Программа Семья и школа

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Программа работы с семьей

«СЕМЬЯ И ШКОЛА»








Разработала Бруева Екатерина Анатольевна

заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Дорогощанская средняя общеобразовательная школа».

Белгородская область

Грайворонский район с.Дорогощь

пер.Первомайский д.1

8(4722) 261 -41-1-90; 8 910 36 86 673.

Перечень материалов:

1. Программа «Семья и школа»,

2. Приложения.









Пояснительная записка

«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.

Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.
Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет - до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования - обучения и воспитания ребенка.
Главное назначение семьи - воспитание ребенка. Семья - это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется
несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.
Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В современном обществе наиболее полно взаимодействует с семьей средняя школа - взаимодействие начинается еще до момента поступления ребенка в школу и заканчивается с выдачей аттестата.
Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.
Главная задача школы при этом - найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.

Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную часть программы развития школы, в которой обозначено шесть основных параметров сотрудничества школы и семьи:

- изучение семей;

- информирование родителей;

- просвещение родителей;

-консультирование родителей;

-совместная деятельность педагогов и родителей.

Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители, а процент родителей, включенных в остальные направления работы, определяется взаимными потребностями семей и школы.

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи программы:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).






Основные принципы и подходы к реализации

- личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
- принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы ;
- принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии ребёнка;
- принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.

Механизм реализации программы

Осуществляется через следующие мероприятия:

- мониторинговые исследования и определение перспектив;

- установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;

- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: гражданско-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, экскурсионную работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Семья и школа».


Этапы реализации программы:

Этап I. Диагностика семей. (сентябрь - декабрь 2014 года) На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив), составление социального паспорта школы.

Этап II. 2 - 5 направление работы (2015-2017гг.). 2 - 6 направления работы реализуются ежегодно в соответствии с планом работы.



Содержание работы

Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:

I тип семьи (Социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья)

1. Младший подросток и его особенности.

2. Воспитание гражданина в семье.

3. Авторитет родителей в воспитании детей.

4. Физическое развитие школьников.

5. Книга в жизни школьника.

6. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.

7. Как уберечь ребёнка от насилия.

8. Ваш ребёнок влюбился…

9. СПИД - реальность или миф.

10. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.

11. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.

12. Ваш ребёнок и его друзья.

13. Нравственные идеалы в семье.

14. Сексуальное воспитание в семье.

15. Права и обязанности родителей.

II тип семьи (Социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении - нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений)

1. Роль родителей в трудовом воспитании подростка.

2. Родителям о роли общения в жизни подростка.

3. Авторитет родителей в воспитании детей.

4. Физическое развитие школьника.

5. Наказание детей в семье.

6. Как уберечь ребёнка от насилия.

7. Ваш ребёнок влюбился.

8. Этика поведения детей и взрослых в семье.

9. Курение и статистика.

10. СПИД - реальность или миф.

11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.

12.Ваш ребёнок и его друзья.

13.Роль родителей в организации досуга ребёнка.

14.Влияние взаимоотношений между родителями на психическое здоровье ребёнка.

15.Роль родителей в развитии творческих способностей детей.

III тип семьи (Социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении - требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей).

1. Роль родителей в организации досуга.

2. Авторитет родителей в воспитании детей.

3. Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

4. Физическое развитие школьников.

5. Агрессия, её причины и последствия.

6. Наказание ребёнка в семье.

7. Как уберечь ребёнка от насилия.

8. Этика поведения детей и взрослых в семье.

9. курение и статистика.

10.СПИД - реальность или миф.

11.Антиалкогольное воспитание в семье.

12.Роль общения в жизни ребёнка.

13.Права и обязанности ребёнка.

14.Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.

15.Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.

IV тип семьи (Социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении - при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.

1. Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков.

2. Авторитет родителей в воспитании детей.

3. Компьютер в жизни школьника.

4. Физическое развитие школьников.

5. Агрессия, её причины и последствия.

6. Наказание ребёнка в семье.

7. Как уберечь ребёнка от насилия.

8. Ваш ребёнок влюбился.

9. Этика поведения детей и взрослых в семье.

10. СПИД - реальность или миф.

11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.

12. Материальное благополучие в семье. Его влияние на воспитание детей.

13. Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.

14. Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.

15. Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.


Рекомендуемые темы родительского всеобуча:

Тема

класс

сроки

Валеология младшего школьника

1

сентябрь

Воспитание детей в процессе игры и общения

2

октябрь

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста

3-4


ноябрь

Телевизор в жизни семьи и школьника.

