В. Воронковой, регресс в пубертатный период)

Повышение качества выполнения контрольных работ в старших классах и анализ наиболее типичных ошибок свидетельствует об усилении практической направленности уроков математики. Педагоги проводили работу по преемственности преподавания уроков математики и трудового обучения

Кроме того, можно выделить факторы, отрицательно влияющие на качество знаний:

  • низкий уровень мотивации к обучению;

  • отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;

  • социальный фактор;

  • низкий уровень сформированности организационных умений учащихся, плохо представляют себе цели и задачи учебной деятельности, не могут предвидеть результаты своей деятельности;

  • педагоги более тщательно проводят самооценку своей деятельности через рефлексию результативности работы учащихся (мониторинг сформированности учебных навыков и изучение трудностей в обучении).

Становление качества беглого чтения и детей с нарушением интеллекта - процесс достаточно длительный. Это обуславливается многими причинами, в частности недостатками понимания читаемого, несовершенством речевого развития детей, ограниченностью объема их зрительного восприятия, слабой сформированностью оперативной памяти и др. В этих условиях постоянное напоминание учителя, что надо читать как можно больше для овладения быстрым чтением, оказывается результативным.

Неполноценный навык беглого, осознанного чтения затрудняет подготовку домашних заданий, получение информации из книги и фактически подрывает основу формирования ребенка как читателя и как саморазвивающуюся личность. Возможно, в следующем учебном году необходимо активизировать внеклассную работу, способствующую мотивации к чтению.

Помимо классно-урочной системы обучения для учащихся, имеющих выраженные нарушения психики, а также умеренную у/о было организовано обучение на дому. Целью такого обучения стало обеспечение щадящего режима проведения занятий, реализация учебных программ по предметам (в соответствии с учебным планом для обучающихся на дому) с учетом возможностей каждого ученика коррекции имеющихся отклонений. Организация образовательного процесса регламентировалась учебным планом, расписанием занятий, индивидуальной образовательной программой, которая отражала психолого-педагогические и медико-социологические особенности ребенка.

Учет и анализ знаний учащихся проводился педагогами систематически в течение года. Динамика развития учащихся фиксировалась в следующей документации: карта наблюдений за динамикой мотивации в процессе усвоения программы; карта контроля за динамикой усвоения программы; коррекционный дневник, индивидуальный журнал учета успеваемости. Программный материал пройден полностью. Все учащиеся усвоили материал по учебным предметам полностью.

Также в школе было организовано обучение детей-инвалидов, из 68 учащихся 12 обучались индивидуально на дому, 56- в условиях классно-урочной системы.

Для учащихся создавались условия, способствующие получению образования, социальной адаптации, оказывалась медицинская, логопедическая и психологическая помощь.

Логопедическая помощь

Задачи:

- развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие речевого дыхания;

-постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков;

- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся;

- обогащение активного и пассивного словаря;

- формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

- развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

Работа была направлена на выполнение данных задач по составленному плану. Организационно-диагностическая работа выполнена в полном объеме:

  • изучена документация вновь прибывших детей;

  • проведено по намеченному графику углубленное логопедическое обследование детей;

  • проведено комплектование группы;

  • составлены планы индивидуальной работы, изучена медицинская документация по изменению неврологического статуса детей, продолжающих занятия на логопункте;

  • в мае проведено логопедическое обследование устной и письменной речи с целью подведения итогов и корректировки программ и перспективных планов работы

Отчёт учителей - логопедов за 2014 - 2015 учебный год

1 - 4 классы

5 - 7 классы

Обследовано детей

25 чел.

29 чел.

Зачислены в группу

25 чел.

29 чел.

Выявлены нарушения:

СНР, III уровень речевого развития

24 чел.

17 чел.

СНР, II уровень речевого развития

8 чел.

11 чел.

СНР, I уровень речевого развития

11 чел.

1чел.

Дизартрия

22 чел.

18 чел.

Нарушение письма и чтения

8 чел.

16 чел.

Заикание

1

1

Моторная алалия

7 чел.

1 чел.

Выпущены со значительными улучшениями

-

4 чел.

Незначительные улучшения

13 чел.

18 чел.

Без изменений

12 чел

7

Оставлены в логопедической группе на следующий год

25 чел.

25 чел.



