Программа по курсу Карьерное проектирование для 1-3 курсов

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Программа по курсу Карьерное проектирование для 1-3 курсов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЛЕБАКСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

курс «Школа построения карьеры»






















Разработал:____________ Киселева Елена Владимировна

зав.отделением ГБОУ СПО «КМК»



г.Кулебаки 2015г.


Введение


Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособности экономики предъявляет новые, более высокие требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Одним из факторов затрудняющих трудоустройство молодых специалистов является их низкая конкурентоспособность, неподготовленность к выходу на рынок труда. Помимо формирования определенных профессиональных компетенций, выпускникам необходимо обладать высоким уровнем профессиональной мотивации, высоким профессиональным мастерством, профессиональной мобильностью и компетентностью способностью к обучению и самообучению, умениями адаптироваться в коллективе, иметь высокий уровень общей культуры.

Программа курса «Школа построения карьеры» должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее успешной адаптации на рынке труда через освоение молодыми поколениями ключевых социальных и профессиональных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания и поведения. Таким образом, содержание программы направлено на формирование у будущих специалистов\рабочих способности к осуществлению ответственного выбора, во-первых, собственной жизненной позиции и, во-вторых, индивидуальной профессиональной траектории.

Высокая степень неопределённости сегодняшней жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности, ведут к тому, что многие студенты с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни. В этих условиях, задача психологической и социальной помощи, в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определять цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив и т. п., становится ещё более важной.

Цели и задачи

Курс «Школа построения карьеры» является примером нового подхода к профилактике социальной адаптации, основанной на главных психологических и социальных факторах, ответственных за адаптивное поведение. Эта программа включает материалы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию, мотивации к успеху, конструированию своей профессиональной карьеры. В программе подобраны упражнения, рекомендации, правила, которые помогут выпускнику презентовать себя, развивать коммуникативные умения, умение выбрать наиболее эффективный способ выхода из конфликтной ситуации, подготовить себя к предстоящему собеседованию с работодателем, правильно составить резюме, успешно адаптироваться на новом рабочем месте.

Главная цель курса - содействовать развитию свойств личности и индивидуальности, формированию эффективной стратегии адаптации на рынке труда, профессиональной направленности и самореализации, готовности к выбору профессионального или карьерного пути, умению ставить цели.

Некоторые из материалов, включенных в курс, относятся к приобретению общих жизненно необходимых навыков, другие прямо и более тесно связаны с проблемой социальной адаптации и профориентации. Таким образом, студенты не только обучаются широкому ряду личностных и социальных навыков в целях повышения социальной компетентности, но также учатся приложению этих навыков к конкретным ситуациям. Отдельный раздел посвящен умению планировать время, что в современном мире особенно актуально для построения профессиональной карьеры.

Задачи курса состоят в следующем:

- сформировать базовые понятия о рынке труда и показать возможные пути выхода на рынок труда;

- развитие практических навыков и умений самопрезентации учащихся;

- формирование активной жизненной позиции, нацеленной на реализацию творческого потенциала личности в процессе самопознания и личностного роста;

- формирование положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;

- формирование навыков вербального и невербального общения;

- развитие умений определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональном и должностном росте;

- формирование мотивации к развитию карьеры.

- приобретение уверенности в себе, необходимое при устройстве на работу.

Основные направления и содержание деятельности

по реализации программы

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

№п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В т.ч. практич.


1курс

Раздел 1. Профессиональное и личностное становление студента

40

22

Тема 1. Введение.

2

Тема 2. Рынок труда. Требования к современному специалисту.

4

2

Тема 3. Характеристика профессиональной деятельности по специальности (профессии)

6

2

Тема 4. Анализ стартовых возможностей.

6

4

Тема 5. Карьерно-профессиональное развитие.

10

6

Тема 6. Портфолио - как форма организации деятельности студентов колледжа

10

6

Тема 7. Составление и презентация «коллажа успеха»

2

2


2 курс

Раздел 2. Проектирование профессиональной карьеры

40

24

Тема 1.Компоненты профессиональной карьеры

8

4

Тема 2. Развитие индивидуальных способностей и личностных качеств, формирование навыков самопрезентации

8

4

Тема 3. Способы саморазвития и самосовершенствования навыков для личностного и карьерного развития.

8

4

Тема 4. Тренинг «Тайм-менеджмент»

12

8

Тема 5. Составление плана учебной и профессиональной деятельности «Мои планы».

4

4


3 курс

Раздел 3.Карьера молодого специалиста. Планирование профессионального будущего.

40

26

Тема 1. Современные подходы к проектированию профессиональной карьеры

10

6

Тема 2. Принятие решения о поиске работы.

