Исследовательская работа Роль детских организаций в школьном воспитании

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Исcледовательская работа

«РОЛЬ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ»





Выполнила: Нажмудинова Сапият Идрисовна,

Старшая вожатая МКОУ «Кизлярская

гимназия №6 им.А.С. Пушкина»

ГО «г. Кизляр»



2015г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2

Глава1 . Из истории пионерии………………………………………………….5

1.1.Понятие детской организации……………………………………………….8

1.2.Характеристика детских общественных организаций……………………10

1.3.Деятельность детских организаций………………………………………...16

Глава 2. Школьное воспитание

2.1.Возрождение школьного воспитания………………………………………21

2.2.Детские организации в школе………………………………………………22

2.3. Решение проблем с помощью детских движений и организаций……..24

Глава 3. Методика и анализ результатов исследования о роли детских организаций………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы……………………………………………………………..36

Приложение……………………………………………………………………..38



Введение.

XXI век - век перемен: многое изменилось в последние годы не только в детском общественном движении, но и во всей стране. Конечно, перемены затронули не все - самое лучшее из пионерии прошлых лет переняли современные детские движения. Общественная организация сейчас находит новое и вспоминает старое. Изучение истории детского движения дает возможность увидеть положительное и прогрессивное для использования в наши дни и извлечь уроки из ошибок.

Изучая вопрос прошлого, настоящего и будущего пионерии невольно задумываешься: Что такое время? Что такое прошлое? Настоящее? Будущее? Как связаны между собой эти категории?

Время человеческой истории то ускоряет, то замедляет темп своего движения, но всегда неуклонно стремится вперед. 19 мая - день пионерии. У кого-то воспоминание о красных галстуках и "синих кострах" вызывает ностальгическую улыбку, у кого-то скептические комментарии. В 2015 году пионерской организации исполняется 93 года, детскому движению в России - более 100 лет. Нам кажется интересным рассмотреть сегодня историю создания детских организаций и попробовать ответить на вопрос: Какую роль играет детская организация в воспитании подрастающего поколения.

Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.

В современных условиях в России и в Дагестане число детских и молодёжных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми.

Дети не хотят вступать в организации по следующим причинам:

  • Ориентированность вновь создаваемых объединений только на учебно-воспитательные или чисто абстрактные цели;

  • Жёсткий авторитет руководства со стороны взрослых;

  • Нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы;

Меня, как руководителя детского общественного объединения "Юные Пушкинцы" заинтересовали следующие вопросы: «Какую же роль играет детские общественные объединения в современном мире?»

Целью работы является определить роль детских организаций в школьном обучении.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятий: детские и юношеские общественные организации;

2. Выявить необходимые педагогические условия, способствующие позитивному формированию личности школьников при взаимодействии школы и общественных организаций;

3. Выявить место, которое занимают детские организации в школьном воспитании;

Гипотеза моего исследования: работа в детском объединении будет более эффективна при реализации условий:

  • вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;

  • содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные проблемы;

  • профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить работу детского объединения гимназии №6.

3. Разработать и апробировать программу детского объединения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была проанализирована педагогическая работа с подростками в МКОУ «Кизлярская гимназия №6».

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования, а также разработанная программа работы с подростками могут быть использованы педагогами, организаторами детского движения и психологам в учреждениях дополнительного образования.

База исследования: МКОУ " Кизлярская гимназия №6 им. А.С.Пушкина" .

Актуальность проекта: Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности психологически закономерно присущая подросткам не находит своей позитивной организации.

Глава1. Из истории пионерии…

Из истории…

Пионерская организация - политическая организация для подростков от 9 до 14 лет, существовавшая с 1922 года до 90-х годов 20 века. Днём рождения пионерской организации было 19 мая 1922 года, когда 2-ая Всероссийская конференция комсомола приняла постановление о повсеместном создании пионерских организаций, призванных воспитывать детей в духе коммунистической идеологии. Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков стремился воплотить в Пионерской организации позитивные стороны скаутского движения. Именно он предложил назвать детскую организацию пионерской, ввести девиз "Будь готов!".

В 1924 году ей было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Во Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина действовало единое Положение о символах, атрибутах и ритуалах. Символы детской коммунистической организации - пионерское знамя, отрядный флаг, пионерский галстук и значок, горн, барабан.

