Рабочая программа по праву

Данный материал содержит: Пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места предмета в учебном плане, требования к уровню подготовки учащихся, содержание курса, календарно-тематическое планирование, информационно-методическое обеспечение. В результате изучения темы: «Право и государство» обучающиеся должны знать и понимать понятия: государство, публичная власть, гражданское общество, функции государства, формы государственного устройства. Уметь: работать с текстом, вы...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Праву


10 класс


Учитель: ПРОНИНА Е.Н.


Пояснительная записка

Программа адресована: для МКОУ «Бабяковская СОШ №1», учащихся 10 класса;

Преподавание учебного предмета «Право» в основной школе (10 класс) профильный уровень осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно - методическими материалами:

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. №2783;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, экономике и праву, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014 - 2015 учебный год;

- Учебный план МКОУ «Бабяковская СОШ №1» на 2014- 2015 учебный год.

Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В цели курса входит:

  1. Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  2. Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.

  3. Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  4. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально - правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.

  5. Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Срок реализации программы: 1 год (2014- 2015 гг.)

Предполагаемые результаты:

В результате изучения курса право на профильном уровне обучающийся должен

Знать/понимать:

- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятия и принципы правосудия; органы и способы международно - правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

Уметь:

- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

Система оценки достижения учащихся:

Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим требованиям.

  1. Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.

  2. Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно - исторический подходы, метод аналогии при характеристике исторических явлений.

  3. Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.

  4. Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.

  5. Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок исторического познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам исторического развития.

Критерии.

Глубина знаний, полнота знаний, владение необходимыми умениями, осознанность, самостоятельность, применение знаний и способов учебной деятельности. логичность изложения материала, включая обобщение, выводы, соблюдение норм литературной речи.

Устные и письменные ответы учащихся оцениваются следующим образом.

«5» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов; речь грамотная, научная; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; соблюдены нормы литературной речи.

«4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение экзаменационного материала недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретически знания и умения.

«3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), не систематизированное и не последовательное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявляет, речь бедная.

«2» - главное содержание материала не раскрыто.

«1» - материал не усвоен, ученик отказывается отвечать по теме или обнаруживает незнание её основных положений.

Тестирование

«5» - 90 - 100 %

«4» - 77 - 89 %

«3» - 60 - 76 %

«2» - менее 60 %



Общая характеристика учебного предмета, курса

Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования для 10 класса социально-гуманитарного профиля общеобразовательной школы, составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полно го) общего образования и на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев).

Рабочая программа по праву для обучающихся 10 классов социально-экономическгоо профиля составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Для обучающихся 10 классов социально-экономического профиля Программа рассчитана на 70 часов в 10 классах по 2 часа в неделю.

Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государственного управления, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности, направленное на формирование правосознания ] и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного досто-нства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

Характеристика учебного процесса:

На уроках по праву используются следующие измерительные формы контроля: текущий (беседа, устный опрос), тестирование, семинары, решение задач, решение правовых задач, защита проектов, рефераты.



Описание места учебного предмета в учебном плане


Учебный курс по праву профильный уровень рассчитан на 70 часа, количество часов в неделю (по учебному плану школы): 2 часа, контрольные работы: 3 часа.



Требования к уровню подготовки учащихся

- поиск, анализ и использования правовой информации;

- анализ текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

- изложение и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

- применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

- осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике;

- выбора, соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.






Содержание курса


Раздел 1. Теория государства и права.

Тема 1.Право и государство.(14ч.)

Происхождение права и государства. Место права в системе социального регулирования общества. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Законные интересы. Эффективность права.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/понимать:

Понятия: государство, публичная власть, гражданское общество, теорию происхождения государства, функции государства, формы государственного устройства, классификацию функций государства, основные элементы гражданского общества.

Уметь:

Объяснять понятия: право, уметь анализировать, делать выводы о вариантах современного понимания права, отвечать на вопросы. Характеризовать теории возникновения права.

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тема 2. Система и структура права (9ч.)

Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Правовые системы современности. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/понимать:

Понятия: норма, право, мораль, социальные нормы, основные виды правовых норм, основные источники права, основные виды нормативно-правовых актов, система права.

Уметь: Объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства.

Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования.

Контрольная работа (1ч.)

Тема 3. Правотворчество и правоприменение (11ч.)

Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок. Правовые отношения. Законность и правопорядок. Механизм правового регулирования. Правосознание и правовая культура.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/понимать:

Понятия: правотворчество, принципы и виды правотворческой деятельности государства, стадии правотворческого процесса, формы реализации права, правоспособность и дееспособность, юридический акт, основные принципы законности

Уметь: Объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства.

Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные

методы правового регулирования.

Тема 4. Правоотношения (5ч.)

Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/понимать:

Понятия: правоотношения и их виды, правоотношения и их характеристика,

юридическая ответственность, правосознание и правовая культура

Уметь: объяснять понятия: правонарушение, уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская ответственность. Раскрывать сущность принципы презумпции невинности, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Объяснять понятия: правовое сознание, правовая идеология, правовая психология, правовая культура, правовая культура личности и общества. Современная правовая культура, правовой нигилизм, правовое воспитание.

Характеризовать элементы структуры правосознания, раскрывать взаимосвязь права и правосознания. Иметь представление о классификации правосознания, типы правосознания.

Тема 5. Правонарушения и юридическая ответственность. (7ч.)

Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Преступление и наказание.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/понимать: понятия: правонарушение, проступок, преступление,

уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская ответственность. Раскрывать сущность принципы презумпции невинности

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, уметь работать с текстом учебника, выделять главное.

Контрольная работа (1ч.)

Тема 6. Право и личность (5ч.)

Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правовое поведение.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/понимать:

Объяснять понятия: правовое сознание, правовая идеология, правовая психология, правовая культура, правовая культура личности и общества. Современная правовая культура, правовой нигилизм, правовое воспитание.

Уметь: характеризовать элементы структуры правосознания.

Раскрывать взаимосвязь права и правосознания. Иметь представление о классификации правосознания, типы правосознания.

Тема 7. Основные правовые системы современности (3ч.)

Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы. Особенности российской системы права.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/понимать: знать основные положения урока., уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.

Раздел 2. Отрасли права.

Тема 1. Конституционное право. (14ч.)

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.

Федеративное устройство Российской федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие. Судебная система Российской Федерации.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/понимать:

понятия: конституционное право, верховенство Конституции, суверенность, гражданство, федеративность, основные виды конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Уметь: выделять понятие и признаки государственного органа, давать классификацию полномочий Президента, Объяснять понятия: Конституция и конституционное право, федерация, республика, принцип разделения властей, социальное государство. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемые конституционным правом. Анализировать структуру Конституции

Контрольная работа (1ч.)

Тема

Часы

Дата

Глава I. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО



  • 1. Происхождение права и государства



  • 2. Сущность права



  • 3. Сущность государства



  • 4. Формы государства



  • 5. Функции государства



  • 6. Гражданское общество



Глава II. ФОРМЫ И СТРУКТУРА ПРАВА



  • 7. Право в системе социальных регуляторов



  • 8. Нормы права



  • 9. Источники права



  • 10. Система права



  • 11. Правовые системы современности



Глава III. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ



  • 12. Правотворчество



  • 13. Реализация и толкование права



  • 14. Правовые отношения



  • 15. Законность и правопорядок



Контрольная работа



  • 16. Механизм правового регулирования



  • 17. Правосознание и правовая культура



  • 18. Правонарушение и юридическая ответственность



  • 19. Преступление и наказание



Глава IV. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ



  • 20. Права человека: понятие, сущность, структура



  • 21. Правовой статус человека и гражданина



  • 22. Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации



  • 23. Международная защита прав человека



Глава V. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



  • 24. Конституционное право Российской Федерации



  • 25. Основы конституционного строя Российской Федерации



  • 26. Система органов государственной власти Российской Федерации



Контрольная работа



Календарно-тематическое планирование







Информационно-методическое обеспечение


1. Право: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Л. Н. Боголюбов, Е.А. Лукашевой, А. И. Матвеева и др. - М.: Просвещение, 2007;

2. Право: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, Т.Е. Абовой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2007;

3. Программа «Право» А. И. Матвеева.


Дополнительная литература


1) Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова. Человек и общество в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2006 г.;

2) Н. М. Воскресенская, Н. В. Давлетшина. Демократия: государство, общество. - М.: Просвещение, 1997 г.;

3) А. В. Ильин. Из истории права 10 -11 класс. - М.: Просвещение, 2002 г.;

4) Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. Основы государства и права 10-11 класс. - М.: Просвещение. 2002 г.;

5) А. Ф. Никитин. Обществознание 10-11 класс. М.: Просвещение, 2005 г.;

6) А. Ф. Никитин. Правоведение 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2004 г.;

7) А. Ф. Никитин. Основы права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007 г.;

8) В. О. Мушинский. Обществознание 10 класс. М.: Просвещение, 2002 г.;

9) Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2005 г.;

10) Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2006 г.;

11) кодексы РФ;

12) юридические справочники, словари, энциклопедии.

13) Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;

14) Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2005;

15) Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

16) Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2007;

17) Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2007. Обществознание. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.



Приложение к программе


  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Общая характеристика учебного предмета, курса

  4. Описание места учебного предмета в учебном плане

  5. Требования к уровню подготовки учащихся

  6. Содержание курса

  7. Календарно-тематическое планирование

  8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса и УМК


© 2010-2022