Образовательная модифицированная программа Бальный танец

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Управление образования администрации Шебекинского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Развитие»

Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области

(МБУ ДО «ДЮЦ «Развитие»)







УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «ДЮЦ «Развитие»

______________________ Ткачева Т.Г.
приказ № 104 от «28» августа 2015г.











Дополнительная общеразвивающая модифицированная программа

« Бальный танец»











Срок реализации 1 год

Возраст учащихся: 15-17 лет







Педагог дополнительного образования

Шпунт Наталья Михайловна











Шебекино 2015г.

Пояснительная записка.

Бальный танец-один из наиболее доступных массовых видов хореографического искусства, занимающих значительное место в эстетическом воспитании учащихся. Бальные танцы легко разучиваются. Занятия ими содействуют эстетическому воспитанию учащихся, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, вырабатывают красивую осанку и плавность движений, развивают грацию и изящество, а так же прививают культурные навыки поведения.

Модифицированная общеразвивающая программа «Бальный танец» художественной направленности разработана на основе программы Е.И. Мошкова « Ритмика и бальный танец» (М.: «Просвещение», 2003 год). Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся - 15-17 лет. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа, в год 144 часа. Наполняемость группы от 10 до 16 человек. Прием учащихся ведется на общих основаниях.

Отличительная особенность программы в том, что она рассчитана на короткий срок обучения и увеличено количество часов для практических занятий.

Актуальность данной программы в том, что она направлена на реализацию социального заказа на обучение выпускников школы бальным танцам, популярность которых возрастает с каждым годом.

Цель программы: развитие хореографических способностей учащихся, приобщение их к танцу как виду искусства.

Задачи:

-формировать танцевальные умения, навыки учащихся, научить приемам исполнительского мастерства;

- развивать музыкальность, способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, потребность в самовыражении в движении под музыку,

- развивать двигательные качества и умения: координацию движений, гибкость, пластичность, выносливость;

- формировать правильную осанку, красивую походку, умение ориентироваться в пространстве.

Основной формой проведения занятий является групповое занятие. Работа над техническим совершенством танца не должна становится самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Овладение тем или иным навыком должно носить художественно - творческий характер.

Основой программы является репертуар, который рекомендуется для разучивания и исполнения на школьных праздниках и мероприятиях. В репертуар входят танцы исторического наследия, современные бальные и отечественные танцы, построенные на национальном материале и современных ритмах. Танцевальный материал дается в упражнениях, движениях, включающих элементы историко - бытового, народного и современного танца.

Разделы программы в процентном отношении распределяются примерно следующим образом: 40% отводится на музыкально - ритмические и тренировочные упражнения и разучивания элементов танцев репертуара; 60 % занимает разучивание композиций репертуара бальных танцев и тренировочная работа.

Возраст 15-17 лет в физиологическом отношении - период интенсивного развития мускулатуры, юноши и девушки готовы к физической нагрузке. Учащиеся 9 - 11 классов проявляют более осознанный интерес к бальным танцам, поэтому надо особенно внимательно относится к выбору репертуара, манере исполнения и активно влиять на развитие художественного вкуса и творческих способностей учащихся.

Условия реализации программы:

для занятий танцем необходимы

- просторное светлое, хорошо проветриваемое помещение, с деревянным покрытием пола;

- отдельная комната для переодевания учащихся; на занятие учащиеся должны приходить в удобной форме и обуви (туфли или босоножки на среднем каблуке);

- тщательно подобранное музыкальное сопровождение; музыкальный центр должен находиться рядом с педагогом, музыка должна быть эмоционально выразительной, точно передающей характер движений, ритм и темп.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончанию обучения учащийся должен:

-знать правила грамотного исполнения бальных танцев указанных в программе групп, происхождение исполняемых танцев; позиции парных танцев, разучиваемых на занятии, правила исполняемых элементов танцев;

- уметь ориентироваться в движении по залу, иметь навыки движения в паре; различать музыкальные размеры; понимать танец не как отдельные движения ног, а как гармоничное сочетание движений ног, рук, корпуса и головы.





Содержание


1.Вводное занятие - 2 часа. Введение в программу.

Теория:

Беседа «Красиво танцевать, двигаться - это не роскошь, а необходимость. Что дают человеку занятия бальными танцами?» «Правила поведения в танце и в обществе - этикет».Техника безопасности на занятии.