В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров. Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря - места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров - дома творчества детей. Издавалась газета - «Пионерская правда». Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье - это всесоюзные: «Артек» (Крым) и «Океан» (Дальневосточное побережье Тихого океана), всероссийский лагерь «Орлёнок» (Кавказское побережье) и республиканский лагерь «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР). У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». В августе 1929 г. в Москве проходил 1-й Всесоюзный слёт пионеров, показавший огромную политическую активность Всесоюзная пионерская организация. В 1930 в рапорте 16-му съезду ВКП (б) пионеры сообщали, что они обучили грамоте свыше 1 млн. неграмотных, отправили в подшефные сёла несколько тысяч радиоприёмников, свыше 500 тыс. книг и др. В 30-е гг. в пионерских отрядах развернулось массовое движение юных натуралистов, состоялись всесоюзные экспедиции по изучению природы родного края.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя А. П. Гайдара и его повестью «Тимур и его команда». Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, авиаэскадрильи, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями. В конце 40-х - начале 50-х гг. Всесоюзная пионерская организация участвовала в восстановлении разрушенных городов и сёл, началось пионерское движение «Украсим Родину садами», прошли всесоюзные экспедиции по изучению родного края.

В 1960 Центральный совет Всесоюзная пионерская организация принял решение о проведении трудовой пионерской двухлетки - «Пионеры - Родине», посвящённой 40-летию пионерской организации. За 2 года пионеры собрали 1 млн. т металлолома, озеленили сотни километров шоссе. Повсеместно начали создаваться «зоны пионерского действия» - форма работы Всесоюзная пионерская организация по месту жительства. Пионерские дружины проводили в микрорайоне своей школы разнообразную общественно полезную и культурно-массовую работу.

За успехи в учении и общественно полезной деятельности, за героические подвиги и смелые поступки в Книгу почёта Всесоюзная пионерская организация, учреждённую в 1954, занесено (1970) свыше 500 юных пионеров, пионерских отрядов, дружин, городских, областных и республиканских пионерских организаций. Имена пионеров-героев присвоены многим улицам городов и посёлков, школам, теплоходам и др.

К 1970 году Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 миллиона пионеров в более чем 118 тысяч пионерских дружин.

В 1990 году на Х всесоюзном слёте в Артеке Всесоюзная пионерская организация имени Ленина была преобразована в международный Союз пионерских организаций - Федерацию детских организаций. На практике эта трансформация, а также запрет в 1991 году КПСС, роспуск ВЛКСМ и распад СССР подорвали мощь пионерской организации и привели к фактической ликвидации большинства пионерских дружин.

1.1Понятие детской организации.

Детские организации и объединения значительно отличаются от взрослых по ведущему признаку - участию взрослых в деятельности детского формирования. Многолетний мировой опыт возникновения и развития различных детских организаций показывает, что для их зарождения было необходимо волеизъявление не только и не столько будущих членов организации, сколько определенной части взрослого населения данной страны (конкретного класса, прослойки, партии, молодежной организации...). Роль взрослых может определяющее влиять на содержание деятельности детей. В связи с этим мы предлагаем следующее толкование понятий.

Детское общественное объединение - формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых.

Детская общественная организация - самодеятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.

Данный подход не разъединяет, а объединяет эти понятия и детей, входящих в организации и объединения. Более того, совершенно очевидно, что формально созданы условия взаимодействия, взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимозависимости, т.к. на начальном этапе детская общественная организация может быть во многом охарактеризована как детское общественное объединение. В свою очередь, на более высоком этапе развития детское общественное объединение может перерасти в детскую общественную организацию. По сути, в нашей практике это так и происходило, что позволяет говорить о закономерности и обусловленности процесса, способствующего созданию всесторонних возможностей эффективной самореализации ребенка.

Под самореализацией детей понимается осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия ребенком своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация ребенка как процесс предполагает следующее: идентификацию себя с другими, открытость опыту и его принятие; разнообразное восприятие субъектом чувственно-заданных ситуаций; творческий характер активности субъекта.

Самореализация ребенком своего "Я" связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие - первично, это объективный процесс, не зависящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание - управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего "Я".

Поскольку в детской общественной организации поведение одного ребенка связано с поведением других и взаимодействие в организации определяется мотивами участников, можно ввести понятие "поле самореализации". По аналогии наблюдаемый процесс самореализации есть функция поля, образуемого взаимозависимыми факторами, влияющими на этот процесс. Изменение условий самореализации детей изменяет их мотивы и их самих; с другой стороны, воздействие на участников процесса самореализации будет влиять на поле самореализации и всю исследуемую систему.

В соответствии с вышесказанным под полем самореализации мы понимаем наличие возможностей для детей реализовать свои личные социально-значимые интересы и потребности, которые представляет им детская общественная организация в процессе организации совместной деятельности, расширения сферы общения, формирования рефлексивной позиции.

