Программа Развитие логического мышления

содержание программы:Предмет и основные понятия логики. Формальная и математическая логика как наука о законах познания. Формализация доказательств в исчислении высказываний. Теория доказательств в исчислении предикатов. Доказательство как способ обоснования истинности суждений или теорий. Эмпирические и дедуктивные доказательства. Логические выводы. Логика и «внелогические» элементы мышления. Доказательство и интуиция.Классическая логика высказываний; пропозиционные связки; интерпретация и моде...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ СПО «Томский Индустриальный Техникум»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного образования

Развитие логического мышления (теория аргументации)

для специальности СПО (II, III курс)

форма обучения очная

Шутова А.Н.





















Томск 2013

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Предмет и основные понятия логики. Формальная и математическая логика как наука о законах познания. Формализация доказательств в исчислении высказываний. Теория доказательств в исчислении предикатов. Доказательство как способ обоснования истинности суждений или теорий. Эмпирические и дедуктивные доказательства. Логические выводы. Логика и «внелогические» элементы мышления. Доказательство и интуиция.

Классическая логика высказываний; пропозиционные связки; интерпретация и модели. Теория дедуктивных рассуждений. Силлогистика; семантика традиционной силлогистики; негативная силлогистика.

Представление об аргументации. Аргументы и аргументация в формальной логике. Структура довода. Порядок аргументации и основные виды аргументов. Методы установления причинных зависимостей; аналогия; гипотеза.

Связи с общественностью и искусство убеждения.


1. Цель и задачи дисциплины

Цель курса преподавания дисциплины: дать студентам теоретические знания основных положений формальной логики, развития у них навыков и умений применения законов и форм, приемов и операций мышления на практике.

Задачи изучения дисциплины: повысить культуру мышления, четкость, последовательность и доказательность рассуждения, увеличить эффективность и убедительность речи, выработать способность замечать логические ошибки в устной речи и в письменных работах других людей, находить более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

При изучении «Развитие логического мышления» необходимо знание исторических, философских, культурологических, социологических, педагогических дисциплин.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты специальности должны:

Знать:

- категории логики, законы, формы логического мышления, приемы и способы аргументации;

- основные способы применения знаний формальной логики на практике.

Уметь:

- ориентироваться в функциях, выполняемых различными элементами разговорного и научного языка в различных коммуникативно- познавательных ситуациях;

Иметь представление:

- о формах развития знания (проблема, гипотеза, теория);

- логические правила анализа аргументации.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения - очная

Срок обучения - нормативный

Курс второй, третий


Вид занятий

Всего часов

Семестры и количество часов

I

II

Общая трудоёмкость

112


Аудиторные занятия

20


Лекции

8

5

8

Практические занятия


Лабораторные работы


Семинары

12

5

8

6

4

Конференция



Самостоятельная работа

92

92

Курсовой проект


Курсовая работа


Расчетно-графическая работа


Реферат


Работа над темами для самостоятельного изучения


Подготовка к семинарским занятиям, конференциям

22

5

11

6

11

Выполнение домашних заданий к/р

35

5

20

6

15

Подготовка к контрольным мероприятиям

35

5

15

6

20

Другие виды самостоятельной работы


Рубежи контроля знаний (экзамен, зачет)

6

зачет

4.Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)

п/

п

Разделы дисциплины

Лекции

(час)

Практич

Занятия

( час)

Семинарские

Занятия (час)

Лабор. Занят.

(час)

Друг. Виды ауд занятий

1

Предмет и значение логики и теории аргументации

2


2

Понятие как логическая форма. Виды понятий. Операции с понятиями. Отношения между понятиями

2

2

3

Суждение как основная логическая форма мышления. Виды суждений. Отношения между суждениями

2

2

4

Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения (выводы из простых суждений). Выводы из сложных суждений. Простой категорический силлогизм

1

4

5

Индуктивные умозаключения (полная и неполная индукция). Умозаключения по аналогии. Логические основы аргументации

1

4

4.2. Содержание разделов дисциплины.

Лекция 1. Предмет и значение логики и теории аргументации (2 часа)

Предметом формальной (традиционной) логики являются законы и формы правильного мышления. Специфика логики в изучении человеческого мышления, в отличие от других наук, состоит в следующем:

• В логике мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира, как средство получения нового знания.

• Мышление интересует логику со стороны его результативности, которая, в свою очередь, основывается на правильности. Логическое мышление - это мышление, соответствующее определенным принципам, выработка которых и составляет одну из главных задач логики.

• Понятие правильности мышления связывается в логике по преимуществу с формальными аспектами мышления. Перечисленные аспекты изучения логикой человеческого мышления дают возможность описать ее специфику как науки следующим образом:

Это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

Это нормативная наука: она не просто описывает мышление как средство познания действительности, она нормирует различные интеллектуальные операции путем выработки определенных принципов (норм), которым эти операции должны соответствовать, чтобы быть правильными. Вместе с тем логика включает в себя аксиологические (оценочные) элементы: она

позитивно оценивает мышление, соответствующее указанным нормам, и негативно оценивает мышление, которое им не соответствует.

Это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме. В процессе практической деятельности у каждого человека формируется свой логический опыт. В силу объективного неравенства логические навыки у одних людей более развиты и эффективны, а у других - проявляются слабо. В связи с этим основная цель логики как учебной дисциплины - сформулировать и систематизировать принципы, методы, средства функционирования и регулирования интеллектуальной деятельности. Это должно способствовать формированию определенного типа логической культуры и соответствующего ему стиля научного мышления.

Значение логики

Логика является орудием познания любой науки, которая как система знаний строится в полном соответствии с логическими законами. Нарушение этих законов ведет к искажению, внутренней противоречивости и, наконец, к ложности мысли. Значение искусства владения логикой в полной мере проявляется в период наступления ответственности за неисполнение законов. Следствие, обвинение, защита и, наконец, суд - ни на одном из своих этапов не могут обойтись без логики. Свобода и даже жизнь человека часто зависят от искусства владения логикой следователем, прокурором, адвокатом и судьей. Поэтому в развитом правовом государстве отношение к логике является стабильно высоким.

Используют логику и в политической сфере. В периоды социальных катаклизмов радикалы обосновывают неизбежность грядущих изменений и необходимость их поддержки народными массами. Консерваторы, в свою очередь, оспаривают эту неизбежность, обосновывают незыблемость обычаев, традиций существующего строя и необходимость его защиты. Как радикалы, так и консерваторы стремятся воздействовать на убеждения людей с целью привлечь их к активным действиям на стороне той или иной партии, того или иного политического субъекта. В периоды эволюционной смены власти кандидат и его помощники обосновывают необходимость избрания на политическую должность именно данного претендента. Они стремятся доказать, что именно он и только он выражает и будет отстаивать интересы самых широких слоев общества. Необходимым компонентом общей культуры личности является логическая культура мышления, выражающаяся в точности, определенности используемых понятий, в последовательности и системности в изложении мыслей, а в конечном итоге - в обоснованности процесса рассуждения. Знание законов и форм мышления, их сознательное использование во всех видах деятельности повышает культуру мышления человека, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Основная задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять правила и законы построения рассуждений и на этой основе мыслить более последовательно, доказательно, строго и ясно.

