- Преподавателю
- Другое
- ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ (программа коррекционно-развивающих занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ (программа коррекционно-развивающих занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | КОМАНДИН Е.Н. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Вместе весело шагать»
(программа коррекционно-развивающих занятий
с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)
Программа «Вместе весело шагать» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Цель программы: развитие социально-личностной компетентности, то есть умения детей жить в обществе сверстников и взрослых.
Задачи программы:
-
Формировать у детей адекватную самооценку.
-
Развивать умение различать индивидуальные особенности свои и других людей.
-
Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
-
Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
-
Воспитывать желание учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми 4-6 лет, имеющими различные нарушения в развитии социально-личностной сферы.
Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника: эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции); когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения); поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения); двигательную (за счет развития навыков психомоторики).
Аннотация к программе
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком - принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Как показали исследования М.И. Лисиной и других, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 - 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4 - 6 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником. В возрасте 6 - 7 лет складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Проблема в том, что дети эгоцентричны, как правило, в отношении к другим людям у них часто преобладает значение собственного «Я».
Задача педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.
В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях ДОУ разработать программу, направленную на развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста 4 - 6 лет. При составлении программы были использованы следующие методические пособия и программы: «Я, Ты, Мы» (Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь», «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.), «Давай познакомимся!» (автор - составитель И.А. Пазухина, «Вкус и запах радости» (Л.А. Никифорова).
Программа «Вместе весело шагать» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Методы и приемы, используемые в программе:
-
словесные и подвижные игры;
-
беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
-
проигрывание проблемных ситуаций;
-
релаксация;
-
функциональная музыка;
-
телесно-ориентированная терапия;
-
арт-терапия;
-
сказкотерапия;
-
библиотерапия;
-
психогимнастика.
Структура занятий:
-
Ритуал приветствия: 1-2 минуты.
-
Разминка - 5 минут.
-
Коррекционно-развивающий этап: 20-25 минут.
-
Подведение итогов - 3 минуты.
-
Ритуал прощания: 1-2 минуты.
Условия проведения занятий:
-
Принятие ребенка таким, какой он есть.
-
Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.
-
Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
-
Игра не комментируется взрослым.
-
В любой игре ребенку предлагается возможность импровизировать.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ п/п
Тема занятия
Цели и задачи
Содержание
1
«Здравствуйте, это Я»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
- беседа по формированию представлений о собственном «Я»;
- анализ представления о собственном «Я» в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказке М.В. Долотцевой «Крошка нот»
2
«Здравствуйте, это Я»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
- анализ собственного «Я» на основе рассматривания изображений людей с различными эмоциями;
- анализ проявления понятия собственного «Я»;
3
«Волшебная поляна»
развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения; отработка механизмов саморегуляции.
- сказка «Волшебная поляна»;
- игра «Волшебная поляна имен»;
- упражнение «Встреча с именем»;
- упражнение «Рисование имени»
4
«Язык прикосновений»
развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения; отработка механизмов саморегуляции.
- игра «Путешествие в сказочный мир»;
- упражнение «Язык прикосновений»;
- рисование «Волшебная страна и ее жители»
5
«Чудо-остров»
стабилизация психических процессов, снятие напряжения; развитие уверенности в себе; отработка механизмов саморегуляции.
- упражнения «Лесная полянка»; «Чудо-остров»;
- рисование «Чудо-остров».
6
«Я дарю тебе улыбку»
формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей; развивать творчество и воображение.
- игра «Волшебный стул»;
- упражнение «Нарисуй свою улыбку»
7
«Злостики. Боязливики. Грустишки»
развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения; стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
- сказка «Необычный сон»;
- мимическая гимнастика;
- упражнение «Расколдуем рыцарей Безличия»
8
«Мои эмоции»
формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей; развивать творчество и воображение.
- игра «Давайте поздороваемся»;
- игра «Мои эмоции»;
- игра «Покажи настроение»;
- упражнения для глаз
9
«В стране Чувств»
\стимулирование творческого самовыражения; стабилизация психических процессов, снятие напряжения; развитие уверенности в себе;
- упражнение «Путешествие на волшебном ковре»;
- игра «Жители сказочной страны Чувств»;
- игра «Кукольное королевство»
10
«Тень-тень-потетень»
формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей; развивать творчество и воображение.
