• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение педагогического опыта по организации и проведению недели экологии в образовательном учреждении

Обобщение педагогического опыта по организации и проведению недели экологии в образовательном учреждении

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта

педагога-организатора Долиной Анны Сергеевны

по организации и проведению недели экологии

в образовательном учреждении.

Охрана природы - дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите редких и исчезающих видов растений и животных.

Экологическое воспитание - одна из самых глобальных проблем современности. Поэтому учебные учреждения должны обращать внимание на вопросы экологического воспитания учащихся.

Экологическое воспитание школьников - постоянно развивающийся педагогический процесс, обусловленный требованиями современного общества. Привлекая обучающихся к изучению экологии, мы способствуем не только воспитанию бережного отношения к природе, но и развитию познавательной активности детей, формированию патриотических чувств.

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо обеспечить закрепление имеющихся знаний в новых нестандартных или творческих условиях. Одной из форм организации просветительской деятельности в области экологического воспитания, позволяющих включить обучающихся в активную деятельность с целью формирования целостной картины мира, является предметная неделя экологии. Это возможность экологического просвещения обучающихся через ряд продуманных мероприятий, способствующих углублению и расширению знаний о биологических законах, взаимосвязи всего живого и неживого в природе. Ведь экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным становлением личности ребёнка, с воспитанием доброты и ответственного отношения к окружающему нас миру.

Предметная неделя экологии - это активная форма организации учебной деятельности школьников по экологическому воспитанию.

Цели и задачи проведения недели экологии:

Цель: привлечение внимания школьников к экологическим проблемам родного края и всей планеты.

Задачи:

· расширять и углублять теоретические знания обучающихся в области экологии;

· развивать познавательный интерес к биологии и экологии через самостоятельную практическую деятельность;

· воспитывать у обучающихся экологическую культуру и патриотизм.

Реализация цели и задач возможна при соблюдении следующих педагогических условий:

1) Активизировать познавательный интерес учащихся к учебным предметам через проведение тематических недель.

2) Дать учащимся возможность применять полученные знания и умения в практической деятельности.

3) Обеспечить возможность принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды.

4) Организовать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5) Способствовать поиску альтернативных способов разрешения конфликта.

Принципы отбора содержания предметной недели:

· целостность, законченность (предметная неделя должна иметь идею, девиз, начало и конец);

· неповторимость каждого дня (своя смысловая направленность, центральное мероприятие);

· обязательность сквозных мероприятий, задающих общую направленность недели;

· доступность содержания;

· соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся, имеющимся у них знаниям по предметам естественно-научного цикла.

· обязательность итогового мероприятия, которое охватывает основные положения и смысл недели;

· занимательность содержания (информация должна быть представлена в такой форме, чтобы вызывать интерес обучающихся к проблеме, активизировать ихпознавательную деятельность);

· открытое фиксирование итогов каждого мероприятия недели;

· обязательность награждения победителей и поощрения участников недели.

Организация и проведение недели экологии

Организация и проведение недели экологии в образовательном учреждении осуществляется согласно городскому плану организационно-массовых мероприятий на учебный год (Приложение 1), в соответствии с Положением о недели экологии в образовательном учреждении (Приложение 2).

Неделя экологии в образовательных учреждениях является ежегодным комплексным мероприятием, сочетающим в себе разные формы индивидуальной, групповой, массовой внеурочной работы. В ходе мероприятия охватываются дети в возрасте от 7 до 18 лет как постоянного, так и сменного состава.

Формы взаимодействия в процессе проведения недели экологии разнообразны:

· викторины;

· выставки;

· конкурсы;

· игры;

· путешествия;

· КВН;

· фестивали;

· трудовые десанты.

При разработке мероприятий можно использовать следующие рекомендации:

1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, по сложности не выходить за его пределы.

2. Количество заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их решению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровне развития способностей учащихся.

3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения.

4. В связи с тем, что неделя экологии нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выявление уровня мышления, пространственного и творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого и олимпиадного характера.

5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задания допускали возможность выполнения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности, гибкости мышления.

6. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитываются возрастные особенности детей.

7. Каждое мероприятие нацелено на реализацию поставленных задач.

План недели экологии составляется в согласовании с режимом работы данного образовательного учреждения, а содержание может варьироваться в соответствии с условиями и пожеланиями педагогов, классных руководителей и учащихся. Примерный план недели экологии (Приложение 3).

Педагоги, ответственные за организацию и проведение недели экологии осуществляют:

· руководство по организации и проведению недели;

· подготовку необходимой материальной базы;

· подготовку эмблем, грамот, призов, памятных сувениров и т. д.;

· проведение торжественной линейки в начале и конце недели экологии;

· разработку критериев оценок;

· проверку и оценку выполненных заданий;

· определяют победителей;

· подготавливают отчёт о результатах недели.

Успех проведения недели экологии во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа. Чтобы повысить интерес школьников к проведению предметной недели, следует организовывать соревнования с приданием широкой гласности отличившихся учащихся и поощрением их.

Одним из условий педагогической эффективности предметной недели по экологии является включение учащихся в планирование предстоящей деятельности.

По окончании недели экологии проводится награждение учащихся дипломами, грамотами и призами.

По прохождении недели экологии наблюдается активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды; приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.

Проведение недели экологии в школе позволяет определить победителей, которые представляют свое образовательное учреждение на итоговом мероприятии, приуроченном ко Дню экологических знаний.

Итоговым мероприятием недель экологии среди образовательных школ города является:

для начального звена - городской конкурс «Знатоки природы»,

для среднего звена - городской конкурс «Экологический турнир»,

для старшего звена - городской конкурс «Зеленая планета».

Приложение 1

План проведения

недели экологии в общеобразовательных школах города

на 2013 - 2014 учебный год.

№ п/п

Образовательное

учреждение

Сроки проведения

1.

МАОУ «СОШ №8»

октябрь

2.

МАОУ «СОШ №10»

октябрь

3.

МБОУ «СОШ №7»

ноябрь

4.

МБОУ «СОШ №6»

декабрь

5.

МБОУ «Гимназия»

январь

6.

МАОУ «СОШ №4»

февраль

7.

МАОУ «СОШ №3»

март

Приложение 3

Примерный план недели экологии

День недели

Мероприятие

Участники

Понедельник

(первый день)

Торжественная линейка или радиолинейка

«Открытие недели экологии»

1-11 классы

Викторина

«Юные любители природы»

1-2 классы

Вторник

(второй день)

Конкурсная программа

«Знатоки природы»

3-4 классы

Занимательные перемены

(конкурс кроссвордов, ребусов, загадок)

1-4 классы

Игра по станциям

«Родной край»

5 классы

Среда

(третий день)

Конкурсная программа

«Экологический турнир»

6-7 классы

Занимательные перемены

(конкурс кроссвордов, ребусов, загадок)

5-8 классы

Конкурс стихов

«Берегите природу!»

1-11 классы

Четверг

(четвертый день)

Конкурс - выставка

рисунков и фоторабот

«Зеленая планета глазами детей»

1-11 классы

Занимательные перемены

(конкурс кроссвордов, ребусов, загадок)

9-11 классы

Конкурс проектов

«Экологический буклет»

8-9 классы

Пятница

(пятый день)

Конкурс - выставка поделок

из бросового материала

1-11 классы

Природоохранные акции

(в зависимости от месяца)

5-11 классы

шестой день

Выставка книг о природе, экологии

в школьной библиотеке.

1-11 классы

Торжественная линейка

«Закрытие недели экологии»

Подведение итогов, награждение

1-11 классы


© 2010-2022