Рабочая программа кружка по макетированию Умелые ручки

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Рабочая программа

кружка по макетированию

«Умелые ручки»








Руководитель: Филонова Н.В., воспитатель

Ишим, 2013

Пояснительная записка

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я пойму».

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», принятый Министерством образования и науки Российской Федерации обусловили необходимость важных изменений в определении содержания образовательного процесса в детском саду. Каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет содержание и способы организации педагогического процесса. Коллектив нашего детского сада также ищет новые пути и формы работы с детьми в соответствии с современными требованиями, позволяющими интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Что значит современный ребенок? Современный ребенок - это маленький гражданин, осознающий себя частью современного общества. Он - пытливый исследователь и деятель, готов к общению. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы.

Какие же можно использовать новые пути и формы работы с детьми? Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.

Как известно, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра и дошкольник. Что может быть интереснее и значимее игры? Это и радость, и общение, и познание, и творчество. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми, познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Игра имеет огромное значение в коммуникативном развитии ребенка-дошкольника.

Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Поэтому мы разработали программу работы кружка по макетированию «Умелые ручки».

Цель программы - развитие познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования.

Задачи

1.Развитие мелкой моторики рук.

2. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

3.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

4.Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

5.Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе - нестандартным.

6. Формировать художественный вкус.

Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам (10 человек).

На занятиях кружка «Умелые ручки», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Программа кружка охватывает старший дошкольный возраст .

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи.

Используемые материалы:

Пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, коряги, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

Возраст детей

Длительность

(в минутах)

Место кружка в системе совместной деятельности с детьми

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

5-6 лет

6-7 лет

20 - 25

Еженедельно по пятницам, во вторую половину дня

4

36

Тематический план

ОКТЯБРЬ

Тема "Золотая осень" (макет "этажей" леса, разукрашенного осенью).

Количество занятий: 2

Цели: формировать представления детей об осенних признаках в лесу, знакомить со всем богатством осенних красок, учить передавать их в поделках, используя природный материал, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Материал: природный материал (сухие ветки, листья, семена и т.п.).

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Экскурсия в лес, рассматривание картин русских художников Левитана, Шишкина.

Художественное слово. Стихи об осени В.А.Авдиенко, А.Плещеева, И.Бунина, А.С.Пушкина и др.

Развитие речи. Речевое упражнение "Скажи о листьях красиво" - слова-определения.

Игровая деятельность:

Д/игра "Чудесные цветы", "В царстве растений".

Д/упражнения "Что растет в родном краю". Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.

Трудовая деятельность: уборка мусора, листьев на участке, на территории ДОУ, за пределами ДОУ.

Работа с родителями: прогулка в лес, сбор природного материала для макета.

Тема "Осенние фантазии".

Количество занятий: 2

Цели: учить детей сообща трудиться над одной темой, выполняя при этом конкретное задание, развивать воображение детей, желание сделать поделку красивой, воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательное отношение ребят в труде, пополнить словарный запас детей.

Материал: листья разных деревьев, разной расцветки плотная ткань.

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Прогулки в лес, наблюдение за осенними листьями на участке.

Художественное слово. Стихи и рассказы об осени.

Развитие речи. Речевое упражнение "Я скажу, а ты продолжи", "Снежный ком", "Кто лучше скажет" и другие.

Игровая деятельность:

Д/игра "От какого дерева листок", "Чьи детки", "Узнай по описанию", "Что растет на лугу, в лесу, на клумбе".

Трудовая деятельность: сбор листьев для панно, составление календаря расцвечивания листьев, изготовление гирлянд из опавших листьев для украшения участка.

Работа с родителями: фенологические наблюдения в родительском уголке, рекомендации по сбору осенних листьев.

НОЯБРЬ

Тема "На автостоянке. Макет транспорта".

Количество занятий: 2

Цели: конкретизировать представление о приспособленности человека для жизни в различных условиях, транспорт городской, наземный, воздушный, водный, учить детей мастерить поделки, соизмеряя их по величине, развивать глазомер, точность движений, воспитывать взаимоотношения в труде.

Материал: природный и бросовый материал, бумага.

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Экскурсия к перекрестку наблюдение за машинами, проезжающими мимо д/с; рассматривание картин, иллюстраций, букетов.