- работа по тексту прибаутки;
- этюд «Звери, птицы, насекомые».
11
«Радость-огорчение»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; формирование представлений о радости и огорчении; анализ этих качеств в художественных произведениях; ощущение состояний радости и огорчения, выражение их художественными средствами и в поведении.
- беседа по формированию представлений о радости и огорчении;
- анализ радости и огорчения в прозведении К. Чуковского «Доктор Айболит» и на основе рассматривания иллюстраций к стихотворениям А. Барто «Игрушки»;
- работа с пиктограммами;
12
«Мы поссоримся и помиримся»
развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы; показать детям, что значит взаимное уважение и признание; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; учить проявлять терпение к недостаткам других;
- игра «Коврик мира»;
- игра «Ссора»;
- игра «Ты мне нравишься»
13
«Дружелюбие-враждебность»
формирование представлений о дружбе и вражде; анализ проявления дружбы и вражды в художественных произведениях, в иллюстрациях, в близком окружении ребенка; ощущение состояний дружелюбия и враждебности, выражение их художественными средствами и в поведении; обучение сотрудничеству.
- анализ проявления дружбы и вражды в художественных произведениях и на основе рассматривания сюжетных картинок к русской народной сказке «Заюшкина избушка»;
- анализ проявлений дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка;
- игра на взаимодействие «Тень»;
- рисование «Портрет друга»
14
«Доброта - злобность»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; формирование представлений о доброте и злобности; анализ проявления доброты и злобности в художественных произведениях, в иллюстрациях, в близком окружении ребенка; обучение сотрудничеству.
- беседа по формированию представлений о доброте и злобности;
- анализ проявления доброты и злобности в сказках, рассказах, стихотворениях, в близком окружении ребенка;
15
«Боремся мо Злорандой»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; формирование представлений о доброте и злобности; обучение сотрудничеству, снятие агрессивности, тревожности.
- беседа на формирование представлений о добре и зле;
- упражнение «Клубочек»;
- этюды на снятие негативныхэмоций;
- упражнение «Клеевой дождик»;
- упражнение «Поводырь»;
- упражнение «Найди ключ»;
- упражнение «Не пролей воду»
16
«Любовь-нелюбовь (ненависть»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу; обучение сотрудничеству.
- беседа по формированию представлений о любви и нелюбви (ненависти);
- анализ проявления любви и нелюбви через анализ художественных произведений и на основе рассматривания иллюстраций к произведению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;
- эмоциональное переживание других людей, находящихся в состоянии любви и нелюбви
17
«Смелость - трусость»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу; формирование представлений о смелости и трусости, ощущение состояний смелости и трусости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание состояний смелости и трусости; обучение сотрудничеству.
- формирование представлений о смелости и трусости;
- анализ проявления смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к английской народной сказке «Три поросенка»;
- анализ проявления смелости и трусости в близком окружении ребенка;
18
«Вежливость - грубость»
развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу; формирование представлений о вежливости и грубости, ощущение состояний вежливости и грубости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание состояний вежливости и грубости; обучение сотрудничеству.
- формирование представлений о вежливости и грубости;
- анализ вежливости и грубости в художественных произведениях;
- ощущение вежливости и грубости, выражение их художественными средствами и в поведении;
- эмоциональное переживание позиций других людей
19
«Что я слышу, что я вижу…»
формирование целостного представления о себе, умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях, познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими.
- упражнение «Не звени тарелками»;
- упражнение «Представь и услышь»;
- упражнение «Какого цвета?»
20
«На вкус и цвет…»
формирование целостного представления о себе, умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях
- ритуал приветствия;
- упражнение «Мой любимый вкус»;
- ритуал прощания
21
«Мои чувства»
формирование целостного представления о себе, умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях, познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими.