Самостоятельная работа Язык и логика. Классическая и не классическая логика.

Лекция 2. Понятие как логическая форма. Виды понятий. Операции с понятиями. Отношения между понятиями (2 часа)


Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятия делятся на следующие виды: 1) единичные и общие; 2) собирательные и несобирательные; 3) конкретные и абстрактные; 4) положительные и отрицательные; 5) безотносительные и соотносительные. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими.

Основные логические операции, которые производятся с понятиями в формальной логике, являются обобщение, ограничение, определение, деление.

Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.

Пример.

Обобщить понятие «ТомИнТех».

1) Томский информационный техникум.

2) Техникум Томска.

3) Техникум.

4) Среднее специальное учреждение

Ограничить понятие - значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием.

Пример.

Ограничить понятие «книга».

  1. Учебная книга.

  2. Учебная книга по логике.

  3. Очень понятная учебная книга по логике.

  4. Очень понятная учебная книга по логике для студентов-юристов.

Логическая операция, раскрывающая содержание (совокупность признаков предмета) понятия, называется определением понятия (дефиниция).

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Различают 2 основных вида деления: 1) дихотомическое (деление надвое), 2) деление по видообразующему признаку. При делении предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам, которые называются членами деления. Признак, по которому производится деление, называется основанием деления.

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).

Существуют 3 вида отношений совместимости: 1) равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание), 3) подчинение (субординация) и 3 вида отношений несовместимости (внеположности): 1) соподчинение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) противоречие (контрадикторность). Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

Равнообъемными (или тождественными) называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают (Пример: «река Волга» и «самая длинная река Европы»).

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, где объем одного понятия частично входит в объем другого (Пример: «студент» и «спортсмен»).

Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается в объем другого понятия, т. е. все элементы объема одного понятия исчерпывают только часть элементов объема другого понятия («ель» и «дерево»; «млекопитающее» и «кошка»).

Отношение соподчинения: все элементы объемов двух понятий полностью исключают друг друга, но одновременно подчинены (входят в объем) третьему понятию, которое является родовым для первых двух (Пример: «юридический институт», «медицинский институт», «высшее учебное заведение»).

Отношение противоположности - отношение, при котором одно из понятий содержит некоторые признаки, а другое - признаки, несовместимые с ним (Пример: «чувство», «любовь», «ненависть»).

Отношение противоречия - это такое, при котором одно из понятий содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает (Пример: «студент» и «не студент»; «умный» и «неумный»).

Самостоятельная работа- логическая характеристика понятия, Определение и Деление понятий, Обобщение и ограничение понятий, а также рассмотрение отношений между понятиями на кругах Эйлера.

Упражнение 1

Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие- нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.


  1. Высшее учебное заведение

  2. Первый космонавт

  3. Букет алых роз

  4. Хромосомная теория наследственности

  5. Студент

  6. Рабочий класс

  7. Страна восходящего солнца

Упражнение 2

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

Политическая система. 2. Противоправность. 3. Космический объект. 4. Родина. 5. Альтруизм. 6. Родство. 7. Двуличие. 8. Гражданское мужество. 9. Свобода. 10. Пиарщик.

Упражнение 3

Укажите положительные и отрицательные понятия.


  1. Безволие. 2. Гуманизм. 3. Беспредел. 4. Нейтралитет. 5. Беспамятство. 6. Анархия. 7. Антиквар. 8. Аноним. 9. Асоциальный. 10. Неадекватный. 11. Недееспособность. 12. Антифашист. 13. Невежество. 14. Бездна.

Упражнение 4

Ограничьте следующие понятия.


  • Форма мышления. 2. Культура. 3. Реформа. 4. Созвездие. 5. Прекрасное утро в день рождение. 6. Политическая партия. 7. Осень. 8. Местоимение. 9. Пиарщик.

Упражнение 5**

Проверьте правильность обобщения понятия.

  1. Месяц →Год. 2. Преподаватель→ преподаватель физики→ любимый преподаватель физики. 3. Металлургический завод → промышленное предприятие. 4. Акция →ценная бумага.

Упражнение 6**

Проверьте правильность ограничения понятия.


  1. Дерево → лес. 2. Море - Средиземное море - Азовское море. 3. Освободительная война → Великая Отечественная война 1941-1945. 4. Памятник → произведение искусства. 5. Форма правления → парламентская республика → парламентская республика Франции.

Упражнение 7

Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).


  1. Студент - это учащийся.

  2. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.

Термометр - стеклянный прибор для измерения температуры тела.

  1. Аксиома - исходное положение, принимаемое без доказательств и лежащее в основе доказательств истинности других положений.

  2. Истина - дочь разума, мать мудрости.

  3. Сезонными признаются работы, которые выполняются в течение сезона.

  4. Саботаж - преднамеренный срыв работы путем сознательно плохого ее исполнения.

  5. Народ - автор и актер собственной жизненной драмы.

  6. Печень - круглый орган, весом 1, 5 кг.

  7. Зима - самое холодное время года

  8. Раб - лишенный свободы человек.

  9. Бочка - сосуд для хранения жидкостей.

  10. Солнце - звезда, которую мы видим безоблачным днем.

Упражнение 8

Проверьте следующие деления понятий; в неправильном делении укажите, какие правила нарушены.


  1. Видами искусства являются художественная литература, живопись, кино, музыка.

  2. Проступки бывают дисциплинарные, административные и аморальные.

  3. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

  4. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.

  5. Республики делятся на парламентские, президентские и унитарные.

  6. Сделки бывают многосторонними, двусторонними и завещаниями.

  7. Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь.

  8. Древние греки делили людей на живых, мертвых и тех, кто в море.

  9. К фундаментальным наукам относятся математика, механика, астрономия, астрофизика, физика и социальные науки.

Упражнение 9***

Определите отношение между понятиями по объему и выразите его в круговых схемах Эйлера.


  1. Байкал. Самое глубокое озеро в мире. Водоем.

  2. Студент. Отличник. Спортсмен. Староста группы.

  3. Добрый человек. Недобрый человек. Глупый человек. Умный человек.

  4. Сын. Внук. Читатель газеты «Московский комсомолец».

  5. Пожар. Причина пожара. Взрыв атомной бомбы. Поджог.

  6. Дерево. Лес. Сосновый лес. Сосна.

  7. Православие. Христианство. Религия. Монотеистическая религия. Буддизм.

  8. Каменный дом. Трехэтажный дом. Одноэтажный дом. Недостроенный дом. Деревянный дом.

  9. Мать. Внучка. Бабушка. Сестра. Дочь.

  10. Урок истории. Сорванный урок. Урок, на который никто не пришел. Плодотворный урок.

  11. Сутки. Часть суток. День. Ночь.

  12. Президент. Президент России. Глава государства.

  13. Педагогический институт. Биологический факультет.

  14. Атом. Электрон. Протон. Ядро атома.

  15. Коллективное решение. Решение, принято единогласно. Неправильное решение. Неизменное решение.

  16. Писатель. Классик. Американский писатель. Т. Драйзер. Роман «Финансист».

  17. Нос. Поцарапанный нос. Поцарапанная часть тела. Рот.

  18. Человек, читающий в метро. Человек, читающий во всех видах транспорта. Человек, читающий газету. Пассажир, читающий газету.