Художественное слово. Стихотворение Парутина О. "Для чего нам светофор", чтение Маркуш В. "Человек-птица", Беслик А. "Корабли выходят в море".

Развитие речи. Д/и "Что лишнее?" (классификация транспорта).

Игровая деятельность:

С/р игры "Пароход", "Мы - шоферы".

Д/игра "Красный, желтый, зеленый", рисование различных видов машин и других видов транспорта.

Варианты творчески развивающих ситуаций: мы едем в Жигули; на каком транспорте можно ехать в Жигули, чтобы не навредить природе; где можно расположить автостоянку, чтобы не навредить природе.

Работа с родителями: статьи в родительский уголок "Наглядное пособие" - мама (о правилах дорожного движения), помощь родителей в изготовлении знаков дорожного движения.

Тема "Домашние животные".

Количество занятий: 2

Цели: закреплять знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.

Материал: цветной картон, клей, предметы - фигурки: наборы фигурок животных, коробки.

Маркеры игрового пространства: домики, ограждения, трава, деревья, поильники..

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Экскурсия в группу малышей.

Художественное слово. Чтение стихов и рассказов о животных.

Развитие речи. Д/у "Большой-маленький" (уменьшительно ласкательные суффиксы).

дидактические игры «Кто где живёт», «Назови членов семьи» (корова-бык-телёнок, «Назови ласково» (коза - козленок, «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто, что ест», «Кто, что даёт» .

Варианты творчески развивающих ситуаций: котенок потерял маму, он плачет, как ему помочь,

Как его развеселить.

Работа с родителями: папка-передвижка "Что можно сделать с детьми дома?".

ДЕКАБРЬ

Тема "Зимушка - зима" (макетирование).

Количество занятий: 2

Цели: закрепить знания о зиме как о времени года; уточнить представления детей о свойствах поделочного материала, пополнить словарный запас детей (Северное сияние, ягель, айсберг).

Материал: бумага, клей, ножницы, картинки о зиме.

Познавательная деятельность:

Наблюдение за снегом, льдом, экскурсия на стадионы, рассматривание иллюстраций о зиме

Эксперименты. Чудесные превращения снега. Цветные льдинки.

Развитие речи. Речевое упражнение "Расскажи о зиме".

Игровая деятельность: д/игра "Зима хорошо - плохо" , «Зимующие птицы»

Трудовая деятельность: трудовые операции: сгибание, склеивание, вырезывание.

Варианты творчески развивающих ситуаций: « Я воробушек» (рассказать о зиме )

Работа с родителями: посоветовать чтение книг о зиме, о животных.

Тема "Новогодняя сказка" (макет).

Количество занятий: 2

Цели: закреплять умение правильно пользоваться материалами и оборудованием для работ, подготавливать свое рабочее место и убирать его после работы.

Материал: бумага, тонкий картон, нитки, природный и бросовый материал (фольга, желуди, шишки и т.п.).

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Рассматривание елочных игрушек, украшений, иллюстраций, картинок.

Эксперименты. Смешивание красок "Удивительные капельки".

Художественное слово. Чтение и заучивание стихов о новогоднем празднике.

Развитие речи. Речевое упражнение "Снежный ком", "Новогодние подарки".

Игровая деятельность: "Устроим новогодний праздник для кукол".

Трудовая деятельность: трудовые операции: сгибание, склеивание, резание, нанизывание, обклеивание плоских и объемных форм.

Варианты творчески развивающих ситуаций: придумать сказку о приключениях снеговика новогоднюю ночь.

Работа с родителями: подготовка маскарадных костюмов к утреннику, советы, как украсить елку. Прогулки в детском парке в предновогодние дни.

ЯНВАРЬ

Тема "Дворец морского царя" (макет морского дна).

Количество занятий: 2

Цели: закреплять умение подбирать детали, изображать рельефы морского дна, передавать выразительность образа, умение скреплять детали с помощью клея ПВА, уточнить представления о морских глубинах, о свойствах материи, побуждать детей рассказывать о своих действиях, развивать связную речь.

Материал: поролон, ткань, пенопласт, фольга, природный и бросовый материал, папье-маше.

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Наблюдение за рыбками в аквариуме, рассматривание открыток, любование ими.

Эксперименты. Свойства песка (воронки, рассматривание через увеличительное стекло ракушек, камушков).

Художественное слово. Чтение Алмазов "Горбушка", загадки, стихи о рыбках.

