Исследование Танец как фактор воспитания

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияИсследование Танец как фактор воспитанияСодержание


Введение………………………………………………………………...............3

Глава I ТАНЕЦ, КАК ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ…...6

1.1 Теоретические основы организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана…….6

1.2 Специфика нравственного воспитания школьников средствами танцевальной культуры……………………………………………………….11

Глава II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………………15

Заключение…………………………………………………………….............24

Список использованной литературы…………………………………...........26

Приложение…………………………………………………………………...29















Введение


Актуальность исследования. Изменившаяся политическая и социально-экономическая ситуация в Казахстане ставят задачу обновления системы образования в Республике в соответствии с интеграционными процессами в мировое образовательное пространство, с направленностью на развитие самосознания личности, приобщение ученика к духовной культуре, творческой деятельности. В новой редакции Закона Республики Казахстан «Об образовании», как одно из приоритетных задач отечественной системы образования выделяется «приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского народа и других этносов республики».

Актуальность проблемы эстетического, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения связана с нарушением целостности формирования личности школьника, когда школа ограничивается в основном образовательным процессом, а воспитание с утверждением нравственно-эстетического отношения к действительности, выпадает из реального образовательного процесса. Ситуация усугубляется тем, что дети растут в новой современной социокультурной среде, «заполненной» зарубежными культурно-потребительскими ценностями, которые широко пропагандируются средствами массовой информации. Особой проблемой становится то, что у школьников отсутствует прочный культурно-этнический базис, тот самый стержень, который имеет основополагающее значение в эстетическом воспитании личности. Необходимость создания педагогических условий для организации эстетического воспитания определяется тем, что оно связано с развитием идеалов и потребностей, восприятием прекрасного, с формированием ценностного отношения между человеком и миром.

Анализ воспитательной практики школы показал, что для воспитания недостаточно систематического обучения. Необходимы и специально организуемое ценностно-ориентированное общение с развитием эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности. Одним из средств эстетического, нравственного и физического воспитания является танцевальное искусство, которое дает зрительно-эмоциональное наслаждение от красоты движений, от гармоничного сочетания музыки и танца. Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без перевода людям всех возрастов и рас, танец несет в себе определенную национальную окраску. Танцевальное искусство, отражая эстетические стороны мира человека - прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое во взаимоотношениях людей, тем самым выполняет функцию социализации людей, и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи.

Педагогические возможности искусства в эстетическом и нравственном воспитании отмечали многие видные ученые-психологи: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.М.Рубинштейн, Б.И.Теплов и др.

Ведущую роль в системе эстетического, нравственного и физического воспитания школьников средствами танцевальной культуры должна играть школа, призванная реализовать содержание, формы и методы учебной и внеучебной деятельности учащихся эстетической направленности. Однако на практике эта роль сводится часто к использованию занятий по хореографии, ритмике, факультативов по танцам при подготовке и проведении отдельных школьных или внешкольных мероприятий, а эстетическое и нравственное воспитание средствами народного танца носит эпизодический и случайный характер.

Эффективная реализация эстетического, нравственного и физического воспитания средствами танцевальной культуры сдерживается недостаточной разработанностью условий организации эстетического, нравственного и физического воспитания школьников, отсутствием в школе действенной системы организации внеучебной работы и внеклассной деятельности учащихся по изучению художественных ценностей танцевальной культуры.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании организации эстетического, нравственного и физического воспитания школьников средствами танцевальной культуры.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность эстетического, нравственного и физического воспитания школьников средствами народной танцевальной культуры.

- определить специфику и возможности танцевальной культуры в эстетическом, нравственном и физическом воспитании школьников.

- выявить и теоретически обосновать педагогические условия организации эстетического, нравственного и физического воспитания школьников средствами танцевальной культуры.

Объект исследования: процесс организации эстетического, нравственного и физического воспитания учащихся.

Предмет исследования: организация эстетического, нравственного и физического воспитания школьников средствами танцевальной культуры.

Методы исследования: методы теоретических исследований, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.