  19. Деньги. Монеты. Бумажные деньги. Фальшивые деньги. Советские деньги. Деньги, находящиеся в обращении. Валюта.

  20. Человек, который знает иностранные языки. Человек, который знает 2 иностранных языка. Человек, который знает английский и французский языки. Человек, который знает английский и немецкий языки.

Упражнение 10

Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.

  1. Наука, 2. Смычковый инструмент, 3. Кризис, 4) Право, 5) Художественная литература, 6. Нос.

Упражнение 11

Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.


  1. Бедный, 2. Смелый, 3. Легкая работа, 4. Верность, 5. Свобода, 6. Прогрессивные реформы, 7. Друг, 8. Скромность, 9. Щедрость, 10. Научный.

Лекция 2. Суждение как основная логическая форма мышления. Виды суждений. Отношения между суждениями (3 часа)


Суждение - форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношение между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.

Суждения делятся на простые, выражающие связь двух понятий, и сложные, состоящие из нескольких простых суждений, соединенных логическими связками.

Языковой формой суждения является повествовательное предложение. Вопросительные и побудительные предложения, ничего не утверждают и не отрицают, не обладают значением истинности или ложности.

Простые суждения по содержанию предиката делятся на: 1) атрибутивные - суждения о признаке предмета (делятся на утвердительные и отрицательные). Пример: «Никто из судей не вправе воздерживаться от голосования». 2) суждения с отношениями, выражающие отношения между предметами. Пример: «Саратов расположен севернее Волгограда». 3) суждения существования, выражающие факт существования или несуществования предмета. Пример: «Не существует беспричинных явлений».

Принята объединенная классификация суждений по количеству и качеству: общеутвердительные («Все S+ есть Р-»); общеотрицательные («Ни одно S+ не есть Р+»); 3) частноутвердительные («Некоторые S- есть Р-»); 4) частноотрицательные («Некоторые S- не есть Р+»). Знаки «+» и «-» указывают на распределенность терминов в данных суждениях. Термин считается распределенным, если его объем полностью включается или полностью исключается из объема другого понятия.

Единичные суждения (Это S есть (не есть) Р) по данной классификации рассматриваются как общие суждения. Суждения может быть распределенным, то есть, взято в полном объеме, или не распределенным, то есть, взят в части объема.

Сложные суждения - суждения, включающие в качестве составных частей простые суждения, соединенные логическими связками- конъюнкцией, дизъюнкцией, имплицией, эквиваленцией. В соответствии с функциями логических связок основными видами сложных суждений являются: 1) соединительные (конъюнктивные); 2) разделительные (дизъюнктивные); 3) условные (импликативные); 4) эквивалентные (двойная импликация). В разделительных (дизъюнктивных) суждениях следует разделять нестрогую (сильную) и строгую (слабую) дизъюнкции.

Основными логическими союзами являются: конъюнкция (символ ^) - логический союз «и» имеет чисто соединительное значение, неисключающая (слабая) дизъюнкция (символ V) - логический союз «или» имеет соединительно-разделительное значение, исключающая (сильная) дизъюнкция - логический союз «либо..., либо...» имеет чисто разделительное значение, импликация (символ → ) - логический союз «если..., то...» каким-то образом (не обязательно по смыслу) соединяет два суждения, связанные между собой (грамматический союз «если... , то...», в отличие от логического, объединяет предложения обязательно связанные по смыслу), эквивалентность (символ ≡) - логический союз «тогда и только тогда, когда...» («если и только если...») объединяет два суждения, связанные однозначной зависимостью.

Выделяющим называется суждение, отражающее факт принадлежности (непринадлежности) признака только данному предмету. Пример: «Только Иванов не сдал экзамен».

Исключающими называются суждения, в которых говорится о принадлежности данного свойства всем предметам данного класса, кроме некоторой их части. Например: «Все студенты данной группы, за исключением Иванова, сдали экзамены». Исключающие суждения выражаются предложениями со словами «за исключением», «кроме», «не считая» и т. д.

Сводная таблица условий истинности сложных суждений

р

q

р ^ q

р V q

р V q

р → q

р ≡ q

И

И

И

И

Л

И

И

И


Л

Л

И

И

Л

Л

Л

И

Л

И

И

И

Л

Л

Л

Л

Л

Л

И

И

Логические отношения устанавливаются только между сравнимыми суждениями, т. е. имеющими общий смысл высказываниями.

Простые сравнимые суждения, имеющие одинаковые термины и различающиеся по качеству и количеству, находятся в определенных отношениях, которые иллюстрируются с помощью логической схемы (логического квадрата).

Опираясь на логический квадрат, можно строить выводы, устанавливая следование истинности или ложности одного суждения из истинности или ложности другого суждения в зависимости от свойств отношений.


А Е

Программа Развитие логического мышления

I O

Отношение противоречия (контрадикторности): А - О, Е - I. Эти суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Из истинности одного суждения следует ложность другого суждения, из ложности одного - истинность другого.

Отношение противоположности (контрарности): А-Е. Противоположные суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. Из истинности одного суждения следует ложность другого, но из ложности одного из них может следовать как истинность, так и ложность другого суждения.

Отношение частичной совместимости (субконтрарности): I - О. Эти суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. Из ложности одного суждения следует истинность другого, но из истинности одного из них можно последовать как истинность, так и ложность другого.

Отношение подчинения: А- I, Е - О. Из истинности подчиняющегося суждения следует истинность подчиненного суждения, но не наоборот: из истинности подчиненного суждения истинность подчиняющего суждения не следует, оно может быть истинным, но может быть ложным. Из ложности подчиненного суждения следует ложность подчиняющего суждения, но не наоборот: из ложности подчиняющего суждения ложность подчиненного суждения с необходимостью не следует, оно может быть истинным, но может быть и ложным.

Самостоятельная работа Соотношение суждений по логическому квадрату, формализация (символизация) суждений, определение истинности и ложности суждений.

Упражнение 1

Определите вид простого суждения по содержанию предиката:


  1. Внедрение новых технологий - основа повышения эффективности производства.

  2. Ярославль южнее Вологды.

  3. В атмосфере Юпитера нет кислорода.

  4. Нет правил без исключений.

  5. Безвыходных ситуаций не бывает.

  6. Май этого года по статистике теплее мая прошлого года.

  7. Нет адъютанта без аксельбанта (К.Прутков).

  8. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте (У.Шекспир).

  9. Все тайное становится явным.

  10. Поэт в России больше, чем поэт (Евтушенко).

  11. Царь - колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого.

  12. Мне казалось, что мои заслуги больше, чем моего конкурента.

Упражнение 2**

Определите вид простых суждений по объединенной классификации суждений и укажите распределенность терминов в каждом суждении.

1) На всякого мудреца довольно простоты.

2) Не все пиарщики имеют высшее образование.

3) Кое-какие цели человечества еще не достигнуты.

4) «Иные головы легко сносятся ветром…» (Джордж Савил, маркиз Галифакс 1633- 1695).

5) Луна - самый крупный естественный спутник Земли.

6) Человеку свойственно ошибаться (латинская пословица)

7) Нет ничего такого, чего нельзя было бы достигнуть.

8) Ничто не проходит бесследно.

Упражнение 3***

Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность терминов.

- Суждение - форма мышления.