В течение всего отчетного времени проводилась консультационная работа:

● ознакомление педагогов с речевым развитием учащихся и направлениями коррекционной работы;

● беседы с учителями и воспитателями по проблемам речевого развития учащихся;

● консультирование учителей по проведению артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений на ортопедическом часе и физ. минутках.

● разработаны рекомендации по классам учителям и воспитателям по коррекции речевого развития учащихся на 2015-2016 учебный год

● через дневники для индивидуальной работы с учащимися, где родителям еженедельно давались рекомендации по занятиям с детьми, по коррекции речевых нарушений, упражнения для занятий с детьми;

● кроме этого, осуществлялись индивидуальные консультации родителей по интересующим их вопросам.

Т.о., на конец учебного года наблюдается положительная динамика. Учащиеся стали читать более выразительно, соблюдают знаки препинания (паузы) интонационно окрашена речь. Не овладели навыком чтения из-за сложности формирования данного навыка дети с умеренной умственной отсталостью, т.к. имеют нарушения более глубокого характера.

Психологическая помощь

Цели:

1.Психологическое сопровождение детей с ОВЗ;

2.Комплексная коррекция психических процессов;

3. Развитие эмоционально - волевой сферы детей с ОВЗ;

4.Формирование возрастных психологических новообразований;

5. Предоставление психологических средств подросткам, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя, других людей с учетом подростковых возрастных особенностей.

Задачи:

1.Теоретическое изучение психики у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, изучение эмоционально-волевого и личностного развития.

3.Выявление резервных возможностей учащихся с ОВЗ.

4. Развитие способностей у подростков конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими людьми.

5.Психоконсультирвание педагогов, родителей, обучающихся.

6.Психопрсвещение педагогов, родителей, обучающихся.

Психологическое сопровождение велось каждого ребенка школы, в количестве 91 человека:

  • Психодиагностика психических процессов детей, по диагностическому комплекту Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Были обследованы: учащиеся 1 , 4 классов по запросам администрации, родителей и педагогов.

  • На уровень тревожности были обследованы 1 «А», 1 «Б» и 5 классы по методикам: - детский вариант тревожности Дж. Тейлора и методика Р. Теммел, М.Дорки. и В. Амен. Были оформлены аналитические справки, проведено ПМПк с выводами и рекомендациями.

  • Для учащихся 1-го класса были составлены коррекционные программы для развития ВПФ.

  • Был обследован 7 - 8 , классы, для выявления уровня коммуникативных навыков по методикам:

- Методика диагностики самоконтроля в общении М. Скайдера. Практическая психодиагностика. Самара 2001 г.

- Тест Г. Айзенка для определения самооценки психических состояний.

- Методика «Умеете ли Вы слушать?». Практическая психодиагностика . самара 2001 г.

- Тест Томаса, для определения ведущей стратегии в конфликте.

- Методика КОС - 1 А.А. Синявскй,Б.А. Федоришин.

  • Комплексная психологическая коррекционная работа с детьми поводилась с учетом специфики нарушений детей с ограниченным здоровьем, которая предполагала наличие гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений. Было проведено:

  • Факультатив по программе «Основы конструктивного общения для подростков с ОВЗ» составленной психологом Бородиной Е.А. под рецензией кандидата педагогических наук Заровняевой А.Ю. в ноябре 2007 года, проводились коррекционные занятия в 7-8 классах по одному часу в неделю, согласно плану и расписанию.

  • Проведен курс факультативных занятий по коррекционной обучающей программе по профориентации: «Введение в мир профессий». За основу были взяты сценарии занятий из книги М.Ю. Савченко Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Было проведено 34 занятий по одному часу один раз в неделю. Каждое занятие включало в себя по три упражнения и рефлексию.

  • Коррекция тревожности детей и подростков. За основу взята «Жить вместе» в помощь специалистам учреждений и родителями воспитателям. Выпуск III. Новосибирск 2005.( 5 класс)

  • Проводились коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах, программа была составлена на основе психолого-педагогической программы Т.П. Абакировой «Ступени» (2002 г.).

Психоконсультирование проводилось по мере поступления проблем, которые предъявлялись в устной форме, и были актуальны для них:

  • педагогов -21

  • родителей (групповые) -10, индивидуальные - 2

  • учащихся -10.

Психопросвещение педагогов.