Создание поля самореализации предполагает:

  • организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности детской общественной организации, способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у возможно большего числа членов организации;

  • оптимизацию стиля взаимоотношений между членами детской общественной организации, между организациями, их лидерами и представителями;

  • создание в детской общественной организации обстановки сотрудничества и взаимопонимания.

Многое зависит в самореализации и от способа организации общественно значимой деятельности членов детской организации. Между способом организации жизнедеятельности членов детской организации и их удовлетворенностью ее результатами также существует прямая связь и зависимость. Правомерно поэтому говорить и о такой закономерности, как зависимость результатов самореализации от способа организации той деятельности, в процессе которой она осуществлялась.

Ребенок реализует себя не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми. Чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими людьми, тем эффективнее результаты самореализации..

Ребенок общается со сверстниками, разными людьми. Особое значение имеет его общение со взрослыми. Если оно - со стороны взрослых - приобретает авторитарный характер, то это отрицательно сказывается на саморазвитии личности. Другая крайность - полное невмешательство в жизнь и деятельность ребенка, что способствует развитию разболтанности, неорганизованности, вседозволенности. Лишь нормальная атмосфера вокруг детей и подростков обеспечивает правильные взаимоотношения с ними.

Таким образом, самореализация ребенка в процессе его участия в детской общественной организации зависит во многом от включенности его в социальную деятельность.

1.2.Характеристика детских и юношеских общественных организаций.

Еще сравнительно недавно, все было ясно: в стране существовала одна политическая партия, одна молодежная организация и одна общественная организация, Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Затем грянули кризисные годы, и все изменилось.

Пионерская организация была подвергнута критике за все мыслимые и немыслимые прегрешения. Пионерские организации начиная с рубежа 90-х годов начали активно выдавливать из стен школ и других учреждений системы образования, шел массовый отток из них детей.

В 90-е годы пионерская организация имени В.И.Ленина на Х Всесоюзном слете 1 октября 1990 г.трансформировалась в международный союз детских общественных объединений: Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (СПО-ФДО).

Сохранить и развить, а тем более создать оригинальное общественное объединение детей весьма сложно. Особенно там, где общественному движению детей мало внимание уделяет государство и общество. Более того, в последнее время чаще звучал вопрос, стоит ли вобще этим заниматься. Может быть достаточно будет клубов, кружков, дней самоуправления? Думается, стоит. И прежде всего клуб или кружок не решают всех проблем, связанных с развитием общественной активности детей. Они не могут и не призваны решать вопросы удовлетворения некоторых насущных социальных потребностей детей.

Что же может дать ребенку детское общественное объединение? Многое! Какую роль играет детское объединение в воспитание детей? Выделим главное:

  • Детское общественное движение поможет включить детей в общественную жизнь, разнообразную социальную деятельность, а значит, может служить средством становления личности подростка.

  • В детском коллективе проще добиться удовлетворения ряда важных прав, потребностей и интересов детей(например, в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей).

  • Детское объединение часто служит важной формой защиты прав, достоинства, интересов ребят, защиты, в том числе от негативного влияния социальных явлений .

Пионерские организации в массе своей стараются сохранить все доброе и славное, все ценное, что было накоплено за 80 лет пионерской организации.

Что же такое быть пионером сегодня?( Далее, учитывая мнения и взрослых, и ребят, высказавших свои мнения по этому вопросу, я буду говорить от третьего лица; все взятие в кавычки формулировки - детские).

Итак, мы считаем, что пионерство - это прежде всего образ жизни человека, это стремление к познанию окружающего мира, к самосовершенствованию… Это желание, чтобы жизнь вокруг становилась «хоть чуть-чуть чище, краше и добрее».

Мы считаем, что главная, стержневая идея воспитания - идея заботы. Бескорыстной заботы об улучшении своей и окружающей жизни, о людях близких и далеких. Современные пионеры помогают престарелым и инвалидам, дружат с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. У нас немало коллективных творческих дел самого разнообразного содержания.

Мы полагаем, что пионер сегодня-это жизненная позиция. Если пионер- значит «первопроходец», то прежде всего «он открывает хорошее в людях, людей для себя и себя для людей». Он готов протянуть руку помощи человеку, родной природе, Отечеству…Он «гражданин своей Родины, которому небезразличны горе, радости народа».

Пионер - это еще и качества личности. «Он добр, честен, щедр и смел» Он первым готов выступить на защиту Правды, Добра, Справедливости…»

Из вышеизложенного можно сделать вывод….

Главная идея пионерства- бескорыстная забота о людях, о Родине, о природе, о мире. Это забота о самом себе, о собственном человеческом росте.

