ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»

 Данное занятие дает детям представление о традициях и особенностях быта казахского народа. Активизирует и пополняет словарь детей.  Выявляются творческие проявления детей в оформлении поделки, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, развивает художественно-эстетический вкус.Занятие учит детей составлять узоры на формах, изображающих предметы быта. Знакомит с казахским орнаментом: амулет, крестовина, кость, торсык (сосуд для кумыса); развивает глазомер, чувство ритм...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ахметзянова Алсу Мирзаевна

Воспитатель 2 категории высшей квалификации

Специальная коррекционная школа-интернат

Астана (Казахстан)



ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ:



«КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»





















Цель. Дать детям представление о традициях и особенностях быта казахского народа. Активизировать и пополнять словарь детей. Поощрять творческие проявления детей в оформлении поделки, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, развивать художественно-эстетический вкус.

Задачи. Научить составлять узоры на формах, изображающих предметы быта. Познакомить с казахским орнаментом: амулет, крестовина, кость, торсык (сосуд для кумыса); развивать глазомер, чувство ритма; воспитывать интерес к казахскому народному творчеству.

Знакомство с понятием "орнамент" Научить составлять узоры на формах, изображающих предметы быта; познакомить с казахским орнаментом "Крылья птицы".

Развивать фантазию, творческое мышление, воспитывать любовь к результатам собственного труда.

Воспитывать интерес к окружающему миру и предметам декоративно-прикладного искусства казахов.

Учить детей видеть казахский орнамент, объясняя основные его элементы и порядок их чередования: широкая полоса, угол, ромб, декоративные завитки.

Закреплять умение делать набросок орнамента простым карандашом.

Воспитывать толерантность, уважение к культурным традициям казахского народа, аккуратность в работе и интерес к аппликации как виду деятельности.

Предварительная работа. Беседа о казахских народных традициях и культуре казахов, ознакомление с жилищем-юртой.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ППН: «Букет доброты». Дети становятся в круг. У каждого из них цветок, который они передают соседу с пожеланием добра. В итоге начавшему круг доброты достается целый букет пожеланий.

Воспитатель напоминает детям, что у каждого народа есть своя культура и традиции. Ребята, а как называется дом, жилище казахов, в которых они живут в степи, когда пасут стада лошадей, овец, баранов?

- Юрта.

Юрту делают из прочного дерева - березы, а купол, чтобы он получился такой формы, делают из гибкого, прочного дерева - ивы. Потом сверху обтягивают теплым материалом - войлоком и обязательно украшают орнаментом, чтобы юрта одной семьи не была похожа на юрту другой семьи. Каждая юрта особенна - нет одинаковых юрт.

КТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»азахи - кочевой народ - пастухи и охотники, поэтому они используют переносное жилище. Обращает внимание на юрту. Она очень легко монтируется и разбирается, сделана из легких материалов, поэтому ее легко перевозить. Тем не менее юрта очень теплая, т. к. делается из ковров из верблюжьей шерсти, которые называются кошмами. Внутри юрта тоже устлана коврами. Посмотрите, какие они красивые, с национальным орнаментом.

В убранстве интерьера юрты главную роль играли узорчатые войлоки - "текемет" и "сырмок". Текемет - войлок с вваленным рисунком, главным образом белого и черного, а также желтого, розового и коричневого цветов (техника инкрустации). Для этих войлоков характерно сочетание белого и коричневого цветов в центре поля, красной ткани и белого войлока - в кайме. При этом мотивы фона и каймы повторяют друг друга. В орнаментике разнообразных тканых ковров и дорожек используются чередующиеся орнаментированные полосы. Для пестрых узорных безворсовых ковров характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Фон ковров - красный, реже оранжевый и синий, узоры - многоцветные.

Сегодня мы с вами постараемся приготовить (нарисовать) украшение для будущей юрты.

Давайте вспомним, какие элементы казахского орнамента вы уже знаете? (Дети называют)

Сегодня мы будем вместе рисовать орнамент на полосе, обязательно чередуя элементы орнамента: сначала первый элемент - уголок, в котором рисуем завитки и черточки, затем второй элемент - ромб тоже с завитками и черточками. И снова повторяется элемент с уголком, потом - с ромбиком.

Воспитатель вместе с детьми определяет количество элементов орнамента: вверху - декоративная полоса, посередине - основной узор, а внизу - тоже декоративный орнамент, напоминающий одну длинную петельку и посередине - короткую.

Всего три элемента, которые вместе составляют казахский орнамент.

Давайте сначала попробуем прорисовать новый элемент орнамента - петельку. И к ней посередине приделаем петельку поменьше. (Дети рисуют элемент рукой в воздухе.)

А теперь перенесем на бумагу, как мы научились рисовать новый элемент орнамента.