  • Выступала на педагогическом совете с темой: «Характеристика обучающихся с РДА, ДЦП, синдромом Дауна, СДВГ и УУО» - октябрь месяц.

  • Выступала на МО трудового обучения: «Дидактическая игра как средство развития интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ» - январь, согласно плану методического объединения.

Психопросвещение родителей:

Были проведены беседы в 1-х класса:

- Адаптация и причины дезадаптации первоклассников;

Родительское собрание в 2 классе:

- Методы эффективного взаимодействия родителей с детьми в летний период отдыха - апрель.

- В течение года проводились консультации для родителей;

- Регулярно менялся материал в уголке психолога.

Результаты коррекционных занятий 1 - 4, 5 «Б» , 6 «Б» и 6 «В» классов


Нарушение функции

До занятий

После занятий

Количество человек

%

Количество человек

%

1. Нарушение восприятия

40

100

38

95

2.Нарушение пространственного праксиса

44

100

43

98

3. Недостаточность развития временных представлений

44

100

41

93

4. Недостаточность развития логического мышления

45

100

45

100

5. Недостаточность развития наглядно - действенного мышления

30

100

24

80

Вывод: качественные показатели коррекции познавательной сферы улучшились:

1. восприятие на 5 %;

2. пространственный праксис на 2 %;

3. временные представления на 7 %;

4. логическое мышление показатели прежние;

5. наглядно - действенное мышление на 20 %;

6. внимание на 7 %.

Исходя, из этих показателей можно сделать вывод об эффективности коррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по I и II варианту.

Существенную помощь в освоении учащимися базового компонента школьной программы оказывала деятельность специалистов школьного ПМПк, которые вели работу для обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (или состоянии декомпенсации) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Специалисты, входящие в состав консилиума (логопед, психолог, соц. педагог) помогали реализовывать индивидуально-ориентированные программы с учетом возможностей и продвижения каждого, оказывали консультативную помощь педагогам. В течение учебного 2014-2015 года проведено 7 заседаний ПМПк (5 заседаний запланированных и 2 заседания внеплановых).

Основная цель школьного ПМПк: комплексное психолого- педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Были поставлены задачи;

  1. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся;

  2. Социальная профилактическая работа;

  3. Коррекционно-развивающая деятельность;

  4. Научная, информационно-методическая работа;

  5. Консультационная деятельность.

На ПМПк обсуждались вопросы:

- Утверждение плана работы на 2014-2015 уч. год;

- Определение обучающихся на индивидуальные и групповые занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, на занятия ЛФК, занятия с логопедами;

- Организация работы с обучающимися группы риска, нуждающихся в особой социально-педагогической помощи;

- Организация охранительного режима к обучению обучающихся в 1-4 классах;

- Рекомендации образовательного маршрута обучающихся в 1-3 классах по психофизическим возможностям и особенностям;

- Обсуждались вопросы школьной адаптации 1-го и 5 классов, составление психологом рекомендаций для педагогов, составление коррекционно-развивающихся программ;

- Оценка речевого, интеллектуального и социального сопровождения обучающихся в 1-м классе. Составление индивидуальных коррекционных программ; мониторинг и динамики развития;

- Определение речевого, интеллектуального и социального развития обучающихся 4 класса;

- Рекомендации по определению выбора профиля профессионально-трудового обучения обучающимся в 4 классе;

- Выбор формы проведения итоговой государственной аттестации обучающимся в 9 классе.

Результативность работы ПМПк за 2014-2015 уч. год:

  1. Адаптационный период 1-х классов прошел удовлетворительно;

  2. Адаптационный период 5»А» класса прошел удовлетворительно, общий уровень тревожности у всех обучающихся соответствует среднему уровню;

  3. На индивидуальном сопровождении были обучающиеся 1 «Б» класса шесть человек с умеренной умственной отсталостью. Динамика интеллектуального развития слабоположительная, но необходимо отметить, что дети стали более собранные, знают свой класс, ориентируются в школе, могут 15-20 минут (под контролем педагога) сидеть за партами, выполняют простые инструкции и задания педагога, находиться в коллективе. Обучающися знают всех педагогов и специалистов, работающих с первым классом.