Идея коллективизма, верность которая сохранила пионерия, соответствуют интересам значительной части современных подростков и в целом - российскому обществу.

Я иногда себе задаю вопрос, где же были главные ошибки у пионерской организации? Наверное, ошибки были не у самой организации, а у тех взрослых, которые стояли у руля. Наверное, ошибкой было то, что ВПО сделали сверхмассовой организацией. Не могут все дети быть пионерами и первопроходцами. Другая беда в том, что не учитывались особенности отдельных организаций и регионов. Была одна программа для всех пионерских организаций, ждали, когда дадут указы сверху. Нельзя работать по одной программе в московских школах и отдаленных регионах.

И все же пионерия не погибла. Почему? Да, потому что истоки пионерских организаций следует искать не в «массе», как одно время было. Суть дела в том, что жизнедеятельность пионерских объединений соответствует интересам и потребностям значительной части современных подростков в целом- российскому обществу.

Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские общественные организации (ДОО) можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство конкретного социума.

Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных ДОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку.

Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности.

Как реальность воспитательного пространства подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственным законами.

Детские организации имеют большие воспитательные возможности:

Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;

Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.

Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.

Главная особенность - создание детских объединений не по указке «сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу»- добровольно, демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация. По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве. Эти функции представлены в концепции и программах.

Существует широкий спектр различных программ.

Примером может служить программа ДОО «Юные Пушкинцы» - «Союз верных друзей», которая носит рекомендательный характер.

Основная идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно сплетаются 2 заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. Есть и другие не менее интересные программы: «Детский орден милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос», «Каникулы», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и другие.

1.3. Деятельность детских организаций.

Детские общественные организации - единственный социальный институт общества, объединившись в который, дети обретают статус субъектности и возможность действовать от своего имени и в своих интересах. Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как "само" и "со". Под "само" понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования, самоутверждения и т.д. И, вместе с тем, "со", то есть совершаемое совместно с другими, с их помощью: сотрудничество, сотворчество, содружество, сопричастность общему делу, Содействие. Эти "само" и "со" органично сочетаются, помогая друг другу, дополняя друг друга, и фактически отражают такую закономерность: соотношение равенства и взаимодополняемости детской самодеятельности и социально-педагогической поддержки в детской общественной организации.

При этом "со" проявляется здесь в узком и широком понимании: в узком как сотрудничество, сопричастность в рамках самой организации и ее подразделений на базе внутриорганизационных дел, а в широком как сотрудничество в решении вопросов, стоящих перед обществом. Для этого необходима взаимосвязь и координация усилий между детьми и взрослыми "внутри" детской организации и между детской организацией и различными государственными, общественными институтами самого разнообразного профиля.

Все это и определяет позицию взрослого, особенность которой основана на его членстве в детской общественной организации, что гарантирует право участия в решении всех вопросов ее жизни, включая право голоса. Имея равные со всеми права, взрослый все же более авторитетен, его слово в организации часто весомее и значимее в силу имеющегося жизненного опыта; к нему прислушиваются. Его задача убеждать не силой власти, а силой авторитета.

Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь "проб и ошибок", ребенок научается приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации.

Новый подход к деятельности детских организаций, опирающийся на уважение к ребенку, выявленные закономерности потребовали обоснования новых принципов социализации ребенка в детских организациях, то есть тех основных требований, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.

Социализация ребенка в детской организации предполагает его развитие во взаимодействии с окружающим миром. История детских организаций в стране и в мире показывает, что их деятельность была созидательной лишь тогда, когда обеспечивалось включение ребенка в реальные социальные личностно-значимые отношения с окружающим миром. В процессе этих отношений и происходит познание ребенком самого себя, самореализация и саморазвитие. Учитывая, что социальные отношения существуют объективно, независимо от сознания и участия в них отдельно взятых людей, есть все основания считать включенность детей в социальные личностно-значимые отношения одним из принципов деятельности детской общественной организации.

Личность всегда выступает как исполнитель определенных социальных ролей, которые определяют содержание деятельности человека и требования к ней. Нетрудно заметить, что социальные роли как бы заданы нам обществом, более того, одни из них зафиксированы в официальных документах (правилах для учащихся, правах и обязанностях и т.п.), другие - закреплены в обычаях и традициях, так называемых "неписаных" законах. С возрастом число социальных ролей человека расширяется, совершенствуется мастерство их исполнения, и таким образом человек реализует себя. Стремление реализовать себя - общее для всех людей. Стало быть, одним из требований к действиям организаторов детских организаций, а также педагогов, родителей является учет той истины, что в процессе социализации главное предназначение ребенка "выполнить себя", реализовать себя. Это дает основание сформулировать новый педагогический принцип - принцип самореализации ребенка в детской общественной организации.

