Рабочая программа по ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской федерации. Носителям базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлого. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народы, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной русской религии». Из этого вытекает необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курсе «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах народов России, полученных в начальной школе. В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составляющие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения Основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают максимального количества часов, выделенных на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.

Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации.

Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, а также культур народов мира и России.

Требования к результатам обучения и освоения содержанию модуля «Основы религиозных культур народов России»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные:

  • воспитание российского гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи»;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающегося духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку и вере; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Предметные результаты:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию;

  • значение основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российского государственности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельного определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на курс «Основы религиозных культур народов России» 35 часов за учебный год, 1 час в неделю.









Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Основные понятия

Виды учебной деятельности, включая конкретные универсальные учебные действия

Результаты освоения курса

Дата проведения

Домашнее задание


Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Введение в тему

1

Религия, традиция, традиционные религии

Формирование историко-географического образа России; межкофессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми других этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «религия», «традиция», традиционная религия». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Формирование уважения к другим народам России; освоение национальных ценностей, традиций, культуры; формирование основных традиций развития государственности и общества

Воспитание российской гражданской идентичности:

Патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Регулятивные УУД:

Усвоение правил работы с учебником; совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД:

Совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей.

Познавательные УУД:

Совершенствование навыков создания моделей и схем; установление причинно-следственных связей; установления причинно-следственных связей; установление родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами

Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий народов России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны



2

Православие в древней Руси

1

Монастрырь, монахи

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «монастырь», «монахи». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Знание основ культурного населения своего народа; формирова-ние уважи-тельного и доброже-лательного отношения к другому человеку.

Регулятивные УУД: совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД: совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей.

Познавательные УУД:

Совершенствование навыков создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;структуирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами

Иметь представление событиях крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру.



3

«Поучение» Владимира Мономаха

1

поучение

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определения понятия «поучение». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснений явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Знание основ культурного населения своего народа; формирова-ние уважи-тельного и доброже-лательного отношения к другому человеку.

Регулятивные УУД:

Усвоение правил работы с учебником; совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД:

Совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей.

Познавательные УУД:

Совершенствование навыков создания моделей и схем; установление причинно-следственных связей; установления причинно-следственных связей; установление родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами

Объяснять смысл слова «поучение». Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Пучении»Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др.


4

Православная Церковь в Московской Руси

1

Автокефалия, уния

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «автокефалия», «уния». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовитых отношений; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами

Знать основные события истории православии на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы


5

Нил Саровский и Иосиф Волоцкий

1

Печалова

ние, нестяжате

ли

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «печалование», «нестяжатели». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовитых отношений; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами

Понимать и принимать идеалы и ценности, поведывавшиеся митрополитом Алексием:любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др.

Объяснять смысл понятий «уния», «автокефалия», «нестяжание». Понимать важность для христианина нестяжания и приоретета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему) над иными ценностями


6

Православие в Российском царстве

1

Патриарх всея Руси, Синод

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями и культурой. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовитых отношений; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого»

Знать основные события истории православия во времена Российского царства. Объяснять смысл понятий «печалование». Иметь представление о патриотической позиции Церкви.


7

Заветы оптинских старцев

1

Старцы, Оптина пустынь, Саровская пустынь

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «старцы», «Оптина пустынь», «Саровская пустынь». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями и культурой. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовитых отношений; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого»

Коммуникативные УУД:

Совершенствование навыков организации и участие в ролевых играх.

Знать основные события истории православия во времена Российской империи. Объяснить смысл понятия «старец». Понимать и принимать заветы оптинских старцев,: не унывать, не осуждать других, любить ближнего.


8

Православие в Советской России

1

Гонения на церковь, Пусская Православная Церковь Заграницей

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Просмотр с последующим обсуждением фрагментов фильма В. Хотиненко «Поп»

Развитие социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности во всех ее проявлениях.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; освоение социальных норм , правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; Формирование целостного мировоззрения , соответствующего духовному многообразию современного мира.

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

Знать основные события истории православия XX-начала XXIв. Объяснять смысл понятия «гонения на Церковь». Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и о патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны.