  4. Были обследованы и даны рекомендации на смену образовательного маршрута обучающимся:

  • Гоголю Дмитрию (по решению территориального ПМПК переведен во 2 класс на обучение по адаптированной основной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальное нарушение), II вариант);

  • Дубровиной Любаве (по решению территориального ПМПК переведена на индивидуальное обучение по адаптированной основной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальное нарушение), II вариант).

  1. Рекомендована форма сдачи итогового государственного экзамена по трудовому обучению выпускникам 9 класса: по билетам и практической части - обучающимся Самусевой Светлане, Овсянникову Андрею, Фручкину Герману; собеседование и практической части - обучающимся Коцубе Ярославне, Строкову Александру и Романькову Александру. Освободить от сдачи итогового государственного экзамена - обучающихся Зорину Юлию (справка № 238 от 13.08.14 г.) и Пекельную Жанну (справка № 2115

от 01.09.14 г.)

  1. Обучающиеся выпускного 9 класса совместно с учителями трудового обучения, психологом и социальным педагогом определились в выборе рабочих специальностей, выбрали учебные заведения для дальнейшего обучения.

Важнейшим фактором, влияющим на качество образовательного процесса, является система работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогических работников.

В школе реализуется программа «Здоровье»

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства и юношества. Поэтому очень важно именно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Работа по увеличению двигательной активности ведётся на уроках и во внеурочное время. Степень успешности этой деятельности - устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяет направление усилий педагогического коллектива школы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Увеличение двигательной активности обеспечивается за счёт проведения мероприятий, ставших в школе традиционными:

  • физкультурные минутки во время уроков;

  • подвижные игры во время перемен;

  • Дни здоровья;

  • экскурсии;

  • игра «Зарница»

Ведётся работа с родителями и учащимися: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, классные часы. Параллельно ведётся работа с родителями: индивидуальные консультирования, круглые столы, родительские собрания, работает Школа родителей. Результаты работы показывают эффективность деятельности психолого-педагогической службы школы, доказывают необходимость ее сохранения и дальнейшего развития.

Создание условий для здоровьесбережения учащихся

Одной из задач при планировании работы школы по блоку «Здоровье и здоровый образ жизни» являлась задача создания оптимальных условий для сохранения здоровья обучающихся в образовательном процессе. Решению этой задачи способствовала профилактическая деятельность медицинской службы школы. В течение года учащиеся школы прошли вакцинацию против гриппа, прививки от полиомиелита, туберкулинодиагностику (реакция Манту). В соответствии с планом проводились медицинские осмотры учащихся разных возрастных групп.

В соответствиями с требованиями СанПина школой обеспечен световой, воздушный режимы. Особое внимание уделено организации питьевого режима. Школьным медсестрой постоянно проводится санитарный контроль влажной уборки помещений, наличие моющих и дезинфицирующих средств, использование инвентаря по назначению.

Расписание учебных занятий соответствует учебному плану и нормативным требованиям СаНПиН в части продолжительности уроков, перемен, начала занятий, расположения предметов по уровню сложности в течение учебного дня и учебной недели. Организация учебных занятий предусматривает смену видов деятельности, окрашивание уроков чувственно-эмоциональным фоном, проведение оздоровительных режимных моментов. Осуществляется своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья обучающихся. Занятиями физической культурой охвачены все учащиеся, не имеющие противо-показаний. Уроки физкультуры максимально возможно проводятся на свежем воздухе.

Организация школьного питания

Одной из важнейших сторон жизнедеятельности школы является организация рационального питания учащихся. Питание в школьном буфете организовано согласно утвержденному графику силами комбината питания. Меню разработано технологами в соответствии с возрастными нормами, сбалансировано по содержанию белков, жиров и углеводов, калорийности блюд. Все блюда, поставляемые комбинатом питания имеют сертификат качества и реализуются в соответствии со сроками хранения. Помещение буфета соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Пищеблок оснащен необходимым оборудованием (мармит для горячих блюд, холодильный шкаф, система вентиляции). Питание бесплатное осуществляется за счет муниципальных средств учащимся в количестве 91 человек из 1 - 19 классов. В школе составлена программа по осуществлению контроля организации питания, которая предусматривает:

• Контроль качества питания;

• Выполнение профилактических мероприятий по соблюдению санитарных норм и правил;

• Предупреждение инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:


  1. Для реализации поставленных задач в школе на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Организация учебного процесса регламентировалась учебным планом и расписанием занятий.