4

2

Тема 3. Правила составления резюме: понятие, структура, виды

6

4

Тема 4. Информация на рынке труда.

4

2

Тема 5. Формирование эффективного поведения на рынке труда.

4

2

Тема 6. Собеседование - понятие и правила прохождения

4

2

Тема 7. Представление и защита индивидуального карьерного плана и портфолио.

8

8

Итого по курсу

120

72

Содержание программы

Раздел 1. Профессиональное и личностное становление студента


Тема 1. Введение.

Знакомство. Цели и задачи курса. Содержание курса. Значение курса для подготовки специалистов.

Тема 2 Рынок труда. Требования к современному специалисту.

Требования современного рынка труда. Востребованность и перспективы профессий. Профессионально-личностные требования к специалисту (рабочему). Психологические качества личности. Факторы влияющие на процесс становления молодого специалиста.

Практическая работа:

Встреча с представителями центра занятости населения.

Тема 3 Характеристика профессиональной деятельности по специальности (профессии). Значение компетентностного подхода в обучении. Должностные обязанности и профессиональные компетенции, формируемые у студента.

Формирование компетенций в процессе осуществления внеаудиторной деятельности. Представление выбранной специальности (профессии). Раскрытие перед студентами особенности их будущей профессии и перспективы. Сферы профессиональной деятельности. Помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней. Формирование положительного отношения к специальности (профессии).

Практическая работа: Экскурсия по инновационному ресурсному центру. Анализ профессии по схеме (цель деятельности, предмет, инструменты, результат и т.д.)

Тема 4 Анализ стартовых возможностей. Диагностика личностных качеств и возможностей студентов. Тестирование. Изучение самооценки и ценностных ориентаций.

Практическая работа:

Тест «Мои слабые и сильные стороны», Тест «Самооценка личности», Тест «Профессия», «Мотивы выбора профессии» (Р.В.Овчарова) и «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А.Реан, В.А.Якунин), психогеометрический тест

Тема 5. Карьерно-профессиональное развитие.

Понятие профессиональной карьеры. Типы и виды профессиональных карьер. Профессиональное становление. Карьерные стратегии. Ценностные ориентации и соотнесение с профессиональной карьерой.

Практическая работа:

Обсуждение правил и афоризмов о жизни и карьере. Целеполагание: постановка и SWOT-анализ целей

Тема 6. Портфолио - как форма организации деятельности студентов колледжа.

Понятие «Портфолио». Цель и задачи портфолио. Виды и формы портфолио. Участники работы над портфолио. Структура, содержание, оформление, ведение и хранение портфолио.

Практическая работа: Составление портфолио.

Тема 7. Составление и презентация «коллажа успеха».

Раздел 2. Проектирование профессиональной карьеры

Тема 1. Компоненты профессиональной карьеры.

Основные компоненты профессиональной карьеры. Критерии успешности профессиональной карьеры. Формирование профессиональных компетенций. Способы построения профессиональной карьеры. Перспективы карьерного роста.

Практическое занятие: Тренинг «Использование карьерных компетенций для успешного трудоустройства»

Тема 2. Развитие индивидуальных способностей и личностных качеств, формирование навыков самопрезентации.

Понятие самосознания. Понятие самооценки как условия успешности функционирования личности в профессиональной среде. Учет потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей в формировании себя в качестве специалиста. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры.

Практическая работа:

Изучение уровня самооценки, тренинг по развитию уверенного профессионального поведения (здесь опять-таки можно акцентировть внимание на самопрезентации, необходимости повышения самооценки).

Тема 3. Способы саморазвития и самосовершенствования навыков для личностного и карьерного развития.

Система непрерывного образования: понятие, этапы, виды профессионального образования. Роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста. Профессиональная переподготовка. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.

Практическая работа:

Построение модели профессионального продвижения с учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.

Тема 4. Тренинг «Тайм-менеджмент»

Интерактивные методы развития навыков самоорганизации студентов. Самооценка уровня сформированности навыков самоорганизации. Принципы целеполагания и планирования. Методы и техники управления временем. Определение принципов планирования. Анализ индивидуальных помех времени и способы его минимизации.

Практическая работа: Экспресс-опрос «Мой учебный мотив». Тренинговая игра «Мое восприятие времени». Задание-упражнение «Анализ моего дня».

Тема 5. Составление плана учебной и профессиональной деятельности «Мои планы».

Раздел 3.Карьера молодого специалиста. Планирование профессионального будущего.

Тема 1. Современные подходы к проектированию профессиональной карьеры

Карьера и личностное самоопределение человека. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Мотивация карьерного роста. Принципы и правила карьерной стратегии. Основные направления успешного планирования карьеры. Планирование этапов карьерного роста.
Практическая работа:

Методика «Декларация жизненных целей».

