• Преподавателю
  • Другое
  • Урок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья - хранитель духовных ценностей

Урок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья - хранитель духовных ценностей

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КУрок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья - хранитель духовных ценностейАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Урок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья - хранитель духовных ценностей



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Кузенкова

Район

Наталия

Место работы

Викторовна

Должность

Учитель истории, и.о. заместителя директора


Общая информация

Модуль

Основы духовно-нравственной культуры народов России

УМК

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

Тема урока

«Культурно-историческая роль семьи» (Семья - хранитель духовных ценностей)

Тип урока

Урок усвоения новых знаний (интерактивный по форме)

Цель, задачи

Цель:

Формирование представления о (традиционной) семье - как о микромодели общества; об основной общественной, культурной единице, носителе исторической традиции.

Задачи:

Образовательные - представление об общем и различном в традиционном понимании народами России общественной роли семьи.

Воспитательные - осознание себя частью общего целого - семьи, общества, народа; применение коллективной мудрости к собственному опыту; рефлексия по поводу собственной роли в семье, в семейных отношениях.

Развивающие - развитие индуктивного мышления, речи, диалоговых навыков, эмпатии, умения слушать собеседника.

Необходимое оборудование

Учебник, мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска)

Дидактическое обеспечение

Набор иллюстраций-схем «Школа», «Больница», «Биржа труда» и пр. для фронтальной работы; репродукции картин А. Ржевской «Веселая минутка»; В.М. Максимова «Бабушкины сказки», К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»; карточки с пословицами и поговорками народов России.


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • ступенька в развитии самосознания,

  • присвоение коллективного опыта,

  • развитие рефлексии


  • предметные

  • овладение представлением о (традиционной) семье и ее культурной роли.


  • метапредметные

(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • осознание и принятие учебной задачи, способов и хода ее решения; осуществление деятельности, направленной на решение поставленной задачи; анализ достигнутых результатов;

  • Работа над поиском смысловой основы художественного произведения (текста, картины), фольклора; умение делать практические выводы на основе анализа произведений; выработка умения построения речевого высказывания; умение работать в паре и в группе.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

  • Учебный диалог

  • Фронтальная беседа

  • Самопроверка

  • Взаимоконтроль

  • Зачетная работа с выполнением проблемного задания в парах/ группах.


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Дополнительная

  1. Атлас России. Издание De Agostini.

  2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», 1991.

  3. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века): Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998.

  4. Энциклопедия детского фольклора. М.: Белый город, 2008.

Интернет-ресурсы

-

ЭОРы

Заготовка урока в виде презентации; репродукции .


План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

  • Мотивация к продуктивному общению и деятельности на уроке (метод эмоциональной мотивации, управления).

  • Постановка учебного задания и мотивация к его выполнению: тема урока - секрет; в процессе урока учащиеся должны сформулировать тему урока самостоятельно (метод целеполагания; метод использования когнитивного пробела)

  • Индивидуальная самоорганизация;

  • Индивидуальная интериоризация эмоциональной и учебной мотивации.

Коммуникативные (общение, взаимодействие, перцепция, умение слушать).

Регулятивные (целеполагание, мотивация, самоорганизация).

Личностные (самооценка, развитие образа «Я» через самоорганизацию).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

  • Раскрытие объекта обсуждения («семья»); работа с понятием «семья». (фронтальная беседа).

  • Актуализация понятия «предмет обсуждения», его связь с объектом обсуждения (фронтальная беседа).

  • Проведение «ярмарки гипотез» (фронтальная работа), фиксация гипотез темы урока на доске.

  • Обсуждение, актуализация понятия «семья» (фронтально);

  • Перцепция понятия «предмет обсуждения» и его связи с объектом обсуждения (индивидуально);

  • Выдвижение гипотез о конкретной связи «Предмет-объект» в теме урока (фронтально);

  • Помощь в фиксации гипотез на доске (выборочно).

Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение, анализ, выдвижение гипотезы, установление связи «предмет-объект»).

Предметные и межпредметные (обществознание - работа с понятием «семья»)

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

  • Выявление затруднения в определении предмета обсуждения. (Фронтальная беседа.);

  • Локализация области затруднения через актуализацию представления «функции семьи» (фронтальная беседа) ;

  • Представление функций в виде «социологических метафор» («фабрика», «больница», «школа», «музей», «психотерапевт», «биржа труда», «отдел социальной защиты», «полицейский участок» - каждая из этих функций присуща семье как общественному институту); раскрытие одной из метафор в качестве примера («фабрика» - воспроизводство населения, репродуктивная функция). (Сравнительный метод.);

  • Организация раскрытия каждой из функций-метафор учащимися (адресная, фронтально-индивидуальная работа).

  • Вопрос: какие же функции семьи являются предметом урока? Это должно отразиться в формулировании темы (перспективный метод)

  • Локализация затруднения в предметной области (индивидуально);

  • Обсуждение понятия «функции семьи» (фронтально);

  • Выявление соответствующих каждой из «метафор» функций семьи (коллективно/индивидуально).

  • Перспективная мотивация (индивидуально).

Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение, анализ, сравнение, установление связи «предмет-объект», синтез).

Предметные и межпредметные (обществознание - работа с представлением о функциях семьи)

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

  • Организация работы с текстом учебника (стр. 56 - «Семья - хранитель духовных ценностей»). (Метод управления, постановки промежуточной задачи.)

  • Формулирование вывода: человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи) и исторический опыт семьи (традиции, обычаи). (Индуктивное обобщение.)