  2. Весь учебный материал, предусмотренный программами, изучен в необходимом объеме, соблюдалась последовательность в изучении программного материала. Систематически осуществлялся контроль за реализацией образовательных программ, качеством усвоения программного материала.

  3. Качество обучения составило 51%. Прослеживается незначительное снижение уровня обученности по сравнению с прошлым учебным годом.

  4. Повышение качества выполнения контрольных работ по письму в старших классах произошло благодаря тщательно проводимой самооценке своей деятельности через рефлексию результативности работы учащихся (мониторинг сформированности учебных навыков и изучение трудностей в обучении). В течение года осуществлялась преемственность учителей начальной и старшей школы, строго соблюдались единые требования к оценке оценке знаний. Так же активизировалась работа по взаимодействию логопеда и учителей.

  5. Уровень эффективности контроля прослеживается по уровню развития учеников; уровню обученности; готовности выпускников к самоопределению; повышению профессиональной компетентности учителя.

  6. Организация учебно-воспитательного процесса носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе. Проводя мониторинг за усвоением учащимися программы по письму, математике и чтению, истории, географии, трудовому обучению позволило педагогам своевременно выявлять пробелы в знаниях учащихся и вести коррекционную работу по их устранению. Продолжалась работа по преемственности между начальным и средним звеном в ходе реализации плана по адаптации учащихся .

  7. В школе организованно обучение в классно-урочной системе, в виде индивидуальных занятий на дому, для детей с трудностями в обучении определялся индивидуальный маршрут (ПМПсопровождение в рамках школьного ПМПК). В школе создается комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда на основе индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся, осуществлялась коррекция всех компонентов психического, интеллектуального, личностного развития.

  8. Для детей со сложной структурой дефекта организовывалось обучение по индивидуальным программам в рамках отдельных классов Развития для детей с УУО и на дому. Создавались условия для обучения и реабилитации детей-инвалидов.

  9. Активизировалось взаимодействие специалистов школы с педагогами не только в виде консультаций, но и в совместной работе по разработке и реализации учебных программ.

  10. Решению проблемы сохранения контингента обучаемых уделялось должное внимание и проводилось в системе: администрация - соц.педагог - инспектор ОДН - классные руководители - психолог - родители. Результат был виден налицо: отсутствие пропусков уроков без уважительной причины.

Методическая работа в школе - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, в конечном счете - на совершенствование единой системы целостного подхода в организации коррекционно-развивающего пространства.

При планировании методической работы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы методической работы:

  1. Тематические и диагностические педагогические советы.

  2. Методические объединения.

  3. Работа учителей по темам самообразования.

  4. Открытые уроки, их анализ.

  5. Взаимопосещение и анализ уроков.

  6. Внеклассная работа по предмету (предметные недели).

  7. Инструктивно-методические совещания при зам. директора по УВР.

  8. Школьный ПМПк.

  9. Аттестация.

  10. Организация курсовой подготовки педагогов.

  11. Участие в городской методической работе (работа в городских методических объединениях: специальной педагогики, учителей трудового обучения, психологов, логопедов, социальных педагогов, заместителей директора по УВР)

  12. Участие в окружном этапе конкурса «Учитель года»

В этом году учебно-методическую работу в школе осуществляли 27 педагогов, в том числе 1 совместитель.

Количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации



Анализ статистики кадров по квалификационным категориям

Категории работников

Количество работников

Имеют квалификационную категорию

на 01.01.14г.

Высшая (%)

I,II (%)

не имеют категории (%)

Педагогические работники

23+1 совместитель

4

15

6(1 вн. совм.)

Руководящие работники

3

2

Всего

27

6(22%)

15(56)

6(22%)

В 2014-2015 году установлена первая кв. категорию Гришаева Е.В., Упорова Т.В., высшая Кольб Г.В.

Сданы самоанализы: Яковчик О.М., Зеленина И.А. - на высшую категорию

Шакирова Е.И., Струпова Т.И., Цегельник Т.В.- на первую категорию

На данный момент нет категории: Шакирова Е.И., Струпова Т.И., Субботина Е.Б., Алексеева Л.А., Кениг А.В., Клишина Ю.А.

Проблемы:

- практически четвертая учителей не имеют квалификационные категории по различным причинам.

