• Преподавателю
  • Другое
  • Критерии оценки эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении

Критерии оценки эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Критерии оценки эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении

Деятельность педагога не изолирована в пространстве воспитания, она входит в педагогический процесс, ориентированный на реализацию воспитательной цели. Педагог способен влиять на воспитательную деятельность, встроенную в структуру воспитательного процесса. Он может создавать материальные (предметная среда) и идеальные (идеалы, ценности, знания, отношения) предпосылки для личностного и индивидуального развития, для ценностного общения, разнообразной деятельности. Результативность воспитательного процесса обусловливается качеством внутренней переработки воспитательных влияний самим обучающимся (1).

Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии. Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива) (2).

Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах: результативном и процессуальном.

I - уровень воспитанности (показатель результативности оценки воспитательного процесса)

II - педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе (процессуальный показатель оценки воспитательного процесса).

Воспитанность, по определению В.П. Нечаева - интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Данный перечень качеств можно принять как критерий воспитанности (3).

Воспитанность обучающегося отражает степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели, является основанием для совершенствования организации и осуществления воспитательного процесса и отражает результативную оценку его эффективности.

Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса демонстрирует адекватность используемых методов, средств и форм цели воспитательной деятельности.

Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с разрабатываемой образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся с учетом содержания направлений Воспитательной компоненты. В примерной программе воспитания и социализации обучающихся на этапе основной школы выделены критерии оценки эффективности воспитательного процесса.

Критериями эффективности реализации образовательной организации воспитательной программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс (4).

Учитывая критерии оценки воспитательного процесса направленные на определение уровня воспитанности обучающихся и особенностей развития детского коллектива, а также критерии оценки реализации программы воспитания и социализации, согласно требований ФГОС ООО, предлагаем критериальную систему оценки воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Критерии

Показатели

Методики диагностики

Оценка уровня

воспитанности обучающихся

- направленность личности

- ценностные ориентации

Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына)

Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич) (7 - 11 класс)

Методика «Пословицы» (по С.М. Петровой) (6-11 класс)

Сформированность элементов личностного потенциала учащегося

Методика экспресс-диагностики эмпатии (по И. Юсупову) (10-11 класс)

Методика изучения нравственной воспитанности учащихся «Размышляем о жизненном опыте» (по Н.Е. Щурковой) (8-11 класс)

Методика «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (по В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степанову) (3-4 класс)

Социальность:

- степень социализированности личности

Методика изучения социальной направленности обучающегося (по В.М. Миниярову) (6-11 класс)

Методика изучения социализированности личности (по М.И. Рожкову) (3-9 класс)

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (по Р.В. Овчаровой) (9-11 класс)

Методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) старшеклассников (по И.И. Захарову) (9-11 класс)

Методика определения общественной активности учащихся (по Е.Н. Степанову) (8-11 класс)

- степень развития социальных качеств

Методика оценки развития социальных качеств школьника (Н.И. Монахов) (1 - 11 класс)

Профессиональная ориентированность

Методика для выявления готовности учащихся к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) (9-11 класс)

Методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс)

Определение предпочтительного типа профессии (по Е.И. Климову)

Оценка уровня развития коллектива

Отношения между обучающимися

Методика «Исследование взаимоотношений в классе» (Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7 - 11 класс)

Методика изучения сплоченности ученического коллектива (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович)

Уровень развития самоуправления

Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Л.И. Гриценко)

Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении

Социально-психологическая комфортность ученического коллектива

Методика «Атмосфера в классе» (Л.Г. Жедунова) (7-11 класс)

Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (Р.С. Немов) (7-11 класс)

Методика «Социометрия» (Дж. Морено) (6-11 класс)

Социально-психологическая среда общешкольного коллектива

Методика «Выявление мотивов участия школьников в делах общешкольного коллектива» (модифицированный вариант методики О.В. Лишина) (7-11 класс)

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву) (1-11 класс)

Цветометод «Моя школа» (по Ю.С. Мануйлову) (1 - 4 класс)

Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс

Оценка детско-родительских отношений

Методика «Моя семья» (Нечаев М.П.)

Методика «Хорошие ли вы родители»

Взаимодействие семьи и школы

Методика «Анализ воспитательной работы глазами родителей обучающихся» (Нечаев М.П.)

Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника (В.Г. Максимов)

Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Степанов Е.Н.)

Комплексная методика ждя изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (по А.А. Андрееву)

Для изучения эффективности воспитательного процесса реализуемого образовательным учреждением результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной деятельности), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной деятельности). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания обучающихся используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у обучающихся, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания обучающихся.

Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, педагог, должен регулярно производить анализ воспитательных результатов, сопоставляя полученный продукт с целью деятельности.




© 2010-2022