Глава I. ТАНЕЦ, КАК ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ


1.1 Теоретические основы организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана

По определению, данному в философском словаре, «Эстетическое воспитание» связано со специфическим проявлением ценностного отношения между человеком и миром, восприятия прекрасного».

«Одной из важнейших черт настоящего человека», как считал В.А. Сухомлинский, является «эстетическое богатство, тонко развитая потребность в прекрасном». (1) В.А.Сухомлинский рассматривал воспитание красотой в совокупности с нравственным и интеллектуальным, он называл «творение красоты источником тех сил, благодаря которым человек заставляет себя быть хорошим». (2)

Л.С. Выготский же видел целью искусства - формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. (3)

Философы убеждают, что человеку дается от природы лишь организм, обладающий определенными строением, задатками функциями. Только культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.

Как результат анализа сущности понятий «культура», «искусство» мы представляем схему элементов культуры и искусства (Рисунок 1). (4)

В культуре выделяются наряду с другими элементами два основных элемента: нравственность и искусство. В искусстве аккумулируются художественно-эстетические ценности. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

О единстве нравственного, эстетического, морально-волевых базовых личностных качеств говорит в своей работе А.Б. Нурлыбекова. Через активное восприятие прекрасного в процессе собственной творческой деятельности идет освоение новых социальных, нравственных ценностей.(5)

Традиции - устойчивая сторона культуры

Ценности-фундамент всякой культуры

Элементы культуры

Верования

Знания

Законы

Обычаи

Способности

Нравственность:

Добро, Красота,

Истина

Искусство-

сфера эстетического в культуре



Форма чувственного познания

как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; общение с другими поколениями

Аккумуляция художественно-эстетических ценностей: идеациальных (Бог); чувственных (ценность чувств);

идеалистических (ценность разума)

Способы чувственного постижения мира: потребности, вкусы, сознание

Факторы нравственного развития.

Постижение прекрасного, нравственных ценностей

Специальные средства коммуникации и компенсации бессознатель-ных импульсов




Виды искусства, жанры


сценические искусства

музыка

живопись

литература

Танцевальное искусство,

имеющее самые глубокие исторические корни, вбирающее в себя необходимые компоненты из других видов искусства- музыкальность, театральность, изобразительность, образность, зрелищность и др.




Рисунок 1 - Культура и ее элементы


Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев указывали на единство нравственного и эстетического воспитания, развивая идеи о нравственном становлении ребенка через теорию о высших психических функциях. (6) Ученые установили, что высший присущий человеку уровень развития, отличающийся сознательностью, смысловой организацией, произвольностью, возникает в процессе вхождения личности в мир этической культуры.

Важно отметить, что формированию эстетических и нравственных ценностей отводилось важное место в народной педагогике, которая через устное народное творчество передавала нравственные ценности, игравшие огромную роль в воспитании детей.

Великий мыслитель Аль-Фараби объединял в системе воспитания людей обучение искусству и нравственное воспитание. Воспитание, по убеждению мыслителя, - это деятельность учителя, наставника, преследующая цель выработать у молодого человека определенные нравственные нормы поведения и практические навыки овладения ремеслом (искусством).

В результате анализа психолого-педагогических исследований, мы приходим к выводу, что необходимо формировать такую личность, для которой прекрасное есть норма, неотделимая от нравственных ценностей.

Основополагающим компонентом организации эстетического воспитания признано искусство, особенно художественно-творческий опыт не только своего, но и других народов. Рассматривая искусство как специфическое явление в жизни человека и общества, мы подразумеваем все его виды, жанры: литературу, живопись, музыку, сценические искусства, искусства прикладные. Одной из составных частей духовной культуры жизни этносов, имеющей самые глубокие исторические корни, во все времена популярной в народе, является танцевальное искусство. Танец вбирает в себя необходимые компоненты из других видов искусства- музыкальность, театральность, изобразительность, образность, зрелищность и т.д.

Говоря об эстетическом воспитании средствами народной танцевальной культуры, подразумеваем воспитание потребности в этом виде искусства, развитие его чувствования и понимания истории народов, их танцевальной культуры, способности к творчеству.