Выводы:

- создавать условия для повышения уровня квалификации педагогов через курсы,

- продолжать работу, направленную на успешное прохождение процедуры аттестации педагогами школы.

В этом учебном году в школе работает три МО: учителей старших классов, учителей трудового обучения, коррекционного направления. Методические объединения имеют четкие планы работы и темы, которые перекликаются с методической темой школы.

В целом педагоги, входящие в разные методические объединения, принимают активное участие во всех мероприятиях, являются единомышленниками с большим творческим потенциалом. Проведение предметных недель показало творчество наших педагогов.

Результативность творчества работы педагогов школы во многом зависела и от внутришкольного обучения. В целях обеспечения оптимального уровня квалификации педагогических кадров проводились психолого-педагогические семинары, которые повышали профессиональную компетентность педагогов через проведение практикумов. Инструктивно-методические совещания при заместителе директора по УВР также включали вопросы, касающиеся организации коррекционно-развивающего пространства в школе.

Помимо школьной системы педагоги повышали свою квалификацию через областную и городскую: участие в районных методических объединениях; городские и областные семинары; курсы повышения квалификации в НИПК и ПРО, ГЦРО, «Эгида»

Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача для руководителя методической работой. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала.

Серьезно были подготовлены:

  • Предметная неделя МО «Коррекционной педагогики».

Тема предметной недели: «Сказка в гости к нам пришла».

Цель: Оптимизация обучения детей с ОВЗ через включение элементов сказок в образовательный процесс.

  • Предметная неделя МО старших классов

Тема: «Путешествие по планете знаний»

Цель: Показать через организацию учебно - коррекционного процесса и внеклассной деятельности развитие коммуникативных навыков у обучающихся, развивать познавательные интересыу детей с ОВЗ, воспитывать чувство ответственности к учебной деятельности, любви к школьным предметам.

  • Предметная Неделя МО трудового обучения. Проведена в сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач.

Для развития творческих способностей учащихся 5-9 классов было проведено общешкольное мероприятие: праздник « Мы талантливы», посвященный Дню открытых дверей. Под руководством учителя Цегельник Т.В. был оформлен зал, использовались работы учеников. Всеми учителями МО была организована в фойе первого этажа выставка лучших творческих работ учащихся школы. Учитель швейного дела Чумакова Е.А. приготовила с обучающимися заключительный концерт. Ученики швейного дела продемонстрировали свои изделия, которые шили в течение года.

В рамках методической недели в 4-9 классах по изучаемым профилям ( швейному, переплетно-картонажному и столярному) прошел конкурс «Лучший по профессии», где были выявлены лучшие учащиеся в своем деле.

Была проведена огромная подготовительная работа. Множество грамотных урочных и внеурочных мероприятий во время проведения тематических недель также свидетельствуют о профессионализме и энтузиазме педагогического коллектива.

Участие в областных, городских мероприятиях

1.Лауреат окружного конкурса «Учитель года» учитель логопедии Яковчик О.М..

2. Городской конкурс «Инновационные методики и технологии в обучении» (Гришаева Е.В., Хохолева М.Г, Третьякова Е.С., Кольб Г.В, Винокурова Н.А., Соболева Д.В., Цегельник Т.В., Зеленина И.А., Вставская Н.И.,),

3. Областной Фестиваль профессий учителя Чумакова Е.А. ,Цегельник Т.В, В.Л.Вставский 13.05. 2015г

4. Участие в организации и проведении VIII открытого областного форума молодых педагогов г. Новосибирска (Яковчик О.М.)

5. Участие в пленарном заседании XII городской педагогической конференции "Современное состояние и перспективы развития муниципальной системы образования г. Новосибирска: новые подходы к достижению эффективных результатов" (Яковчик О.М.)

6. Проведен мастер-класс в окружной школе молодого педагога. Центральный округ г. Новосибирск (Яковчик О.М.)

7. Окружной семинар логопедов по теме: "Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с ОВЗ" (Яковчик О.М., Кольб Г.В.)

В среде педагогов начато навое направление методической работы - создание собственных сайтов в интернете, создание страничек на сайте школы. Учителя Зеленина И.А., Третьякова Е.С., Яковчик О.М., Негуляева О.В. получили сертификаты по своим сайтам.