Дети разбиваются на две подгруппы и приступают к работе. Готовыми полосами с нарисованным на них орнаментом украшают юрту.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»

Воспитатель рассказывает детям легенду «Почему верблюд оглядывается, когда пьет»

Раньше верблюд был красавцем. У него были ветвистые рога и длинный густой хвост. Однажды пришел он к речке напиться. Пьет и любуется собой. Вдруг к нему подбегает олень:

- Милый верблюд, мне надо сегодня в гости сходить. Дай мне твои рога на один вечер!

Верблюд отдал оленю рога.

Конь в те времена был бесхвостый. Подбежал он к верблюду и попросил на один день черный шелковистый хвост. Верблюд отдал ему хвост.

Прошло много времени. Не отдают верблюду его рога и хвост. Когда он напомнил оленю о долге, тот насмешливо ответил:

- Я отдам рога, когда хвост у тебя вырастет до земли.

А конь сказал:

- Я отдам хвост, когда у тебя вырастут рога.

С тех пор верблюд, когда пьет в реке, всегда оглядывается. Это он ждет своих должников

Рассмотреть национальную одежду - камзол и жилетку. Особое внимание обратить на то, что казахский орнамент, как правило, крупный по форме. Характерно также симметричное распределение орнамента по отношению к вертикальным осям

Обратить внимание на разнообразие казахского орнамента: кошкар-мюиз (бараний рог), скар-мюйз (один рог), жапырак (лист), жапырак-гуль (трилистник), агаш (дерево), кус-канат (крылья птицы), тумарша (амулет), торт-кулак (мотив крестовины, составленный из орнамента "бараний рог").

Слово "орнамент " в переводе с латинского языка означает "украшение". Украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: в интерьере помещений, на предметах быта (шкатулках, книгах, посуде, одежде и др.).

Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Он придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму.

По характеру составляющих элементов орнаменты подразделяют на геометрический, растительный, животный и др.

Геометрический орнамент включает линии, плоские фигуры, квадраты, многоугольники, круги, спирали и т.д..

Растительный - стилизованные листья, плоды, цветы.

Животный - стилизованные фигуры и части фигур реальных или фантастических животных и птиц.

Обратить внимание детей на цвета, используемые в казахском орнаменте. Подвести детей к утверждению, что детали орнамента отражают специфику быта, жизни, культуры казахского народа. Например, рога барана, крылья, след барана - все это элементы казахского орнамента.

Казахский орнамент: Крылья птицы (Кесе).

Педагог показывает детям изображения уже знакомых элементов орнамента (амулет, крестовина, кость, родничок) с тем, чтобы они назвали их.

-ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ» Сегодня мы познакомимся с другими элементами казахского орнамента - "крылья птицы" и "рога марала."

Воспитатель предлагает рассмотреть эти элементы, обращает внимание на связь между их названиями и изображением.

Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда - все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков. Для него характерны асимметричность композиции, плоскостность рисунка, четкость крупных форм, объединенных цветом и ритмом. Народные названия элементов узора - "бараньи рога", "верблюжий след", "голова змеи" и др. дают представление о реальных основах и связи с сакским "звериным стилем".

Изделия из дерева (мебель, двери юрт, посуда, музыкальные инструменты) украшались преимущественно плоским рельефом, выжженным и расписным орнаментом, главным образом растительного характера. Отделка деревянных изделий осуществлялась ажурными костяными пластинами с растительным рисунком, в который вплетались мотивы рогов барана.

Ювелирные изделия украшались растительным и геометрическим орнаментом.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»

Основным элементом, считается орнамент «рог» (мyйiз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. «Мyйiз» является истоком казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, «кошкармyйiз» - бараньи рога; «аркармyйiз» - рога архара; «бугымyйiз» - рога оленя; «кырыкмyйiз» - сорок рогов; «космyйiз - двойные рога; «сынармyйiз» - однорогий; «сыныкмyйiз» - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц - «торткулак» - крестовина; тyйетабан - верблюжья ступня; «сынарокше» - единственная пятка; «косалка» - двойное ожерелье; «кзтабан» - гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент - «мyйiз» - рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»

Орнаменты типа «мyйiз» иногда бывают очень мелкими, а порой - крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные - в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заоложен в самой основе войлока, в сырмаках - вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.

Рассмотреть вместе с детьми различные виды национальных ковров. Определить, что ковры украшались строго геометрическим рисунком.

Воспитатель предлагает украсить эскиз ковра орнаментом в другой технике. С помощью подготовленных трафаретов и с помощью губки наносить орнаменты на эскиз ковра, учитывая геометрический рисунок.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»

В изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.

Сделать вывод, что орнаментальное искусство Казахстана очень разнообразно. Оно слагается из орнаментов - геометрических, растительных, животных.

В конце занятия педагог еще раз обращает внимание детей на особенности национального казахского орнамента

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ»











© 2010-2022