• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: Повышение эффективности процесса психолого-медико-педагогического сопровождения

Статья: Повышение эффективности процесса психолого-медико-педагогического сопровождения

Развитие реабилитационных технологий и проблемы социальной защиты детей-инвалидов в последнее десятилетие стали приоритетными во всем мире. В Российской Федерации, после присоединения ее к Конвенции о правах ребенка в 1990 г., был принят ряд важнейших программных документов и законов. Специалисты разных сфер деятельности: социальной защиты, медицины, образования, сферы культуры, как в нашей стране, так и за рубежом, отмечают рост инвалидизации детской среды. Поэтому в центре их внимания находя...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы повышения эффективности процесса психолого-медико-педагогического сопровождения .

Развитие реабилитационных технологий и проблемы социальной защиты детей-инвалидов в последнее десятилетие стали приоритетными во всем мире. В Российской Федерации, после присоединения ее к Конвенции о правах ребенка в 1990 г., был принят ряд важнейших программных документов и законов. Специалисты разных сфер деятельности: социальной защиты, медицины, образования, сферы культуры, как в нашей стране, так и за рубежом, отмечают рост инвалидизации детской среды. Поэтому в центре их внимания находятся проблемы, связанные с совершенствованием механизмов системы психологического сопровождения. Не случайно процесс изучения и обобщения опыта коррекционной работы актуализирует поиск и разработку реабилитационных технологий в ведущих учреждениях, кафедрах, центрах.

Для этой работы важен и опыт деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, являющихся частью существующей в нашей стране системы сопровождения ребенка. Функция сопровождения развития реализуется сегодня в деятельности различных служб и специалистов, в ряду которых доминируют Центры психолого-педагогической медико-социальной помощи семье и ребенку, официальный юридический статус которых закреплен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867.

Современное сопровождение, представляет собой органическое единство: диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения; информационного поиска в отношении возможных путей решения проблемы; конструирования плана действия и первичной помощи в осуществлении плана.

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей коррекционной работы, и от качества ее развития во многом зависит успешность деятельности всей системы. Постановка диагноза это стартовая площадка сопровождения. С этого начинается процесс помощи в преодолении проблем развития. В деятельности ПМПК важна комплексность, т.е. учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, а также всесторонность, предполагающая работу с ребенком специалистов разных профилей в рамках из профессиональных задач и компетенции.

Понимание закономерностей в развитии неизбежно отражается на создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме. Хотелось бы отметить, что зачастую специалисты ПМПК считают постановку правильного диагноза завершением коррекционной работы, а не ее началом. По мнению Л. С. Выготского, труды которого в области аномального детства, как считают специалисты, до сих пор являются основой для продуктивной разработки проблем дефектологии, конечной целью воспитания больного ребенка является его социальная полноценность, т.к. все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции, на достижение необходимого социального уровня.

По данным Е.И. Казаковой исследование специалистов задействованных в сфере психолого-педагогической медико-социальной помощи показало, что 80 % из них более ориентированы на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным программ коррекции проблемы. Методы коррекции, выражающиеся в программах ориентированных на конкретное воздействие на ребенка и его среду, оказались менее знакомыми специалистам. Тогда как информированность специалистов о методах диагностики оказалась достаточно высокой.

Достаточно остро стоит проблема методологической рассогласованности диагностических исследований проводимых специалистами различного профиля: психологами, педагогами, медицинскими работниками, социальным педагогом. На базе используемых специалистами диагностических моделей иногда не легко добиться подлинной комплексности, и преодолеть неготовность специалистов к конструктивному диалогу.

Для успешного процесса социальной адаптации детей с нарушениями в развитии, несомненно, важным вопросом является выявление его особенностей на ранних этапах онтогенеза. Своевременность диагностики ( раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о подозрение на наличие отклонений) необходима для дальнейшей адекватной коррекции. Не менее важно выявить потенциал развития ребенка, т.е. диагностировать и прогнозировать факторы, позволяющие найти наиболее оптимальные пути разрешения сложностей.

К сожалению, анализ диагностического инструментария, используемого специалистами, позволяет утверждать выраженность ориентации на констатацию негативного фона проблемы, но констатирование того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о возможном направлении коррекционной деятельности.

Для повышения эффективности процесса психолого-медико-педагогического сопровождения нами выделены основные сферы сопровождения.

1. Выбор образовательного маршрута (включая выбор программы специального образования).

2. Помощь в ситуациях с затруднениями в учебе.

3.Профессиональная ориентация и самоопределение в трудовой деятельности.

4. Решение проблем социально-эмоционального плана.

В деятельности ПМПК, мало используются такие методы как наблюдение, анализ содержания и продуктов учебной деятельности учащихся, отмечается тяготение к специально сконструированным методам.

Изучение процесса деятельности ребенка (решение задач, учебные работы, рисунки) и анализ продуктов деятельности детей позволяет судить о воображении ребенка, сформированности у него зрительных представлений, развитии мелкой моторики рук, степени сформированности навыков учебной деятельности. В продуктах деятельности отражается отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а иногда и отношение к своему дефекту.

Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать особенности развития данного навыка в процессе обучения; типичные затруднения в усвоении школьных знаний для разных групп отстающих учеников, методы, позволяющие обнаружить причины затруднений на каждом из этапов обучения.

При условии 100% гарантии сохранения информации о ребенке, распространение которой может оказать негативное влияние на его положение в социуме, диаметрально противоположный подход должен проводиться в отношении путей преодоления дезадаптации. Усилия специалистов ПМПК должны быть сосредоточены на обеспечении педагогов и родителей простыми и действенными средствами воздействия на ребенка с дефектом развития. Специалисты должны отрабатывать и передавать в руки педагогов эффективные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредотачивая свое внимание на более сложных и комплексных противоречиях развития ребенка.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - т.5. - М.: Педагогика, 1983.

2. Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование 1999. - М.: Управление специального образования Министерства общего и профессионального образования Р.Ф., 1999.

3. Переписка Л.С. Выготского с А.М.Щербиной./ Дефектология. 1992.№1.

4.Катков И.П., Кузнецова В.В. Основные направления развития медико-социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. // НИИ им. Н.А. Семашко. - М., 1992.


© 2010-2022