• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Инновационные средства оценки учебных достижений учащихся в формировании общекультурных достижений

Статья Инновационные средства оценки учебных достижений учащихся в формировании общекультурных достижений

В данной статье подробно рассмотрены общекультурные компетенции, способы их формирования, влияние на уровень сформированности общекультурных компетенций учащихся средств оценки учебных достижений, представлены результуты поставленного педагогического эксперимента с использованием нескольких шкал оценки. В статье обосновывается необходимость повышения качества образования через реализацию компетентностного подхода в образовании, приведены результаты применения инновационных средств оценки учебных...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.



Святочевская М.А.

Общеобразовательная школа-лицей при ПГК им. М.Жумабаева

В современном обществе остро стоит проблема подготовки конкурентоспособного специалиста, которая тесно связана с понятием качества образования. Учитывая характеристики и подходы, через которые педагоги (А.М.Аронов, А.В.Баранников, А.Г. Бермус, В.А.Болотов, И.А.Зимняя, Г.Б. Голуба, В.В. Краевский, О.Е.Лебедев, М.В. Рыжаков, Ю.Г.Татур, И.Д.Фрумин, А.В.Хуторской, О. В. Чуракова, М.А. Чошанов, П.Г.Щедровицкий и др.) дают определение этому понятию, можно сформулировать следующее:

Качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами[1].

Устраивает ли уровень качества образования социум? В 2011 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинги образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показывает, что все страны СНГ отсутствуют в списке передовиков образования. В качестве основной причины выдвинуто неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин, то есть неумение образовательной системы формировать компетенции у выпускника. Это приводит к необходимости изменений в образовании - модернизации образования - обеспечении его соответствия запросам и возможностям общества. Система образования должна адекватно реагировать на изменения в обществе и его запросы.

В соответствии с этим система образования начала переход к компетентностному подходу. В современной науке встречаются различные толкования понятия компетентностного подхода в обучении учащихся. Наиболее приемлемыми для реальной педагогической практики, на наш взгляд, в компетентностном подходе к обучению учащихся являются идеи Лебедева О.Е. , утверждающего его значимость с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в обществе. Отбор ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одним из главных действий для обновления содержания образования.

Формулировки ключевых компетенций представляют наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.

А.В.Хуторским [2] перечень ключевых образовательных компетенций определен следующим образом:

  • ценностно-смысловые компетенции.

  • общекультурные компетенции.

  • учебно-познавательные компетенции.

  • информационные компетенции.

  • коммуникативные компетенции.

  • социально-трудовые компетенции.

Компетенции личностного самосовершенствования[3]. Компетентностный подход базируется на таких ключевых понятиях как «компетенция» и «компетентность». Чем же они отличаются от традиционных ЗУН? Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН + способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности[4].

Компетентностный подход подразумевает формирование компетенций на протяжении всего процесса обучения, включая систему оценки учебных достижений.

На заседании методического объединения преподавателей дисциплин естественно - научного цикла мы предложили к рассмотрению следующую тему «Влияние инновационных средств оценки учебных достижений на формирование общекультурной компетенции учащихся». Суть основных тезисов можно свести к следующему:

Общекультурные компетенции - это:

- формирование ценностных оснований гуманистического характера;

- умение выявлять оценивать различные явления действительности с опорой на ценностные основания;

- глубокое уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям;

- формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с этническими и эстетическими нормами и правилами поведения.

В зарубежной литературе предлагается использование следующих инновационных средств оценки, формирующих общекультурные компетенции:

Модульная система [5].

Рейтинг [6].

Учебное портфолио. Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса. Мониторинг [6].

Основы оценки индивидуальных творческих результатов учащихся:

Сундук регалий

"Сундук" составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения[5].

Шотландский аттестат

Шотландский аттестат представляет собой папку, в нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д.[6].

Тетрадь - паспорт

Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 5-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету.

[6].

Через обсуждение данных методик оценивания на заседании методического объединения преподавателей дисциплин естественно-научного цикла для апробации были выбраны: портфолио (вместо тестирования), шотландский аттестат и «сундук регалий»(вместо зачетов).

Все учащиеся старших классов (9-11) были протестированы (12.12.11г.) с целью выявления уровня сформированности общекультурных компетенций по опросникам:

  1. Социально-психологическая адаптация (СПА) - Методика К. Роджерса и Р. Даймонда;

  2. Тест креативности Торранса; Тест Амтхауэра (AMTH).

  3. Уровень самоактуализации личности(УСЛ) - Методика Гозмана Л.Я., Кроза М.В., Латинской М.В.;

  4. Стиль саморегуляции поведения-98 (ССП-98) - Опросник Моросановой.