Составление таблицы, отражающей этапы проектирования карьеры и их основное содержание.

Разработка проекта профессионального и личностного самосовершенствования.

Тема 2. Принятие решения о поиске работы

Проблемы, стоящие перед соискателем. Оценка своих сильных и слабых сторон.

Практическая работа:

Анкетирование «Эффективное поведение на рынке труда», Тестирование: «Ждет ли Вас блестящая карьера?»

Тема 3. Правила составления резюме: понятие, структура, виды

Цели и понятие написания резюме. Отличие резюме от автобиографии. Структура резюме. Ошибки при составлении резюме.

Практическая работа:

Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме

Тема 4. Информация на рынке труда.

Каналы распространения сведений о себе: помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, посредники на рынке труда, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами. Работа с ответами на свое объявление. Объявления работодателей.
Практическая работа:

Сбор и оценка информации о вакансиях рабочих мест в регионе. Обсуждение полученных результатов.

Тема 5. Формирование эффективного поведения на рынке труда.

Развитие коммуникативных качеств личности. Формирование деловых качеств личности.

Собеседование: понятие, виды и этапы прохождения.

Практическая работа: Деловая игра «Встреча с работодателем» (резюме, прохождение собеседований, трудоустройство).

Тема 6. Представление и защита индивидуального карьерного плана и портфолио.



Условия реализации программы

Программа курса предполагает использование как традиционных форм обучения (лекция, опрос), так и оригинальные формы групповой работы (тренинги, совместные проекты, видеотренинги и другие).

Формы и методы работы:

- мини-лекции;

- беседы;

- групповая дискуссия;

- поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера;

- психологические игры;

- работа в малых (рабочих) группах;

- выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге;

- видеотренинг;

- рефлексия опыта, полученного на занятиях.

Предлагаемая работа имеет чисто практическое значение и не претендует на исчерпывающий характер психологического анализа и систематизации. Изложенная в программе курса информация полезна для повышения мотивации студентов к успеху, для внедрения активных методов в традиционную систему обучения.

Курс рассчитан на 3 года обучения (120 часов) и предназначен для студентов очной формы получения образования.

Результаты и способы оценки результативности

В результате изучения курса студенты должны знать:

- теоретические основы психологии общения, лидерства, тайм-менеджмента, конструирования профессиональной карьеры;

- готовность к профессиональной деятельности;

- психологическая готовность к вхождению в новый трудовой коллектив и навыки успешной коммуникации в нем;

- психологическая готовность к активному, мобильному реагированию на изменения, происходящие в социально-профессиональной среде;

- осознание собственной определяющей роли в достижении жизненных целей;

- готовность к реализации своего личностного и профессионального потенциала

- структуру составления портфолио;

- психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения.

Студенты должны уметь:

- видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;

- обладать соответствующими компетентностями на определенном уровне их реализации;

- осознанно ориентироваться в окружающем мире;

- делать осознанный выбор, по крайней мере на уровне той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за этот выбор.

- анализировать мотивы и поведение своей личности, других людей в процессе общения.

Формы контроля:

Каждый раздел программы завершает выполнение различных заданий, позволяющих оценить умения применять теоретические знания на практических упражнениях и заданиях. Кроме того, задания предполагают раскрепощенную обстановку, реализацию всех возможностей, и позволяет применить личностно-ориентированный подход к учащимся.

Текущий контроль предполагает выполнение практических работ в рамках программы.

Система оценки знаний приобретаемых учащимися в ходе курса программы: оценивается в форме «зачет/ незачет»

Список используемой литературы:

  1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

  2. Практическая психология в образовании. М., 2007 г. Под редакцией И.В. Дубровиной.

  3. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М., Логос, 2006. - 184 с.

  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 2003.

  5. Лобанов А.А. Педагогика общения. - Владимир, 1995.

  6. Майерс Д. Социальная психология. - М., 2002.

  7. Павлова Л.Г. Основы делового общения. - М., 2006.

  8. Станкин М.И. Психология общения. - М., 2003.

  9. Самоукин А.И. Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. - Дубна, 2000.

  10. Моргенстерн Д. Тайм-менеджмент. - М., «добрая книга», 2006.

  11. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М.,1996.

  12. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. - М., 2000.

  13. Смыслов М. Д. Как лучше понять себя и других. М., 1999.

  14. Фолкэн Ч. Психология - это просто. М., 2000.

  15. ОКоннел Ф. Успевай всё вовремя. Самоучитель по тайм-менеджменту. М.: Дело и сервис» 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. ru.wikipedia.

  2. raskroj-sekret-uspecha.com/cel-

  3. proforientator.ru/

  4. moeobrazovanie.ru/vybor_professii.html

  5. bibliofond.ru


© 2010-2022