• Преподавателю
  • Другое
  • ОПЫТ РАБОТЫ ВОЛОГОДСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

ОПЫТ РАБОТЫ ВОЛОГОДСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОПЫТ РАБОТЫ ВОЛОГОДСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА


Смирнова Светлана Васильевна,

преподаватель БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»


В условиях реализации Феде­ральных государственных обра­зовательных стандартов средне­го профессионального образова­ния 3-го поколения [3] портфолио становится одним из эффективных инструментов оценки сформированности компетенций студента, практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода в профессиональном образовании. Портфолио должно быть основано на принципах объективности, достоверности и технологичности применяемых показателей его оценки. Данные принципы учитывались нами при разработке Положения «О Портфолио студента Вологодского строительного колледжа».

В данном положении от­ражены: цели, задачи, участники работы над портфолио и распределение обязанностей между ними, структура и содержание портфолио. Портфолио позволяет студен­там профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущих специалистов на рынке труда. Согласно Положению формирова­ние портфолио является обязатель­ным и осуществляется студентами колледжа самостоятельно, начиная с перво­го курса обучения, в соответствие с рекомендуемой структурой.

Портфолио позволяет решать следующие задачи:

  • оценка эффективности саморазвития по результатам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;

  • отслеживание индивидуальных достижений студента, динамики развития профессионально-значимых качеств, успешности общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;

  • поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации студентов;

  • формирование и совершенствование учебной мотивации, достижений и мотивации на профессиональную деятельность;

  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

  • совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития.

Участниками работы над портфолио являются студенты, классные руководители, преподаватели и мастера производственного обучения. Одним из основных условий составления Портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.

Обязанности студента:

  • оформляет Портфолио в соответствии с принятой в колледже структурой;

  • самостоятельно подбирает материал для Портфолио;

  • систематически пополняет соответствующие разделы материалами, отражающими успехи и достижения в учебной, производственной и внеучебной деятельности;

  • несёт ответственность за достоверность представленных материалов.

Обязанности классного руководителя:

  • Направляет работу студента по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы, объясняет правила ведения и заполнения Портфолио;

  • Осуществляет контроль заполнения соответствующих разделов Портфолио;

  • Помогает сделать копии приказов, распоряжения и т.д. администрации колледжа и других органов.

Обязанности преподавателей, мастеров производственного обучения:

  • Проводят экспертизу представленных работ по дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю и выдают сертификат;

  • Готовят итоговые документы для поощрения студентов за участие в учебной и внеучебной работе: грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.

  • Совместно со студентами отслеживают и оценивают динамику их индивидуального развития и профессионального роста, поддерживают их образовательную, профессиональную, творческую активность и самостоятельность.

Структура и содержание Портфолио

Портфолио состоит из двух частей:

  • Перечень индивидуальных достижений в табличной форме, состоящий из нескольких разделов;

  • Приложение комплекта документов, подтверждающих индивидуальные достижения.

Портфолио составляется в электронном виде, а на бумажном носителе представляется перед защитой выпускной квалификационной работы.

На титульном листе папки «Портфолио» содержится основная информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, группу) и фото студента, затем указываются личные данные.

Портфолио имеет разделы, которые оформляются в табличной форме это:

  • мониторинга успеваемости и посещаемости студента.

  • участие в конкурсах профессионального мастерства, выставках-ярмарках в олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, проектной деятельности и др.:

  • в общественной деятельности;

  • в спортивных и военно-патриотических мероприятиях.

В конце портфолио студент формирует приложение 1 (комплект официальных документов, подтверждающих индивидуальные достижения), это аттестационные листы по практике (учебной, производственной, преддипломной), характеристики с практики, сертификаты, грамоты и т.п.

В приложении 2 студент может представить комплект не официальных документов, подтверждающих индивидуальные достижения: эссе, самостоятельные работы, фотогалерею, свидетельствующие о про­фессиональной деятельности т.п.

Портфолио дополняет традици­онные контрольно-оценочные сред­ства. Одна из важнейших целей портфолио - провести мониторинг, то есть обеспечить отслеживание процесса обучения, индивидуаль­ного прогресса студента в широ­ком образовательном контексте, а затем увидеть в целом «картину» значимых образовательных ре­зультатов, продемонстрировать его компетентность: готовность и спо­собность практически применять приобретенные знания и умения.

Оценивание тех или иных до­стижений студента, входящих в портфолио, а также всего портфо­лио в целом, либо за определен­ный период его формирования является как качественной, так и количественной составляющей.

Рассмотрим использование портфолио при освоении профессионального модуля «Выполнение технологических процессов при строительстве объектов»

Как известно завершающим этапом аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный), который включает несколько видов аттестационных испытаний, направленных на оценку готовности студентов к реализации вида профессиональной деятельности. В нем выделяем 2 этапа (рис.1):

1-ый этап - защита производственной практики и портфолио студента;

2-ой этап - выполнение профессионального задания «Разработка элемента технологической карты на различные виды работ».

ОПЫТ РАБОТЫ ВОЛОГОДСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА


Рис. 1. Структура экзамена (квалификационного)

На первом этапе осуществляется оценивание производственной практики на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности студента на практике) с указанием видов работ, выполненных во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика, с защитой отчета по производственной практике.

На этом же этапе экзамена квалификационного студенты защищают свое портфолио. Оно позволяет оценить сформированность общих компетенций, динамику индивидуального развития и личностного роста, познавательную и профессиональную активность студента. Технология оценивания заключается в сопоставлении установленных квалификационных требований с набором документированных свидетельств, содержащихся в портфолио.