Практика: Знакомство с позициями ног (используются полувыворотные и невыворотные позиции ног) 1, 2, 3, 4, 5. Позиции рук 1,2,3, исходное положение. Изучение поклона, реверанса.

2. Учебно-тренировочная работа - 40 часов.

2.1 Азбука музыкального движения - 12часов.

Теория - 2-часа: Элементы музыкальной грамоты. Характер и темп музыки. Знакомство с музыкальными размерами 2/4, 3/4, 4/4. Понятие о такте и затакте. Музыкальный размер произведений. Передача характера и ритмических особенностей бального танца.

Практика - 10 часов: Движение в характере и темпе музыки. Построение и перестроение (в колонны, шеренги, по одному, в паре, в круге, сужение и расширение круга.). Передача в движении характера музыки и ее ритмического рисунка. Тактовые и затактовые вступления в танце. Умение выполнять движения в различных темпах. Танцевальный шаг (с носка), шаг на полупальцах. Перестроение в пары, обход одним партнером другого, смена места с поворотом лицом друг к другу. Шаги с акцентом на «раз» по четыре и три шага. Построение из одного круга в два концентрических. Движение в колонне по одному с разных сторон по диагонали. Тактовые и затактовые вступления.

Ориентировка в зале и направления шагов:

1.Направление по отношению к залу.

Основные: по линии танца, против линии танца, к стене, к центру.

Промежуточные: диагонально к стене по линии танца; диагонально к центру по линии танца; диагонально к центру по линии танца; диагонально к стене против линии танца; диагонально к центру против линии танца.

2.Направления шагов(по отношению к корпусу).

Основные: вперед, назад, направо, налево.

Промежуточные: диагонально вперед, направо; диагонально вперед, налево;

диагонально назад, направо; диагонально назад, налево.

2.2 Специальные упражнения - 8 часов.

Теория - 1 час: Координация движений рук, корпуса, ног и головы от простых к более сложным.

Практика - 7 часов:

Упражнения для рук:

- последовательное сгибание и разгибание пальцев, вращение кистей, предплечий;

- отведение рук рывком вверх, вниз, в стороны; вращение всей руки в различных плоскостях.

Упражнения для шеи:

- повороты головы в стороны, наклоны оловы вперед, назад, в стороны;

- смещение головы вперед, назад, в стороны при неподвижных плечах;

- вращательные движения.

Упражнения для плеч:

- поднимание и опускание, выдвижение вперед и назад;вращательные движения.

Упражнения для корпуса:

- повороты в стороны: наклоны вперед, назад, в стороны; смещение верхней части корпуса вперед, назад, в стороны;

- волнообразные движения;

- вращательные движения в плечевом и тазобедренном поясе.

Упражнения для ног:

- смещение бедер вперед, назад, в стороны при неподвижной верхней части корпуса;

- различные выпады вперед, в стороны, по диагонали;растяжки; поочередное выгибание колена назад; различные движения для стопы работающей (поднятой) ноги; подъем на полупальцы и перекат на каблуки; подскоки ( по 1,3,6 позициям) на двух ногах , на одной ноге, с ноги на ногу, типа «ножницы».

2. 3. Историко - бытовой танец - 12 часов.

Теория - 2 часа: Характеристика историко - бытовых танцев, их связь со своей эпохой. Манера и этикет в танцах 17 века. Правила исполнения движений по 3-й позиции ног. Уровень рук (сниженная 2 -я позиция), маленькая позиция.

Практика - 10 часов: Поклоны и реверанс, па маршэ. Маленькая позиция (ладони повернуты вниз). Па дегаже - перенос корпуса с одной ноги на другую; из 3-й во 2-ю позицию с последующей подставкой ноги назад и вперед. Па глиссе - одинарный скользящий шаг вперед. Па полонеза вперед и назад. Па вальса. Вальсовая «дорожка» по 3 -й позиции, балансе. Вальс по 3-й позиции. Левый поворот. До - за - до. Поворот вальса вправо и влево - соло и в паре, элементы фигурного вальса.

Репертуар:

«Полонез» - основные движения: шаг полонеза, и шаг глиссад, балансе менуэт, построения, перестроения, «окошко», дорожка, повороты. Композиция произвольная.

« Вальс по 6-й позиции» - построен на движениях: правый и левый поворот, перемены с правой и левой ноги, зигзаг, вальсовая дорожка. Композиция произвольная.

« Падеграс» - построен на шагах в сторону и вперед с выведением ноги на носок. Авторская композиция. Хореография Е. Иванова.

