Разработка библиотечного урокаБерегите Землю

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по народному образованию Солнечногорского муниципального района Московской области

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Андреевская средняя общеобразовательная школа









Разработка библиотечного урока:

«Берегите Землю»





Разработал:

заведующая библиотекой

МКОУ Андреевская СОШ

Алексеенко НатальяСергеевна

Стаж библиотечной работы 42 года,

в школе 1,5 года.

Образование высшее, Московский

Государственный институт культуры.








Г.п. Андреевка

Февраль, 2013г.


Пояснительная записка.

Библиотечный урок по теме: «Берегите Землю» для обучающихся в 5-6 классах.

Цель урока:

-Пополнить знания по экологии, воспитать уважение к природным богатствам Родины.

Задачи:

1.Образовательная:

-сформировать экологические понятия по проблемам окружающей среды.

2.Развивающая:

-развить познавательный интерес к процессам, происходящим в природе,

-вызвать интерес к чтению книг о природе

3.Воспитательная:

-воспитать экологическую грамотность,

-воспитать бережное отношение к природе.

Библиотечный урок нацелен на формирование УУД:

-в жизненных ситуациях выбирать правильные решения, способствующие охране окружающей среды,

-сформировать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике,

-анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни и здоровья людей от состояния природы.

Ожидаемые результаты:

-обучающиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений, соблюдения чистоты в доме, городе, на природе.

-обучающиеся более осознанно будут осваивать знания о природе по предметам: природоведение, биология, экология, география,

-обучающиеся расширят знания о природе через чтение книг, представленных на книжной выставке «Природа вокруг нас» и в рекомендательном списке и литературы «Учимся читать книгу природы».

Средства обучения: персональный компьютер, мультимедийная установка, книжная выставка «Природа вокруг нас», презентация, «День Земли» и «Мусора больше нет», листовки, рисунки и плакаты по теме «В защиту природы», выполненные учащимися, рекомендательный список литературы «Учимся читать книгу природы».

Ход урока:

1.Вступление: «2013 год - год экологической культуры и охраны окружающей среды» -2 мин.,

2.Видеоклип «День Земли» 1 часть со звуками живой природы - 2 мин.,

3.Диалог с учащимися по теме: «Охрана окружающей среды» -10 мин.,

4.Презентация «Мусора больше нет» - 2 мин.,

5.Обсуждение «Как сделать так, чтобы мусора было меньше» (работа в группах), выработка свода правил по данной проблеме -10 мин.,

6.Викторина, награждение победителей - 10 мин.,

7.Презентация рекомендательного списка литературы «Учимся читать книгу природы» - 2 мин.,

8.Презентация книжной выставки «Природа вокруг нас» - 3 мин.,

9. Видеоклип «День Земли» 2 часть с музыкальным оформлением (виды живой природы) и чтение учениками 5 класса ( 4 человека) стихов М.Дудина «Берегите эту Землю» - 3 мин.,

10.Обобщающее слово «Любить и беречь эту Землю».

Сценарий библиотечного урока

«БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ».

Ведущий: 2013 год на территории стран СНГ объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Общественность планеты Земля обеспокоена и озабочена состоянием окружающей нас природы. Мир, в котором мы живем, хрупок и раним. Не соблюдение экологических законов, по которым все мы - люди, животные, растения, живем в нашем общем доме, на нашей общей планете Земля, приводит к непредсказуемым последствиям.

1 ученик: Живым существам очень трудно без дома,

Жилье нужно птицам, зверям, насекомым

Для шустрых и быстрых лесных муравьев,

В большом муравейнике пища и кров.

Лиса и барсук в темных норах живут,

А птицы уютное гнездышко вьют,

Живым существам без жилища - беда,

Но людям без дома - совсем никуда!

Проблема охраны окружающей среды настолько серьезная, что с 2009 года мы каждый год отмечаем День Земли.

Просмотр видеоклипа «День Земли» 1 часть со звуками живой природы.