На основе анализа определений понятия «эстетическое воспитание», мы уточняем это определение с учетом средств народной танцевальной культуры в следующем виде: Эстетическое воспитание школьников средствами танцевальной культуры - это процесс целенаправленного развития интереса и способности личности к познанию и полноценному восприятию прекрасного в народной танцевальной культуре, в других видах искусства, с выработкой системы представлений об истории народов, их танцевальной культуре, формированием потребности проявлять себя в искусстве народного танца и других видах искусства, вносить элементы прекрасного в жизнь и деятельность.

Тогда эстетическую воспитанность средствами народного танцевального искусства, как танцевальной культуры можно определить как: личностное образование, проявляемое в избирательном отношении к произведениям танцевального искусства, социокультурной деятельности, основанном на интересе к познанию, художественно-эстетическом восприятии, анализе и оценке произведений танцевальной или другой художественной культуры, художественной информации, эстетической деятельности, поведения.

Критериями проверки эффективности организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры, как соответствие конечных результатов запланированным, могут быть такие сформированные качества личности, как развитое эстетическое восприятие, познание художественно-эстетического явления, эстетический вкус, эстетические потребности, эстетические идеалы, художественно-творческая деятельность, поведение, самообразование.

Обучение и развитие всегда происходят в определенных пространственно-предметных, межличностных, социокультурных условиях, которые могут и способствовать, и затруднять обучение и развитие под влиянием педагогических воздействий. Условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся.

В организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры с использованием нового подхода к обучению-воспитанию, к организации эстетического воспитания средствами танцевальной культуры можно говорить о создании следующих условий: мотивационно-целевые (направленность педагогов к созданию здорового психологического климата; мотивированность школьников к обучению и воспитанию (программные листы с графой самоконтроля);

организационные условия, включащющие в себя непрерывное формирование у школьников информационных знаний о танцевальной культуре народов Казахстана и умений в процессе танцевальной подготовки (коллективные и групповые формы обучения, непрерывная дидактическая игра), активные методы обучения (синтез, анализ, проблемный, исследовательский и др.), своевременный контроль и самоконтроль, организация самостоятельной исследовательской работы школьников, создание системы творческих отношений между школами и этническими центрами;

содержательные условия: ориентация содержания гуманитарного цикла школьного образования на формирование эстетического воспитания; интеграция знаний об истории народов, их быте, культуре, ценностях, истории народной танцевальной культуры, учебное пособие со схемами-стабильной наглядностью, изучение танца от целостной картины его восприятия к элементам, изучение танца от целостной картины его восприятия к его элементам.

Методическими ориентирами в построении концептуальной модели организации эстетического воспитания средствами народной танцевальной культуры являются такие подходы, как системный, личностно-деятельностный, культурологический, проблемный, аксиологический (см. Приложение 1). (7)

На основе проведенного анализа литературы по исследуемой нами проблеме мы пришли к выводу о целесообразности рассмотрения трех компонентов сформированности эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана - мотивационного, содержательного и деятельностно-творческого. Им соответствуют определенные критерии и показатели: отношение к танцевальному творчеству; умение воспринимать, иметь представления о видах народных танцев; умение исполнять танец, создавать новые композиции.

1.2 Специфика нравственного воспитания школьников средствами танцевальной культуры

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как общественно-социального, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. Задачи нравственного воспитания личности, разработка соответствующих программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации.

Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по проблемам нравственного воспитания (Дж. Брунер, С.Г. Ваниева, Л. Выготский, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.). В их работах нравственное воспитание понимается как процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Огромное значение придавал нравственному воспитанию основоположник русской педагогической науки, талантливейший педагог - практик К. Ушинский.