Детские общественные организации жизнеспособны, если они рождаются естественным образом, то есть на основе стремления детей удовлетворить свои потребности и интересы: познавательные, трудовые, политические, религиозные, экологические и т.д. Чем определенней будет сфера деятельности любого объединения, чем точнее определен круг интересов, которые можно в этом объединении реализовать детям, тем больше шансов у такого объединения стать действительно нужным и полезным для детей, а значит, больше возможностей для существования и развития отношений между ними. Однако этого недостаточно, чтобы детская общественная организация была жизнеспособна. Необходимо обеспечить реализацию принципа саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности детской общественной организации.

Детская организация как предпочитаемый детьми фактор социализации имеет присущие любой общественной организации механизмы управления. Но есть и отличительная особенность: так как детская организация объединяет на равных и детей, и взрослых, то существуют как бы две составляющие механизма - взрослое (педагогическое) управление и детское самоуправление. Найти равнодействующую этих двух составляющих в пользу приоритета детских интересов позволит учет принципа взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.

Успешность процесса социализации ребенка в детской организации во многом зависит от определения содержания деятельности детей. В течение всего периода существования пионерской организации предпринималась попытка создать единую, унифицированную программу ее деятельности. Это нашло отражение в работах исследователей детского движения.

Широкое поле выбора социальных ролей предоставляют ребенку детские общественные организации, работающие по самым различным программам. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб..

Основными условиями личностно-ориентированной социально-педагогической помощи ребенку, по моему мнению, являются:

  • обеспечение равных стартовых возможностей участия детей в общественной жизни;

  • оптимистическая перспектива;

  • свобода и ответственность социального выбора;

  • ситуации успеха, общественного признания.

В свете вышеизложенного нами дано следующее определение понятия "социализация ребенка в детской общественной организации" - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.

Выводы по первой главе:

  • Детское общественное объединение - это способ самореализации детей;

  • Самореализация ребенка в процессе его участия в детской общественной организации зависит от его включенности в социальную деятельность;



ГЛАВА 2. ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

2.1.Возрождение школьного воспитания.

Актуальной общественной задачей сегодня остается организация воспитательного процесса школьной молодежи. В 1990-е годы многие учебные заведения, в том числе общеобразовательные школы, стали игнорировать функцию воспитания, что можно считать серьезной ошибкой государственной образовательной политики.

Уступив свои позиции в воспитании, государство в то же время « открыло дверь» широко пропагандируемой в СМИ, западной поп-культуре, бездуховности, национальному нигилизму, оказавшим негативное влияние на сознание школьников, особенно в начале 1990-х годов. Тогда же, стала заметно снижаться и заинтересованность родителей в эффективности процесса обучения и воспитания детей. В силу различных обстоятельств произошло отчуждение семьи от школы, педагогов от родителей. Увеличился объем «уличной социализации» детей, наметилась тенденция роста преступности среди учащихся.

Существенное влияние на ситуацию в сфере образования оказывали такие факторы, как снижение жизненного уровня широких масс населения, резкое социальное расслоение в обществе, негативные процессы в социокультурной жизни школьной молодежи.

Тем не менее, можно констатировать, что с конца 1990-х годов в школах возрос интерес к использованию целостного подхода к воспитанию учащихся, появилось большое количество педагогических «команд», пробующих проектировать и создавать воспитательные системы в общеобразовательных учреждениях. Такие попытки в ряде случаев оказывались успешными. Благодаря системному подходу удавалось сделать воспитательный процесс более целенаправленным и эффективным. Стала ослабевать тенденция отрыва семьи от школы, усиливаться ответственность родителей за образование и воспитание детей. Это выразилось, в частности, в повышении роли попечительских советов в образовательных учреждениях, в том, что родители начали активно участвовать в воспитательной работе, организуемой в рамках внешкольных мероприятий.

Если в начале 1990-х годов вопросы воспитания были отодвинуты на образовательной деятельности, то к началу 2000-х годов, судя по официальным документам, государство попыталось восстановить свою ответственность и активную роль в воспитании юных граждан. В этом духе стали разрабатываться федеральные целевые программы, направленные на решение вопросов воспитания. В последнее время идет усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация в практике воспитательной работы системного подхода. Для тех, кто работает в сфере образования в регионах, теперь имеется четкий ориентир: воспитание - это приоритетное направление модернизации образовательного процесса в современной России.