5

декабрь

Режим дня в жизни школьника.

6

январь

Способы решения конфликтных ситуаций в семье

7

февраль

Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании

9

март


Культура поведения старшеклассников

10

апрель

Что там, за поворотом, или Подготовка к взрослой жизни начинается сейчас

11


май


Рекомендуемая тематика общешкольных родительских собраний:

Ι

Общешкольные родительские собрания:

сроки

1.1.

1.Обновление содержания образования на новый учебный год. Особенности учебного плана.

2.Режим работы школы. Календарный план- график на учебный год

3.Профилактика ДДТТ и соблюдение правил дорожного движения. Информация о ДДТТ за летний период. Правила личной безопасности для детей школьного возраста.

Август



1.2.

«Закон, семья, ребенок (нравственное и

правовое воспитание детей в семье)»

Декабрь

1.3.

День открытых дверей для будущих первоклассников.

Январь


1.4.

Подготовка к выпускным экзаменам.

1.Знакомство с «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников».

2. Знакомство с инструкцией о проведении выпускных экзаменов в форме ЕГЭ.

3.Знакомство с Положением о промежуточной аттестации

4.Решения педагогического совета школы:

количество экзаменов, выносимых на государственную (итоговую) аттестацию;

-порядок сдачи практической части экзамена по физической культуре.

5. О промежуточной аттестации в переводных классах.


Февраль












1.5.

«Виртуальная жизнь реальных детей».

март

1.6.

1.Итоги учебного года. Перспективы развития школы в следующем учебном году

2.Организация летней оздоровительной кампании.

май


Рекомендуемы мероприятия по вовлечению родителей в совместную деятельность:

  • День открытых дверей для родителей.

  • Вечера вопросов и ответов.

  • Спортивные соревнования «Весёлые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья».

  • Выставка поделок семейного творчества «Рукотворная краса Белогорья».

  • Участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечера встреч выпускников, выпускной вечер).

  • Поздравление Ветеранов села с Днем Победы.

  • Оформление классных летописей и фотоальбомов силами родителей «Портфолио» учеников.

  • Читательские конференции «Круг семейного чтения».

  • Оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора.

  • Конкурс «Семейное увлечение».

  • Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей».

  • Привлечение родителей - медицинских работников для проведения лекций для учащихся класса.

  • Привлечение родителей - выпускников школы для сохранения и приумножения классных традиций.

  • Экскурсии.

Формы работы

1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.

2. Родительское собрание, беседы.

3. Школьный лекторий, школьные и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.

4. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса, родительские собрания.

5. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.

6. Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседания родительских комитетов.

7. Совет школы, классные советы, классные родительские комитеты.


Мероприятия по реализации программы

Направления

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Изучение

  • Анкетирование по различным вопросам.

  • Наблюдение за семьями.

  • Тестирование.

  • Анализ детских рассказов, рисунков о семье.

  • Посещение семей учащихся.

Администрация школы.

Классные руководители

психолог

В течение всего времени (по необходимости)

Наглядно-информационное

  • родительские уголки

  • портфолио учащихся

  • выставки детского творчества

  • фотомонтажи «Из жизни класса, школы»

Администрация школы

Зам директора

Классные руководители

В течение всего времени

Просвещение

  • лекции,

  • семинары,

  • родительские

  • собрания

  • родительский комитет

  • консультации

Администрация школы

Классные руководители

психолог

В течение всего времени

Консультирование

  • индивидуальные и тематические консультации

  • беседы

  • консультации по запросу родителей

  • совет профилактики

Администрация

Зам директора

Психолог

Классные руководители

психолог

В течение всего времени (по необходимости

Совместная деятельность

  • классные мероприятия

  • общешкольные мероприятия

  • спортивные праздники

  • помощь в укреплении материально- технической базы

  • управляющий совет

  • попечительский совет


Администрация школы

Зам директора

Педагог-организатор

Классные руководители

В течение всего времени




Работа с проблемными семьями



Действия

Предполагаемый результат

Работа классного руководителя и социального работника:

а) регулярное посещение проблемных семей;

б) индивидуальные беседы с родителями;

в) совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников;

г) проведение малых педсоветов;

д) ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины.

е) психодиагностика уровня развития детей;

б) консультация для родителей;

ж) совместная профилактическая работа с инспекторами ИДН

Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди учеников, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП.

Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в различных ситуациях.

Работа с семьями опекаемых детей

а) регулярное посещение семей опекаемых детей;

б) контроль за их регулярным питанием в школьной столовой;

в) индивидуальное собеседование с опекунами;

г) оказание помощи в организации летнего отдыха;

д) своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей.

Работа с многодетными семьями

а) проведение собраний для родителей;

б)контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой;

в) проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций класса.

Оказание помощи многодетным семьям, снижение правонарушений среди учеников, оказание материальной помощи (Акция «Здравствуй, школа», акция «Дети -детям»)




Управление и контроль.

Программа «Семья и школа» носит долгосрочный характер, срок реализации 3 года.

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет педагогический совет совместно с родительским комитетом. Координатором программы является заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения.

Реализация программы «Семья и школа» на 2014-2027гг. предполагает апробацию основных параметров мониторинга на уровне учреждения и различных форм работы с родителями, организацию круглогодично родительского лектория, проведение научно-практической конференции.





Мониторинг


п/п



Критерии



Показатели



Сроки

Диагностический инструментарий

1.

Изучение семей

составление социального паспорта школы.

Сентябрь-декабрь

  1. изучение документации классных руководителей

2.

Потребность в здоровом образе жизни

1.Употребление наркотических веществ.

2.Употреление алкогольной продукции.

3.Употребление табачных изделий.

4 .Приобщение к здоровому образу жизни.

Октябрь

Анкетирование по проблеме наркотизации, табакокурения и алкоголизации детей и подростков.

3.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

Комфортность ребенка в школе


январь

  1. 1.Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью". 2.Методикиа Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

4.

Сформированность общешкольного коллектива


Сформированность совместной деятельности

февраль

1.Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
(подготовлена Л.Г. Жедуновой) ,

2. Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др.)


Характеристика семей



Анкета для учащихся «Я и моя семья»




Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

1. Повышение информированности родителей о качестве школьного образования. Развитие совместности.

2. Повышение информированности родителей о жизнедеятельности школы. Возрастание их педагогической компетентности.

3. Решение актуальных проблем жизнедеятельности школы.

4. Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагогов.

5. Получение объективной информации, установление обратной связи с родителями.

6.Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

7.Улучшение микроклимата в семье.

8. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

9. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

10. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

















Приложение 1


Анкета для учащихся по проблеме наркотизации, табакокурения и алкоголизации детей и подростков.


Цель анкетирования:

1. Изучение интересов детей.

2. Изучение особенности взаимоотношений со сверстниками, родителями.

3. Изучение отношения к собственному здоровью.

I. Результаты анкетирования.

№ п.п.

В О П Р О С


1.

Возраст

2.

Пол

*

Мужской


*

Женский


3.

Хочешь ли ты быть похожим на своих родителей?

*

Да


*

Нет


4.

Что есть на столе у взрослых, когда праздник?

*

Вино


*

Пиво


*

Шампанское


*

Водка


*

Коньяк


*

Русский шейк


*

Салаты


*

Самогон


*

Виски


*

Спирт


*

Джин & Тоник


*

Сладости


5.

Какие спиртные напитки ты знаешь?

*

Пиво


*

Джин & Тоник


*

Коньяк


*

Отвертка


*

Вертушка


*

Вертолет


*

Шейк


*

Лонге


*

Водка


*

Самогон


*

Вино


6.

Ты пробовал спиртное?

Да



*

Джин & тоник


*

Водка


*

Самогон


*

Коньяк


*

Шейк


*

Лонго


*

Вертушка


*

Отвертка


*

Вертолет


*

Пиво


Нет



7.

Ты брал спиртное сам?

Да



Нет



8.

Кто тебе наливал спиртное?

*

Никто


*

Знакомые


*

Друзья


*

Папа


*

Сам


9.

Сколько раз ты пробовал спиртное?

*

1 раз


*

Не пробовал


*

2 раза


*

5 раз


*

Много


10.

То, что ты пробовал, было

*

Противно


*

Сладко


*

Горько


*

Приятно


*

Вкусно


11.

Как ты думаешь, когда ты вырастишь, ты будешь пить это?

*

Да


*

Нет


*

Иногда


12.

Пробовал ли ты курить?

Да



Нет



13.

Курит ли твой папа?

Да



Нет



14.

Курит ли твоя мама?

Да



Нет













































Приложение 2


Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью

(разработана А.А.Андреевым)


Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

  1. Я иду утром в школу с радостью.