9

Православие в современной России

1

Акт о каноническом общении

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определения понятия «Акт о каноническом общении». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Развитие социально-критического

мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Формирование целостного мировоззрения, уровню развития науки; освоение социальных норм , правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; Формирование целостного мировоззрения , соответствующего духовному многообразию современного мира.

Познавательные УУД: совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования, выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Коммуникативные УУД: развитие навыков ведения диалога, участие в полилоге.

Характеризовать роль Православной Церкви в современной России. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др.


10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в истории и культуре России»

1

Понятия из блока тем «Православие в истории и культуре России»

Проверка знаний и навыков, связанных с освоением блока тем «Православие в истории и культуре России»

Сопереживание чувствам других, совершение поступков, направленных на помощь и обеспечение благополучия близких. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа.

Регулятивные УУД: совершенствование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действие с планируемыми результатами.

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем «Православие в истории и культуре России»


11

Православие в традициях русского народа

1

Крестные родители, воспреемники, именины, отпевание

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «крестные родители», «воспреемники», «именины», «отпевание». Ролевая игра «Крестные». Моделирование ситуаций, требующего адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании)

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; формулирование собственного мнения и позиции. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

Регулятивные УУД:

Совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД: совершенствование навыков освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установление причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развития навыка участия и организации ролевых игр.

Познавательные УУД: совершенствование навыков познавательного чтения

Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков. Понимать и принимать провославные ценности дружбы, верности долгу, милосердия


13

Дом и семья в православии

1

Красный угол, «Домострой», мясоед

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «красный угол», «Домострой», «мясоед». ситуаций, требующего адекватного поведения в доме православного христианина

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях; осовение социальных ролей и ном; организации и участия в ролевых играх; коммуникации с «другими».

Познавательные УУД: совершенствование навыков познавательного чтения; установление причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»

Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. Объяснять смысл понятий «красный угол», «мясоед»


14

Святые Пётр и Феврония

1

Всероссийский день семьи, любви и верности

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определения понятия «Всероссийский день семьи, любви и верности». Моделирование ситуаций, требующего адекватного поведения на празднике семьи, любви и верности. Подготовка сценария праздника семьи, любви и верности в классе (школе) и его реализация.

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Регулятивные УУД:

Совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД: совершенствование навыков освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установление причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развития навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях.

Познавательные УУД: совершенствование навыков познавательного чтения

Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. Знание сюжета жития «Петра и Февронии Муромских»


15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России»

1

Понятия из блока «Православие в традициях народов России»

Проверка знаний и навыков , связанных с освоением блока тем «Православие в традициях народов России»

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Регулятивные УУД: совершенствование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем «Православие в традициях народов России»


16

Древняя история ислама на территории России

1

Арабский халифат, Волжская булгария, Золотая Орда, татарские государства

Формирование историко-географического образа России; межкофессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми других этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Установление причинно-следственных связей; объяснение явленной традицией своего народа

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавшей в исламских государствах. Объяснять понятие «татарские государства.


17

Мусульмане в России

1

Верховный сеид, новокрещенские комиссии, терпимая религия, медресе

Формирование историко-географического образа России; межкофессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми других этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Иметь представление о терпимости русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять смысл понянтия «медресе»


18

Ислам в современной России

1

Имам, Центральное Духовное управление мусульман России, Совет муфтиев России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий; «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман России», «Совет муфтиев России», «Координационный центр мусульман Северного Кавказа». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма В. Хотиненко «Мусульманин»

Ориентация в системе моральных норм; готовность и способность к их выполнению. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в й жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры»

Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.