- упражнение «Мои чувства»;
- упражнение «Представь, и у тебя получится»;
- упражнение «Расскажи о своих чувствах»;
- упражнение «Твой портрет»
22
«Вообразилия»
познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими.
- ритуал приветствия;
- упражнение «Вообрази животное»;
- ритуал прощания
23
«Что значит быть другом?»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем.
- ритуал приветствия;
- упражнение «Мы друзья»;
- упражнение «Зеркало»;
- упражнение «Портрет друга»
- ритуал прощания
24
«Давайте подружимся»
преодоление внутренней изоляции у детей; развитие способности видеть и понимать других людей; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие.
- сказка «Кактус мечтал подружиться»;
- психогимнастика «Цветочная клумба»
25
«Вот такой вот я»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; преодоление внутренней изоляции у детей; развитие способности видеть и понимать других людей;
- ритуал приветствия;
- игра «Паровозик»;
- рассказ «Увлекательная история»;
- игра «Диктор»
26
«Ссора, жадность»
формирование целостного представления о себе, познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими.
- ритуал приветствия;
- рассказ «Необычная история»;
- ритуал прощания
27
«Ничего я не боюсь!»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; преодоление внутренней изоляции у детей; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие.
- ритуал приветствия;
- сказка «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»;
- игра «Зеркало»
- ритуал прощания
28
«Жадность»
развитие способности видеть и понимать других людей; формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие.
- ритуал приветствия;
- сказка «Однажды где-то во Вселенной»;
- игра «Две планеты»
- ритуал прощания
29
«Доброта»
развитие способности видеть и понимать других людей; формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов; формирование умения видеть внешние особенности сверстника, идентифицироваться с ним на уровне движений;
- ритуал приветствия «Волшебный цветок»
- «Сказка о садовнике»;
- игра «Садовник»;
- рисование по сюжету сказки;
- ритуал прощания
30
«Агрессия, злость»
формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов; формирование умения видеть внешние особенности сверстника, идентифицироваться с ним на уровне движений; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие.
- ритуал приветствия «Волшебники»
- сказка «Злой колдун»;
- игра «Злой колдун»;
- ритуал прощания
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ п/п
Тема занятия
Цели и задачи
Содержание
1
«Кто я?»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе; предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; помочь детям почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей, обучить приемам саморасслабления.
- игра «Эхо»
- игра «Объясни имя»;
- беседа по формированию представлений о собственном «Я»;
- игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»
- беседа по содержанию «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина;
- игра-рисунок «Радужные капельки»
2
«Какой я?»
вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе; предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; помочь детям почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей, обучить приемам саморасслабления.
- игра «Волшебный стул»
- Анализ представлений о собственном «я» через рассматривание иллюстраций сказочных героев: Мальвины, Снежной Королевы, Карабаса-Барабаса, Лесного Чудища.
- игра «Узнай, кто позвал»
- упражнение «Продолжи фразу»
- моделирование ситуаций;
- коллективное рисование
3
«Какой ты?»
предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; обучить приемам саморасслабления.
- этюд «Солнышко»;
- игра «Дотронься до…»;
- игра «Расскажи стихи руками»;
- игра «Комплименты»
4
«Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?»
научить детей видеть друг в друге сходные черты и различия; развивать внимание и наблюдательность, способности к оценке возможностей другого; научить приемам саморасслабления.
- игра «Паровозик»;
- игра «Скажи хорошее о друге»;
- игра «Отыщи свою обувь»;
- рисуем себя в прошлом и настоящем;
- упражнение «Катушка»
5
«Мы все такие разные»
помочь ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», противопоставить себя другим; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства.
- игра «Эхо»;
- игра «Скажи хорошее о друге»;
- игра «Ветер дует на…»;
- игра «Встаньте все, кто…»;
- игра «Чудесные пуговицы»
6
«Мы все такие разные»
развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу, внимание и наблюдательность; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства.
- игра «Скажи хорошее о друге»;
-упражнение «Какой я есть и каким хотел бы стать»;
- упражнение «Доброе животное»
7
«Уверенность - неуверенность»
формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения.
- анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказкам;
- анализ проявления уверенности и неуверенности через просмотр мультфильма У. Диснея по сказке А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»
8
«Уверенность - неуверенность»
формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения.
- анализ проявления уверенности и неуверенности в близком окружении ребенка;
- ощущение состояний уверенности и неуверенности, выражение их художественными средствами и в творчестве
9
«Уверенность - неуверенность»
формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения.
- анализ проявления уверенности и неуверенности на основе сказки С. Маршака «Кошкин дом»;
- эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности и неуверенности;
- игра «Волшебный стул»
10
«Мое настроение»
создать комфортную атмосферу в группе; учить детей описывать свое настроение; развивать понимание настроения других людей; воспитывать эмпатию; развивать эмоциональную сферу ребенка; помочь детям осознать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.
- игра «Настроение»;
- игра «Ромашка настроений»;
- упражнение «Передача чувств»;
- беседа «Школа улыбок»;
- упражнение «Рисуем настроение»
11
«Я умею»
вызвать у детей позитивное восприятие друг друга; сформулировать умение рассказывать о своих увлечениях, любимых занятиях с помощью изобразительных средств; помочь ребенку проанализировать свои чувства, дать возможность каждому почувствовать себя значимым.
- игра «Есть или нет»
- упражнение «Как живешь?»;
- упражнение «Сочиним историю»;
- упражнение «Заколдованный ребенок»
12
«Я не боюсь научиться»
развивать умение согласовывать свои действия, умение перевоплощаться; побуждать детей преодолевать неуверенность; развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого; повышать уверенность в себе.
- игра «Найди рифму»;
- упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»;
- упражнение «Тень»
13
«Пожалей меня»
помочь ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», противопоставить себя другим; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства.
- беседа «Как можно пожалеть?»;
- этюд «Я так устал»;
- игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо»;
- этюд «Спаси птенца»
14
«Я и моя семья»
создать непринужденную обстановку, поднять настроение; развивать эмпатию, толерантность; развивать ассоциативное мышление; подвести детей к пониманию того, что родитель есть не только у людей, но и у животных, и у растений; учить понимать и чувствовать других; формировать чувство единения с группой и семьями своих друзей.
- игра «Кто придумает больше глупостей»;
- беседа «Что значит любить родителей?»;
- этюд «Из семени в дерево»;
- упражнение «Новоселье нашей дружной семьи»
15
«Я и мои друзья»
вызвать у детей позитивное отношение друг к другу; развивать навыки сотрудничества в парах; развивать способность к взаимодействию и взаимопринятию.
- упражнение «Дождик»;
- игра «Комплименты»;
- беседа «Подружки»;
- игра «Путанка»;
- упражнение «Договорись взглядом»;
- игра «Нарисуй узор»
16
«Город нашей дружбы»
развивать чувство коллектива, сплоченности группы; развивать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения; развивать эмпатию и толерантность; повышать у детей уверенность в себе, формировать чувство ответственности за другого, бережного отношения друг к другу;
- игра «Подарки»;
- релаксация «Путешествие в волшебный город»;
- игра «Клеевой дождик»;
- упражнение «Волшебный лес»;
- упражнение «Строители»;
- игра «Торт»
17
«Море радости»
развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- беседа «Дружба начинается с улыбки»;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- этюд «Встреча с другом»;
- этюд «Водный карнавал»;
- этюд «Солнечный зайчик»;
- рисование «Море радости»
18
«Остров Чунга-чанга»
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- упражнение «Ласковое приветствие»;
- упражнение «Найди чувство»;
- игра «Пойми меня»;
- этюд «Разноцветная вода»
19
«Животный мир острова Чунга-чанга»
настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений; развивать творческое воображение детей, фантазию, память.