Ведущий: Земля наш общий дом. Земля у нас только одна - значит и относиться к ней надо бережливо. Ведь дома никто не разжигает костры, не разбрасывает мусор по комнатам, не будет в чайники и кастрюли сыпать химикаты, которые

безрассудно сбрасывают в реки, озера, на поля, а потом все это с водой попадает к нам в пищу. А загрязнение воздуха выхлопными газами от автомобилей, количество которых на наших дорогах все увеличивается? А смог от экологически грязных предприятий - химических заводов, металлургических производств? Все эти нарушения по загрязнению воздуха, воды, пищи вызывают заболевания у людей, особенно детей, способствуют изменению климата.

(Далее ведущий задает вопросы детям, все желающие по очереди отвечают.)

Вопросы:

1.Приходилось ли вам помогать животным и растениям?

2.Какое значение в вашей жизни имеют цветы?

3.Как влияют изменения окружающей среды на здоровье человека

4.Какое значение для вас имеют птицы?

5.В чем проявляется загрязнение окружающей среды?

6.Что можно сказать об экологической ситуации в нашем поселке?

Ведущий: Наш поселок окружают леса. А леса - легкие планеты, они очищают воздух, которым мы дышим. Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях, никогда не оставляйте после себя беспорядок. Помните: брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка -70 лет, полиэтиленовый пакет - будет лежать несколько веков, так как нет на земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки банки или бутылки способны причинить вред человеку даже через 2000 лет. В солнечную погоду осколок стекла способен вызвать пожар, сыграв роль линзы. Костры разжигать запрещено и особенно в лесах. Почему? Может возникнуть пожар, а так же надо знать, что упаковочные пакеты при горении выделяют яды, обладающие мощным мутагенным, иммунодепрессивным действием. Они накапливаются в организме человека, биосфере, в том числе в воде и пище. И человек от этого болеет. Губя природу - мы губим себя. Человек и среда его обитания - неразрывные составные части жизни на земле. Человек обладает столь огромной властью, что только он может решить проблемы состояния окружающей среды на благо цивилизации. Защитники природы бьют тревогу, но их плохо слышат.

Просмотр презентации «Мусора больше нет», обсуждение увиденного.

Ведущий: Давайте договоримся о том, что не будем бросать мусор где попало, не будем оставлять его в лесу, у водоемов, а будем выбрасывать его в урны, мусорные ведра, контейнеры.

-Как сделать так, чтобы мусора было меньше?

Работа в группах. Задание: выработать свод правил для решения данной проблемы. Затем идет обмен мнениями. В ходе выполнения задания вырабатывается свод правил.

Например:

1.Не покупай полиэтиленовые пакеты (употребляй уже использованные, заменяй бумажными, сумками из ткани),

2.Пиши на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.

3.Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку.

4.Активно участвуй в акциях по сбору мусора, макулатуры.

5.Активно участвуй в акциях, проводимых в школе. Например: «Школьный двор - твоя забота», «Покормите птиц».

Ведущий: Лично сам для себя каждый должен решить: не мусорить, не жечь костры, не ломать деревья, не рвать цветы, а по возможности высаживать деревья, цветы на улице и на подоконниках. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы викторины:

1.По какому цветку можно сверять часы? (По кувшинке: в 8 часов утра она раскрывается, в 19.00 закрывается и опускается в воду).

2.Чем полезна черемуха? (Убивает микробы).

3.Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах ,овцах и лошадях ? (Таскают шерсть для гнезд, поедают насекомых).

4.Чем полезны листья мать - и - мачехи? (Отвар из листьев помогает при сильном кашле).

5.Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождем муравьи прячутся и закрывают все входы в него).

6.Назовите самую большую ягоду? (Арбуз).

7.Какие вы знаете, раннецветущие растения, занесенные в Красную книгу? (Подснежник, прострел луговой, купальница европейская, первоцвет высокий).

8.Назовите лекарственный цветок, на лепестках которого гадают. (Ромашка).

9.Назовите растение, которое узнает и слепой (Крапива).

10.Как и чем питаются лягушки? (Насекомыми, пауками, которых ловят языком).

11.Как узнать по стволу спиленного дерева, сколько ему лет? (Посчитать кольца).

