• Преподавателю
  • Другое
  • ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ (программа коррекционно-развивающих занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ (программа коррекционно-развивающих занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)

Программа «Вместе весело шагать» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.   Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми 4-6 лет, имеющими различные нарушения в развитии социально-личностной сферы. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувства...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Вместе весело шагать»

(программа коррекционно-развивающих занятий

с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)


Программа «Вместе весело шагать» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Цель программы: развитие социально-личностной компетентности, то есть умения детей жить в обществе сверстников и взрослых.

Задачи программы:

  • Формировать у детей адекватную самооценку.

  • Развивать умение различать индивидуальные особенности свои и других людей.

  • Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

  • Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.

  • Воспитывать желание учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми 4-6 лет, имеющими различные нарушения в развитии социально-личностной сферы.

Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника: эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции); когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения); поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения); двигательную (за счет развития навыков психомоторики).

Аннотация к программе

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком - принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Как показали исследования М.И. Лисиной и других, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 - 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4 - 6 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником. В возрасте 6 - 7 лет складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Проблема в том, что дети эгоцентричны, как правило, в отношении к другим людям у них часто преобладает значение собственного «Я».

Задача педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.

В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях ДОУ разработать программу, направленную на развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста 4 - 6 лет. При составлении программы были использованы следующие методические пособия и программы: «Я, Ты, Мы» (Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь», «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.), «Давай познакомимся!» (автор - составитель И.А. Пазухина, «Вкус и запах радости» (Л.А. Никифорова).

Программа «Вместе весело шагать» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Методы и приемы, используемые в программе:

  • словесные и подвижные игры;

  • беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;

  • проигрывание проблемных ситуаций;

  • релаксация;

  • функциональная музыка;

  • телесно-ориентированная терапия;

  • арт-терапия;

  • сказкотерапия;

  • библиотерапия;

  • психогимнастика.

Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия: 1-2 минуты.

  2. Разминка - 5 минут.

  3. Коррекционно-развивающий этап: 20-25 минут.

  4. Подведение итогов - 3 минуты.

  5. Ритуал прощания: 1-2 минуты.

Условия проведения занятий:

  1. Принятие ребенка таким, какой он есть.

  2. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.

  3. Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

  4. Игра не комментируется взрослым.

  5. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизировать.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


№ п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

1

«Здравствуйте, это Я»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

- беседа по формированию представлений о собственном «Я»;

- анализ представления о собственном «Я» в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказке М.В. Долотцевой «Крошка нот»

2

«Здравствуйте, это Я»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

- анализ собственного «Я» на основе рассматривания изображений людей с различными эмоциями;

- анализ проявления понятия собственного «Я»;

3

«Волшебная поляна»

развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения; отработка механизмов саморегуляции.

- сказка «Волшебная поляна»;

- игра «Волшебная поляна имен»;

- упражнение «Встреча с именем»;

- упражнение «Рисование имени»

4

«Язык прикосновений»

развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения; отработка механизмов саморегуляции.

- игра «Путешествие в сказочный мир»;

- упражнение «Язык прикосновений»;

- рисование «Волшебная страна и ее жители»

5

«Чудо-остров»

стабилизация психических процессов, снятие напряжения; развитие уверенности в себе; отработка механизмов саморегуляции.

- упражнения «Лесная полянка»; «Чудо-остров»;

- рисование «Чудо-остров».

6

«Я дарю тебе улыбку»

формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей; развивать творчество и воображение.

- игра «Волшебный стул»;

- упражнение «Нарисуй свою улыбку»

7

«Злостики. Боязливики. Грустишки»

развитие творческого воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения; стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

- сказка «Необычный сон»;

- мимическая гимнастика;

- упражнение «Расколдуем рыцарей Безличия»

8

«Мои эмоции»

формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей; развивать творчество и воображение.

- игра «Давайте поздороваемся»;

- игра «Мои эмоции»;

- игра «Покажи настроение»;

- упражнения для глаз

9

«В стране Чувств»

\стимулирование творческого самовыражения; стабилизация психических процессов, снятие напряжения; развитие уверенности в себе;

- упражнение «Путешествие на волшебном ковре»;

- игра «Жители сказочной страны Чувств»;

- игра «Кукольное королевство»

10

«Тень-тень-потетень»

формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей; развивать творчество и воображение.