- упражнение «Заряд бодрости»;
- упражнение «Гусеница»;
- упражнение «На что похоже настроение?»;
- этюд «Слон и бабочки»;
- этюд «Шаловливые обезьянки»;
- упражнение «Ералаш»;
- игра «Веселый мяч»;
- упражнение «Баян»;
- упражнение «Певец»
20
«Растительный мир острова Чунга-чанга»
настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); сформировать у детей представление о том, что овощи, фрукты и ягоды могут быть мимическими компонентами для создания эмоции; обучить детей способам регуляции своих чувств и поведения
- упражнение «Паутинка»;
- этюд «Солнечный зайчик»;
- упражнение «Экологическая азбука эмоций»;
- упражнение «Светлые мысли»
21
«Радость - огорчение»
формирование представлений о радости и огорчении; ощущение состояний радости и огорчения, выражение их художественными средствами; эмоциональное переживание радости и огорчения, выражение их в поведении.
- анализ проявлений радости и огорчения через художественные произведения и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам;
- проявление радости и огорчения в близком окружении ребенка;
- эмоциональное переживание радости и огорчения, выражение их в поведении
22
«В гостях у сеньора Минора на острове Плакс»
настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах;
- ритуал приветствия;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- этюд «Растеряша Мери»;
- этюд «Пропала собака»;
- упражнение на дыхание «Веточка»
23
«Царевна Несмеяна на острове Плакс»
настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- упражнение «Доброе утро»;
- упражнение «Здесь и сейчас»;
- игра «Пойми меня»;
- игра «Царевна Несмеяна»;
- упражнение «Грустный рисунок»;
- упражнение «Волшебный сон»
24
«Животный мир острова Плакс»
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- игра «Паровозик»;
- упражнение «Улитка»;
- этюд «Медвежата заболели»;
- этюд «Воробей»;
- этюд «Котенок загрустил»;
- игра «Грустный мяч»
- рисование;
25
«Растительный мир острова Плакс»
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- упражнение «Здесь и сейчас»;
- игра «Клеевой дождик»;
- упражнение «Дождь в лесу»;
- упражнение «Экологическая азбука эмоций»
26
«Клокочущий вулкан»
настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- ритуал приветствия;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- этюд «Злюка»;
- этюд «Драка»;
- упражнение «Зинка-злюка»;
- игра «Разозлись, как…»
- рисование вулкана;
- упражнение «Волшебный шарик злости»;
- упражнение «Певец»
27
«Жители Клокочущего вулкана»
развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- упражнение «Здесь и сейчас»;
- игра «Пойми меня»;
- упражнение «Упрямый ребенок»;
- упражнение «Тух-тиби-дух»;
- упражнение «Волшебный сон»
28
«Дружелюбие - враждебность»
формирование представлений о дружелюбии и враждебности; ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии дружелюбия и враждебности; анализ проявления дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка.
- анализ проявлений дружбы и вражды в стихах и сказках, в близком окружении ребенка;
- ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами;
- моделирование ситуаций
29
«Любовь - нелюбовь (ненависть)»
формирование представлений о любви и ненависти; анализ проявления любви и ненависти в художественных произведениях; ощущение состояний любви и ненависти, выражение их художественными средствами; эмоциональное ощущение состояний любви и ненависти, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии любви и ненависти; моделирование ситуаций с проявлением любви и ненависти.
- формирование представлений о любви нелюбви (ненависти);
- анализ проявления любви и ненависти в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказке «Аленький цветочек»;
- эмоциональное переживание позиций любви и ненависти, в которые ставится сам ребенок;
30
«Злой язычок»
учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему.
- актуализация темы занятия;
- игра «Голоса животных»
- разыгрывание сказки про медведя;
- анализ истории про злой язычок»
31
«Дремучий лес»
настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах;
- ритуал приветствия;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- игра «Пугать запрещается»;
- этюд «Страх»;
- этюд «Галя и гусь»;
- этюд «Что в углу?»
32
«У страха глаза велики»
создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов.
- ролевая игра «У страха глаза велики»;
- игра-инсценировка «Зайчики и волк»;
33
«Жители Дремучего леса»
настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- игра «Эхо»;
- упражнение «Здесь и сейчас»;
- упражнение «Пойми меня»;
- этюд «Дети заболели»;
- этюд «Потерялся»;
- упражнение «Черная метка»
34
«Животные Дремучего леса»
настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- упражнение «Заряд бодрости»;
- игра «Коровы, собаки и кошки»;
- игра «На что похоже настроение?»;
- упражнение «Волшебный сон»
35
«Удивительная планета»
настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
- ритуал приветствия;
- релакс «Путешествие на удивительную планету»;
- упражнение «Инопланетяне»;
- этюд «Живая шляпа»;
- игра «Круглые глаза»;
- упражнение «Ракета»
36
«Жители Удивительной планеты»
учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему.
