Этнопедагогическое мероприятие Обряд гостеприимства

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Школа с. Катравож

Этнопедагогическое мероприятие

«Обряд гостеприимства»

Цель: Развитие разговорной речи детей на родном языке, развитие их творческого потенциала.

Знакомство детей с бытом, культурой, трудом коренных народов Севера.

Привить интерес к традициям коренных жителей Севера, национальным играм;

Учить детей быть гостеприимными и щедрыми;

Познакомить детей с поэзией современных ямальских авторов;

.Закрепить представления детей о природных условиях родного края.

Оборудование:

-Теплый чум - Хосом ненхи хот (хантыйский язык);

-лесные ягоды и ягодные морсы;

-атрибутика к играм (перетягивание палка, оленьи копыта, ягоды из бумаги)

-национальная одежда, атрибутика на северную тематику: шкура оленя, тучан, хантыйский столик, накрытый к чаепитию.

Предшествующая работа:

Беседа с воспитанниками о правилах встречи гостей в чуме. Разучивание стихов. песен. Разработка сценария и подготовка обряд очищения.

Предварительно необходимо распределить обязанности в чуме следующим образом:

Хозяйка чума - Серасхова Инна Геннадьевна;

Помощники хозяйки: Нева Клавдия Петровна воспитатель детского сада;

Сметанина Лидия Анатольевна - учитель родного языка;

Будущие хозяйки: Вокуева Александра, Сязи Ирина - 9 класс, Серасхова Елизавета, Вокуева Виталина, Сметанина Наташа - 6 класса; Дети - детского сада.

Место проведения: чум у школы для детей из числа КМНС, МОУ Школа с. Катравож.

Ход мероприятия


Хозяйка чума со своими помощницами готовится к встрече гостей, накрывает стол.

Хозяин чума Серасхова Инна встречает гостей на улице, проводит обряд очищения.

Вуща улаты, нявремат савиты нынат! Ма сенк аматсам, нонат ехатсаты та хощем. Там ила мун потарлув хоты хантэт улат, мола верлат; еса янлув, амаматсэт потарлув, мощь нынан эталталув. Перед тем как зайти, хозяйка чума делает обряд очищения.

За руки здоровается со всеми гостями, приглашает гостей в чум.

Хозяйка чума (представитель народа ханты): В чум первым заходит должен хозяин, вслед за ним мужчины, а затем женщины и дети. Гости, зайдя в чум, здороваются со всеми за руку.

У народа ханты есть обычай, встречать любого гостя в любое время. Даже если путник приехал поздней ночью, хозяйка должна встать зажечь лампу, растопить печь, поставить кипятить чайник и встретить гостя. Напоить его горячим чаем, накормить, если путник дальше не едет уложить спать. Если хозяйка не встала и не встретила гостя как положено, то про нее будут говорить, что она нехороший человек.

Хозяйка: ставит чайник и накрывает стол, приглашает всех к столу, сначала угощает строганиной.

- Кушайте дорогие гости, это строганина из муксуна.

Помощницы: подают уже готовую, нарезанную строганину в посуде. Угощайтесь гости.

Ученица Вокуева Саша рассказывает стихотворение Романа Ругина.

Есть обычай добрый у народа:
Если нельмой или осетром
Рыбака одаривали воды -

Непременно звать соседей в дом:
Пусть, отведав лакомство,
Соседи от души желают рыбаку,
Чтоб удача наполняла сети
Долго-долго на его веку,
Чтобы в дом лишь радости входили
И достаток принесли труды,
Чтоб услышаны скорее были
Эти мысли духами воды.

Хозяйка: После строганины подается горячее блюдо: уха, лант, мясо в отдельной посуде.

Хозяйка предлагает гостям уху. Помощницы помогают обслужить гостей.

Хозяйка: После горячих блюд предлагает чай со сладостями. За чаем ведутся беседы, разговоры о новостях, об охоте, рыбалке и т.д.

Хозяйка: Коренные жители сильно верят приметам.

У хантов существует почтительное отношение к пище, и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней.

- Нельзя смеяться над едой.

- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.

С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом - пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».

А свистеть и петь подавно нельзя за столом - достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».

Хозяйка: К хлебу ханты относятся очень бережно. Существует определённый ритуал - недоеденный хлеб подносят к губам, как бы прося прощения, целуют, а затем оставляют в таком месте, где им могли бы полакомиться птицы или дикие животные….

Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», - не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.

