• Преподавателю
  • Другое
  • Медодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотик

Медодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотик

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Это страшное слово - наркотик»

Цели:

-Воспитание потребности здорового образа жизни.

-Предоставление информации старшеклассникам о наркотических веществах с целью правильного самоопределения личности школьника.

Описание мероприятия:

Воспитатель:

К сожалению, каждому из нас знакомо это страшное слово - наркомания. Прежде всего, необходимо определиться с тем, что же такое наркотики и какие вещества считать наркотическими. Это очень важно, потому что подростки, например, не считают наркотиком марихуану, искренне удивляясь, что за ее распространение существует уголовная ответственность.

1. Законодательное определение понятия «наркотики»

Вещество признается наркотиком, если оно соответствует трем критериям: медицинскому, социальному и юридическому. Медицинский критерий состоит в том, что средство должно оказывать специфическое воздействие на центральную нервную систему (галлюциногенное, стимулирующее, седативное), это действие и является причиной его немедицинского употребления. Юридический критерий означает, что вещество признается наркотическим и за различные действия с ним наступает ответственность только после того, как государственная инстанция, исходя из анализа медицинского и социального критериев, признает данное средство наркотическим и внесет его в специальный перечень наркотических средств.

По определению Всемирной организации здравоохранения, наркотик - это вещество синтетического или растительного происхождения, которое может изменять нормальные функции организма, а также приводит к психической и (или) физиологической зависимости.

Среди признаков зависимости указываются:

-потребность дальнейшего приема, которую нельзя преодолеть волевым усилием;

-потребность со временем увеличивать дозу;

-невозможность испытывать положительные эмоции без наркотика;

-абстинентный синдром («ломка»).

Можно увидеть, что это определение и признаки зависимости вполне подходят и для таких веществ, как алкоголь и табак. Однако они не внесены в перечень наркотических средств, поэтому эти вещества часто неофициально называют «легальными наркотиками», т.е. разрешенными к употреблению. По этой же причине формально не относятся к наркотикам клей «Момент», растворители, некоторые аэрозоли и другие препараты бытовой химии, вдыхаемые токсикоманами и получившие в наркологии название «летучих наркотически действующих веществ», а в законе именуемые «одурманивающими».

В Законе РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркотические средства определяются, как «вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года».

В соответствии с этими документами наркотиками являются, во-первых, галлюциногены, к которым относятся, прежде всего, тетрагидроканнабиолы, т.е. препараты конопли: марихуана - высушенная или невысушенная зеленая травянистая часть конопли; анаша (гашиш) - прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измельченных верхушек конопли; гашишное масло - похожее на пластилин вещество коричневого или темно-зеленого цвета.

Группе галлюциногенов принадлежат некоторые грибы, а также диэтиламид лизергиновой кислоты, в сокращении известный как ЛСД.

Во-вторых, опиатные наркотики, т.е. наркотики, изготавливаемые из мака: в необработанном виде - маковая соломка (солома или сено); опий-сырец (ханка) - застывший темно-коричневый сок маковых коробочек, сформированный в лепешки 1-1,5 см в поперечнике; «бинты» или «марля» - пропитанная опием-сырцом хлопчатобумажная ткань. В обработанном виде это так называемые называв «черное» - черный раствор, похожий на крепко заваренный чай с запахом уксуса, и «белое», если это прозрачный раствор. В эту же группу входят широко распространенный сейчас героин, а также кодеин, метадон, морфин и др.Медодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотикМедодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотикМедодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотик

Следующая группа - снотворно-седативные средства, к которым относятся производные барбитуратовой кислоты (барбитураты).

Последнюю группу в этой классификации составляют психостимуляторы. Эти наркотики резко усиливают обмен веществ, в том числе и в головном мозге, увеличивают частоту сердечных сокращений и повышают артериальное давление (первитин, эфедрон, кокаин и т.д.).

К этой группе относятся также метилендиоксиме-тиламфетамин (МДМА), или еще - метоксиметилен-доксиметамфетамин (ММДА), для которых в целях рекламы было выработано влекущее название - «экстази».

Под аналогами наркотических средств и психотропных веществ Закон понимает запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.


Воспитатель:

-Выскажите свое отношение к прослушанной информации и аргументируйте свой вывод.



2. Подростковая наркомания - это «мода»?