- Марс - планета Солнечной системы.

- Ни один вопрос студента не остался без ответа.

- Некоторая часть новых экспонатов была передана в музей.

- Кое-какие цели человечества еще не достигнуты.

- «Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью» (Цицерон, древнеримский оратор, философ и государственный деятель).

- «Орел не ловит мух» (Латинская пословица).

- Ничто не может заменить истину.

- Чарльз Дарвин - создатель научной теории эволюции.

- Иногда человек способен на безумные поступки.

- Всего лишь 4 студента нашей 8-й группы сдали логику на пятерку.

- Среди правонарушителей есть несовершеннолетние.

- Не все государства - члены ООН.

- Студенты ВГТУ изучают гуманитарные дисциплины.

Упражнение 4 ****

Попробуйте заформализовать (выразить в символической форме) следующие сложные суждения.


  1. Не дорог подарок, а дорого уважение.

  2. Петя знает каждого жителя Воронежа в лицо и по имени.

  3. Если я устал, то я не могу готовиться к занятиям.

  4. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  5. Всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если на тело не действует какая-либо сила.

  6. Деньги - продукт стихийного развития товарных отношений, а не результат договоренности или какого-либо иного сознательного акта.

  7. Если Сергей и его хоровая капелла поедут в Москву, то если запись пройдет удачно, их пригласят в Париж.

  8. Нелли и Люда - подруги или просто живут рядом.

  9. Неверно, что если Россия вступит в ВТО, то ее экономические проблемы разрешатся или международное положение поправиться и она станет великой державой.

  10. Война начинается за территорию и за ресурсы, если и только если, страна является либо агрессором, либо «возомнила» себя империей.

  11. Если Ирак - «ось зла», то, если США не исправятся, то потеряют доверие всего мира.

  12. Цитатами стоит пользоваться только тогда, когда действительно не обойтись без чужого авторитета.

Упражнение 5 ****

Результатом формализации рассуждения: «Если бы скорости Земли при движении по орбите была больше 42 км/с, то Земля покинула бы Солнечную систему, а если бы ее скорость была меньше 3 км/с, то она упала бы на Солнце; однако Земля не покидает Солнечную систему и не падает на Солнце, следовательно, ее скорость не больше 42 км/с и не меньше 3 км/с», - является одна из формул:

1) (((а → b) ^(c → d)) ^ (a V c)) → (b V d);

2) (((а → b) ^(c → d)) ^ (┐ b ^┐d)) → (┐a ^ ┐c);

3) (((а → b) ^(c → d)) ^(┐a V ┐c)) → (┐b V ┐d);

4) (((а →® b) ^(c →d)) ^ (b V d)) →(a V c);

5) (((а → b) ^(c →d)) ^ (a →c)) →(b →d);

6) (((а → b) ^(c →d)) ^ (b →d)) →(a →c).

Упражнение 6***

Опираясь на логический квадрат, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным.

- Рыбы дышат жабрами.

- Лень никогда не приводит к добру.

- Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

- Только один металл жидок.

- Не всякому офицеру мундир к лицу (К.Прутков).

- Многие участники Великой Отечественной войны награждены боевыми орденами.

- Большая часть ирландцев говорит на английском языке.

- Большинство студентов успешно сдали сессию.

- Среди преступлений есть преступления против личности.

Упражнение 7**

Установите логические отношения между суждениями в следующих парах:

  1. Все наркоманы - несчастные люди

Некоторые наркоманы не являются несчастными людьми.

  1. Ни один террорист не явился с повинной

Некоторые террористы не явились с повинной.

  1. Каждый знает теорему Пифагора.

Иванов из 10 группы не знает теорему Пифагора.

  1. Ф.М.Достоевский - великий русский писатель

Ф.М.Достоевский - не является великим русским писателем.

Упражнение 8**

Какое суждение будет истинным при истинности данного:


  1. Некоторые задачи этого учебного пособия может решать только специалист.

  2. Все промышленно развитые страны применяют безотходные технологии.

  3. Многие книги не являются рукописными.

  4. Человеку свойственно ошибаться.

Жить - это значит, мириться с утратами одной радости за другой

Лекция 3. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения (выводы из простых суждений). Выводы из сложных суждений. Простой категорический силлогизм (3 часа)

Под умозаключением понимают форму мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится с необходимостью или вероятностью новое суждение.

Умозаключение состоит из трех основных компонентов:

1) посылки - исходного суждения, из которого выводят новое знание;

2) вывода - логического перехода от посылок к заключению;

3) заключения - нового суждения, полученного выводным путем из посылок.

Чтобы из посылок можно было получить вывод, необходимо наличие содержательной связи между исходными суждениями. Если такой связи нет, то новое знание получить невозможно. Иногда пытаются использовать квазисвязи между посылками, но тогда мы уже имеем дело не с умозаключением, а с софизмом. Пример такого софизма (Не путать с умозаключением!):

Сидящий встал

Кто встал, тот стоит

Сидящий стоит.

Для получения истинного выводного знания необходимо соблюдение трех правил:

1) наличие содержательной связи между посылками;

2) должны быть истинными исходные суждения;

3) соблюдение правила вывода.

В традиционной (аристотелевской) логике под дедукцией понимают переход от общего знания к частному. В символической логике дедукция - это умозаключение, дающее истинное суждение.

Умозаключение, в котором заключение выводится из одной посылки, называется непосредственным. Его видами являются: превращение, обращение, противопоставление предикату.

Превращение - есть преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения. Чтобы превратить суждение, нужно изменить его связку на противоположную, а предикат - на противоречащее понятие.

Превращать можно любое суждение. Общеутвердительное суждение превращается в общеотрицательное («Все студенты нашей группы являются гражданами РФ. Следовательно, ни один студент нашей группы не является не гражданином РФ»), общеотрицательное в общеутвердительное («Все волки не являются травоядными животными. Следовательно, все волки являются нетравоядными животными»), частноутвердительное в частноотрицательное («Некоторые государства являются унитарными. Следовательно, некоторые государства не являются неунитарными»), а частноотрицательное превращается в частноутвердительное («Некоторые животные не являются кошками. Следовательно, некоторые животные являются не кошками»).

Обращение - преобразование суждения, в результате которого субъект исходного суждения становится предикатом, а предикат- субъектом заключения. Обращение подчиняется правилу: термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. В соответствии с этим правилом общеутвердительное суждение (А) обращается в частноутвердительное (I), общеотрицательное (Е) в общеотрицательное (Е), частноутвердительное (I) в частноутвердительное(I). Частноотрицательные суждения (О) не обращаются. Пример операции обращения: «Некоторые студенты нашей группы - отличники. Следовательно, некоторые отличники - студенты нашей группы».

Противопоставление предикату - преобразование суждения, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом - субъект исходного суждения. Частноутвердительные суждения (I) не противопоставляются. Пример противопоставления предикату суждения: «Все студенты нашей группы любят посещать занятия по логике. Следовательно, ни один человек, не любящий посещать занятия по логике, не является студентом нашей группы».

Чисто условным умозаключением называется умозаключение, обе посылки и заключение которого являются условными (импликативными) суждениями.

Его схема в символической записи:

А →В

В →С

С → Д

А → Д

Вывод основан на правиле: следствие следствия есть следствие основания. Заключение в чисто условном умозаключении может быть получено не из трех, а из большего числа посылок.