Есть и правила-приметы, связанные с шитьем:

нельзя шить одежду на себе;

грех накладывать шов на другой, старый шов - ослепнешь в будущем;

нельзя забывать, в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;

Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми:

- Не мучай зверя, животного, насекомого - тебя могут постигнуть страшные мучения.

- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды - может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.

- Не стреляй из лука, не имея мишени - твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.

- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли - это боль сердца твоего.

Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:

- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.

- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.

Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:

- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он - смысл твоей жизни.

- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся

- В какую бы беду ни попал - голову не вешай, ум не теряй.

- Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.

Хозяйка: У коренных жителей существует много запретов, связанных с одеждой: изношенную одежду ханты развешивают на деревья, унося подальше в лес. Они говорят, что одежду нельзя бросать на землю - человек может остаться без души.

- нельзя надевать мужскую обувь;

- садиться на нарты мужа - оленевода;

- разделывать рыбу осетра, налим, щуку. Они могут употреблять их в пищу варенном виде;

- подниматься на чердак;

- ходить в чуме за печкой;

- показывать лицо зятю и старшим родственникам мужа;

- обходить дом;

- нельзя мужчине находиться у костра;

- нельзя ходить за спиной мужа;

- нельзя есть с ножа, будешь злой;

Хозяйка: Когда все гости были накормлены и вечером отдыхали, дети рассказывали стихи, пели песни «Мама».

Выступление детского сада: (Сязи Семен, Хатанзеев Алеша, Климова Алиса, Конева Алиса, Ульяна).

Также есть запрет, связанные с огнём: нельзя переносить огонь из одного чума в другой - это всё равно, что красть его. Хозяин, у которого украли огонь, будет несчастным: дети будут болеть, будет невезение в промысле.

Сейчас Ирина расскажет легенду «Хозяйка огня»

Хозяйка: У огня, сидя в чуме, дети всегда играют в загадки.

Сейчас вам Елизавета, будет вам загадывать загадки.

Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках дрожит, а обсохнет - вслед за мамой побежит. (Оленёнок)

Житель моря, на нерп охотник. (Белый медведь)

Утром сосчитает, вечером сосчитает(Завязка паницы)

Она, как оленья шкура от моря до моря лежит- то рыжей, то красной, то белой становится (тундра)

Летом по тундре бродит, зимой в лесу спит (медведь)

Волоча за собой тынзей, речку вперёд-назад переходит(игла)

Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится (северное сияние)

Лето, в красное сукно одетая, на одной ножке стоит (морошка)

Волшебник посреди чума на железе сидит - и укусить может, и угостить может (огонь)

Возле чума шерстяная кочка лежит- чужого в чум не пустит (собака)

Лес не лес

Туча не туча -

То по тундре кочует,

То на одном месте кружиться. (Оленье стадо).

Хозяйка: После долгой трудной зимы, проведенной в кругу своей семьи, людей тянуло к пению. Есть такая красивая песня «Моя земля».

После угощения в любом доме моют посуду, а в чуме есть свои тонкости. Наши молодые хозяйки сейчас расскажут о них.

Саша. В белоснежный период воду приходится нести в вёдрах из далека по болотистой тундре, в морозное время таскать снег, греть его, а ведь для этого нужны дрова. И жизнь научила хантов выходить из трудного положения. Лэт ухоль - это грузовая нарта, в некоторых из них хранятся тонкие берёзовые стружки. Женщины с помощью этой стружки очищают и вытирают посуду.

Хозяйка: Когда все убрано мужчины выходят на улицу и ведут мужские беседы, состязаются на ловкость, меткость.

Сейчас Саша проведет с вами игру: Перетяни палку, Перегони стадо, Собери ягоды.

Хозяйка: Женщины сидя у огня, остаются в чуме и секретничают о своем женском. (Показ платья, поделок, женской одежде, об орнаменте).

У народа ханты есть такой обычай: когда уезжают гости, то хозяева всегда их чем - либо угощают мясом, или рыбой, дарят подарки. (Девочки дарят гостям не большие сувенирчики). Напоследок мы хотим спеть вам красивую песню «Моя земля»

«Турам пилна улаты!» - «С небом живите!», - так говорят ханты, прощаясь. Живите в ладу с Богом, природой и собой! Паям улаты! До свидания!

Этнопедагогическое мероприятие Обряд гостеприимстваРазработала Серасхова И.Г. 2015г.
















© 2010-2022