- работа по тексту прибаутки;

- этюд «Звери, птицы, насекомые».

11

«Радость-огорчение»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; формирование представлений о радости и огорчении; анализ этих качеств в художественных произведениях; ощущение состояний радости и огорчения, выражение их художественными средствами и в поведении.

- беседа по формированию представлений о радости и огорчении;

- анализ радости и огорчения в прозведении К. Чуковского «Доктор Айболит» и на основе рассматривания иллюстраций к стихотворениям А. Барто «Игрушки»;

- работа с пиктограммами;

12

«Мы поссоримся и помиримся»

развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы; показать детям, что значит взаимное уважение и признание; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; учить проявлять терпение к недостаткам других;

- игра «Коврик мира»;

- игра «Ссора»;

- игра «Ты мне нравишься»

13

«Дружелюбие-враждебность»

формирование представлений о дружбе и вражде; анализ проявления дружбы и вражды в художественных произведениях, в иллюстрациях, в близком окружении ребенка; ощущение состояний дружелюбия и враждебности, выражение их художественными средствами и в поведении; обучение сотрудничеству.

- анализ проявления дружбы и вражды в художественных произведениях и на основе рассматривания сюжетных картинок к русской народной сказке «Заюшкина избушка»;

- анализ проявлений дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка;

- игра на взаимодействие «Тень»;

- рисование «Портрет друга»

14

«Доброта - злобность»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; формирование представлений о доброте и злобности; анализ проявления доброты и злобности в художественных произведениях, в иллюстрациях, в близком окружении ребенка; обучение сотрудничеству.

- беседа по формированию представлений о доброте и злобности;

- анализ проявления доброты и злобности в сказках, рассказах, стихотворениях, в близком окружении ребенка;

15

«Боремся мо Злорандой»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; формирование представлений о доброте и злобности; обучение сотрудничеству, снятие агрессивности, тревожности.

- беседа на формирование представлений о добре и зле;

- упражнение «Клубочек»;

- этюды на снятие негативныхэмоций;

- упражнение «Клеевой дождик»;

- упражнение «Поводырь»;

- упражнение «Найди ключ»;

- упражнение «Не пролей воду»

16

«Любовь-нелюбовь (ненависть»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу; обучение сотрудничеству.

- беседа по формированию представлений о любви и нелюбви (ненависти);

- анализ проявления любви и нелюбви через анализ художественных произведений и на основе рассматривания иллюстраций к произведению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;

- эмоциональное переживание других людей, находящихся в состоянии любви и нелюбви

17

«Смелость - трусость»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга; развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу; формирование представлений о смелости и трусости, ощущение состояний смелости и трусости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание состояний смелости и трусости; обучение сотрудничеству.

- формирование представлений о смелости и трусости;

- анализ проявления смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к английской народной сказке «Три поросенка»;

- анализ проявления смелости и трусости в близком окружении ребенка;

18

«Вежливость - грубость»

развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу; формирование представлений о вежливости и грубости, ощущение состояний вежливости и грубости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание состояний вежливости и грубости; обучение сотрудничеству.

- формирование представлений о вежливости и грубости;

- анализ вежливости и грубости в художественных произведениях;

- ощущение вежливости и грубости, выражение их художественными средствами и в поведении;

- эмоциональное переживание позиций других людей

19

«Что я слышу, что я вижу…»

формирование целостного представления о себе, умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях, познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими.

- упражнение «Не звени тарелками»;

- упражнение «Представь и услышь»;

- упражнение «Какого цвета?»

20

«На вкус и цвет…»

формирование целостного представления о себе, умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях

- ритуал приветствия;

- упражнение «Мой любимый вкус»;

- ритуал прощания

21

«Мои чувства»

формирование целостного представления о себе, умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях, познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими.

- упражнение «Мои чувства»;

- упражнение «Представь, и у тебя получится»;

- упражнение «Расскажи о своих чувствах»;

- упражнение «Твой портрет»

22

«Вообразилия»

познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими.