Давайте обратимся к статистике, которая приведена в книге «Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей» (под научной редакцией Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПб., 1999).

Здесь говорится, что в конце XX в.сотрудники НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ провели анкетирование среди школьников средних и старших классов в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Перми, Екатеринбурге, Калининграде и Краснодаре. Результаты его позволили увидеть спектр интересов современных подростков. По их мнению, мальчишек и девчонок начала нового столетия интересуют три проблемы: секс, спорт и развлечения. Другие интересы (книги, искусство и т.д.) волнуют ребят в гораздо меньшей степени (2,6%). Но в то же время ребята ценят здоровье. Мальчики хотят быть сильными, девочки - красивыми. Однако большую часть свободного времени наши подростки проводят перед экранами телевизоров и компьютеров, именно оттуда и черпают информацию о сексе и наркотиках.

Одна из причин стремительного роста наркотической эпидемии - доступность наркотиков. Например, в конце 90-х годов прошлого века в некоторых московских школах были отмечены факты массовой продажи наркотиков по низким ценам с очевидной целью обеспечить привыкание к зелью как можно большего числа ребят. После чего, цены резко возрастают, например, одна таблетка «экстази» стоит от 50 до 100 долларов. Этот наркотик подростки используют для веселья, при его действии на дискотеке подросток может танцевать без перерыва, не чувствуя усталости, 10-12 часов. Такая тенденция прослеживается и в настоящее время.

Жертвой роковой моды может оказаться любой, а выпутаться из этих сетей удается далеко не каждому. По данным Министерства образования РФ, 60% детей и подростков не представляют, куда им обращаться за помощью при наркотических проблемах.

Человек, регулярно употребляющий наркотики, со временем утрачивает качества суверенной личности.

Страсть к наркотикам ведет его по жизни, определяет его поступки, поведение, настроение, помыслы, можно сказать, управляет человеком и часто во многом решает его судьбу. Зависимость заметно меняет состояние психики и физиологии, систему потребностей, круг интересов, цели и характер деятельности человека. Она вызывает аномалии сознания, что, в свою очередь, порождает существенные проблемы для общества. Наркотик держит человека мертвой хваткой.

С чего начинается наркомания?Медодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотик

Путь в пропасть начинается с первой дозы. Именно первая доза наркотика преодолевает барьер безопасности, ту границу, которая отделяет нормальную жизнь от падения в черную дыру наркомании. Беда в том, что первая доза создает такие новые отношения с группой, при которых вторая, третья, а затем и десятая дозы почти неизбежны. Первая доза ломает психологический барьер. После первых проб ощущение опасности обычно утрачивается. Начинающему наркоману кажется, что в нем ровным счетом ничего не изменилось, что он такой же, каким был всегда. Но практика показывает, что из 100 человек, один раз попробовавших наркотики, 90 становятся наркоманами.

Первым признаком зарождающейся зависимости является необходимость увеличивать дозу. Довольно скоро обнаруживается, что для получения кайфа обычной дозы уже недостаточно, организм привык к наркотику. Дозу приходится увеличивать сначала вдвое, втрое, потом в десятки раз. Абсолютно смертельной для нормального человека считается доза 0,5 г опиума. Некоторые наркоманы вводят ее за один прием, а суточный прием наркотика иногда достигает 3 г. и более.

Следующим симптомом зависимости является абстиненция. Она свидетельствует о том, что человек утратил качества независимой личности и стал рабом наркотика. При внутривенном употреблении наркотиков средняя продолжительность жизни наркомана 7-10 лет от начала употребления. Конечно, есть несчастные, которые живут с этой отравой и 15, и 20 лет. Но есть и такие, которые погибают через 6-8 месяцев после начала регулярного приема.


Воспитатель:

-Выскажите свое отношение к прослушанной информации и аргументируйте свой вывод.



3. Наркотическая зависимость. Как с ней бороться?

При употреблении наркотиков формируется зависимость двух видов: физическая и психическая.