Особая роль в нравственном воспитании ребенка принадлежит танцам. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное танцевальное воспитание они получают в детском саду - в последующем и в школе. Ведь физическое воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. (8)

Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, танцами в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Главное, что должен сделать педагог, преподающий танцы, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание». (9) Однако, как отмечал Л. Выготский, танец не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, он способен лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание танца, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. «Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору…». (10) Поэтому нравственное воспитание на уроках танца состоит в том, чтобы привить умение сопереживать танцам и чужому человеку через танцы, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Танец - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир -педагогических ценностей. Поэтому так актуален в танцевальном и художественном образовании аксиологический подход, который предполагает поиск «диалогической истины». (11).

Одной из первых вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетическом развитии детей всех учебных заведений, дошкольных, внешкольных, культурно-просветительских учреждений, театров, музеев поставила В. Шацкая. Она рассматривала музыкальное и танцевальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению В. Шацкой, способности слушать и слышать музыку, уметь танцевать не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. (12)

Особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых - педагогов в области методики преподавания музыки и танцев, прежде всего Л.Н. Алексеевой. Ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня. В связи с этим ею предлагаемый курс может служить дополнением к программе Д.Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя нравственными акцентами. Школа как отражение социальной среды является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами нравственного развития на любом уроке, особенно на уроках музыки и танцев. (13)

Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами танца не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость.

Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Педагогические концепции последних лет подчеркивают необходимость учета в учебно-воспитательном процессе не столько возрастных особенностей школьника (хотя и это необходимо), сколько индивидуальных. В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой танцевальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Танец, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на танец помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым танцам. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.

Таким образом, танец оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности. Поэтому необходимо давать танцевать не только на хореографии, но и во время других видов деятельности ребенка.



Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Опытно-экспериментальная работа по реализации модели организации эстетического, нравственного и физического воспитания школьников средствами народной танцевальной культуры включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В опытно-педагогической работе приняли участие 45 школьников, из них в экспериментальных группах - 25 и 20 школьников - в контрольных группах.

Учитывая поэтапный характер: содержание и специфику исследуемого процесса с учетом особенностей процесса эстетического, нравственного и физического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана, нами выделены следующие составляющие компоненты, критерии и показатели, наличие и уровень выраженности которых позволяет судить об уровне эстетической воспитанности учащихся средствами народного танца (см. Таблицу 1). (14)

Таблица 1

Критерии и показатели эстетической воспитанности школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана


Компо-ненты

Критерии

Показатели

Мотив.

Отношение к танцевальной культуре народов РК

Интерес и потребность к эмоциональному восприятию танцевального творчества и исполнительства

Содер.

Информированность в сфере танцевальной культуры

Знание сущностных сторон народных танцев;

Знание оценочных признаков танцевального искусства.

Деятельностно-творчес.

Владение исполнительской, творческой деятельностью, поведением, духовным общением.

Умение исполнить танец, создавать новые композиции.

Умения и навыки эстетического поведения, деятельности.

На основании выделенных компонентов, критериев и показателей нами было выделено три возможных уровня эстетической воспитанности школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана: высокий, средний и низкий. Качественные характеристики проявления эстетического воспитания школьников по уровням: низкий уровень эстетической воспитанности характеризуется тем, что учащиеся не интересуются изучением народных танцев, интерес носит ситуативный характер, знаний об истории народов, их культуре практически нет, нет опыта исполнения танцев; средний уровень - учащиеся имеют неустойчивые интересы к изучению народной танцевальной культуры, имеют некоторые знания, могут исполнять танцы, но исполнение носит репродуктивный характер; высокий уровень характеризуется развитым интересом и высоким эмоциональным восприятием танцевальной культуры, умеют оперировать информацией о танцах, культуре, имеют оценочные суждения, имеют опыт самостоятельного творческого применения своих знаний в исполнении народных танцев.

На этапе констатирующего эксперимента нами были изучены педагогические условия эстетического воспитания школьников: мотивационные, содержательные, деятельностно-творческие. Характеристика данных условий была дана на основе изучения планов, программ школьных занятий по хореографии, наблюдение за поведением школьников, деятельностью. (15)

Для исследования уровня интереса школьников к народной танцевальной культуре, состояния эстетической воспитанности мы провели с помощью методик, анкет, метода наблюдений.

