Конспект урока литературы по драме А. Н. Островского «Гроза», 10 класс

Данный урок заключительный при изучении пьесы Островского «Гроза». Он обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Душевная драма Катерины». На предыдущем уроке учащиеся познакомились с критическими статьями Добролюбова и Писарева и отметили их противостояние во многих взглядах. Цель урока - опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, выяснить: самоубийство Катерины – это её взлет или падение? цель и задачи урока достигаются посредством применения следующих методов обучения: фо...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мещерякова Наталья Михайловна

Конспект урока

по литературе в __10___ классе



Тема урока: «Душевная драма Катерины»

(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)



Цель урока: выяснить самоубийство Катерины - сила или слабость?

Задачи:

1)образовательные:

- актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала;

- познакомить учащихся с разными оценками драмы А.Н.Островского «Гроза», данными

русской критикой;

- закрепить умение выборочного конспектирования литературно-критической статьи.

2) развивающие:

- формировать коммуникативные и интеллектуальные способности;

- развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование

читательских интересов;

- развивать критическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий

и устойчивый интерес к предмету.

3) воспитательные:

- воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся;

- воспитывать у учащихся формирование собственной позиции;

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос;

- формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.



Этапы урока

(дозировка)

Содержание урока

Организационно-методические указания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

«Вызов»

(5 минут)



Цель этапа: -вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; -обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

1.«Русская душа… Какая она?»

Используя приём «Кластер», ответить на вопрос.

2. Работа с таблицей «Знаю -хочу узнать - узнал»

по теме «Катерина - главная героиня пьесы А.Н.Островского «Гроза»

Чтение стихотворения Е. Долматовского «Загадочная русская душа».

Записывает высказывания учащихся на доске.

Предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Словарная работа: объясняет значение слова «ментальность».

Постановка вопросов по активизации имеющихся знаний.



Делают попытку ответить на вопрос, используя прием «Кластер».

Формулируют тему урока.

Заполняют индивидуально таблицу «ЗХУ»,

формулируют собственные цели обучения.

II

«Осмысление содержания»

(20 минут)

5 минут





10 минут







5 минут

Цель этапа: получение новой информации, сохранение интереса к теме, продвижение от знания «старого» к «новому».

1.Прием «Раздели слова на группы»: 1столбик - качества Катерины, 2 столбик - качества представителей «темного царства».

Цель: развитие способности классифицировать, выделять общее и частное.

2. Прием «Концептуальная таблица».

Цель: - развитие мыслительных способностей учащихся; - развитие навыков сравнительно-сопоставительного анализа; - выработка собственной позиции по изучаемой теме.

Информационные источники:

выдержки из критических статей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860) и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864).



3.Рефлексия на уровне «Осмысление».

Прием «Синквейн»

Цель: - развитие творческих способностей учащихся;

- закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.

Катерина - трактовка Н.А. Добролюбова.

Катерина - трактовка Д.И. Писарева.



Мотивирует работу учащихся, объявляет критерии

оценивания



Предлагает учащимся рассмотреть неоднозначные оценки образа Катерины, высказанные Н.А.Добролюбовым и Д.И.Писаревым, известными литературными критиками 1860-х годов.

Словарная работа: объясняет значение слова «иллюзия».

Вопрос к учащимся:

Чья позиция вам ближе? Аргументируйте свою точку зрения.

Напоминает алгоритм написания синквейна.

Оценивает степень

самостоятельности суждений, их оригинальность, осмысление.



Работа в парах.

Самооценивание на основе критериев.

Корректировка поставленных целей в таблице «ЗХУ».

Работа в парах.

В таблицу записывается тезисно трактовка образа Катерины Добролюбовым и Писаревым



Аргументация собственной позиции по вопросу.

Самооценивание на основе критериев.

В кратких выражениях резюмируют информацию, исходя из трактовки образа Катерины русскими критиками.

Составляют синквейн.


III

«Рефлексия»

5 минут



Цель этапа: - размышление, анализ, интерпретация полученной информации.

Прием «Написание эссе»

Цель: - развитие у учащихся культуры письменной речи; - развитие умения аргументированно отстаивать свою позицию в письменном виде.

Домашнее задание: написать эссе. Тематика письменных работ на выбор:

«Так всё-таки падение или взлёт Катерины - её самоубийство?»

«Русская душа… Какая она?»

Вопрос к классу:

Изменилась ли ваша точка зрения на героиню?

Вернуть учащихся к первоначальному:

«Самоубийство Катерины сила или слабость?»

Озвучивает домашнее задание.

Объявляет критерии оценивания.

Подводит итог урока.

Отвечают на вопрос, вносят изменения, отстаивают собственную точку зрения.

Работа с таблицей «ЗХУ».

Постановка новых целей на перспективу.




4

© 2010-2022