Условно - категорическим умозаключением называется умозаключение, в котором одна из посылок - условное (импликативное) суждение, а другая посылка и заключение - категорические суждения.

Различают 2 правильных модуса условно -категорического умозаключения:

1) А → В, А 2) А → В, ┐В

В ┐А

Модус утверждающий Модус отрицающий

(modus ponens) (modus tollens)

Два других модуса: 3) от утверждения истинности следствия к утверждению истинности основания и 4) от отрицания истинности основания к отрицанию истинности следствия - достоверных выводов не дают.

3) А → В, В 4) А → В, ┐А

А ┐В

Разделительно - категорическим умозаключением называется умозаключение, в котором одна из посылок - разделительное (дизъюнктивное), а другая посылка и заключение - категорическое суждение.

Различают два модуса разделительно - категорического умозаключения: утверждающе - отрицающий (modus ponendo - tollens) и отрицающее - утверждающий (modus tollendo - ponens).

В утверждающе - отрицающем модусе меньшая посылка (категорическое суждение) утверждает один дизъюнкт, заключение отрицает другой дизъюнкт. Его схема в символической записи:

А VВ, А

┐В

Заключение достоверно, если соблюдается правило: большая посылка должна быть исключающее - разделительным суждением (суждение строгой дизъюнкции).

В отрицающее - утверждающем модусе меньшая посылка отрицает один (или несколько) дизъюнктов, заключение утверждает оставшийся дизъюнкт. Его символическая запись:

<А V В>, ┐А

┐В

Где знак <…> - символ полной (закрытой) дизъюнкции.

Заключение будет достоверным, если соблюдается правило: в большей посылке должны быть перечислены все возможные дизьюнкты.

Условно - разделительное умозаключение - умозаключение, в котором одна из посылок условное, а другая - разделительное суждение. Его разновидностью является дилемма, в которой разделительное суждение содержит две альтернативы.

Их схемы в символической записи:

  1. Простая деструктивная дилемма 2. Сложная деструктивная дилемма

А → В А → В

С → В С → Д

А V С А V С

В В V Д

3. Простая деструктивная дилемма 4. Сложная деструктивная дилемма

А → В А → В

А → С С → Д

┐В V ┐С ┐В V ┐Д

┐А ┐А V ┐С

Простым категорическим силлогизмом называется умозаключение о связи двух крайних терминов на основании знания их связи со средним термином. ПКС состоит из трех категорических суждений: из двух посылок и заключения. Понятия, входящие в состав силлогизма, называют терминами силлогизма.

Их всего три: меньший (S), больший (P) и средний (M).

Все студенты нашей группы (M) сдали экзамен по философии (P).

Петров (S) - студент нашей группы (M).

Петров (S) сдал экзамен по философии (P).

Меньший термин силлогизма - это понятие, которое в заключении является субъектом; больший - это понятие, которое в заключении является предикатом; средний - это термин, связывающий две посылки, и отсутствующий в заключении.

Посылка, в которую входит меньший термин, называется меньшей посылкой; посылка, в которую входит больший термин, называется большей посылкой.

В формальной логике сформулирована аксиома силлогизма, которая гласит: Все, что утверждается (отрицается) относительно всех предметов данного класса (рода), утверждается (отрицается) относительно каждого предмета этого класса (рода). Другими словами: Все, что мы утверждаем обо всех студентах данной группы (см. пример), также относится и к каждому из них.

Для того чтобы из истинных посылок всегда можно было получить истинное заключение, необходимо соблюдать общие правила категорического силлогизма, три из которых относятся к терминам и четыре - к посылкам:

  1. правило терминов 1: « В ПКС должно быть только три термина»;

Движение вечно.

Хождение в ВГТУ - движение.

Хождение в ВГТУ вечно.


  1. правило терминов 2: «Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок»;

Некоторые учащиеся (М-) - неуспевающие (Р).

Все студенты (S) - учащиеся (М-).

Все студенты S - неуспевающие (Р).

Здесь средний термин не распределен, поэтому заключение является ложным.


  1. правило терминов 3: «Термин, не распределенный в посылках, не может быть распределен в заключении»;

Все нотариусы (М) имеют юридическое образование (Р-).

Адвокаты (S) - это не нотариусы(М).

Адвокаты (S) не имеют юридического образования (Р+)

Больший термин (Р) не распределен в посылке, но он распределен в заключении. Поэтому заключение здесь ложное.

  1. правило посылок 1: «Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением»;

Обезьяны - не пресмыкающиеся.

Змеи - не обезьяны.

?

  1. правило посылок 2: «Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным»;

Все студенты - учащиеся.

Этот человек - не учащийся.

Этот человек - не студент.

  1. правило посылок 3: «Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением»;

Некоторые виды обезьян обитают в Африке.

В Красную книгу занесены некоторые виды обезьян.

?

  1. правило посылок 4: «Если одна из посылок - частное суждение, то и заключение должно быть частным».

Все волки - хищные животные.

Это животное - волк.

Это животное является хищным.

В зависимости от положения среднего термина в посылках различают четыре вида категорических силлогизмов, которые в традиционной логике принято называть фигурами силлогизма. В посылках простого категорического силлогизма средний термин может занимать место субъекта или предиката. В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылке.

Правила 1-й фигуры.

1) Большая посылка - общее суждение.

2) Меньшая посылка - утвердительное суждение.

Правила 2-й фигуры.

1) Большая посылка - общее суждение.

2) Одна из посылок - отрицательное суждение.

Правила 3-й фигуры.

1) Меньшая посылка - утвердительное суждение.

2) Заключение - частное суждение

4-я фигура общеутвердительных заключений не дает.

Программа Развитие логического мышления

Самостоятельная работа Построение правильных модусов силлогизмов.

Упражнение 1**

Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода.


  1. Все студенты 12-й группы являются успевающими.

  2. Некоторые предприятия рентабельны.

  3. Ни один день на прошлой неделе не был дождливым.

  4. Все дороги ведут в Рим.

Упражнение 2**

Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода.

1. Некоторые люди - флегматики.

2. Владимирская область - субъект Российской Федерации.

3. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.

4. Не всякий генерал от природы полный (К.Прутков).

5. «Человек счастлив своим уменьем забывать». (В.Шаламов).

6. Большинство авторов детективных романов - англичане.

Упражнение 3*

Сделайте вывод путем противопоставления предикату, составьте схему вывода.


  1. Все следователи - юристы.

  2. Не все достигшие призывного возраста военнообязанные.

  3. Всякий закон есть нормативно-правовой акт.

  4. Ни один свидетель по данному делу не был допрошен.

  5. Некоторые врачи - невропатологи.

  6. Все врачи имеют высшее медицинское образование.

Упражнение 4

Используя условную посылку, постройте умозаключение а) по утверждающему модусу, б) по отрицающему модусу, постройте их схемы в символической запаси.


  1. Если будет засуха, посевы погибнут.

  2. Из-за неблагоприятной погоды.

  3. Кто ничего не знает, тому и ошибаться не в чем (Менандр).

  4. Если нападают, надо защищаться (М. Горький).

  5. Беда, коль пироги начнет печи сапожник (Крылов).

  6. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Крылов).

