• Преподавателю
  • Другое
  • «Словарная работа на уроках тувинского языка в классах с родным (русским) языком обучения»

«Словарная работа на уроках тувинского языка в классах с родным (русским) языком обучения»

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая тема: « Словарная работа на уроках тувинского языка в классах с родным (русским) языком обучения».

В школу ребёнок приходит, уже владея умениями и навыками восприятия и порождения речи на родном языке. Основная задача обучения русскоязычных учащихся тувинскому языку научить их практически пользоваться разговорной речью. Без активного усвоения минимума общеупотребительной лексики это задача не выполнима. Тематические списки слов помогут учителю организовать работу по расширению и активизации словарного запаса учащихся, проводить словарно - фразеологические упражнения, а также контролировать усвоения значения слов. На уроках применяются различные виды работы со словом: перевод слов с русского на тувинский язык, с тувинского на русский, рисование предметов, явлений с подписями, игры в слова, слова-ошибки и т.д. При усвоении лексического минимума обрабатываются правильное произношение слов и интонация единиц слов. Все слова должны усваиваться в соответствии литературного произношения ( при чём не изолированно, а в составе словосочетания и предложения). Например: не используется слово шопулак (хотя оно имеет значение ложка) , а нужно пользоваться словом омааш т.к. соответствует литературной норме языка. Не правильно используют слово дыка (дек) ближе к разговорному стилю, нужно исправить используя в словосочетании (дек улуг - дыка улуг) или в составе предложения : Концерт дыка солун болду , а не как : Концерт дек солун болду . Для лучшего запоминания слов, обозначающих действия, движения нужно непосредственно сами учащиеся должны показать ту или другое движение , действие. Коля, эжикти ажыт. Коля откроет дверь. Коля, эжикти хаг. Коля закроет дверь. Ира, номну стол кырынга сал. Ира кладет книгу на стол. Непременным условием успешности работы над словом является личный опыт учащихся, приближенные к реальной жизни, задаётся вопрос - Обычно где вы слышали этих слов? Дети сразу определяют : в магазине , в больнице, дома, в столовой и т.д. Для словарной работы желательно иметь комплекты предметных картин, сюжетных рисунков по тематическим спискам. В кабинете можно оформить словарный уголок или стеллажи с предметами в натуре, игрушечными. Чем больше слов в запасе, тем лучше развивается устная речь, диалогическая речь. На каждом уроке усваиваются от трёх до шести слов из расчёта лексической дозы, доведя объём словаря в каждом классе до 150-200 слов. Следует учесть, что лексика предыдущих классов будет повторяться и активизируется в последующих классах. Непонимание смысла одного слова ведёт часто к непониманию всего содержания читаемого материала. Чтобы научить детей, обучающихся в русской школе, понимать разговорную речь , излагать свои мысли на тувинском языке, владеть навыками чтения и письма тувинского языка надо больше времени отводить словарной работе. Словарная работа должна начинаться с первого дня обучения ребёнка тувинскому , и проводиться постоянно. Большое значение для эффективности преподавания имеет количество слов, с которыми нужно знакомить детей на одном уроке. Слишком большое количество слов на одном уроке приводит к их забыванию. Если словарную работу вести планомерно, то дети прочно усваивают указанное количество слов. Эти слова в основном содержатся в учебниках по тувинскому языку. В своем поурочном плане я отмечаю новые слова из изучаемого текста, а также слова из предыдущих уроков. Последовательность работ на уроках над словом такова : запись слова на доске, чтение его учителем , объяснение значения слова учителем, чтение слова учащимся. Работа над произношением . Составление предложений с данными словами. При изучении новых слов важным является вопрос о том, на каком этапе урока объяснить новые слова. Практика показала, что это можно делать до чтения текста, во время чтения текста и после чтения. До чтения объясняю те слова, непонимание которых будет затруднять восприятия детьми всего текста. Такие слова стараюсь объяснять в процессе предварительной беседы. Во время чтения текста объясняю слова, смысл которых подсказывался содержанием текста. После чтения текста повторяю слова, которые всё - таки оказались непонятными для некоторых участников. Ежегодно ведется учёт словаря: в специальной тетради записываю изучаемые слова с 1 по 4 класс, по этой тетради веду повторение пройденных слов. Приёмы проверки усвоения новых слов по возможности стараюсь разнообразить. В целях проверки усвоения слов даю учащимся карточки. Можно рекомендовать для проверки знания слов учащимся запись названий предметов для своих нарисованных рисунков. Диктовать загадку на тувинском языке , а ученики рисуют отгадку и подписывают на тувинском. Можно предложить учащимся вспомнить и записать слова на определённую тему. В конце четверти можно провести проверочную работу .

© 2010-2022