Физическая зависимость. Физическая зависимость заключается в том, что наркотики, по мере их употребления, входят в химический состав тканей организма, становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего тела. Вследствие этого возникает привыкание, организм «настраивается» на прием наркотиков. Они начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. Тело больного, чтобы сэкономить внутренние ресурсы, прекращает или сокращает синтез этих веществ. Кроме того, нарушается баланс медиаторов - серотонина, ацетилхолина; изменяется проницаемость клеточных стенок для ионов кальция и т. п. Если процесс «перенастройки» физиологии организма «под наркотики» зашел достаточно далеко, то при отсутствии последних начинается абстиненция. Теперь наркоману необходимо поддерживать i определенную концентрацию наркотика в организме. Но наркотики постоянно разрушаются ферментными системами и выводятся через почки, кишечник и легкие. Поэтому запас наркотиков необходимо периодически пополнять. В результате физическая зависимость принуждает употреблять наркотические вещества регулярно, не давая никакой передышки. Пропустив время приема очередной дозы, наркоман обрекает себя на мучительные страдания.

Физическая зависимость очень сильна при опийной наркомании, особенно героиновой. Очень сильную зависимость вызывает также кокаин.



Физическая зависимость включает в себя:

Медодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотикМедодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотикМедодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотикМедодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотик

а) влечение к наркотику;

б) возможность достижения физического комфорта


только при наличии наркотического вещества в организме;

в) абстинентный синдром.

Преодолевается физическая зависимость после окончания ломки.

Психическая зависимость

Кроме физической, есть еще и психическая зависимость. Для науки природа психической зависимости до сих пор остается загадкой, она имеет очень сложные мозговые механизмы. Вначале появляется неудовлетворенность при отсутствии наркотика, оживление в предвкушении приема, разговоры на наркотические темы, использование наркотического сленга, неприязнь к Людам, препятствующим наркомании. Психическая зависимость проявляется также в том, что наркомана преследуют постоянные мысли о наркотиках, видения и сновидения. Состояние опьянения оказывается исключительно ценным для наркозависимого человека. У него исчезает способность к переживанию приятных ощущений и чувств, если раздражитель не наркотик.

Психическая зависимость включает в себя:

а) непреодолимое влечение к приему наркотика;

б) возможность достижения психического комфорта
только при наличии наркотического вещества в организме.

Этот вид зависимости сопутствует любой наркомании: нет такого наркотика, к которому бы не возникала психическая зависимость. Она практически непреодолима или, по крайней мере, очень труднопреодолима. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи возвращения к наркотикам даже тех, кто сумел отказаться от них, пройти ломку, много лет воздерживаться. От физической зависимости они освободились, а психическая, похоже, стала для них пожизненной.

В медицинской литературе описывается случай, как женщина не употребляла наркотики 11 лет, вела благополучную жизнь. За такой срок, конечно же, не осталось и следа от физической зависимости. Но какая-то «заноза», видимо, застряла в мозгу, в психике, в сознании, и однажды это сказалось. Что заставило ее вернуться к тому, чего она, по собственным словам, боялась как смерти? Вот ее слова: «От этого, видно, не уйдешь. Кто попробует слезу мака, плачет всю жизнь».

Ломку квалифицированные специалисты помогают преодолеть. Психологические же механизмы болезненного пристрастия нейтрализовать гораздо сложнее. Наркоман просто испытывает к наркотикам чувство любви: он, как и влюбленный, все время думает о предмете своей страсти: постоянно ожидает встречи, радуется, если эта встреча вот-вот состоится, тоскует и нервничает, если она откладывается, готов на все, чтобы все время быть рядом с наркотиком.

Границу психической зависимости (с чего она начинается) определить трудно. Некоторые специалисты эту зависимость считают производной воспоминаний о переживаемой эйфории. Видимо, это верно для начинающих наркоманов, для которых эйфория еще возможна. Автор одной из книг о наркомании СБ. Белогуров считает, что в основе главного механизма формирования психической зависимости лежит страх наркомана перед коренным изменением привычного уклада жизни. Если раньше он мог «уйти» во внутренний мир, отрешиться с помощью наркотиков от реальной жизни, то с отказом от приема наркотических веществ у него уже не будет такой возможности. Именно поэтому большинство наркоманов со стажем возобновляют прием зелья после лечения. Они прекрасно осознают свой «порочный круг» и были бы рады вырваться из него, если бы вновь могли научиться не бояться жить без наркотиков. Трагедия в том, что это умение теряется навсегда. А главная беда - что, впервые пробуя наркотики, никто в это не верит и считает, что наркоманом никогда не станет. Именно поэтому лучшей защитой от наркомании является категорический отказ от соблазна «один раз попробовать». Физическая и психическая зависимость формируется не только у наркоманов, но и любителей алкоголя, и курильщиков.