20

Дом и семья в исламе

1

Мусульманская семья, честь рода

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий; «Мусульманская семья», «честь рода». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение выделять главное (на примере восточных притч). Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в й жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия. Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей


21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России»

1

Понятия из блока тем «Ислам в истории и культуре народов России»

Проверка знаний и навыков , связанных с освоением блока тем «Ислам в истории и культуре народов России»

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Регулятивные УУД: совершенствование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем «Ислам в истории и культуре народов России»


22

Проявление и развитие иудаизма в России

1

Кегал, хедер, иешива

Формирование историко-географического образа России; межкофессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми других этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «кегал», «хедер», «иешива». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Установление причинно-следственных связей; объяснение явленной традицией своего народа

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XXв. Объяснять понятия «кагал», «хедер» и «иешива»


23

Иудаизм в Российской империи

1

Синагога

Формирование историко-географического образа России; межкофессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми других этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определения понятия: «синагога». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Моделирование ситуаций поведения в синагоге.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в Российской империи. Объяснять понятие «синагога».


24

Иудаизм в СССР

1

Холокост, Еврейский антифашистский комитет

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий; «холокост», «Еврейский антифашистский комитет». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма Л. Горовца «Дамский портной»

Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этонокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в й жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры»

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение партиотичесой позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны


25

Иудаизм в современной России

1

Федерация еврейских общин России, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий; «Федерация еврейских общин России», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этонокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Познавательные УУД:

совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в й жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в современной России. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе


26

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

Законоучитель, обряд выкупа первенца

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий; «законоучитель», «обряд выкупа первенца». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи)

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Регулятивные УУД:

Совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД:

Совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования устной и письменной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Познавательные УУД: совершенствование навыков создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего и поискового чтения; структурирование текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.

Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.


27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Иудаизм в истории и культуре народов России»

1

Понятия из блока тем «Иудаизм в истории и культуре народов России»

Проверка знаний и навыков , связанных с освоением блока тем «Иудаизм в истории и культуре народов России»

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Регулятивные УУД: совершенствование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем «Иудаизм в истории и культуре народов России»


28

Тибетский буддизм

1

Гэлуг (тибетский буддизм), лама, далай-лама,

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий; «Гэлуг (тибетский буддизм)», «лама», «далай-лама». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Познавательные УУД: совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий: «гэлуг», «лама», «далай-лама»


29

Распространение буддизма среди народов России

1

Хурул, дуган, дацан, хурэ

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формирование историко-географического образа России; межкофессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми других этносов и культур. Формулирование определений понятий: «хурул», «дуган», «дуцан», «хурэ». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Познавательные УУД: совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Знать основные события связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий: «хурул», «дуган», «дуцан», «хурэ».


30

Буддизм в СССР

1

Всесоюзный сбор буддистов

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определения понятия «Всесоюзный сбор буддистов». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. просмотр и обсуждение фрагментов фильма А Неретниеце «Гадание на бараньей лопатке»

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующему духовному многообразию современного мира.

Познавательные УУД: совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры»

Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавших Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости.


31

Буддизм в современной России

1

Традиционная буддийская сангха России, Духовное управление буддистов в России

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов в России». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Познавательные УУД: совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Знать основные события, связанные с историей буддизма в современной России. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными буддистами в нашем обществе


32

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

Белый месяц, сор, Праздник тысячи лампад, ладья жизни, цам

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «белый месяц», «сор», «Праздник тысячи лампад», «ладья жизни», «цам». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддистской семьи)

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Регулятивные УУД:

Совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД:

Совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования устной и письменной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Познавательные УУД: совершенствование навыков создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего и поискового чтения; структурирование текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.

Иметь представление о буддистских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальна и культурных традиций народов России. Объяснить смысл понятия «цам».


33

Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России»

1

Понятия из блока тем «Буддизм в истории и культуре народов России»

Проверка знаний и навыков , связанных с освоением блока тем «Буддизм в истории и культуре народов России»

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Регулятивные УУД: совершенствование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем «Буддизм в истории и культуре народов России»


34

Повторительно-обобщающий урок по курсу

1

Основные понятия курса

Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Регулятивные УУД:

Совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД:

Совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования устной и письменной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Познавательные УУД: совершенствование навыков создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного, изучающего и поискового чтения; структурирование текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.

Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий в нашей стране


35

Итоговый урок по курсу «Основы религиозных культур народов России»

1


Регулятивные УУД: развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами



© 2010-2022