В анкетном опросе констатирующего эксперимента приняли участие 45 учащихся. Обработка данных проводилась методом сплошной выборки.

На основе анализа проведенного анкетного опроса можно сделать вывод, что в школах, где ведется хотя бы кружковая работа по хореографии, сформирован интерес к изучению народной танцевальной культуры.

Выявление уровня эстетической воспитанности школьников на этапе констатирующего эксперимента показало, что усилий педагогов в организации эстетического, нравственного и физического воспитания учащихся средствами народного танцевального искусства явно недостаточно: при достаточном уровне сформированности мотивационного компонента, содержательный и деятельностно-практический компоненты эстетической воспитанности школьников представлены в основном низким и средним уровнями. На наш взгляд, в большинстве случаев низкий уровень эстетической, нравственной и физической воспитанности школьников в этапе констатирующего эксперимента связано с отсутствием целенаправленной работы по использованию педагогических возможностей танцевальной культуры народов Казахстана и неэффективной организацией эстетического, нравственного и физического воспитания в школе. В итоге не создаются условия для развития интереса к танцевальной культуре народов страны, мотивация к их овладению. Уровень информированности школьников по рассматриваемому аспекту народного искусства остается низкой, а эстетическое поведение, овладение искусством танца находятся также не на должном уровне (см. Рисунок 2). (16)

Рисунок 2 - Уровень эстетической, нравственной и физической воспитанности школьников средствами танцевального искусства народов Казахстана по данным констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы


Анализ школьных занятий по ритмике, хореографии, факультативам по танцам показал, что при изучении танцев чаще всего используется методика развития подражательных способностей ученика. Автор же Ш.Жиенкулова в своей книге «Танцы друзей» считает, что приступая к разучиванию танца, руководитель должен рассказать детям о народе, который создал данный танец, о его характере, обычаях, культуре. Это поможет ребятам правильно и выразительно исполнить народный танец.

В результате проделанной работы для организации эстетического, нравственного и физического воспитания средствами народной танцевальной культуры была создана программа, пособие по народной танцевальной культуре, тестовые вопросы.

Весь учебный материал учебного пособия разделен на модули. Каждый модуль представлен в виде схемы в соответствии с принципом целостности, для обучения восприятию отдельных событий как части единого мира и обеспечение обучения через все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический (см. Рисунок 3). (17)

Казахский народный танец

Природные условия

внутриконтинентальное положение в центре материка Евразии.

Горы, степи, озера

Труд:

животноводство, земледелие, хлопчатник, сахарная свёкла, подсолнечник


Быт, обычаи, традиции.

Беташар, шилдехана, бесик той, тусау кесер, сундет той,празднества, связанные с календарём трудового года"наурыз"

Религия, ценности

женщина была хранительницей очага. Несмотря ни на что женщина остается мягкой и женственной, гордой и сильной, понимающей, что в ее руках заключена вся мудрость мира

Костюм

Исследование Танец как фактор воспитания

Виды танцев

"Беркут и лиса", "Танец акынов", "Акку", «Кара жорга»

Особенности танца

экспрессивность исполнения, резкость движений, подвижность плеч, "игра" суставов, напряжённость и собранность корпуса, гибкость,

танцы парные, исполняемые юношей и девушкой

Движения-символы

«Кошкар муииз», «Кереге коз», «кииз уй», «Сыйлык», «Кызгалдак», «Бота мойын», «Тумарша», «Орнек», «Камшы устау»


Узор танца

Круг, прямая линия.

Ансамбли

Знаменитости

Исполнители

«Салтанат», "Молодой балет Б.Аюханова", «Алтынай», «Наз»

Шара Жиенкулова, Булат Аюханов, Даурен Абиров


Рисунок 3 - Схема для изучения казахского танца


В центре схемы размещается рисунок, фото костюма народного танца. Схема поделена на сегменты, в которых содержится следующая информация: историческое место проживания народности, природные условия, быт, труд, отношение народности к религии, ценности данного народа, история танца, виды танцев данной народности, особенности танца, движения-символы, узор танца, кто исполняет этот танец, ансамбли, исполняющие этот танец.