  • Фиксация вывода в виде схемы на доске/через мультимедиа:

«Передача опыта в семье»:

отношения

Урок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья - хранитель духовных ценностей

СУрок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья - хранитель духовных ценностейемья человек

традиции


  • Организация трех рабочих групп (соответственно рядам);

  • Каждая группа выявляет ключевое слово или выражение в соответствующем абзаце текста: «учиться», «отношения», «традиции и обычаи».

  • Фиксация вывода в виде схемы в тетради:

«Передача опыта в семье»:

отношения

Урок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья - хранитель духовных ценностей

СУрок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья - хранитель духовных ценностейемья человек

традиции

Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение ключевых слов, анализ, сравнение, обобщение).

Предметные и межпредметные (обществознание - работа с представлением о функциях семьи, понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

  • Просьба к учащимся, вернуться к исходному заданию и определить предмет урока: о каких функциях семьи можно говорить, исходя из полученной схемы? (ретроспективный метод.)

  • Организация обсуждения и помощь в формулировании вывода : семья как «школа» и семья как «музей» передает людям опыт прошлого и настоящего. (Фронтальная работа, обобщение.)

  • Просьба рабочим группам сформулировать тему урока, исходя из объекта («семья») и предмета («передача прошлого и настоящего опыта») обсуждения. (Постановка задачи.)

  • Фиксация результатов работы групп; сравнение их и коррекция вывода;

  • Организация фиксации окончательного вывода в виде темы: «Культурно-историческая роль семьи в обществе» (или подобное). (Логическое обобщение.)

  • Актуализация первичной проблемы (индивидуально);

  • Обсуждение и попытка формулирования промежуточного вывода (фронтально);

  • Работа в группах: обсуждение и формулирование темы урока, фиксация и представление результата обсуждения;

  • Фиксация окончательной формулировки в тетради; сравнение формулировок, рефлексия (в группе/индивидуально).

Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание основной темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, развитие «Я-сам»).

Познавательные (анализ, сравнение, обобщение, синтез, определение).

Предметные и межпредметные (обществознание - работа с представлением о культурно-исторических функциях семьи, понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

  • Организация работы с иллюстрацией учебника на стр. 57. Вопрос: О каких традициях рассказывают и какие отношения иллюстрируют данные изображения? (Фронтально-индивидуальная работа.)

  • Организация фиксации результатов. (Управление.)

  • Обсуждение иллюстраций, поиск ответов на заданный вопрос с разведением понятий «отношения» и «традиции» (фронтально-индивидуально).

  • Фиксация результатов в тетради. (Индивидуально.)

Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль, целеполагание).

Личностные (самооценка, интериоризация нравственно-этического потенциала изобразительного материала, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение ключевых знаков, образов, анализ изобразительного материала, сравнение, обобщение, определение).

Предметные и межпредметные (обществознание - работа с понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  • Организация работы в парах с репродукциями картин А. Ржевской «Веселая минутка»; В.М. Максимова «Бабушкины сказки», К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». (Репродукции выводятся на экран/доску.)

Вопросы: «Кто герои иллюстрации?», «Какие у них отношения?», «Где происходит действие?», «Сделай выводы о том, какие семейные ценности объединяют героев?» Ответы на вопросы следует записать на контрольном листке и сдать в конце урока. (Иллюстрация, управление, текущий контроль.)

  • Обсуждение репродукций, поиск ответов на заданные вопросы. Фиксация результатов обсуждения. (В паре).

Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль).

Личностные (самооценка, интериоризация нравственно-этического потенциала изобразительного материала, развитие «Я-сам»).

Познавательные (определение ключевых знаков, образов, анализ изобразительного материала, сравнение, обобщение, определение).

Предметные и межпредметные (обществознание - работа с понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

  • Организация работы в парах с пословицами народов России. В качестве дополнительного задания предлагается подобную предыдущей работу провести с пословицами и выявить ценности, зафиксированные в них народной мудростью.

Ответ также следует зафиксировать в контрольном листке (он подразумевает дополнительную оценку.)

  • Обсуждение пословиц, поиск ответов на заданные вопросы. Фиксация результатов обсуждения. (В паре).

Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция).

Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль).

Личностные (самооценка, интериоризация нравственно-этического потенциала фольклора).

Познавательные (определение ключевых знаков, образов, анализ изобразительного материала, сравнение, обобщение, определение).

Предметные и межпредметные (обществознание - работа с понятиями «традиции», «обычаи», «отношения»)

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

  • Подведение учащихся к ситуации оценки результатов деятельности. Создание ситуации успеха.

  • Организация записи домашнего задания:

  1. Проанализировать любую народную сказку (стр.60-67) на выбор, выявить ценности, обычаи, традиции, которым учит сказка. Записать в тетрадь.

  2. Проанализировать один из текстов (стр.74-82) на выбор, выявить обычаи и ценности, принятые в выбранной религиозной семейной традиции. Записать в тетрадь.

(Управление.)

  • Парная и групповая рефлексия результатов деятельности;

  • Выявление ошибок которые следует избегать;

  • Запись домашнего задания.

Коммуникативные (общение, взаимодействие, перцепция, умение слушать).

Регулятивные (целеполагание, мотивация, самоорганизация).

Личностные (рефлексия, развитие образа «Я» через самоорганизацию).

ГУрок по Основам духовно-нравственной культуры народов России на тему Семья - хранитель духовных ценностейБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

© 2010-2022