Конспект урока Зачем творить добро?

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Зачем творить добро?»

Введение.

Черты образа Божия заложены в самом естестве человека. Они принадлежат нам помимо нашего желания, выбора или труда. Впрочем, вы знаете, что можно иметь красивое ожерелье, но содержать его в такой грязи, что все будут только брезговать. В зависимости от жизни человека образ Божий либо сияет в нем, как восходящее солнце, либо меркнет, как гаснущий день. Одна из основных задач жизни христианина заключается в том, чтобы хранить в себе образ Божий в чистоте и светлости. Наша свобода, бессмертие, все качества и способности естества должны быть направлены не на зло, а на то, что в действительности родственно человеку - на уподобление Богу.

Для укрепления человека на пути добра Господь произрастил в раю «древо ползнания добра и зла». В исполнении повеления Божия не вкушать плодов с древа люди могли реально проявлять свою любовь к Создателю и так совершенствоваться в добре. Этот запрет означал испытание человека, насколько он добровольно и искренно любит своего Творца и Бога, в близости к Которому заключается вся его вечная жизнь. Но люди не устояли. В мире появилось зло.

Что такое зло? Видели вы, как кто-то закрывает в доме наглухо окна и двери? Иногда это делают так, что свет уже не проникает внутрь. В комнате воцаряется полный мрак.

Отсутствие света есть тьма. Так и зло по своему содержанию есть отсутствие добра. Господь зла не сотворил. Все, что существует, по самой своей природе добро и прекрасно. Тогда что же такое зло, откуда оно возникает?

Зло - это добровольное желание разумных существ жить без Бога. Зло явилось как сознательное уклонение от добра, противление ему. Оно - протест против Бога и всего, что от Бога. Самая суть зла в постоянном искажении, повреждении того, что существует. Те, кто делают зло, причиняют вред и великие страдания в первую очередь самим себе, так как идут вопреки собственной природе, созданной по образу Божию.

Естество каждого человека отражает добро и свет, в полноте пребывающие в Небесном Отце. Например, заметьте, что, когда вы бескорыстно помогаете ближнему, то на душе сразу становится легко и приятно. В сердце есть глубокая потребность нести добро и свет другим. И если счастье - это внутреннее тепло сердца, которое любит всех, простор добра, живущего в душе, то служитель зла становится самоубийцей, вырывающим сердце из собственной груди.

Зло впервые появилось еще в мире ангелов, задолго до создания человека. Ангельская природа, как и человеческая, нуждается в постоянном совершенствовании утверждении себя в добре. Ангелы, как и люди, имеют единственный источник своей святости и духовных сил в Боге. И ангел, как и каждый из нас , обладает свободной волей, которая способна не только следовать воле Божией, но и уклоняться от нее. В каком случае люди становятся далеки друг от друга, хотя бы и жили в одной квартире? Когда они теряют взаимную любовь. Так и тот, кто теряет любовь к Богу, становится далек от Него. Это и есть зло.

Современный мир - это миллиарды незнакомых людей, спешащих и толкающихся, постоянно соприкасающихся друг с другом, и это- единицы истинных друзей. Христианство принесло в мир высочайшую истину: человек- образ Божий, он призван к единению с богом. Все материальное, что имеется во Вселенной, несравненно ниже духовного призвания человека. Когда происходит общение с другими, важно видеть в них образ Божий. Ценна не та польза, которую можно добиться посредством данного человека, ценен сам человек, ценно богатство души.

Христос дал человечеству главную заповедь - «возлюби ближнего своего как самого себя». Истинная любовь чужда корысти, она любит не ради прибыли. Только такой человек станет настоящим другом, на него будут полагаться многие, его будут уважать. Только грех и неправда мешают нам любить ближнего. А кто достиг внутренней красоты, простоты и чистоты, к тому будут относиться с искренним расположением.













Вступление.

Методические рекомендации к проведению урока по теме «Зачем нужно творить добро?»

Эффективным методом приобщения к нравственным и моральным законам и нормам является анализ применения последних в своей жизни, в жизни и деятельности коллектива, анализ духовно-нравственных ситуаций по литературным произведениям. Когда учащийся открывает идею сам, он воспринимает ее как собственную и усваивает твердо.

Метод проблемного разрешения включает в себя:

  • Вовлечение уч-ся в обсуждение;

  • Перечисление альтернативных решений без критики и осуждения;

  • Анализ альтернатив с точки зрения нравственных и моральных последствий;

  • Выбор решений;

  • Оценка решения и его последствия;

В оценке решения всегда хорошо помогают пословицы- народная мудрость.

Хорошо бы спрашивать у детей об их личных проблемах и обидах, нужно помогать ребенку найти выход из проблемной ситуации.

Задачи урока:

  1. Продолжить знакомство со Священной Историей

  2. Открыть истинные ценности жизни человека ( любовь, совесть, добро, вера)

  3. Учить детей анализировать свое поведение, строить доверительные теплые отношения с окружающим миром и людьми.

Ход урока:



  1. Актуализация знаний.

Откуда появилось зло?

Учитель: Здравствуйте, ребята. В мире много хорошего, счастливого, а также плохого, злого.

- Кому сегодня хорощо ? Почему?

- Кому грустно? Плохо? Почему?

-Почему людям хочется грешить, делать зло?

2. Работа по теме урока.