- ритуал приветствия;

- упражнение «Вообрази животное»;

- ритуал прощания

23

«Что значит быть другом?»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем.

- ритуал приветствия;

- упражнение «Мы друзья»;

- упражнение «Зеркало»;

- упражнение «Портрет друга»

- ритуал прощания

24

«Давайте подружимся»

преодоление внутренней изоляции у детей; развитие способности видеть и понимать других людей; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие.

- сказка «Кактус мечтал подружиться»;

- психогимнастика «Цветочная клумба»

25

«Вот такой вот я»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; преодоление внутренней изоляции у детей; развитие способности видеть и понимать других людей;

- ритуал приветствия;

- игра «Паровозик»;

- рассказ «Увлекательная история»;

- игра «Диктор»

26

«Ссора, жадность»

формирование целостного представления о себе, познание внутреннего мира, чувств и состояний другого человека, умение анализировать и управлять ими.

- ритуал приветствия;

- рассказ «Необычная история»;

- ритуал прощания

27

«Ничего я не боюсь!»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; преодоление внутренней изоляции у детей; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие.

- ритуал приветствия;

- сказка «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»;

- игра «Зеркало»

- ритуал прощания

28

«Жадность»

развитие способности видеть и понимать других людей; формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие.

- ритуал приветствия;

- сказка «Однажды где-то во Вселенной»;

- игра «Две планеты»

- ритуал прощания

29

«Доброта»

развитие способности видеть и понимать других людей; формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов; формирование умения видеть внешние особенности сверстника, идентифицироваться с ним на уровне движений;

- ритуал приветствия «Волшебный цветок»

- «Сказка о садовнике»;

- игра «Садовник»;

- рисование по сюжету сказки;

- ритуал прощания

30

«Агрессия, злость»

формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов; формирование умения видеть внешние особенности сверстника, идентифицироваться с ним на уровне движений; формирование согласованности движений через игры на взаимодействие.

- ритуал приветствия «Волшебники»

- сказка «Злой колдун»;

- игра «Злой колдун»;

- ритуал прощания


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


№ п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

1

«Кто я?»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе; предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; помочь детям почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей, обучить приемам саморасслабления.

- игра «Эхо»

- игра «Объясни имя»;

- беседа по формированию представлений о собственном «Я»;

- игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»

- беседа по содержанию «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина;

- игра-рисунок «Радужные капельки»

2

«Какой я?»

вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе; предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; помочь детям почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей, обучить приемам саморасслабления.

- игра «Волшебный стул»

- Анализ представлений о собственном «я» через рассматривание иллюстраций сказочных героев: Мальвины, Снежной Королевы, Карабаса-Барабаса, Лесного Чудища.

- игра «Узнай, кто позвал»

- упражнение «Продолжи фразу»

- моделирование ситуаций;

- коллективное рисование

3

«Какой ты?»

предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; обучить приемам саморасслабления.

- этюд «Солнышко»;

- игра «Дотронься до…»;

- игра «Расскажи стихи руками»;

- игра «Комплименты»

4

«Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?»

научить детей видеть друг в друге сходные черты и различия; развивать внимание и наблюдательность, способности к оценке возможностей другого; научить приемам саморасслабления.

- игра «Паровозик»;

- игра «Скажи хорошее о друге»;

- игра «Отыщи свою обувь»;

- рисуем себя в прошлом и настоящем;

- упражнение «Катушка»

5

«Мы все такие разные»

помочь ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», противопоставить себя другим; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства.

- игра «Эхо»;

- игра «Скажи хорошее о друге»;

- игра «Ветер дует на…»;

- игра «Встаньте все, кто…»;

- игра «Чудесные пуговицы»

6

«Мы все такие разные»

развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу, внимание и наблюдательность; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства.

- игра «Скажи хорошее о друге»;

-упражнение «Какой я есть и каким хотел бы стать»;

- упражнение «Доброе животное»

7

«Уверенность - неуверенность»

формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения.

- анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказкам;

- анализ проявления уверенности и неуверенности через просмотр мультфильма У. Диснея по сказке А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»

8

«Уверенность - неуверенность»

формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения.