Ведущий: Отвечая на следующие вопросы, добавляйте автора и название литературного произведения, по которому задан вопрос.

12.Чем не удалось позавтракать вороне? (Сыр).

13.Что попросил старик у золотой рыбки в первый раз? (Корыто).

14.Что делает кот ученый, когда идет направо? (Песнь заводит).

15.Куда отправился Айболит по телеграмме? (В Африку).

Ведущий: Неплохо справились с вопросами викторины, награждение победителей.


Природу можно читать как книгу, но только зная ее язык. Человек сколько угодно может приходить в лес или на берег реки, проводить время в прогулках по полям, но при этом вовсе не факт, что ему приоткроется содержание хотя бы одной странички книги Природы. Потому что такое чтение требует массы знаний о том, как живет мир трав, деревьев, птиц, зверей…

Эти знания вы получаете на уроках природоведения и биологии, а также читая книги Виталия Бианки, Бориса Житкова, Евгения Пермяка, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Константина Паустовского и других замечательных наших писателей.

Книги этих авторов вы можете найти на полках нашей школьной библиотеки. Для вас подготовлен рекомендательный список с краткими аннотациями на каждую книгу. Список пригодиться вам при выборе книг для чтения. В библиотеке есть так же энциклопедическая, справочная и научно-популярная литература, которая вместе с чтением художественной литературы поможет вам научиться понимать и любить природу. Вашему вниманию представлена книжная выставка научно-популярной литературы «Природа вокруг нас»:

1.И.Акимушкин - Мир животных. Млекопитающие, или звери М,1988.

2.Энцикдлопедический словарь юного натуралиста. М.,1996

3.Большая книга животных. М.,2003.

4.Красная книга Московской области. М.,2008

5.Сосновский И.- Редкие и исчезающие животные. По страницам

Красной книги СССР. М.,1987.

6.Кто они такие. Сборник. М.,1989.

7.Домашние кошки. М.,1991.

8.Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. М.,2003.

9.Экологическая книга для чтения. М.,2008

10.Экологический мониторинг окружающей среды в административном районе. Вып.1 М., 2003

11.Состояние окружающей среды Солнечногорского района . М.,2000

12.Сергеев Г.Г. -Флора и фауна Солнечногорского района находящиеся под угрозой исчезновения. М.,2006

Ведущий: Книги, которые вас заинтересовали, вы можете почитать в школьной библиотеке.

На экране слайды с видами природы. Звучит музыка. На фоне слайдов и музыки ученики декламируют стихи Михаила Дудина.

1 ученик:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

2 ученик:

Берегите Землю!

Берегите

Чудо песен

Городов и весей

Мрак глубин и волю поднебесий,

Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах ,океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,-

Всех судеб связующие нити.

3 ученик:

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только

Берегите

Эту Землю!

4 ученик:

Как яблоко на блюде,

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разрушить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите, это люди,

Как собственный приказ,

Не то земли не будет

У каждого из нас!

Ведущий: Как прекрасен мир! Как прекрасна наша страна! У писателя Константина Паустовского есть такие слова «И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Так давайте все вместе любить и беречь нашу природу, а значит и нашу страну, и нашу планету!

Место проведения - лекционный зал.

Список использованной литературы:

1.Экологическая книга для чтения. - М., 2008. - 500 стр.

2.Экология Подмосковья: Энциклопедическое пособие. М., 2005. -560 стр.

3.Протасов В.Ф.- Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 1999., 672 стр.

4.Экологическое образование и просвещение в Московской области: альманах. М., 2005. - 158 стр.

5.Книга для чтения по охране природы. М., 1986.-175 стр.

6.Курганова М. -Маленькие принцы убирают планету.- Учительская газета, 2013, №1, стр.7.

7.Внеклассные мероприятия. - М., 2007, - 256 стр.

Приложения:

1.Рекомендательный список литературы «Учимся читать книгу природы»,

2. Книжная выставка «Природа вокруг нас»,

3. Видеоклип «День Земли»,

4. Презентация «Мусора больше нет»,

5. Листовки «В защиту природы» (7 экз.)







© 2010-2022