Обучение-воспитание по новому подходу состоит из шести этапов: мотивационно-целевого, содержательно-творческого, организационно-деятельностного с исследовательскими элементами, оценочно-регулировочного с самооценкой, коррекционного, контрольно-результативного (см. Рисунок 4). (18)

1 этап

Мотивационно-целевой этап

  • Раскрытие значимости изучаемого.

  • Работа с программой. Постановка цели.

  • Актуализ-я знаний, привлечение опыта уч-ся.

  • Вх.контроль. Самооценка. Назначение помощника.Методы: Беседа. Рассказ.


2этап

Содержательно-творческий этап

  • Освоение историко-теоретических знаний по танцевальной культуре;

  • Исследование схемы;

  • Вопросы творческого характера для привлечения опыта, знаний детей .

Методы: Синтез. Беседа. Исследовательский.


3 этап

Организационно-деятельностный, с исследовательскими элементами

Развитие способности визуального восприятия;

Демонстрация целостной картины танца (исполнение танца, просмотра танца в записи);

анализ движений, рисунка, содержания танца в работе по группам;

обсуждение, обмен мнениями; самооценка.

Изучение движений. Упражнения. Методы: Синтез. Исследовательский.


4этап

Упражнения. Оценочно-регулировочный. Самоконтроль

Упражнения. Самоконтроль достигнутого, работа с консультантом или в группе. Методы: Анализ.Упражнения.


5 этап

Коррекционный

Отладка изученного, отработка движений; Работа в паре, самостоятельно. Взаимоконтроль. Исследование возникших проблем. Решение мозговым штурмом. Методы: Упражнения. Проблемный.


6 этап

Контрольно-результативный

Итоговый контроль по теме, модулю.

(Контроль правильности выполнения движений, знание понятий, определений) Методы: Анкетный опрос, тест. Постановка танца.

Рисунок 4 - Этапы организации эстетического, нравственного и физического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.

Такая организация эстетического, нравственного и физического воспитания средствами народной танцевальной культуры в условиях обучения-воспитания по новому подходу раскрывает творческие способности, отходит от формальных методов обучения.

Как показало исследование, школа может расширять свое воздействие на сферу свободного времени учащихся. Эта деятельность оказалась связанной с этническими культурными центрами, где школьники могли выполнять исследовательскую работу по изучению истории малых народов, населяющих Казахстан, их культуру, танцевальное искусство.

Оправдала себя система комплексного планирования совместной работы школы и этнических культурных центров по организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана, ставшая ныне нормой.

К объективным возможностям совершенствования системы эстетического воспитания средствами танцевальной культуры народов Казахстана мы относим:

- последовательное и систематическое проведение занятий по изучению танцевальной культуры народов, истории их жизни, быта;

- проведение внешкольных мероприятий, исследовательской работы в этнических культурных центрах, дополняющих и углубляющих знания, формируемые на уроках истории, литературы, музыки и изобразительного искусства;

- осуществление в школе внеклассных мероприятий (неделя «Дружбы народов», фестиваля народных танцев и др.) с участием представителей этнических культурных центров;

- Осуществление в школе индивидуального воспитательного воздействия с учетом особенности личностных качеств школьника, его интересов с ростом его самосознания, самоуправления;

- Создание в танцевальном коллективе благоприятной для эстетического воспитания школьников психологической атмосферы;

- Координация воспитательной деятельности школы и этнических культурных центров в сфере свободного времени.