Развитие речи. Составление рассказов "Аквариум - дом для рыбок". Речевое упражнение "Игра со словом", сравнение, определение.

Игровая деятельность:

Д/игра "Узнай, кто я?" (изображение по частям), ТРИЗ "Что было бы, если не было бы рыб в водоеме?".

П/игра "Караси и щука". С/р игра "Путешествие на батискафе".

Трудовая деятельность: уход за аквариумными рыбками.

Работа с родителями: наблюдения и уход за обитателями домашних аквариумов, посещение зоомагазина, просмотр м/ф "Русалочка"..

ФЕВРАЛЬ

Тема "Солнечное царство-государство" (макет солнечной системы).

Количество занятий: 2

Цели: в доступной форме дать детям представление о том, что Земля - часть солнечной системы. Солнце - самое большое космическое тело. Упражнять в работе с бумагой, картоном, учить соотносить предмет по размеру, закреплять умение правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, готовить рабочее место и убирать после работы.

Материал: фольга, нитки, бумага, проволока, бросовый материал.

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Наблюдение за вечерним небом во время вечерней прогулки. Рассматривание книги-карты "Атлас для маленьких". Рассматривание модели Земного шара.

Эксперименты. Путешествие Земли вокруг Солнца.

Художественное слово. Чтение К. Чуковский "Краденое солнце", А.Барто "Солнышко", А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (отрывки).

Развитие речи. Составление рассказов по модели.

Игровая деятельность: с/р игры "Мы - космонавты", "Путешествие на другие планеты".

Варианты творчески развивающих ситуаций: закончите предложение "Чтобы меня могли назвать Маленьким принцем, я должен быть…".

Работа с родителями: вечерние прогулки с детьми, рассматривание ночного неба.

Тема "В царстве льда и холода" (макетирование).

Количество занятий: 2

Цели: закрепить знания о животных и растениях крайнего Севера и тундры, их приспособленности к среде обитания, пробудить интерес к живым существам холодного царства; уточнить представления детей о свойствах поделочного материала, пополнить словарный запас детей (Северное сияние, ягель, айсберг).

Материал: природный и бросовый материал (проволока, ткань, бумага, пенопласт, фольга, поролон).

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Рассматривание карт, атласов, иллюстраций, картин. Наблюдение за снегом, льдом.

Эксперименты. Чудесные превращения снега. Цветные льдинки.

Развитие речи. Речевое упражнение "Расскажи о Севере".

Игровая деятельность: д/игра "Узнай, кто я?" (по частям изображения тюленя, белого медведя, северного оленя).

Трудовая деятельность: трудовые операции: сгибание, склеивание, резание, изготовление поделок способом "папье-маше".

Варианты творчески развивающих ситуаций: Умка вырос. Придумай, каким он стал.

Работа с родителями: посоветовать чтение книг о Севере, о животных, просмотр м/с "Умка" и др.

МАРТ

Тема «Весна»

Количество занятий: 2

Цели: формировать представления детей о весне, учить передавать впечатление о пробуждении природы в поделках, используя природный материал, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Материал:

Познавательная деятельность:

Наблюдение за ручейками, проталинами, рассматривание картин русских художников Левитана, Шишкина.

Художественное слово. Стихи о весне В.А.Авдиенко, А.Плещеева, И.Бунина, А.С.Пушкина и др.

Развитие речи. Речевое упражнение "Скажи о весне" - слова-определения.

Игровая деятельность:

Д/игра "Когда это бывает", "В царстве растений".

Д/упражнения "Что растет в родном краю". Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.

Работа с родителями: прогулка в бор.

Тема "Жаркая Африка" (макет пустыни).

Количество занятий: 2

Цели: познакомить детей с особенностями жизни растений, животных пустыни, развивать умение выделять существенные признаки живых организмов к условиям среды, упражнять детей в работе с разными материалами, способствовать формированию навыков коллективного труда (совместное изготовление макета и распределение обязанностей между детьми).

Материал: поролон, бумага, проволока, природный и бросовый материал, игрушки "Киндер-сюрприз".

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Рассматривание Африки, пустыни на карте, игры с игрушками-животными, обитающими в пустыне (обсуждение их строения, окраса, тела).

Эксперименты. С песком, с глиной. Сравнить их свойства (сыпучесть, вязкость), воронки из песка.