Учитель: Вот на такую очень важную и серьезную тему мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока «Почему нужно творить добро?» Может быть кто-то хочет ответить на него прямо сейчас? ( выслушиваются ответы уч-ся)

Учитель: По древнему преданию, до того, как Бог сотворил мир, где мы живем, Им был создан мир духовный, невидимый. «Небеса» - это не голубое небо, а духовные силы, которые мы называем «ангельскими».

- Мы не видим этот мир. Но мы не видим и радость, не можем потрогать любовь или услышать огорчение. Это можно только почувствовать.

- Духовные силы исполняют волю Божию. Ангел - значит вестник, посланец. На иконах ангелов изображают с крыльями в знак того, что они быстро исполняют волю Божию. Бог сотворил много ангелов, все они любили Его. Но один из ангелов возгордился и захотел сам стать как Бог. В духовном мире началась борьба между силами добра и зла. Злые ангелы были изгнаны с небес. Добрые ангелы призваны сохранять нас, помогать делать добро.

-Человек не знал зла, и только когда сатана соблазнил Еву тайком попробовать запретный плод, зло и грех пришли к людям.- С той поры, когда Господь вынужден был наказать людей за непослушание и изгнать из рая, начались беды и страдания. Зло окутало не только человека, но и животных, всю природу. Грех передавался из поколения в поколение. Чтобы спасти людей, Господь отдал жизнь Своего Сына во искупление людей, верующих в Христа.

- Не зря Библия учит бороться не с человеком, который творит зло, а с самим злом. Ибо человек сам не ведает, что творит.

- С каким проявлением зла в этом мире уже столкнулись вы?

- А какие злые дела совершали вы сами?

Учитель: Пьющий человек не может бросить пить. Курильщик не может бросить курить. Кто-то привык ругаться, воровать, решать свои проблемы при помощи силы.

-Как освободить человека от зла?

- Зло может победить только любовь. Вспомните сказку К.Чуковского «Айболит», как он лечил пиратов? Почему доктор не боялся разбойников?

  1. Работа с понятиями

А) Почему мы веселы? ( зачитать может заранее подготовленный ученик)

Белка и волк.

Сказка.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я тебя отпущу, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк выпустил белку, белка ушла на дерево и оттуда сказала:

-Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем.

Л.Толстой.

- Зачем нужно творить добро?

Б) Стыдно ли быть добрым?

Учитель: Давайте послушаем стихотворение, который подготовил для нас ваш одноклассник.

Как Вовка стал взрослым

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка - добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил: ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты.

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

-Берегись, не то, убью!-

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

«Вовка- добрая душа!»

А.Барто.

Учитель: - Кто из вас был в подобной ситуации?

- Что бы вы сказали Вовке?

- А вот что посоветовала Агния Барто:

Если добрым вырос ты,

Злыднем быть не пробуй,

Не стесняйся доброты,

А стесняйся злобы!

Учитель: Дорогие ребята! Давайте запишем эти четыре строки в свои тетради и выучим их наизусть. Очень хотелось бы, чтобы эти слова навсегда оставались вашим добрым правилом!

В) Давайте мудрые советы о добре и зле.

Дети знают много пословиц и поговорок о добре и зле. Им нравится повторять из как собственные мысли. Вариантов работы с пословицами много. Предлагаю из написанных вразброс на доске отдельных слов составить пословицы.

  • Спеши делать добро.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Добрые дела красят человека и т.д.



  1. Закрепление материала

Послушайте себя.

Учитель: Ребята, а теперь ответьте мне вопрос: зачем нужно творить добро?

( хорошо, если дети сделают самостоятельно вывод, что делать добрые поступки, жить по-доброму, это значит идти Божьим путем, жить с Богом и с людьми в мире и согласии. Что, выбирая злой путь, мы встаем на сторону темных сил, а это значит, губим свою бесценную душу, данную нам Творцом на добрые дела).

Учитель: Я предлагаю вам сейчас послушать не меня, не своих друзей, а свое сердце. Некоторым людям услышать свое сердце намного сложнее, чем каждый день слушать звуки мира. Положите руку на сердце, почувствуйте, живут ли в вашем сердце любовь и добро?

- У кого тревожно на сердце? Что вас мучает?

Необходимо выслушать каждого ребенка. Такие беседы приучают детей анализировать свое поведение, слушать свое сердце.

  1. Итоги урока

Учитель: Понравился вам сегодня урок? Почему?

- Ребята, как вы думаете, проще быть добрым или добро это «не модно»?

- Почему добрый поступок бывает сделать сложнее, чем пройти мимо горя и беды?

- Как не делать зло?

- «Золотое правило». Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и поступай с ними ты. ( это правило желательно записать на доске и в тетрадях).

- На этом наш урок закончен. Но помните, что «сухие» знания не приносят пользы. Постарайтесь после этого урока на деле, в своей жизни поступать с людьми по - доброму, просите в хороших начинаниях помощи у ангелов и Господа.

















Литература.



  1. Библия для детей.

  2. Духанин В. Сокровенный мир православия. Издательский совет Русской Православной Церкви, М.- 2004

  3. Мельникова Т. Уроки нравственности на основе православного учения. Школьная пресса, М.- 2009

  4. Непознанный мир веры. Сборник статей. Издание сретенского монастыря, М.-2004

  5. Стихи для детей. Сборник. Детская литература, М.- 2007



© 2010-2022