- анализ проявления уверенности и неуверенности в близком окружении ребенка;

- ощущение состояний уверенности и неуверенности, выражение их художественными средствами и в творчестве

9

«Уверенность - неуверенность»

формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения.

- анализ проявления уверенности и неуверенности на основе сказки С. Маршака «Кошкин дом»;

- эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности и неуверенности;

- игра «Волшебный стул»

10

«Мое настроение»

создать комфортную атмосферу в группе; учить детей описывать свое настроение; развивать понимание настроения других людей; воспитывать эмпатию; развивать эмоциональную сферу ребенка; помочь детям осознать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.

- игра «Настроение»;

- игра «Ромашка настроений»;

- упражнение «Передача чувств»;

- беседа «Школа улыбок»;

- упражнение «Рисуем настроение»

11

«Я умею»

вызвать у детей позитивное восприятие друг друга; сформулировать умение рассказывать о своих увлечениях, любимых занятиях с помощью изобразительных средств; помочь ребенку проанализировать свои чувства, дать возможность каждому почувствовать себя значимым.

- игра «Есть или нет»

- упражнение «Как живешь?»;

- упражнение «Сочиним историю»;

- упражнение «Заколдованный ребенок»

12

«Я не боюсь научиться»

развивать умение согласовывать свои действия, умение перевоплощаться; побуждать детей преодолевать неуверенность; развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого; повышать уверенность в себе.

- игра «Найди рифму»;

- упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»;

- упражнение «Тень»

13

«Пожалей меня»

помочь ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», противопоставить себя другим; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства.

- беседа «Как можно пожалеть?»;

- этюд «Я так устал»;

- игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо»;

- этюд «Спаси птенца»

14

«Я и моя семья»

создать непринужденную обстановку, поднять настроение; развивать эмпатию, толерантность; развивать ассоциативное мышление; подвести детей к пониманию того, что родитель есть не только у людей, но и у животных, и у растений; учить понимать и чувствовать других; формировать чувство единения с группой и семьями своих друзей.

- игра «Кто придумает больше глупостей»;

- беседа «Что значит любить родителей?»;

- этюд «Из семени в дерево»;

- упражнение «Новоселье нашей дружной семьи»

15

«Я и мои друзья»

вызвать у детей позитивное отношение друг к другу; развивать навыки сотрудничества в парах; развивать способность к взаимодействию и взаимопринятию.

- упражнение «Дождик»;

- игра «Комплименты»;

- беседа «Подружки»;

- игра «Путанка»;

- упражнение «Договорись взглядом»;

- игра «Нарисуй узор»

16

«Город нашей дружбы»

развивать чувство коллектива, сплоченности группы; развивать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения; развивать эмпатию и толерантность; повышать у детей уверенность в себе, формировать чувство ответственности за другого, бережного отношения друг к другу;

- игра «Подарки»;

- релаксация «Путешествие в волшебный город»;

- игра «Клеевой дождик»;

- упражнение «Волшебный лес»;

- упражнение «Строители»;

- игра «Торт»

17

«Море радости»

развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- беседа «Дружба начинается с улыбки»;

- упражнение «Заряд бодрости»;

- этюд «Встреча с другом»;

- этюд «Водный карнавал»;

- этюд «Солнечный зайчик»;

- рисование «Море радости»

18

«Остров Чунга-чанга»

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- упражнение «Ласковое приветствие»;

- упражнение «Найди чувство»;

- игра «Пойми меня»;

- этюд «Разноцветная вода»

19

«Животный мир острова Чунга-чанга»

настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений; развивать творческое воображение детей, фантазию, память.

- упражнение «Заряд бодрости»;

- упражнение «Гусеница»;

- упражнение «На что похоже настроение?»;

- этюд «Слон и бабочки»;

- этюд «Шаловливые обезьянки»;

- упражнение «Ералаш»;

- игра «Веселый мяч»;

- упражнение «Баян»;

- упражнение «Певец»

20

«Растительный мир острова Чунга-чанга»

настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); сформировать у детей представление о том, что овощи, фрукты и ягоды могут быть мимическими компонентами для создания эмоции; обучить детей способам регуляции своих чувств и поведения

- упражнение «Паутинка»;

- этюд «Солнечный зайчик»;

- упражнение «Экологическая азбука эмоций»;

- упражнение «Светлые мысли»

21

«Радость - огорчение»

формирование представлений о радости и огорчении; ощущение состояний радости и огорчения, выражение их художественными средствами; эмоциональное переживание радости и огорчения, выражение их в поведении.