Упражнение 5

Сделайте вывод из посылки разделительно - категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная.


  1. Суждение может быть простым или суждением. Суждение «Медведев - старшина милиции» - простое суждение. Следовательно…

  2. Науки делятся на фундаментальные и прикладные. Физика не прикладная наука.

  3. Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Эта гипотеза доказана.

  4. Познание делится на научное, донаучное и ненаучное. Мифология - донаучное познание.

  5. Пожар возник или вследствие нарушения правил безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Установлено, что пожар возник в результате стихийного бедствия.

Упражнение 6

Определит вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему, проверьте правильность вывода.


  1. Если птица летит в одном направлении со стаей, то примыкает к ней, нет - летит в одиночестве. Но птица или летит, или не летит в одном направлении со стаей.

  2. Чтобы попасть на этой неделе в Красноярск, надо приобрести билет на самолет или на поезд. Но достать билет на самолет или на поезд не удалось.

  3. Поедешь направо - коня потеряешь, поедешь налево - сам пропадешь. Но он и коня не потерял и сам не погиб.

  4. Теоретические модели будущего Вселенной делятся на «закрытые» и «открытые». Если модель «закрытая», то в будущем расширение Вселенной сменится ее сжатием. По гипотезе «открытой модели» космическая эволюция приведет к «тепловой смерти» Вселенной. Но теоретические модели будущего Вселенной - «закрытые» или «открытые».

Упражнение 7

Определите, правильно или неправильно построены простые категорические силлогизмы. Если какой-либо силлогизм построен неправильно, укажите, какое именно правило терминов или правило посылок нарушено.

1) Жизнь - борьба

Дзюдо - борьба

Жизнь - дзюдо.

2) Все пчелы являются насекомыми

Все пчелы производят мед

Все насекомые производят мед.

3) Все кинозалы нуждаются в проветривании

Это помещение не является кинозалом

Это помещение не нуждается в проветривании.

4) Некоторые врачи - хирурги

Некоторые мои друзья - хирурги

Следовательно, некоторые мои друзья - врачи.

5) Карелия - республика

Она является субъектом РФ

Все субъекты РФ - республики.

Упражнение 8

Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил ПКС установите, следует ли заключение с необходимостью:


  1. Супруги должны материально поддерживать друг друга

О. и П. - супруги

?

  1. Картошка - не ананас.

Все ананасы приятны на вкус

?

  1. Некоторые студенты успешно сдали экзамены

Некоторые студенты - любители эстрады

?

  1. Некоторые студенты - отличники

Сидоров - не отличник

?

  1. Ни один француз не любит пудинг

Все англичане любят пудинг

?

  1. Ни один лентяй не достоин славы

Некоторые художники - не лентяи

Лекция 4. Индуктивные умозаключения (полная и неполная индукция). Умозаключения по аналогии. Логические основы аргументации (2 часа)


Индуктивные умозаключения - это такая форма мышления, посредством которой на основе повторяющегося признака у отдельных явлений делается заключение о его принадлежности всем явлениям данного класса; вывод в индуктивном заключении, как правило, носит вероятностный характер. Лишь в полной индукции, когда повторяющийся признак можно выявить у каждого явления данного класса, вывод о принадлежности признака данному классу является необходимым.

В полной индукции заключение о принадлежности некоторого признака всему классу явлений получают на основе повторяемости этого признака у каждого из явлений класса. В неполной индукции такое заключение получают на основе повторяемости признака у некоторых явлений класса. Если полная индукция дает достоверные заключения, то неполная индукция - только вероятностные.

Умозаключения по аналогии - это вывод о принадлежности единичному предмету определенного признака, основанный на сходстве этого предмета в существенных признаках с другим единичным предметом.

А имеет признаки АВСD...

В имеет признаки АВС...

Вероятно, что В имеет признаки D.

Аргументация - это операция обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис (Т) - суждение, которое обосновывается в процессе аргументации; аргументы (а1, а2, а3, а4…) - исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис; демонстрацию - логическую связь между аргументами и тезисом. Продемонстрировать - значит, показать, что тезис логически следует из принятых аргументов, которые выполняют функцию оснований, а тезис является его логические следствием:

(а1, а2, а3, а4…) → Т

Способами аргументации является обоснование и критика.

Обоснование может принимать форму умозаключений: дедуктивных, индуктивных, по аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях. Обоснование при помощи неполной индукции и аналогии позволяет получить лишь правдоподобные заключения.

Обоснование при помощи демонстративных рассуждений обеспечивает получение достоверного знания. Такая форма обоснования называется доказательством. Доказательство - это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Критика - это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.

В логике обычно выделяют три группы правил доказательного рассуждения.

I. Правила и ошибки, относящиеся к тезису:

1. Тезис должен быть ясным и точным.

2. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего процесса аргументации.

При нарушении данных правил могут возникнуть следующие ошибки:

1. Полная или частичная подмена тезиса. Это происходит, когда выдвинутый тезис «забывается» (умышленно или неумышленно), и на смену ему приходит другое положение, которое и аргументируется. Чаще всего это делается путем упрощения или расширения тезиса, в результате чего тезис полностью или частично подменяется.

2. Довод к личности. Ошибка или уловка состоит в незаметном подмене доказательства выдвинутого тезиса ссылками на персональные особенности личности, выдвинувшей тезис.

II. Правила и ошибки, по отношению к аргументам доказательства:

1. Аргументы должны быть истинными.

2. Приведенных аргументов должны быть достаточно для доказательства тезиса.

3. Аргументы должны быть автономны, то есть их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

Ошибки по отношению к аргументам доказательства:

1. Основное заблуждение. Ошибка происходит, когда ложное суждение принимается в качестве истинного аргумента. Ошибка может быть непреднамеренной. Например, долгое время истинным считалось суждение о том, что Земля плоская, так как, будь она круглой, люди не могли бы на ней удержаться на ногах. Соответственно, кругосветное путешествие невозможно.

2. Предвосхищение основания. Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на неопределенно истинные суждения (мнения, слухи и т. п.), которые только предвосхищают выдвигаемое положение, а не обосновывают его достоверно.

3. Порочный круг в демонстрации. Эта ошибка происходит, когда выдвигаемое положение обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же положением.

III. Правила демонстрации и ошибки демонстрации:

Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по правилам умозаключений дедукции, индукции и аналогии.

Ошибки в демонстрации:

1. Мнимое следование. Данная ошибка возникает, когда отсутствует логическая связь между тезисом и аргументами. Хотя часто вместо логической свзязи используют квазисвязь, т. е. аргументы соединяют с тезисом с помощью слов «следовательно», «итак», «таким образом» и т. п.

2. Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Здесь аргумент, истинный только с учетом определенных факторов, приводится в качестве универсального. Подобный переход иногда используют софисты, пытаясь, ложь выдать за истину.

Аргументы, используемые в дискуссии, можно разделить на два вида: аргументы по существу дела и некорректные аргументы (направленные не на подтверждение истинности тезиса, а используемые лишь для того, чтобы одержать победу в споре любой ценой, но только без логического обоснования). Наиболее распространенными разновидностями некорректных аргументов считаются следующие:

1. Аргумент к личности - ссылка на личные особенности оппонента, его убеждения, вкусы, внешность, достоинства и недостатки.

