- Преподавателю
- Другое
- Обобщение педагогического опыта по организации и проведению недели экологии в образовательном учреждении
Обобщение педагогического опыта по организации и проведению недели экологии в образовательном учреждении
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долина А.С. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обобщение педагогического опыта
педагога-организатора Долиной Анны Сергеевны
по организации и проведению недели экологии
в образовательном учреждении.
Охрана природы - дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите редких и исчезающих видов растений и животных.
Экологическое воспитание - одна из самых глобальных проблем современности. Поэтому учебные учреждения должны обращать внимание на вопросы экологического воспитания учащихся.
Экологическое воспитание школьников - постоянно развивающийся педагогический процесс, обусловленный требованиями современного общества. Привлекая обучающихся к изучению экологии, мы способствуем не только воспитанию бережного отношения к природе, но и развитию познавательной активности детей, формированию патриотических чувств.
Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.
В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо обеспечить закрепление имеющихся знаний в новых нестандартных или творческих условиях. Одной из форм организации просветительской деятельности в области экологического воспитания, позволяющих включить обучающихся в активную деятельность с целью формирования целостной картины мира, является предметная неделя экологии. Это возможность экологического просвещения обучающихся через ряд продуманных мероприятий, способствующих углублению и расширению знаний о биологических законах, взаимосвязи всего живого и неживого в природе. Ведь экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным становлением личности ребёнка, с воспитанием доброты и ответственного отношения к окружающему нас миру.
Предметная неделя экологии - это активная форма организации учебной деятельности школьников по экологическому воспитанию.
Цели и задачи проведения недели экологии:
Цель: привлечение внимания школьников к экологическим проблемам родного края и всей планеты.
Задачи:
· расширять и углублять теоретические знания обучающихся в области экологии;
· развивать познавательный интерес к биологии и экологии через самостоятельную практическую деятельность;
· воспитывать у обучающихся экологическую культуру и патриотизм.
Реализация цели и задач возможна при соблюдении следующих педагогических условий:
1) Активизировать познавательный интерес учащихся к учебным предметам через проведение тематических недель.
2) Дать учащимся возможность применять полученные знания и умения в практической деятельности.
3) Обеспечить возможность принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды.
4) Организовать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
5) Способствовать поиску альтернативных способов разрешения конфликта.
Принципы отбора содержания предметной недели:
· целостность, законченность (предметная неделя должна иметь идею, девиз, начало и конец);
· неповторимость каждого дня (своя смысловая направленность, центральное мероприятие);
· обязательность сквозных мероприятий, задающих общую направленность недели;
· доступность содержания;
· соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся, имеющимся у них знаниям по предметам естественно-научного цикла.
· обязательность итогового мероприятия, которое охватывает основные положения и смысл недели;
· занимательность содержания (информация должна быть представлена в такой форме, чтобы вызывать интерес обучающихся к проблеме, активизировать ихпознавательную деятельность);
· открытое фиксирование итогов каждого мероприятия недели;
· обязательность награждения победителей и поощрения участников недели.
Организация и проведение недели экологии
Организация и проведение недели экологии в образовательном учреждении осуществляется согласно городскому плану организационно-массовых мероприятий на учебный год (Приложение 1), в соответствии с Положением о недели экологии в образовательном учреждении (Приложение 2).
Неделя экологии в образовательных учреждениях является ежегодным комплексным мероприятием, сочетающим в себе разные формы индивидуальной, групповой, массовой внеурочной работы. В ходе мероприятия охватываются дети в возрасте от 7 до 18 лет как постоянного, так и сменного состава.
Формы взаимодействия в процессе проведения недели экологии разнообразны:
· викторины;
· выставки;
· конкурсы;
· игры;
· путешествия;
· КВН;
· фестивали;
· трудовые десанты.
При разработке мероприятий можно использовать следующие рекомендации:
1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, по сложности не выходить за его пределы.
2. Количество заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их решению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровне развития способностей учащихся.
3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения.
4. В связи с тем, что неделя экологии нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выявление уровня мышления, пространственного и творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого и олимпиадного характера.
5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задания допускали возможность выполнения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности, гибкости мышления.
6. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитываются возрастные особенности детей.
7. Каждое мероприятие нацелено на реализацию поставленных задач.
План недели экологии составляется в согласовании с режимом работы данного образовательного учреждения, а содержание может варьироваться в соответствии с условиями и пожеланиями педагогов, классных руководителей и учащихся. Примерный план недели экологии (Приложение 3).
Педагоги, ответственные за организацию и проведение недели экологии осуществляют:
· руководство по организации и проведению недели;
· подготовку необходимой материальной базы;
· подготовку эмблем, грамот, призов, памятных сувениров и т. д.;
· проведение торжественной линейки в начале и конце недели экологии;
· разработку критериев оценок;
· проверку и оценку выполненных заданий;
· определяют победителей;
· подготавливают отчёт о результатах недели.
Успех проведения недели экологии во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа. Чтобы повысить интерес школьников к проведению предметной недели, следует организовывать соревнования с приданием широкой гласности отличившихся учащихся и поощрением их.
Одним из условий педагогической эффективности предметной недели по экологии является включение учащихся в планирование предстоящей деятельности.
По окончании недели экологии проводится награждение учащихся дипломами, грамотами и призами.
По прохождении недели экологии наблюдается активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды; приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.
Проведение недели экологии в школе позволяет определить победителей, которые представляют свое образовательное учреждение на итоговом мероприятии, приуроченном ко Дню экологических знаний.
Итоговым мероприятием недель экологии среди образовательных школ города является:
для начального звена - городской конкурс «Знатоки природы»,
для среднего звена - городской конкурс «Экологический турнир»,
для старшего звена - городской конкурс «Зеленая планета».
Приложение 1
План проведения
недели экологии в общеобразовательных школах города
на 2013 - 2014 учебный год.
№ п/п
Образовательное
учреждение
Сроки проведения
1.
МАОУ «СОШ №8»
октябрь
2.
МАОУ «СОШ №10»
октябрь
3.
МБОУ «СОШ №7»
ноябрь
4.
МБОУ «СОШ №6»
декабрь
5.
МБОУ «Гимназия»
январь
6.
МАОУ «СОШ №4»
февраль
7.
МАОУ «СОШ №3»
март
Приложение 3
Примерный план недели экологии
День недели
Мероприятие
Участники
Понедельник
(первый день)
Торжественная линейка или радиолинейка
«Открытие недели экологии»
1-11 классы
Викторина
«Юные любители природы»
1-2 классы
Вторник
(второй день)
Конкурсная программа
«Знатоки природы»
3-4 классы
Занимательные перемены
(конкурс кроссвордов, ребусов, загадок)
1-4 классы
Игра по станциям
«Родной край»
5 классы
Среда
(третий день)
Конкурсная программа
«Экологический турнир»
6-7 классы
Занимательные перемены
(конкурс кроссвордов, ребусов, загадок)
5-8 классы
Конкурс стихов
«Берегите природу!»
1-11 классы
Четверг
(четвертый день)
Конкурс - выставка
рисунков и фоторабот
«Зеленая планета глазами детей»
1-11 классы
Занимательные перемены
(конкурс кроссвордов, ребусов, загадок)
9-11 классы
Конкурс проектов
«Экологический буклет»
8-9 классы
Пятница
(пятый день)
Конкурс - выставка поделок
из бросового материала
1-11 классы
Природоохранные акции
(в зависимости от месяца)
5-11 классы
шестой день
Выставка книг о природе, экологии
в школьной библиотеке.
1-11 классы
Торжественная линейка
«Закрытие недели экологии»
Подведение итогов, награждение
1-11 классы