« Марш-парад» - основное движение танца марш, «окошко», смена мест.

2.4. Современный бальный танец - 10 часов.

Теория - 2 часа: Знакомство с разными видами танцев. Характер массового танца. Особенности шага с каблука, опускание и подъем в медленном вальсе.

Практика - 8 часов:

Позиции, встречающиеся в современных бальных танцах:

1.Позиции в отечественных бальных танцах:

закрытая,

открытая,

променада,

обратного променада,

контрпроменада,

теневая,

боковая (правая, левая).

2.Позиции в европейских танцах:

закрытая,

променада,

фоллэвей позиция.

Репертуар:

« Фигурный вальс» - построен на балансе в сторону, вперед и назад, правом и левом повороте, сольном повороте девочки, дорожке. Авторская композиция. Хореография С. Жукова.

«Сударушка» - построен на тройном ходе с ударом, боковых шагах, шаге - каблук, «свеча» (положение рук). Авторская композиция Л. Тарасова.

« Блюз» - построен на приставном шаге правом, правом и левом повороте, дорожке, смене мест.

«Французский вальс» - построен на движениях: перемена с правой и левой ноги, правый поворот, смена мест, балянсе, хлопки .

«Большой вальс» - построен на правом и левом вальсовом повороте , балансе и дорожке, окошко, смена партнёра, перемена, зигзаг.

3. Постановочная работа - 36 часов.

Теория - 9 часов: Рисунок танца. Композиция танца. Подбор музыкального материала.

Репертуар:

  1. «Полонез» - 1час.

  2. « Вальс по 6-й позиции» - 1час.

  3. « Падеграс» - 1час.

  4. « Фигурный вальс» - 1час.

  5. «Сударушка» - 1час.

  6. « Марш-парад» - 1час.

  7. «Блюз» 1час.

  8. «Французский вальс» - 1час.

  9. «Большой вальс» 1час.

  10. Практика-27 часов: Разучивание композиции и рисунка танца.

  1. «Полонез» - 5 часов

  2. « Вальс по 6-й позиции» - 3 часа

  3. « Падеграс» -1 час

  4. « Фигурный вальс» - 3 часа

  5. «Сударушка» - 3 часа

  6. « Марш-парад» - 1 час

  7. «Блюз» - 5 часов

  8. «Французский вальс» - 3 часа

  9. «Большой вальс» - 3 часа

4. Репетиционная работа - 64 часа

Теория - 2 часа: Эмоциональное исполнение, передача музыкального образа. Четкое, синхронное выполнение движений.

Практика - 62 часа: Отработка движений и композиций танцев. Целостное исполнение танца.

  1. «Полонез» - 14 часов

  2. « Вальс по 6-й позиции» - 6 часов

  3. « Падеграс» - 4 часа

  4. « Фигурный вальс» -6 часов

  5. «Сударушка» - 6 часов

  6. « Марш-парад» - 4 часа

  7. «Блюз» - 8 часа

  8. «Французский вальс» - 6 часов

  9. «Большой вальс» - 8 часов.

Образовательная модифицированная программа Бальный танец


  1. Формы и методы подведения итогов реализации программы.

  2. Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в форме тестирования и включают теоретические вопросы и практические задания.

  3. Учебно - тематический план

  4. № п/п

    Тема

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие

    2

    1

    1

    2

    Учебно - тренировочная работа

    40

    7

    33

    2.1

    Азбука музыкального движения.

    12


    2


    10


    2.2

    Специальные упражнения

    8

    1

    7

    2.3

    Историко-бытовой танец

    12

    2

    10

    2.4

    Современный бальный танец.

    10

    2

    8

    3.

    Постановочная работа

    36

    9

    27

    4.

    Репетиционная работа

    64

    2

    62

    Итого

    144

    20

    124

Средства контроля

Текущий контроль.

Теоретические вопросы тестов:

1.Назовите группы танцев:

-Квикстеп, медленный вальс, фокстрот, танго, венский вальс.

-Пасодобль, румба, самба, ча-ча-ча,

-Полонез, менуэт, вальс, полька, краковяк

2. По какой позиции танцуют вальс. Назовите основные движения вальса.

3. Назовите основные Направление Ориентировки по отношению к залу.

4. Назовите основные направления шагов по отношению к корпусу.

5. Основной шаг,шаг глиссад, балансе менуэт, построения, перестроения, «окошко», дорожка, повороты. Композиция какого танца ?

