Профилактика жестоко обращения с детьми. Рекомендации педагогам

Профилактика жестоко обращения с детьми. Рекомендации  педагогам. Жестокое обращение с детьми! Часто нам кажется, что этого не может произойти рядом с нами, с нашими учащимися. Тем не менее, в процессе осуществления своей педагогической деятельности, каждый педагог должен обращать внимание на признаки жестоко обращения с детьми. Как правило,  можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать администрацию учебно...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ильиных Елена Владимировна

Профилактика жестоко обращения с детьми.

Рекомендации педагогам.

Жестокое обращение с детьми! Часто нам кажется, что этого не может произойти рядом с нами, с нашими учащимися. Тем не менее, в процессе осуществления своей педагогической деятельности, каждый педагог должен обращать внимание на признаки жестоко обращения с детьми. Как правило, можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать администрацию учебного заведения и правоохранительные органы:

- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16 УК РФ) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение
обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Дело усугубляется невмешательством педагогов, которые считают, что родители имеют право воспитывать своих детей по своему усмотрению, в том числе и применять насилие по отношению «к своим собственным детям».

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Помните, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. И вы, как педагоги, должны не ограничиваться рамками учебной дисциплины, при работе с учащимися, но и просвещать самих детей и их родителей о их установленных в законодательстве правах и обязанностях.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном «законом» порядке.

При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются «законодательством» Российской Федерации о социальном обслуживании.

Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: «Жестокое обращение с детьми это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка». Следует помнить, что в российском законодательстве предусмотрена ответственность за жестокое обращение с детьми.

В нашем законодательстве установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ):
ст. 63-64 Семейного кодекса РФ;
ст. 18 и 52 Закона РФ от 10.07.1992 No 3266-1 «Об образовании»

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального
насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);
ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);
ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью);
ст. 116 УК РФ (побои), ст.117 УК РФ (истязание);
ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),
ст. 131 УК РФ (изнасилование);
ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера);
ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);
ст. 135 УК РФ (развратные действия);
ст. 125 УК РФ (оставление в опасности);
ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному);
ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);
ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);
ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства);
ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью).

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав);

ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав);

ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Педагогам следует проводить профилактические беседы с детьми, разъясняя им их установленные законодательством права. А так же и с родителями, на родительских собраниях, либо в индивидуальном порядке, объясняя им их ответственность. Как одно из средств профилактики жестокого обращения с детьми возможно применения памятки для родителей.

Памятка для родителей

- Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
- Если вы знаете, что ребёнок соседей либо знакомых подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
- Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
- Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
- Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
- Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

В развитых странах данному вопросу уделяется должное внимание и каждый ребенок осведомлен о своих правах, куда он может обратиться за помощью и консультацией. А в нашем менталитете, к сожалению, еще крепко сидят убеждения, что ребенок является собственностью родителей, и они имеют полное право воспитывать его по своему усмотрению, нередко прибегая к насилию. И мы спокойно проходим мимо, когда родитель на наших глазах, бьет своего ребенка, либо унижает его, считая это не нашим делом, и даже иногда призываем принять меры в отношении нерадивого ученика, зная, что за этим стоит, как правило ,применение насилия к ребенку, не важно физического или психологического.

Работая в исправительной колонии, я сталкивалась с «горе родителями», которые, «воспитывая» могли запинать ребенка до разрыва внутренних органов и как следствие смерти, разбить голову, утопить в ванной т.п. Да, они варвары, но ребенок в каждом случае кричал, и никто из соседей не посчитал нужным вмешаться!!!! А потом все с готовностью высказывают свое возмущение! Они были уверены, что это не их дело, и самое страшное, что родители имели на это право!!!! Вот почему, на мой взгляд, очень важно неустанно просвещать детей, родителей, родственников и т. п. и не оставаться равнодушными самим.

Давайте же относиться бережнее к нашим детям, не будем безразличны, просвещая, реагируя и пресекая известные факты насилия над детьми, мы сделаем их жизнь лучше и безопасней. А может и спасем детские жизни.


4


© 2010-2022