  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

  3. В нашем классе хороший классный руководитель.

  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

  5. У меня есть любимый учитель.

  6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

  8. У меня есть любимые школьные предметы.

  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, от 2 до 3 - средней степени удовлетворенности; если же У меньше 2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу по ОУ.


Приложение 3


Методика изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (Е.Н.Степановым)


Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. Родителям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.


  1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

  2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

  3. Педагоги проявляют доброжелательные отношения к нашему ребёнку.

  4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего класса

  5. В классе, где учится наш ребёнок, хороший классный руководитель.

  6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка.

7. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка

9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребёнок.

11. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка.

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка.

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

15. Школа по- настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

Обработка результатов. Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей сумы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У больше 3, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; от 2 до 3 - среднем уровне; меньше 2 - низком уровне удовлетворенности.

Затем производится подсчет количества родителей в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу по ОУ. Следует обратить внимание на то, чтобы количество родителей, указанных в каждом классе, должно совпадать с количеством учащихся, участвующих в мониторинге.





















































Приложение 4



Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние

взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом

просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.




































Приложение 5

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
(подготовлена Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1


Дружелюбие

Согласие

Удовлетворенность Увлеченность

Результативность

Теплота взаимоотношений Сотрудничество

Взаимная поддержка Занимательность

Успешность


Враждебность

Несогласие

Неудовлетворенность

Равнодушие

Нерезультативность

Холодность взаимоотношений

Отсутствие сотрудничества

Недоброжелательность

Скука

Неуспешность


Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.









Приложение 6

Анкета для учащихся «Я и моя семья»

  1. Характеристика семьи

Показатели

Мать

Отец

Возраст родителей (в годах)

Имеют постоянную работу (да\нет)

Образование родителей (поставить знак V )

Неполное среднее

Среднее

Средне-специальное

Высшее


  1. Условия проживания семьи

Семья полная (да\нет)

В семье два и более ребенка (да\нет)

Семья проживает (поставить знак V в соответствующей строке):

В общежитии

В квартире с соседями или родственниками

В отдельной квартире

В собственном доме


  1. Условия для занятий

У меня есть (поставить знак V в соответствующей строке):

Отдельная комната

Комната на двоих с братом (сестрой)

Письменный стол

Все необходимые учебники

Спортивная форма

Велосипед

Компьютер


  1. Досуг

В свободное время я предпочитаю (поставить знак V )

Смотреть телевизор

Гулять с друзьями

Слушать музыку

Читать

Мастерить, шить

Заниматься спортом

Танцевать

Заниматься в кружках

Играть на компьютере

В будние дни продолжительность моей прогулки составляет

Менее 2-х часов

От 2 до 3 часов

От 3 до 4 часов

Более 4 часов


  1. Отношение к школе

Я ежедневно питаюсь в школьной столовой (да\нет)

Уроки физической культуры для меня интересны (да\нет)

Проводятся ли уроки физической культуры на улице или на школьном стадионе (да\нет)

Я занимаюсь лечебной физкультурой (да\нет)

Дни здоровья в нашей школе проводятся (поставить знак V в соответствующей строке):

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в четверть

1 раз в год

Спортивные праздники в нашей школе проводятся (поставить знак V в соответствующей строке):

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в четверть

1 раз в год

Беседы (уроки) о здоровье, здоровом образе жизни в нашей школе провод-ся

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в четверть

1 раз в год

Не проводятся

В нашей школе работает (поставить знак V в соответствующей строке):

От 1 до 3 спортивных секций

От 4 до 8 спортивных секций

Более 8 спортивных секций

Нравится ли тебе в школе (да\нет)?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, ты бы пошел в школу (поставить знак V в соответствующей строке)?

Остался дома

Не знаю

Пошел бы

Ты хотел бы, чтобы совсем не задавали домашнее задание ?

Хотел бы

Не знаю

Не хотел бы

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям (поставить знак V )?

Не рассказываю

Редко

Да, часто

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома (поставить знак V в соответствующей строке)?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному

Иду с радостью

У тебя в классе много друзей (поставить знак V в соответствующей строке)?

Нет друзей

Не много

Да, много


  1. Место проведения каникул

Укажи, где ты проводил летние каникулы (можно поставить несколько знаков V в соответствующих строках)?

В городе

В деревне или на даче

В пришкольном лагере

В загородном лагере

На море

В санатории




26


© 2010-2022