Опыт показывает, что наиболее плодотворно рассматривать воспитательный процесс с позиции системного подхода. Такой подход предполагает, что все элементы в нем взаимосвязаны, субъекты и объекты воспитания активно взаимодействуют.

Центральным, связующим звеном системы является - цель воспитания. Она должна быть достаточно определенной и в то же время универсальной. Универсальная цель воспитания, с моей точки зрения, - это - формирование социально активной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой.

Важно, что значимыми воспитывающими факторами становятся не только характер и содержание деятельности организации, но и отношения, складывающиеся у детей в процессе совместного решения каких-либо проблем. Опыт подтверждает: повышение эффективности воспитательной работы образовательных учреждений зависит от успешного взаимодействия руководства школ и органов управления образованием с детскими общественными объединениями и организациями, другими социальными институтами

2.2.Детские организации в школах.

Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи - все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и создания условий для их нормального социального развития.

При проведении экономических реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия их влияния на нравственное, физическое, психическое здоровье детей, не осуществлены в необходимом объеме компенсационные и защитные меры. Распад существующей долгие годы пионерской организации, способствовавшей формированию социального опыта подростков, повлек за собой лишение возможности создавать новые детские организации из-за отсутствия и материальных условий, и методического и педагогического обеспечения.

В детской и молодежной среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне.

В современной педагогической науке четко разделяются два подхода к работе детских организаций.

Первый признает стремление детей к самоорганизации и содействует постепенному переходу детских организаций к многоплановой деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей.

Второй признает необходимость кардинальных перемен на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка в деятельности детских общественных организаций, учитывающих приоритеты интересов ребенка. ______________________ Кизляр

Глава 2.3. Решение проблем с помощью детских движений и организаций.

Сейчас мы нуждаемся в участии детей и молодежи в решении общих задач более, чем когда бы то ни было. Наша совместная энергия и идеализм могут помочь нам преодолеть все преграды и добиться поставленных целей.

Желание детей и молодежи быть полезными своему обществу, своей республике и стране, усилие руководителей и организаторов по молодежной политике, значительному оживлению роли в воспитательном процессе современного общества, нашли поддержку в лице Президента РФ. Путина В.В., Президента РД Рамазана Абдулатипова, РДДМОО РД, Министерства по делам молодежи РД.

Мы, детские и молодежные организации, получили реальную поддержку! Это значит, что полезные инициативы, и общественно значимые дела детей и подростков нужны обществу и республике! Это значит, что каждый из нас может внести свой вклад в общее дело - отличной учебой, экологическими и трудовыми акциями, спортивными и творческими достижениями. 2008 - 2013 года ознаменовалась участием дагестанской и кизлярской молодежи Всероссийских и Республиканских конкурсах.

Общественные объединения республики и нашего города приняли активное участие в подготовке и проведение мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 10-летию разгрома международных бандформирований, вторгшихся в 1999 году на территорию Дагестана.

Наполнились новым содержанием традиционные гражданско-патриотические акции: Торжественные линейки и фестивали детских объединений «Детство без границ», «Нам завещана память и слава», конференции и семинары юных лидеров, сметы юных экологов, конкурсы юнкоров, профильные смены в оздоровительных лагерях для одаренных детей, экологические акции.

Реализуются программы «Свой голос», «Лидер», «Милосердие».

Созданы новые формы работы с подростками и молодежью, такие как инициативные проекты, лидерские тренинги, школы толерантности и волонтерские движения.

В сотрудничестве с Международным Детским Фондом ООН «ЮНИСЕФ» Федерацией начата успешная практика проведения межрегиональных лагерей для детей и молодежи, направленных на формирование у молодежи культуры межнационального общения, толерантности, дружбы и взаимопонимания.

Экологические объединения успешно реализуют природоохранные программы от экологического мониторинга городов и населенных пунктов до экологических десантов и разбивки парков и садов, сохранения родников и памятников природы. Особое внимание форм и методов приобщения детей и подростков к социально значимым делам заслуживает практика проведения ежегодных летних лагерных Республиканских сборов актива. Здесь лидеры детских объединений получают теоретические знания и практические навыки организации социально значимых, гражданско-патриотических акций и проектов. Обучают нас, лидеров, по новой методике: творческие занятия и психологические игры, клубы по интересам, тренинги по темам: метод взаимодействия, курс конфликтологии, толерантности и миротворчества. Участвуя в органах самоуправления, в работе пресс-центра, военно-спортивных играх ребята получают возможность для реализации, проверки своих возможностей умений и навыков.