В качестве экспертов при защите портфолио приглашаются педагоги колледжа, представители администрации и работодателя.

Студент представляет и комментирует содержание Портфолио, его содержание, определяет наиболее яркие достижения и проблемы, цели, направления и механизмы самосовершенствования.

На втором этапе экзамена квалификационного студенты выполняют профессиональное задание «Разработка элемента технологической карты на различные виды работ», которое имеет структуру кейс-задания. При выполнении задания студенты анализируют ситуацию и вырабатывают практическое решение, при этом им требуется: организовывать собственную деятельность, определить методы и способы выполнения профессиональных задач, оценить их эффективность и качество; осуществить поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач.

Оценка экзамена квалификационного студента БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж» производится в соответствии с универсальной шкалой (табл.1).

Таблица 1

Результативность

балл (%)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


Профессиональный модуль ПМ.02.

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

освоен

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

не освоен

Выставленные членами комиссии баллы заносятся в оценочный лист студента:

элемент технологической карты на различные виды работ - 60 баллов;

экспертная оценка производственной практики - 20 баллов;

экспертная оценка портфолио студента - 20 баллов, наличие всех этапов процедуры является обязательным.

Итогом проведения экзамена квалификационного является однозначное решение комиссии «вид профессиональной деятельности освоен/ не освоен». Условием аттестации является положительная оценка освоения профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям.

Портфолио может служить основанием для определения участников конкурса «Студент года».

Так в октябре - ноябре 2014 года проводился Первый городской проект-конкурс «Зачетный студент», среди студентов профессиональных образовательных организаций г. Вологды. Отборочный тур в Вологодском строительном колледже, проводился как раз на основании презентаций портфолио студентов, по результатам которого и был определён самый лучший студент колледжа (Разгулин Алексей, студент 5 курса), который в дальнейшем стал победителем и на городском уровне.

После освое­ния всех профессиональных моду­лей и прохождении преддиплом­ной практики студент может составить резюме, используя все содержа­ние собственного портфолио. Гра­мотно составленное студентом-выпускником резюме способству­ет эффективному поиску работы, продолжению образования.

Таким образом, с одной сторо­ны портфолио позволяет более объективно оценить уровень ком­петенций студента колледжа, а с другой стороны самому студенту профессионально подойти к оцен­ке собственных достижений, вы­строить личностно-творческую тра­екторию успешности, являющейся важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда. Поэтому портфолио учиты­вается наряду с результатами ито­говых экзаменов в качестве со­ставляющей суммарного рейтинга, а так же ликвидирует дефицит информации для потенциального работодателя и позволяет ему не упустить талантливого специали­ста, способного к самосовершен­ствованию и саморазвитию.

Так качественная успеваемость студентов колледжа (специальностей СПО) по результатам промежуточной аттестации (количество обучающихся на «4» и «5») составила

Специальность

2011-2012

уч.год

2012-2013

уч.год

2013-2014

уч.год

СиЭЗиС

59,8%

47,8%

63,1

МиЭВСТУ(КВ)иВ

25,5%

28%

40,5

СиЭАДиА

23%

25%

22

Землеустройство

32%

34%

34

Среднее:

35%

33,7%

39,9%

Также по результатам дипломного проектирования, отмечается положительная динамика качества успеваемости:

в 2011-2012 учебный год - 72,9%

2012-2013 учебный год - 82,9%

2013-2014 учебный год - 76,4%.

В результате анализа оценочных листов портфолио студентов специальности СиЭЗиС, можно сделать вывод, что количество студентов имеющих максимальный балл существенно увеличилось.

Оценка Портфолио

студентов Вологодского строительного колледжа


Группа

Год выпуска

Общее кол-во студентов

Количество студентов, (%)

до 10 баллов

11 - 15 баллов

16 - 20 баллов

свыше 20 баллов

482

2014

21

1 (4,8%)

16 (76,2%)

1 (4,8)

3 (14,2%)

317

2015

21

1 (4,8%)

4 (19%)

8 (38%)

5 (23,8%)

406

2016

21

0

6 (28,5%)

12 (57,1%)

3 (14,2%)

311

2017

22

2 (9%)

1 (4,5%)

12 (54,5%)

7 (31,8%)

Таким образом, портфолио не только является современным эффективным инструментом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, такие, как:

  • поддержка высокой учебной мотивации студентов;

  • повышение активности и самостоятельности студентов;

  • расширение возможно­сти обучения и самообучения;

  • развитие навыков ре­флексивной (самооценочной) деятельности студентов.

Можно отметить следующие преимущества внедрения техноло­гии оценивания достиже­ний с применением портфолио:

  • портфолио создаётся в электронном формате, давая возможность студенту регулярно сохранять, обновлять и редактировать важную информа­цию о своих достижениях в учебе и профессиональном развитии;

  • сту­денты, занимающиеся спор­том или участвующие в художе­ственной самодеятельности, имеют возможность включить видеофрагменты, чтобы отразить личные спортивные или творческие достижения;

  • портфолио студента, со­бранное в заранее структуриро­ванные разделы, об­легчает для руководителей и пе­дагогов колледжа получение полной картины о достижениях и сформированных компетенциях студента;

  • портфолио студента выпус­кного курса становится базой его профессионального портфо­лио, поскольку содержит как общие, так профессиональные данные, пред­ставляет полную информацию для потенциального работодателя;

  • электронный фор­мат портфолио делает информа­цию легко доступной для заинте­ресованных пользователей.

Таким образом, после внедрения в Вологодском строительном колледже порт­фолио студента мы отмечаем повышение образовательной активности студентов, уровня осознания ими це­лей обучения и собственных возможностей.


© 2010-2022