Проблемы методических объединений, а также цели и задачи методической работы, педагоги решали через проведение уроков, организацию предметных недель и внеклассных мероприятий, семинаров городского, окружного уровня, День открытых дверей.

И, подводя итоги методической работы за полугодие, нужно сказать, что основными направлениями деятельности были:

  • организационная работа (работа МО, методическое обеспечение повышения квалификации педработников и развития педмастерства к внедрению в работу школы здоровьесберегающих технологий;

  • технологическое обеспечение образовательного процесса (планирование развития школы, разработка и совершенствование нормативных документов, развитие научно-методической базы);

  • информационная деятельность (формирование банка пед. информации, информирование педагогов о новых направлениях в развитии образования, проведение работы с родителями по формированию ЗОЖ);

  • работа по созданию здорового микроклимата в классах

Оценка деятельности методической службы проводилась не по количественным, а по качественным критериям. Среди качественных показателей выделим следующие:

  • рост профессионализма педагогов и готовность решать задачи, поставленные перед ними школой;

  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

  • осознание необходимости заниматься оздоровительной работой у педколлектива;

  • создание нормативно-правовой и методической базы в школе;

  • способность учителей к профессиональному саморазвитию.

В течение года проведено три методических педагогических совета. Все педагогические советы были посвящены реализации темы школы «Формирование коммуникативных навыков у учащихся с РДА, синдромом Дауна, ДЦП, СДВГ и умеренной отсталостью». Педагогические советы прошли на высоком методическом уровне и показали систему работы учителей в данном направлении.

Таким образом, положительно влияют на результаты обучения:

1) профессиональный рост учителей через оказание им методической помощи и аттестацию;

2)повышение ответственности учителей за результаты деятельности через систему внутришкольного контроля;

3)повышение ответственности учителей за результаты педагогической деятельности в связи с проведением экзаменов в 9-м классе;

4)мотивация учителей на достижение высоких результатов через систему педагогических советов, методических семинаров и совещаний;

5)педагогическое общение в методических объединениях, творческих и проблемных группах по вопросам повышения успеваемости и качества знаний учащихся;

6)планирование и организация работы с учащимися через систему факультативных и кружковых занятий;

Негативное воздействие на результаты обучения оказывают:

1)недостаточное внимание со стороны части родителей

учащихся к вопросам воспитания и обучения детей;

2)недостаточная просветительская работа с родителями учащихся;

3)проблемы при формировании взаимоотношений «учитель - ученик»;

4)недостаточная методическая и материально-техническая оснащенность предметных кабинетов.

Исходя из результатов анализа работы школы за 2014/15 учебный год,

задачи на 2015/16 учебный год будут следующие:

1. Методической службе школы проводить работу по мотивации учителей на участие в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства.

2. Продолжить работу по повышению профессионального мастерства педагогов через проведение семинаров, смотров-конкурсов, методических дней. В 2015/16 учебном году организовать проведение практического семинара «Проектирование урока в соответствии с ФГОС».

3. Методической службе школы продолжить работу по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения, по обеспечению всех видов поддержки учащимся.

4. Планировать и организовывать внутришкольный контроль таким образом, чтобы он выполнял функцию методической поддержки каждому учителю (согласно его запросам). При определении объектов и субъектов контроля учитывать результаты предыдущего учебного года.

5. Для повышения мотивации к изучению учебных предметов и подготовки учащихся к самоопределению, социализации, продолжить работу факультативных и кружковых занятий.

6. Продолжить работу с родителями учащихся через проведение консультаций психолога, логопеда, учителей и администрации школы.

7. Использовать все возможности вариативной части учебного плана для удовлетворения запросов учащихся и их родителей.

8. Продолжить сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

9. Расширять работу по сохранению здоровья учащихся. Продолжить реализацию программы «Здоровье» с целью формирования у учащихся положительного отношения к здоровому образу жизни, предупреждению и искоренению вредных привычек.

10. Продолжить работу по организации оптимального режима труда учащихся и работников школы.

11. Учителям-предметникам использовать здоровьесберегающие технологии или их элементы в образовательном процессе.

12. Продолжить индивидуальную и групповую работу с учащимися, имеющими отклонения в речевом и психологическом развитии.

13. Проводить работу по пополнению материально-технической базы школы и обеспечению учащихся учебниками.




© 2010-2022