6 .Правый и левый поворот, перемены с правой и левой ноги, зигзаг, вальсовая дорожка. Как называется вальс?

7.Хореография «Фигурного вальса» является произвольной или авторской?

8. Композиция какого танца построена на па де баске, шагах, «голубцах», тройном притопе, па вальса.

9.Назовите музыкальный размер вальса ?

Практическое задание: Исполнить заданную танцевальную композицию.

Промежуточная аттестация.

Теоретические вопросы тестов:

1. В каком темпе танцуют вальс - гавот?

2. Есть ли рисунок у вальса по 6 -й позиции.

3. Какая страна является родиной польки?

4. Какой танец построен на построен на шагах в сторону и вперед с выведением ноги на носок.

5. Авторская или произвольная композиция у танца «Па де грас»?

6. «Сударушка», «Русский лирический», «Барыня» - к какой группе относятся эти танцы?

7. «Виск», поступательные шассе из позиции променада, открытые перемены назад, наружная перемена, левое кортэ. В каком танце используются эти движения?

8. Выворотные, полувыворотные, невыворотные. К какому понятию относятся термины?

9. Исходное положение, 1 позиция,2 позиция,3 позиция. Что означают термины?

Практическое задание: Исполнить заданную танцевальную композицию.

Учебно-методические средства обучения

Аудио и видео материалы:

  1. Аудиокассета - «Бальные танцы»

  2. Аудиокассета - «Современные бальные танцы» ( Вальс-Бостон, Падеграс, Полонез, Фигурный вальс, Медленный вальс, Кадриль, Барыня, Краковяк, Сударушка, Казачёк, Полька - знакомств, Финская полька, Квикстеп).

  3. Аудиокассета - «В ритме вальса».

  4. Аудиокассета - «Латиноамериканские танцы » - (самба, ча-ча-ча, медленная румба, румба, пасадобль, мамбо).

  5. Аудиокассета - «Бальные танцы» - (фанфары, полька, фигурный вальс, падеграс, вальс - гавот, менуэт, вальс-бостон, краковяк, русский-лирический, кадриль, вальс-мазурка, медленный вальс, ча-ча-ча, полонез, квик - степ, большой вальс, фигурный вальс, вальс бостон, сударушка) .

  6. DVD диск «Бальные танцы» №1, №2.

  7. Аудиокассета «Бальные танцы» - (квикстеп, лирическая румба, калинка, мамбо, румба, самба, пасадобль, вальс-бостон, в ритме диско, уанстеп, фокстрот, тустеп, марш-фокстрот, марш, медленный вальс).

  8. Аудиокассета «Бальные танцы - (Европейская программа) Медленный вальс. Венский вальс. Танго. Квикстеп. Медленный фокстрот

  9. Аудиокассета «Бальные танцы - (Латиноамериканская программа)
    Самба, Ча-Ча-Ча, Румба, Джайв, Пасодобль

Используемая литература

  1. Дмитриева Е. Краткая история искусств, т. 1,2. Изд. Искусство, 1990г.

  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Структурные схемы. Изд. ЮНИТИ М., 2004г. 367 с.

  3. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: практическое пособие для школьной администрации, руководителей метод, объединений, методистов, учителей, студентов пед. уч. заведений. - Ростов -н/Д: Изд. Учитель, 2003 г. - 288с.

  4. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

  5. Максименко С. Д. Общая психология. - СПб.: Рефл-бук, 2004. - 528 с.

  6. Мошкова, Е.И. Программы. Ритмика и бальные танцы / Е.И. Мошкова  М.: «Просвещение», 1997. - 74с.

  7. Никитина А.Б. Ребенок на сцене//Научно-методическое пособие. - №12. - 2003.

  8. Подласый И. П. Педагогика. 1,2 том. - М.: Владос, 1999.

  9. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

  10. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

  11. Ротерс, Т.Т Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Т.Т. Ротерс  М.: « Просвещение», 1989. - 174с

  12. Руднева, С. Ритмика. Музыкальные движения / С. Руднева, Э. Фиш  М.: «Просвещение», 1972. - 334с.

  13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.

  14. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - Спб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.

  15. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ

дополнительного образования

  1. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.

  2. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

  3. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. С ил.

26.Школа танцев для детей.-Спб.:«Ленинградское издательство»,2009.- 224 с.

27. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.

28. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа 2000. №2.

© 2010-2022