Наркотическая зависимость возникает не сразу, ей предшествует аддиктивное поведение. Под этим термином, обозначающим злоупотребление, пагубную привычку или пристрастие, именуют не болезнь, а нарушение поведения. Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения, или пристрастия к наркотикам.

Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие нервного напряжения, на то, чтобы расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Медодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотик

Недостаточно приспособленные, не нашедшие своего места в жизни, плохо адаптирующиеся к новой среде подростки находятся из-за неудовлетворенности своих отношений с окружающими в состоянии постоянного психического напряжения. Им приходится искать пути гармонизации своего положения. Не умея нормализовать свои отношения с близкими в семье, с товарищами в учебном заведении или друзьями в неформальной группе, подростки используют психоактивные вещества, для того, чтобы они выполнили роль спасательного круга в нарушении межперсональных отношений.

Коммуникативная модель. Эта модель пристрастия к наркотикам может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием психоактивных веществ облегчает общение со сверстниками своего и противоположного пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях. В состоянии опьянения не только облегчается общение, но и возникают чувства раскованности, безопасности, свободы в поступках и самовыражении, появляется впечатление тесного контакта с окружающими. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально-ранимые подростки.

Активирующая модель. В некоторых случаях подростки применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного - уверенности, бесстрашия, раскованности. В опьянении становится легче реализовать истинные и воображаемые способности; таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия.

Гедонистическая модель. Употребление психоактивных веществ используется также и для получения удовольствий, вызывания у себя приятных ощущений, психического и физического комфорта. Стремление к получению удовольствий с помощью химических средств возникает из-за невозможности и неумения развлечь себя иным образом (с помощью спортивной, творческой и иной активности). Этим способом подростку удается компенсировать нереализованные потребности. Если наркотическое опьянение даст желаемое наслаждение, то это довольно быстро приведет к формированию болезненного пристрастия.

Конформная модель. Стремление подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми группой может привести к потреблению психоактивных веществ именно с этой целью. Чаще всего, чтобы для собственного утверждения пережить принадлежность к группе, укрепить свой социальный статус, молодые люди вынуждены разделять со своими товарищами всю их активность, в том числе и касающуюся психоактивных веществ. Развитие этой модели связано со стремлением подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.

Манипулятивная модель. Возможно использование психоактивных веществ для манипулирования другими или для их эксплуатации, изменения ситуации в собственную пользу, достижения тех или иных преимуществ. Истероидные подростки, например, желая покрасоваться, привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью «много выпить», добиться лидирующего положения, охотно пользуются наркотиками и алкоголем.

Эпилептоидные подростки посредством психоактивных веществ пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидера.

Компенсаторная модель. Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонии характера, мотивационной сферы. У подростков, которые плохо переносят конфликты и любые трудности в школе и дома, возникает наибольший риск закрепления пристрастия к наркотикам. Употребление токсических и наркотических веществ способствует увлечению бесконечно слушать современную ритмическую и обязательно громкую музыку, азартными играми, пристрастию к игральным автоматам, сексуальному экспериментированию и беспорядочным половым контактам. Медодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотикМедодическая разработка по воспитательной работе на тему Это страшное слово - наркотик

В динамике становления наркомании можно различить три стадии:

I. Начальная - появление психической зависимости, изменение реакции организма на действие наркотика (подавление защитных механизмов) и повышение толерантности.

II. Хроническая - формирование физической зависимости, абстиненция - возникновение в ряде случаев

психозов.

III. Поздняя - истощение всех систем организма, тяжелая абстиненция16.

Вопросы для обсуждения:

В чем опасность употребления первой дозы наркотика?

По каким признакам можно судить, что человек попал в зависимость от наркотиков?

Какие виды зависимости формируются при употреблении наркотических веществ?

В чем проявляется физическая зависимость?

Каковы проявления психической зависимости?

Чем опасна физическая зависимость?

Предложите свои варианты борьбы с наркологической зависимостью.







ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»





Методическая разработка воспитательного мероприятия.

«Это страшное слово - наркотик!»





Симферополь-2015

© 2010-2022