• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: СТИМУЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья: СТИМУЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Активизирующую роль играют и целый ряд стимулов, которые важны особенно на младших курсах. Стимулирование - это использование различных стимулов для мотивирования обучающихся. Стимулы играют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов.   1. Ориентация на конечную цель. Студент полноценно организует свою самостоятельную учебную деятельность, если четко представляет конечную цель. Студент должен знать модель компетентностного специалиста, формируемые компетенции и критерии и...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волокитина Елена Михайловна

преподаватель высшей квалификационной категории, ГБОУ РХ СПО ЧМТТ , г. Черногорск


СТИМУЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ

ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Активизирующую роль играют и целый ряд стимулов, которые важны особенно на младших курсах. Стимулирование - это использование различных стимулов для мотивирования обучающихся. Стимулы играют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов.

1. Ориентация на конечную цель. Студент полноценно организует свою самостоятельную учебную деятельность, если четко представляет конечную цель. Студент должен знать модель компетентностного специалиста, формируемые компетенции и критерии их оценивания.

2. Комфортная атмосфера на учебном занятии. Комфортные условия на учебном занятии могут достигаться за счет: создания высокого уровня познавательной среды, что является важнейшим фактором развития и саморазвития, условием комфортности и успеха студента; снятия стереотипности занятий и введения новых форм занятий со своими правилами и принципами, что способствует формированию запланированных элементов компетенций. На занятиях, построенных по новым правилам и принципам, студентам предоставляется: а) по собственному желанию выбирать группу для совместной работы; б) самостоятельно выбирать задания определенного уровня сложности. В этом случае формируется самостоятельность.

Студентам предоставляется: а) право общаться друг с другом и с преподавателем; б) доверительный стиль общения; в) право на существование любой точки зрения; г) право каждого отстаивать свое мнение. На занятии формируется коммуникативность.

На младших курсах (особенно на первом) у студентов наблюдается боязнь самовыражения, нежелание вести диалог, неверие в собственные силы. Занятия подобного типа ускоряют дидактическую и психологическую адаптацию к деятельности студента в техникуме.

3. Формирование у студента мотивации и интереса учиться по-новому

Главным звеном механизма мотивации в обучении является потребность выпускника техникума быть востребованным на современном рынке труда, быть конкурентоспособным.

Основные условия формирования позитивной мотивации в обучении является: планирование учебного процесса; введение модульно-рейтинговой технологии обучения; создание ситуации успеха; чувство личного причастия и необходимости; знание критериев оценивания учебной деятельности; создание ситуации собственной ответственности.

Студент должен иметь положительную устойчивую мотивацию на непрерывное образование и самообразование, на самоорганизацию, на активную трудовую деятельность, на профессиональные интересы, на позитивное поведение в обществе.

4. Стимул доверия и ответственности. Действенным стимулом активации учебной самостоятельности, формирования социально-личностных качеств студентов является стимул доверия и стимул ответственности.

Ролевые игры: студент - лектор, студент - консультант, студент - оппонент, студент - рецензент - это педагогические подходы, активно вовлекающие студентов в процесс преподавания, что приводит к сближению, взаимопониманию в достижении поставленной цели. В доверительности преподаватель и студент становятся партнерами в обучении.

5. Стимул профессии. Самый надежный, эффективный способ стимулировать обучаемых - это утверждение значимости изучаемой дисциплины для становления специалиста и личности. Индивидуальные задания с решением какой-либо проблемы с получением практически значимых результатов вызывают у студента интерес к поиску, интерес к изучаемому предмету. Здесь безотказно «работает» стимул профессии, осознание профессиональной необходимости получаемой информации, которая студенту нужна не для усиления общей эрудиции, а для совершения конкретных действий, связанных со специализацией, накопления ОПЫТА деятельности.

6. Одобрение действий. Одобрение - это вид поощрения. Так, вовремя замеченная старательность студента, поддержка его усилий, иногда стоит нескольких бесед на воспитательные темы. Преподавателю не следует быть скупым на похвалы.

7. Педагогические приемы воздействия на студентов при самостоятельном решении поставленной проблемы

При формировании самостоятельности у студента в учении задача преподавателя - взаимодействие со студентом: он консультирует, иногда направляет мыслительную деятельность студента, при этом применяя некоторые приемы: рекомендации и советы без навязчивости; внесение предложений без подавления самостоятельности студента; требовательность без мелочной придирчивости; беседа без раздражительности; терпеливые разъяснения.

Личность преподавателя - один из важных стимулов повышения развития у студентов познавательного интереса, самостоятельности, учебной активности. Интерес к изучаемому предмету во многом определяется отношением студентов к преподавателю. Высокая квалификация преподавателя, его компетентность, умение передать знания, зажечь аудиторию, создать творческую обстановку на лекции, умение общаться со студентами, заинтересованность педагогическим процессом высоко оценивается студентами. Критерии адаптированности студентов к учебной деятельности: объективные результаты учебной деятельности; сформированность потребности студента к самообразованию; способность целенаправленно организовать самостоятельную работу; социальный статус студента, общественная активность; степень реализации внутриличностного потенциала; возникновение положительных эмоций.

Библиографический список

  1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 02.10.2014).

  2. Н.К. Науменко. «Становление компетентностного подхода в образовании». Красноярск: ГОУ ВПО СГТУ, 2010. 276 с.

© 2010-2022