В общественном сознании произошел перелом в подходах к этим вопросам: как показал социологический опрос, педагогические работники, представители родительской общественности, настоятельно требуют внимания и мер государственной поддержки в организации работы детских, подростковых объединений. Вокруг детских и молодежных объединений сложился педагогический отряд - реальная сила в лице вожатых, педагогов, методистов по дополнительному образованию, волонтеры. Они вместе с детьми разрабатывают и реализуют целевые проекты и программы (лидерские, экологические, патриотические, школы толерантности); отбирают и распространяют лучший опыт воспитательной работы.

Занятия спортом отвлекают молодых людей от улицы, на примерах лучших спортсменов можно воспитать в них патриотизм, мужество и любовь к Родине. И у молодых людей не будет времени вступать в ряды религиозных экстремистов, преступных сообществ, употреблять наркотики.

Более эффективный подход в решении этих проблем, я вижу в создании организаций в школах, учебных организациях, где сосредоточена основная масса молодежи, налаживать деятельность спортивных секций по видам спорта, оказывать помощь в укреплении материально-технической базы, вовлекать в военно-патриотические и спортивно-технические клубы.

Я уверена, что юные граждане Дагестана и России хотят быть полезными своей стране и республике сегодня. Мы знаем свою историю и чувствуем свою ответственность за будущее.

Экстремизм и агрессия, накопленные в обществе, выплескиваются через детей и молодежь. Это проблемы не только Дагестана и России, но и всего мира. Преодолеть эти проблемы, научить подростков и детей ориентироваться и жить в таком сложном мире призваны, на ряду с семьей и школой, детские общественные объединения детей и подростков.

Сегодня, как никогда важно объединить усилия взрослых и детей, чтобы каждый подросток мог найти дело по душе, развиваясь, как личность. Ведь именно мы, юное поколение, предопределяем развитие российской государственности и гражданского общества.






Глава 3. Методика и анализ результатов исследования о роли детских организаций.

«Гореть все ярче и сильней, сердцами зажигать детей!» - девиз отряда уже сам по себе говорит о целях, которые организация перед собой ставит. Целью создания является: содействие формированию социально- активной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и общественно-значимую деятельность.

Для достижения поставленной цели отряд осуществляет решение следующих задач:

  1. развитие общественной активности учащихся;

  2. создание условий для самореализации личности;

  3. развитие социальной и личной ответственности;

Основной целью организации является растущий человек, забота о его духовном здоровье, всестороннем развитии, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам. Социальная инициатива поощряется достаточно активно. Неформальное лидерство, межличностные отношения, эмоциональный климат, творчество не могут существовать без личностных начал. Индивидуальные личностные качества являются незаменимым источником социального творчества, которое выступает показателем общественной активности. Отказавшись от диктатуры взрослых в организации, от единообразия взглядов и мнений, от обсуждения товарищей в разных формах, отряд взял из опыта пионерской организации творчество и инициативу, заботу старших о младших, милосердие и заботу об окружающих, коллективную творческую деятельность.

В современных условиях России число детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми.

Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Детские и юношеские общественные организации можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума. Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа, учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребенка, становится серьезной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности. Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности.

Разумно организованный досуг детей - эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных. Мир игры, фантазии, свободы творчества; мир настоящего детства» - самого ценного в жизни растущего человека. Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамическое явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют две функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребенка и его социализация.

В деятельности ДОО "Юные Пушкинцы" суть отношений определена понятием «социальное взаимодействие». Ребята здесь учатся находить контакты с разными категориями сверстников. Поэтому ведущим способом самоорганизации они считают социальное проектирование, т.е. деятельность, направленную на изменение отношения к своему городу и людям, живущим в нем. Известно, что социальное проектирование предполагает умение самостоятельно увидеть общественную проблему и найти нетрадиционный путь ее решения. Судьба любит первых за то, что они любят свою неугомонную, активную и жизнеутверждающую судьбу!

Улучшать окружающую жизнь - это значит «делать ее хоть чуть-чуть чище, краше и добрее». Цель отряда - «помочь детям познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным Гражданином своего Отечества». Действительно улучшать окружающий Мир невозможно без его познания, в процессе которого человек заинтересованный и неуспокоенный просто не может пройти мимо проблем и бед людей близких и далеких, своей страны, всего Человечества, Природы. Сама же созидательная практика стимулирует стремление к дальнейшему открытию мира. А все это в свою очередь формирует настоящую гражданственность, не словесную, а деятельную. «Забота», «забота о людях», «забота о природе», «забота о малышах» и т.п. - эти слова достаточно точно характеризуют социальную позицию, которую стремится сформировать у своих членов ДОО " Юные Пушкинцы". Нельзя также забывать, что главная идея - коллективизм и товарищество. Не правы те, кто считает, будто коллективизм способствует нивелированию личности и препятствует формированию ярких индивидуальностей.