2. Аргумент к авторитету - ссылка на высказывания или мнения авторитетов (великих ученых, общественных деятелей, коллектива и т. п.).

3. Аргумент к выгоде - вместо логического обоснования ссылка на материальные, политические или морально-психологические интересы присутствующих.

4. Аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал оппоненту в надежде сделать его мягче и покладистей.

5. Аргумент к силе - угроза неприятными последствиями - физическими, морально-психологическими, экономическими, административными и т. п.

6. Аргумент к состраданию - вместо объективного подхода возбуждение у оппонента жалости и сочувствия.

7. Аргумент к невежеству - использование фактов и теоретических положений, о которых оппонент мало или совсем ничего не знает с целью навязывания собственного мнения, не имеющего объективного подтверждения.

8. Аргумент к верности - вместо обоснования тезиса призыв быть верным народу, классу, партии, нации, семье, роду и т. п., которому якобы данное положение противоречит.

9. Аргумент к здравому смыслу - используется ограниченный и примитивный опыт. Например, мореплавателя Фернана Магеллана отговаривали от кругосветного плавания исходя из «здравого смысла», что земля плоская, иначе вся вода стекла бы с нее. Поэтому кругосветное путешествие невозможно.

Самостоятельная работа Понятие доказательства в аргументации, опровержения и его структура.

Упражнение 1

Укажите умозаключения полной и неполной индукции. В неполной индукции определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключении по аналогии.


  1. На первом курсе института восемь студенческих групп. Анализ итогов сессии показал, что студенты 1-й, 2-й, 3-й, 8-й групп успешно сдали все экзамены. На этом основании был сделан вывод, что все студенты первого курса успешно сдали все экзамены.

  2. Для выступления с докладами на общеинститутской студенческой конференции подготовились шесть членов кружка по философии: Алексеев, Борисова, Круглов, Морозов, Константинов и Новиков. Студент Алексеев выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты Борисова, Круглов, Морозов, Константинов и Новиков выступили с докладами на секциях. Таким образом, все члены кружка по философии, приготовившие доклады, выступили на конференции.

  3. Крестьянская война 874 - 901 гг. в Китае потерпела поражение. Крестьянская война 1524 - 1526 гг. в Германии потерпела поражение. Потерпела поражение крестьянская война в Китае в 1628- 1645 гг., а также крестьянская война в России в XVII в. и крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в 1773- 1775 гг. Следователь, все крестьянские войны терпели поражение.

  4. В квартире 37 проживает семья Федоровых, состоящая из шести человек: С.И. Федоров, его жена И.А. Федорова, их сыновья Сергей и Игорь, родители С.И. Федорова - И.С. и Е.П. Федоровы. Сергей окончил юрфак МГУ и работает следователем, Игорь призван в армию. Значит, все проживающие в квартире 37 совершеннолетние.

Упражнение 2**

Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции?


  1. Всю неделю стояла жаркая погода.

  2. Все футболисты сборной команды явились на тренировку.

  3. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.

  4. В контрольной работе нет ни одной ошибки.

  5. Все билеты на спектакль были проданы.

  6. Ни один вопрос не остался без ответа.

  7. Счастливые часов не наблюдают.

  8. Не все преступления раскрыты.

Упражнение 3*

Какие из предложенных учащимся тем сочинений обязательно предполагают доказательство? Почему?

а) Образцы героев в романе «Война и мир».

б) Горький - обличитель мещанства.

в) Влияние Гоголя на современников.

г) «Нам песня строить и жить помогает...»

д) Мой современник.

Упражнение 4**

Опровергните точку зрения президента или подтвердите ее собственными аргументами.

Американский президент А. Линкольн однажды отчитал молодого офицера за то, что тот вступил в жаркий спор со своим сослуживцем. «Ни один человек, который решил действительно преуспеть в жизни,- внушал Линкольн,- не должен тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание. Уступайте в крупных вопросах, если чувствуете, что и вы, и ваш собеседник по-своему правы, и уступайте в более мелких вещах, даже наверняка зная, что правы только вы. Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она укусила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса...»

Упражнение 5

Можете ли Вы показать несостоятельность следующего доказательства?

Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку. Но ведь известно, что дед репки не вытащил. Бабка репки не вытащила. Внучка не вытащила. Жучка и кошка тоже не вытащили. Таким образом, мы должны признать - как это ни парадоксально! - что репку вытащила мышка.

5. Лабораторный практикум не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

1) Гетманова А. Д. Логика: учебник для вузов. 8-е изд., М., 2012.

2) Киреев Ю. М. Логика и теория аргументации: учебное пособие. Воронеж. - ВГТУ, 2013. (электронный ресурс).

б) дополнительная литература

1) Ивин А.А. Основы теории аргументации. Учебник. М.: Владос, 1997. 352с.

2) Ивлев Ю.В. Логика. М., 1012.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины нет

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

а) поточная аудитория;

б) аудитории для проведения семинарских занятий

в) мультимедийное оборудование

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя и для студентов соответствующей формы и срока обучения

8.1. Методические рекомендации студентам

а) средства изучения: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа;

б) методы изучения: логико-гносеологический, исторический, герменевтический; абстрактный; математический;

в) способы учебной деятельности: лекция, семинар, самостоятельная работа, зачет.

Рекомендации по формированию системы навыков работы на лекции

  1. Психологически настроиться на восприятие и запись рассказа, лекции, мобилизовать
    свою память, волю и мышление, сосредоточиться перед лекцией. Всегда помнить: ведущее
    место в успешном восприятии занимает жажда знаний, познавательная потребность. Если у
    студента есть эта потребность, то усвоение учебного материала оказывается мотивирован­ным.

  2. Подготовить все необходимое для работы во время исполнения лекции: ручку, ли­нейку, цветные карандаши (фломастеры), тетрадь. Для записи рассказа, лекции целесообраз­но завести тетрадь по каждой основной дисциплине, для небольших учебных предметов одну
    тетрадь на несколько родственных, близких по смыслу. В тетради следует оставлять чистой

левую страницу или широкие поля для доработки конспекта рассказа, лекции и продолжения работы над данной темой. В дальнейшем у вас в результате чтения литературы и обдумыва­ния конспекта должен появиться дополнительный материал, который вы сможете занести на оставленное для записей место.

3. Все новое может восприниматься только в логической связи со старым, уже вам из­вестным, только с опорой на известное. Поэтому чтобы понять и осмыслить очередную лек­цию, целесообразно заранее повторить материал предшествующей лекции.

4. На лекции учитесь концентрировать свое внимание только на ее содержании. Даже
кратковременное отвлечение приводит к потере мысли лектора, которую очень трудно снова
уловить. Для концентрации внимания постарайтесь понять и уяснить цель данной лекции, её
место в курсе. Кроме того может оказаться целесообразным провести предварительное зна­комство с содержанием лекции по учебной литературе. Это позволит обеспечить непрерыв­ный интерес и постоянную умственную работу в течение всей лекции.

  1. Производите анализ и обобщение. Во время лекции весьма важно периодически ана­лизировать и обобщать положения, раскрываемые в рассказе, лекции преподавателем. Осо­бенно, когда преподаватель сообщает о том, что он начинает новую тему, а также в момент
    логического завершения любого этапа лекции.