Художественное слово. Чтение Флинт В. "В пустыне".

Развитие речи. Речевое упражнение "Скажи наоборот" (слова - антонимы).

Игровая деятельность: игры с песком (сухой, мокрый, сравнение).

Трудовая деятельность: мытье игрушек после игры с песком.

Варианты творчески развивающих ситуаций: придумать сказку или историю "Путешествие Умки". "Почему Умка загрустил?".

АПРЕЛЬ

Тема "Труд в парке" (макет).

Количество занятий: 2

Цели: упражнять детей в работе с различными природными материалами, учить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении макета, упражнять детей в умении объединять свои поделки в единое целое, воспитывать познавательный интерес, творческое отношение к труду, расширять словарный запас детей.

Материал: природный и бросовый материал, фольга, слюда, мох, мелкие игрушки.

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, прогулка к бассейну.

Эксперименты. Опыты с водой (прозрачность, запас, занимаемая форма, текучесть и т.п.

Художественное слово. Чтение Онегов А. "На берегу озера", Боков "Про тех, кто летает", Мамин-Сибиряк "Серая шейка".

Развитие речи. Д/игра "Кто в домике живет" (слова с заданным звуками у, р, с).

Игровая деятельность: д/игра "Найди насекомое, рыбу, водоплавающую птицу", игры с водой.

Трудовая деятельность: подмести и собрать мусор возле бассейна.

Работа с родителями: рекомендации для родителей в родительский уголок "Как вести себя у водоема" (правила безопасности).

Тема "Дюймовочка в царстве цветов" (макет).

Количество занятий: 2

Цели: закреплять у детей знания о свойствах бумаги, подбор изделий нужного материала, развивать образное представление, умение сгибать, складывать бумагу, способствовать развитию детского внимания, мелкой моторики, памяти, воображения.

Материал: цветная бумага, тонкий картон.

Познавательная деятельность:

Наблюдение за цветами комнатных растений. Рассматривание открыток, буклетов весенних цветов.

Художественное слово. Чтение Онегов А. "На лесной полянке". Стихи о цветах "Одуванчик", "Ромашка", чтение сказки "Аленький цветочек".

Развитие речи. Речевое упражнение "Я начну, а ты продолжи", "Скажи красиво" (о цветах). Д/игра "Снежный ком".

Игровая деятельность: д/игры "Что растет на лугу, в лесу, на клумбе", "Что лишнее", "Вырасти цветы".

Трудовая деятельность: уход за комнатными растениями, перенос и посадка рассады цветов на клумбе.

Варианты творчески развивающих ситуаций: Дюймовочка появилась в нашей группе, где мы ее поселим.Работа с родителями: поделиться интересными комнатными растениями и семенами цветов для посадки в грунт.


Тематический план на 2014-2015 уч. год



Дата


Тема

Цели



октябрь

«Удивительный пень» (макет)

3 д макетирование «Храм Василия Блаженного»

Дать представление о пне, как о природном объекте

.

Познакомить детей с архитектурой старинных храмов.



ноябрь

«В мире динозавров» (макет).

3 Д макетирование «Храм Христа спасителя»

Закрепление и обобщение знаний детей о динозаврах.



декабрь

«Зоопарк» (макет)

3д макетирование «Тадж - Махал»

Расширить знания детей об обитателях зоопарка.

Развивать представления о мечети и исламском вероисповедании.



январь

«Наш город» (макет)

3д макетирование «Исаакиевский собор»

Закрепить знания детей о достопримечательностях города.

Дать представление о расположении и назначении главных частей храма.



февраль

«Антарктида» (макет)



3Д пазлы «Петропавловский собор»

Закрепить знания о животных населяющих Антарктиду, их приспособленности к среде обитания.

Расширить, обобщить и общие представления детей о православном храме.



март

«Изба» (макет).



3д мекетирование «Собор Святого Павла»

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Продолжать знакомить детей

С архитектурой храмов.



апрель

«Пустыня» (макет)



«Детская площадка» (макет)

Познакомить детей с особенностями жизни растений, животных пустыни, развивать умение выделять существенные признаки живых организмов.

Закрепить умение сооружать постройки, объединённые одним содержанием «детская игровая площадка»



май

«На сказочной поляне» (макет)

«Вечный огонь» (макет)

Учить создавать общую сюжетную композицию.

Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников.







© 2010-2022