- упражнение «Волшебный микрофон»;
- упражнение «Здесь и сейчас»;
- этюд «Ваня приехал к бабушке»;
- упражнение «Разноцветная вода»
37
«Животные Удивительной планеты»
учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему.
- упражнение «Все вместе»;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- упражнение «Что я чувствую»;
- этюд «Любопытная кошка»;
- этюд «Кто позвал?»;
- этюд «Лягушка»;
- упражнение «Ералаш»;
- упражнение «Ракета»
38
«Смелость - трусость»
формирование представлений о смелости и трусости, анализ проявления смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам; ощущение состояния смелости и трусости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в определенном состоянии; моделирование ситуаций с проявлением смелости и трусости; обучение сотрудничеству.
- формирование представлений о смелости и трусости;
- анализ проявлений смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам;
- эмоциональное переживание смелости и трусости, выражение их в поведении;
39
«Выдержка - несдержанность»
формирование представлений о выдержке и несдержанности, анализ этих качеств в русских народных сказках «Кот, петух и лиса» и «Жихарка», анализ качеств на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; эмоциональное переживание состояний выдержки и несдержанности, выражение их в поведении;
- анализ проявлений выдержки и несдержанности в русских народных сказках и на основе рассматривания иллюстраций к сказкам;
- беседа о проявлении выдержки и несдержанности в отношениях с друзьями;
40
«Вежливость - грубость»
формирование представлений о вежливости и грубости, анализ этих качеств в сказках «Заяц и еж» и «Аленький цветочек», анализ качеств на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; эмоциональное переживание состояний вежливости и грубости, выражение их в поведении; моделирование ситуаций с проявлением вежливости и грубости;
- формирование представлений о вежливости и грубости;
- анализ проявлений вежливости и грубости в художественных произведениях и в близком окружении ребенка
41
«Маша и сандалики»
формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений; обучение сотрудничеству.
- сказка «Маша и сандалики»;
- беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки
42
«Пес Барбос»
формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений;
- сказка «Пес Барбос»;
- беседа по сказке;
- этюд «Сломанная кукла»
43
«Волшебники»
формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений;
- сказка «Волшебники»;
- беседа по сказке
44
«Про чашечку»
формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений;
- сказка «Про чашечку»;
- беседа по сказке
45
«Страна понимания»
формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников; обучение детей навыкам взаимодействия и сотрудничества; развитие умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальными и невербальными способами; развитие зрительного внимания и восприятия; снятие психомышечного напряжения; создание положительного эмоционального настроения.
- игра «Здравствуй»;
- игра «Скользкая дорога»;
- этюд «Поссорились - помирились»;
- этюд «Плот»;
- упражнение «Покажи эмоцию»;
- игра «Путаница»;
- упражнение «Варежки»;
- этюд «Опасная тропа»;
- упражнение «Горячий стул»;
- упражнение «Волшебная прогулка»
Литература:
-
Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. - СПб.: Питер, 2008.
-
Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. - М., 1993.
-
Ганичева И.. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. - М.: Книголюб, 2004.
-
Данилина Т.А. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2004.
-
Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 1999 г.
-
Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998.
-
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2000 г.
-
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
-
Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. - М.: Генезис, 2003.
-
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2000 г.
-
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
-
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М., 1996 г.
-
Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой.- Спб.: Речь, 2000 г.
-
Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. - М.: Генезис, 1998 г.
-
Хухлаева О.В. практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. - М.: Генезис, 2003.
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. - М.: Генезис, 2004.
-
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - Спб.: Речь, 2002 г.
-
Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.М. Буянова. - М.: Просвещение, 1990.
-
Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - Спб., 2000.
-
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.