Средние результаты, показанные старшеклассниками, выборка - 100 учащихся (предварительная диагностика):

Таблица 1 - Результаты предварительного диагностирования

Социально-психологическая адаптация

  1. Адаптивность

Верхняя граница нормы:5%, норма:74%

Дезадаптивность

Средний показатель:18%, ниже среднего показателя: 3%

  1. Приятие себя

Верхняя граница нормы: 35%, норма: 55%

Неприятие себя

Ниже нормы: 10%

  1. Приятие других

Норма: 70%

Неприятие других

Средний показатель: 22%, ниже среднего показателя: 8%

  1. Эмоциональный комфорт

Верхняя граница нормы: 1%, норма: 79%

  1. Эмоциональный дискомфорт

Ниже среднего показателя: 20%

  1. Внутренний контроль

Норма: 55%

Внешний контроль

Ниже среднего показателя: 45%

  1. Доминирование

Верхняя граница нормы: 10%, норма: 26%

Ведомость

Ниже среднего показателя: 61%

  1. Эскапизм (уход от проблем)

Верхняя граница нормы: 57%, норма: 33%, ниже нормы: 10%

Тест креативности Торранса

Стандартность мышления: 90%, креативность - начальный показатель: 1%, средний показатель: 9%

Стиль саморегуляции поведения

По шкале : «Общий уровень саморегуляции » высокий показатель: 43%, средний показатель: 12%, низкий уровень саморегуляции: 45% (низкий уровень планирования, моделирования, программирования, постановки цели)

Уровень самоактуализации личности

По шкале : «Общий уровень эрудированности, широты кругозора, интеллекта»: высокий показатель: 36%, средний показатель: 37%, низкий показатель: 27%.


По окончании учебного года, перед выходом на каникулы (23.05.12г) был проведен повторный мониторинг, с целью выявления влияния применения инновационных средств оценки учебных достижений на формирование общекультурных компетенций. Результаты приведены ниже:

Таблица 2 - Результаты диагностирования после применения инновационных средств оценки учебных достижений

Социально-психологическая адаптация

  1. Адаптивность

Верхняя граница нормы:7%, норма:83%

Дезадаптивность

Средний показатель:5%, ниже среднего показателя: 5%

  1. Приятие себя

Верхняя граница нормы: 45%, норма: 45%

Неприятие себя

Ниже нормы: 10%

  1. Приятие других

Норма: 78%

Неприятие других

Средний показатель: 20%, ниже среднего показателя: 2%

  1. Эмоциональный комфорт

Верхняя граница нормы: 1%, норма: 88%

  1. Эмоциональный дискомфорт

Ниже среднего показателя: 11%

Внутренний контроль

Норма: 70%

Внешний контроль

Ниже среднего показателя: 30%

  1. Доминирование

Верхняя граница нормы: 11%, норма: 38%

Ведомость

Ниже среднего показателя: 51%

  1. Эскапизм (уход от проблем)

Верхняя граница нормы: 62%, норма: 35%, ниже нормы: 3%

Тест креативности Торранса

Стандартность мышления: 77%, креативность - начальный показатель: 13%, средний показатель: 10%

Стиль саморегуляции поведения

По шкале : «Общий уровень саморегуляции » высокий показатель: 50%, средний показатель: 33%, низкий уровень саморегуляции: 17% (низкий уровень планирования, моделирования, программирования, постановки цели)

Уровень самоактуализации личности

По шкале : «Общий уровень эрудированности, широты кругозора, интеллекта»: высокий показатель: 46%, средний показатель: 40%, низкий показатель: 14%.


Таким образом мы можем видеть, улучшение показателей по многим направлениям, характеризующим формирование общекультурных компетенций учащихся, а именно: адаптивность, приятие себя и других, вырос уровень навыков планирования , моделирования и постановки цели, улучшен показатель общей эрудированности учащихся, а значит изменения результатов обучения (формирование компетенций), как цели образовательного процесса, можно добиваться при коррелирующем с этой целью выборе средств как обучения, так и оценки учебных достижений учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Андреев А.Л. Компетентностнаяпарадигма в образовании: опытфилософско-методологического анализа// Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27

  2. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11

  3. Байденко В. Компетенция впрофессиональном образовании / Косвоению компетентностного подхода //Высшее образование в России. - 2004. -№ 11. - С. 3-14

  4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. -eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

  5. Саврасова, А.И. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования. : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; А. И. Саврасова. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 168 с.

  6. Зачесова, Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В. Зачесова, // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 7-12.

© 2010-2022