- анализ проявлений радости и огорчения через художественные произведения и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам;

- проявление радости и огорчения в близком окружении ребенка;

- эмоциональное переживание радости и огорчения, выражение их в поведении

22

«В гостях у сеньора Минора на острове Плакс»

настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах;

- ритуал приветствия;

- упражнение «Заряд бодрости»;

- этюд «Растеряша Мери»;

- этюд «Пропала собака»;

- упражнение на дыхание «Веточка»

23

«Царевна Несмеяна на острове Плакс»

настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- упражнение «Доброе утро»;

- упражнение «Здесь и сейчас»;

- игра «Пойми меня»;

- игра «Царевна Несмеяна»;

- упражнение «Грустный рисунок»;

- упражнение «Волшебный сон»

24

«Животный мир острова Плакс»

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- игра «Паровозик»;

- упражнение «Улитка»;

- этюд «Медвежата заболели»;

- этюд «Воробей»;

- этюд «Котенок загрустил»;

- игра «Грустный мяч»

- рисование;

25

«Растительный мир острова Плакс»

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- упражнение «Здесь и сейчас»;

- игра «Клеевой дождик»;

- упражнение «Дождь в лесу»;

- упражнение «Экологическая азбука эмоций»

26

«Клокочущий вулкан»

настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- ритуал приветствия;

- упражнение «Заряд бодрости»;

- этюд «Злюка»;

- этюд «Драка»;

- упражнение «Зинка-злюка»;

- игра «Разозлись, как…»

- рисование вулкана;

- упражнение «Волшебный шарик злости»;

- упражнение «Певец»

27

«Жители Клокочущего вулкана»

развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- упражнение «Здесь и сейчас»;

- игра «Пойми меня»;

- упражнение «Упрямый ребенок»;

- упражнение «Тух-тиби-дух»;

- упражнение «Волшебный сон»

28

«Дружелюбие - враждебность»

формирование представлений о дружелюбии и враждебности; ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии дружелюбия и враждебности; анализ проявления дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка.

- анализ проявлений дружбы и вражды в стихах и сказках, в близком окружении ребенка;

- ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами;

- моделирование ситуаций

29

«Любовь - нелюбовь (ненависть)»

формирование представлений о любви и ненависти; анализ проявления любви и ненависти в художественных произведениях; ощущение состояний любви и ненависти, выражение их художественными средствами; эмоциональное ощущение состояний любви и ненависти, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии любви и ненависти; моделирование ситуаций с проявлением любви и ненависти.

- формирование представлений о любви нелюбви (ненависти);

- анализ проявления любви и ненависти в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказке «Аленький цветочек»;

- эмоциональное переживание позиций любви и ненависти, в которые ставится сам ребенок;

30

«Злой язычок»

учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему.

- актуализация темы занятия;

- игра «Голоса животных»

- разыгрывание сказки про медведя;

- анализ истории про злой язычок»

31

«Дремучий лес»

настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах;

- ритуал приветствия;

- упражнение «Заряд бодрости»;

- игра «Пугать запрещается»;

- этюд «Страх»;

- этюд «Галя и гусь»;

- этюд «Что в углу?»

32

«У страха глаза велики»

создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов.

- ролевая игра «У страха глаза велики»;

- игра-инсценировка «Зайчики и волк»;

33

«Жители Дремучего леса»

настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- игра «Эхо»;

- упражнение «Здесь и сейчас»;

- упражнение «Пойми меня»;

- этюд «Дети заболели»;

- этюд «Потерялся»;

- упражнение «Черная метка»

34

«Животные Дремучего леса»

настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- упражнение «Заряд бодрости»;

- игра «Коровы, собаки и кошки»;

- игра «На что похоже настроение?»;

- упражнение «Волшебный сон»

35

«Удивительная планета»

настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.