  2. Будьте постоянно готовы до конца выслушать лекцию. Следует поработать над лич­ностной психологической установкой - создать правильную мотивацию, сознательно управ­лять своим состоянием, вниманием. Эффективное слушание лекции - важнейшее условие
    правильного, добротного, полезного конспекта.

  3. Предлагаемый учебный материал на уроке, лекции следует конспектировать всем, в
    том числе и студентам с отличной памятью. Конспект, лекции обеспечивает сохранение ин­
    формации, являясь тем планом, по которому вы будете дорабатывать лекцию, дополняя её
    новыми записями из учебников, различных статей, а в будущем готовиться к экзаменам, за­четам, семинарам и использовать в своей практической работе. Кроме того, запись позволяет
    существенно улучшить восприятие, мышление, уяснение и запоминание лекционного мате­риала, ибо вы задействуете не только слуховую память, но и зрительную, двигательную.

  4. При конспектировании обязательно вдумывайтесь в слова лектора, стремитесь по­нять их содержание, уяснить главное. Если вам не удается понять ход мысли лектора, то не
    стремитесь чисто механически записывать его слова. Оставьте в конспекте пропуск и разбе­ритесь в том. что говорит преподаватель. Пробелы вы сумеете заполнить позже, при само­стоятельной подготовке. Такая работа на лекции позволит больше уделить внимания сущест­ву излагаемого лектором вопроса.

  5. Очень полезно выработать у себя привычку пользоваться условными обозначениями и
    сокращениями
    наиболее часто встречающихся слов. Они должны быть, как правило, неиз­менными и стандартизированными, иначе в них трудно будет разобраться. При этом старай­тесь пользоваться теми обозначениями и сокращениями, которые рекомендованы преподава­телем.

10. В конспект надо переносить все графики, рисунки, схемы, которые изображаются преподавателем на доске. Учитесь аккуратно выполнять схемы и рисунки в своих тетрадях. Они должны наглядно пояснять лекционный материал. Без этого изучение его будет затруд­нено. Наиболее важные мысли, определения, формулы следует выделять. Поэтому широко пользуйтесь подчеркиванием цветными карандашами (фломастерами), текст делите на абза­цы.

Дополнительные разъяснения преподавателя надо записывать в своих конспектах. Такая их доработка существенно поможет вам при самостоятельной работе.

В конце занятия необходимо мысленно проанализировать свою работу и постараться обязательно выделить то новое, что вы узнали сегодня.

Рекомендации по формированию системы навыков работы на семинарском занятии

Важно понять, что умение решать практические задачи особенно ценно для вашей бу­дущей профессиональной деятельности. Поэтому проявляйте на практических занятиях как можно больше самостоятельности и творчества. Если при решении задачи встретились труд­ности, постарайтесь самостоятельно довести до конца решение, обращаясь к преподавателю только в крайнем случае.

Таким образом, практическое занятие пройдет с наибольшей пользой при соблюдении ниже приведенных правил.

1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями по подготовке и прове­дению практического занятия.

  1. Глубоко изучите необходимый теоретический материал.

  2. Активно и самостоятельно работайте на занятии, творчески используя знания, полу­ченные при изучении всех дисциплин.

  3. В конце занятия систематизируйте вновь полученные сведения и отразите их в кон­спекте.

8.2. Методические рекомендации преподавателям

а) Данный учебно-методический комплекс предназначен для систематизации объёмного курса дисциплины «Развитие логического мышления» и содержит краткое тезисное изложение всех необходимых разделов лекционного курса для вузов;

б) Каждая из тем лекционного курса обязательно выносится на семинар для выяснения степени освоения учебного материала студентами;

в) С целью облегчения усвоения материала по каждому из разделов предлагается определенный перечень задач и упражнений, которые разбиты по уровням сложности.

9. Рекомендуемый перечень тем практических занятий (по разделам) не предусмотрен

10. Рекомендуемый перечень тем семинарских и иных занятий (по разделам)

1. Понятие как логическая форма. Общая характеристика понятия. Отношения между понятиями.

2. Суждение как основная логическая форма мышления. Виды суждений.

3. Отношения совместимых и несовместимых суждений (логический квадрат).

4. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения (выводы из простых суждений).

5. Простой категорический силлогизм (ПКС).

6. Индуктивные умозаключения (полная и неполная индукция).

Умозаключения по аналогии.

  1. Логические основы аргументации.

11. Дополнительный учебно-методический материал

1. logic.philos.msu.ru/: Кафедра логики философского факультета Московского Государственного Университета.

2. csa.ru/diclirus/: Логика в России в XX веке.

3.logic.philosophy.pu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=52&Itemid=73 (Официальный сайт кафедры логики Санкт-Петербурга).

4. logic.ru/ (Сайт электронного журнала Logical Studies).

Приложение 1

Календарный план чтения лекций

п/

п

Краткое название темы

Дата и №№ недели

Друг. виды ауд занятий

1

Предмет и значение логики и теории аргументации

2

Понятие

3

Суждение

4

Умозаключение

5

Основные законы правильного мышления

6

Логические основы аргументации

7

Способы аргументации

8

Аргументация и ценности

9

Объяснение и понимание в аргументации

10

Некорректная аргументация

11

Аргументация и спор


Приложение 2

План - график самостоятельной работы


№ не де ли

Вид работы

Норматив час/задание

Объем (кол - во заданий)

Трудоемкость (час)

Всего за неделю ( час)

1

Подготовка к семинару

«Понятие как логическая форма. Отношения между понятиями».

5

1

5

5

2

Подготовка к семинару

«Суждение как основная логическая форма мышления. Виды суждений».

5

1

5

5

3

Подготовка к семинару

«Отношения совместимых и несовместимых суждений (логический квадрат)».

2

1

2

2

4

Подготовка к семинару

«Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения (выводы из простых суждений)».

5

1

5

5

5

Подготовка к семинару

«Простой категорический силлогизм (ПКС). Сокращенный силлогизм (энтимема)».

5

1

5

5

6

Написание контрольных работ

35

1

35

35

7

Подготовка к зачету

35

1

35

35



Вопросы к зачету

  1. Предмет и значение логики.

  2. Понятие как форма мысли. Виды понятий.

  3. Операция определения

  4. Операция ограничения и обобщения понятий.

  5. Операция деления объема понятия. Виды деления.

  6. Отношения между понятиями.

  7. Суждение как форма мысли. Структура простого суждения. Виды простых суждений.

  8. Распределенность терминов в суждениях.

  9. Виды сложных суждений. Табличные определения логических связок.

  10. Умозаключение как форма мышления, его структура. Виды умозаключений.

  11. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату и посредством изменения структуры суждения.

  12. Простой категорический силлогизм (ПКС). Структура силлогизма.

  13. Фигуры и модусы ПКС.

  14. Способы проверки правильности категорического силлогизма.

  15. Проверка правильности умозаключений из сложных суждений табличным способом.

  16. Индуктивные умозаключения, их общая характеристика. Виды индукции.

  17. Умозаключения по аналогии. Вероятность выводов по аналогии.

  18. Аргументативный процесс. Структура аргументативного процесса и его виды.

  19. Уловки при аргументации.

20. Правила аргументации по отношению к тезису, аргументам и демонстрации.


© 2010-2022