«Лидировать сложно и просто».

Чтобы создать детское объединение нужно руководствоваться пятью принципами. Первый - добровольность. Только на этой основе возможно объединение детей, подростков и взрослого или взрослых. Затем - равноправие. Все члены объединения имеют равные права независимо от того, какую должность в общественном объединение они занимают. Далее - самоуправление. Деятельностью объединения руководят выборные органы самоуправления. Однако самоуправление никак не должно переходить в самоуправство. Потому существует еще принцип законности, т. е. соответствия деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству. Наконец, гласность или открытость, публичность деятельности того или иного объединения при безусловном учете предложений всех тех, кто в этом объединении состоит.

Наши заповеди:

  1. никогда не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе;

  2. ищи свою цель жизни, добивайся ее исключительно благодаря уму, знаниям, способностям;

  3. чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;

  4. уважай себя, тогда тебя будут уважать другие.

К этим заповедям прислушиваются не только ученики., но и взрослые. Общечеловеческие нормы должны быть выполнять все. В отряде сложилась уникальная ситуация диалога поколений. Уже несколько лет регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами педагогического труда.

Заключение.

Работая над данной темой, я задавала представителям разных поколений, педагогам, коллегам, родителям учащихся, своим сверстникам, один и тот же вопрос: «Нужна ли в современном мире детские общественные объединения и какую роль играет объединения в жизни ребенка?»,« Каким должен быть руководитель ДОО?». На мой взгляд, вопрос очень актуальный. Все опрошенные дали утвердительный ответ. Да, нужны и важны.

Руководитель должен быть не только ответственным, но и активным, не только позитивным, но и справедливым, он должен уважать других и быть уважаемым. Педагоги выделяют такие качества, как коммуникативность, целеустремленность, креативность, толерантность. В новом тысячелетии детские общественные объединения - займут достойное место в общественной жизни города , в республике и нашей страны.

Сегодняшние детские и молодежные объединения играют роль в формировании общества - способствуют творческому развитию, гражданскому становлению личности современных подростков. Наряду с развитие потребности детей в общении, совместной деятельности, в реализации возрастных интересов молодежные и волонтерские движения выполняют социальные функции - включают подрастающие поколения в жизнь общества, позволяют приобрести положительный опыт социального взаимодействия. Состоять в молодежных общественных объединениях - значит встать на первую ступень, ведущую к полноценной гражданской деятельности.

Приоритетным направлением считается - ориентации молодежи на гуманистические идеалы, цели и задачи, на добрые начинания.

В ходе проводимых мероприятий уделяется внимание воспитанию личностных качеств ученика: честности, доброте, самокритичности, а также гражданской ответственности - неравнодушному отношению к своей стране.

И самая главная задача состоит в том, чтобы привлекать в ряды детского общественного объединения как можно больше участников, способствовать видоизменению подростковой среды, профилактике детских правонарушений. Научить их самостоятельно решить проблемы, достигать поставленной цели. И этот подход основан на принципе самоуправления.

Молодым руководителям необходимо познавать, развивать и совершенствовать.

Наша задача не только готовиться к завтрашней новой жизни, но и активно жить уже сегодня, внося свой вклад в процветание и могущество России и Дагестана. Важно чтобы каждый из нас глубоко изучал экономику, политику, историю Отечества, овладевал бесценными сокровищами национальных, культурных традиций, осваивал науки, участвовал в исследовательской работе. А это все начинается со школы. Должно быть как можно больше тренингов, пресс-конференций, форумов.

Мы все вместе должны отстаивать свои интересы и решать наши проблемы. Нас объединяют идеи доброты, любви к родному Дагестану; общие цели и задачи.

Наши дела и поступки должны заключаться в сохранении приоритетов, потому, что ценности старшего поколения наследуют те, кто этого достоин.

Должны вместе укреплять и развивать многовековые традиции дружбы многонационального народа республики, воспитывать чувства уважения к старшим, любви к Родине и готовности к ее защите.

Вместе мы большая сила!

Список использованных источников и литературы.

1. «Детское движение», Словарь-Справочник, 1998г.

2. «Детское движение в СССР», 1991г.

3. Интернет. Rambler:»Детские общественные организации».

4. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской Организации

имени В.И.Ленина», 1983г.

5. ЛебедевД.И., «Штрихи к портрету пионера 90-х годов и его организации», 1994г.

7.«Сделай шаг на встречу», Новосибирск, 2002г.

36


© 2010-2022