- ритуал приветствия;

- релакс «Путешествие на удивительную планету»;

- упражнение «Инопланетяне»;

- этюд «Живая шляпа»;

- игра «Круглые глаза»;

- упражнение «Ракета»

36

«Жители Удивительной планеты»

учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему.

- упражнение «Волшебный микрофон»;

- упражнение «Здесь и сейчас»;

- этюд «Ваня приехал к бабушке»;

- упражнение «Разноцветная вода»

37

«Животные Удивительной планеты»

учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему.

- упражнение «Все вместе»;

- упражнение «Заряд бодрости»;

- упражнение «Что я чувствую»;

- этюд «Любопытная кошка»;

- этюд «Кто позвал?»;

- этюд «Лягушка»;

- упражнение «Ералаш»;

- упражнение «Ракета»

38

«Смелость - трусость»

формирование представлений о смелости и трусости, анализ проявления смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам; ощущение состояния смелости и трусости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в определенном состоянии; моделирование ситуаций с проявлением смелости и трусости; обучение сотрудничеству.

- формирование представлений о смелости и трусости;

- анализ проявлений смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам;

- эмоциональное переживание смелости и трусости, выражение их в поведении;

39

«Выдержка - несдержанность»

формирование представлений о выдержке и несдержанности, анализ этих качеств в русских народных сказках «Кот, петух и лиса» и «Жихарка», анализ качеств на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; эмоциональное переживание состояний выдержки и несдержанности, выражение их в поведении;

- анализ проявлений выдержки и несдержанности в русских народных сказках и на основе рассматривания иллюстраций к сказкам;

- беседа о проявлении выдержки и несдержанности в отношениях с друзьями;

40

«Вежливость - грубость»

формирование представлений о вежливости и грубости, анализ этих качеств в сказках «Заяц и еж» и «Аленький цветочек», анализ качеств на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; эмоциональное переживание состояний вежливости и грубости, выражение их в поведении; моделирование ситуаций с проявлением вежливости и грубости;

- формирование представлений о вежливости и грубости;

- анализ проявлений вежливости и грубости в художественных произведениях и в близком окружении ребенка

41

«Маша и сандалики»

формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений; обучение сотрудничеству.

- сказка «Маша и сандалики»;

- беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки

42

«Пес Барбос»

формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений;

- сказка «Пес Барбос»;

- беседа по сказке;

- этюд «Сломанная кукла»

43

«Волшебники»

формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений;

- сказка «Волшебники»;

- беседа по сказке

44

«Про чашечку»

формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений;

- сказка «Про чашечку»;

- беседа по сказке

45

«Страна понимания»

формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников; обучение детей навыкам взаимодействия и сотрудничества; развитие умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальными и невербальными способами; развитие зрительного внимания и восприятия; снятие психомышечного напряжения; создание положительного эмоционального настроения.

- игра «Здравствуй»;

- игра «Скользкая дорога»;

- этюд «Поссорились - помирились»;

- этюд «Плот»;

- упражнение «Покажи эмоцию»;

- игра «Путаница»;

- упражнение «Варежки»;

- этюд «Опасная тропа»;

- упражнение «Горячий стул»;

- упражнение «Волшебная прогулка»



Литература:


  1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. - СПб.: Питер, 2008.

  2. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. - М., 1993.

  3. Ганичева И.. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. - М.: Книголюб, 2004.

  4. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2004.

  5. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 1999 г.

  6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998.

  7. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2000 г.

  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

  9. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. - М.: Генезис, 2003.

  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2000 г.

  11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

  12. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М., 1996 г.

  13. Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой.- Спб.: Речь, 2000 г.

  14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. - М.: Генезис, 1998 г.

  15. Хухлаева О.В. практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. - М.: Генезис, 2003.

  16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. - М.: Генезис, 2004.

  17. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - Спб.: Речь, 2002 г.

  18. Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.М. Буянова. - М.: Просвещение, 1990.

  19. Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - Спб., 2000.

  20. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.


© 2010-2022