Не менее важно в ходе заключительного этапа формирующего эксперимента было тщательно проанализировать произошедшую динамику уровня эстетической, нравственной воспитанности школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана. По данным, наглядно представленным на рисунке 5, можно отметить, что за период поэтапной организации эстетического воспитания школьников средствами народного танцевального искусства в экспериментальных группах произошли заметные положительные сдвиги в уровне эстетической и нравственной воспитанности школьников. Наиболее существенным можно считать значительное сокращение группы детей с низким уровнем эстетической и нравственной воспитанности. Их число сократилось до 6,9% (начальный этап - 23,3%, заключительный этап - 60,7%), (см. Рисунок 5). (19)

Результаты Результаты

констатирующего формирующего

эксперимента эксперимента


Рисунок 5 - Динамика развития уровней эстетической воспитанности школьников средствами народного танцевальной культуры

При этом отмечен наиболее высокий прирост показателя содержательного и деятельностно- творческого компонентов. Это говорит о том, что в результате поэтапной организации эстетического воспитания средствами танцевальной культуры народов Казахстана в экспериментальных школах были созданы благоприятные условия как в учебном процессе, на факультативных занятиях, так и во внеклассной деятельности для повышения интереса, усвоения знания и овладения искусством народного танца этносов Казахстана. (20)

Таким образом, анализ опытно-экспериментальной работы, проведенной в целях проверки эффективности организации эстетического, нравственного и физического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана, в основу которой положены выявленные педагогические условия, позволил сделать вывод о том, что существующая проблема и поставленные задачи решены в ходе исследования. Полученные результаты показывают, что применение методики поэтапной организации эстетического, нравственного и физического воспитания школьников в исследуемом аспекте оказывает существенный положительный эффект, развивая интерес учащихся к танцевальной культуре народов страны и мотивацию к их овладению, формирует эстетический вкус и восприятие прекрасного в сфере танцевальной культуры, вырабатывает эстетическое поведение, овладение искусством народного танца, а также умение анализировать и создать новые творческие композиции.








Заключение


На основании полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных нами предлагаются следующие выводы и рекомендации:

Эстетическое воспитание школьников средствами народной танцевальной культуры - это процесс целенаправленного развития интереса и способности личности к познанию и полноценному восприятию прекрасного в народной танцевальной культуре, в других видах искусства, с выработкой системы представлений об истории народов, их танцевальной культуре, формированием потребности проявлять себя в искусстве народного танца и других видах искусства, вносить элементы прекрасного в жизнь и деятельность.

Проведенный анализ танцевальной культуры народов Казахстана показал, что средства народного танца в силу своих огромных педагогических возможностей являются наиболее эффективным средством в организации эстетического воспитания школьников. Танцевальная культура народов Казахстана через эстетическое воздействие, в процессе целенаправленного их восприятия, изучения и анализа, занятий в рамках деятельности танцевального коллектива, благодаря художественному творчеству на факультативных занятиях и во внеклассной деятельности осуществляет эстетические воспитательные функции.

Для обеспечения эффективности процесса эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

- мотивационно-целевые: направленность педагогов к созданию здорового психологического климата; мотивированность школьников к изучению народного танцевального искусства;

- организационные: непрерывное формирование у школьников информационных знаний о танцевальной культуре народов Казахстана и умений в процессе танцевальной подготовки; активные методы обучения, своевременный контроль и самоконтроль, организация самостоятельной исследовательской работы школьников, создание системы творческих отношений между школами и этническими центрами;

- содержательные: ориентация содержания гуманитарного цикла школьного образования на формирование эстетического воспитания; интеграция знаний об истории народов, их быте, культуре, ценностях, истории народной танцевальной культуры; разработка и внедрение учебного пособия со схемами-стабильной наглядностью; изучение танца от целостной картины его восприятия к элементам.

Результаты проведенного исследования подтверждают, что высокий уровень эстетической воспитанности школьников может быть достигнуто усвоением ими танцевальной культуры народов Казахстана, использованием его педагогических возможностей при поэтапной организации художественно-эстетической деятельности учащихся на факультативных занятиях и во внеклассной работе.

Эстетическое воспитание школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана целесообразно осуществлять целенаправленно и поэтапно, который представляет собой целостный процесс, включающий мотивационно-целевой, содержательно-творческий, организационно-деятельностный с исследовательскими элементами, оценочно-регулировочный, коррекционный и контрольно-результативный этапы.

Таким образом, наше исследование подтвердило выдвинутое первоначально предположение о том, что поэтапно организованный процесс эстетического воспитания школьников средствами танцевального искусства народов Казахстана на факультативных занятиях и во внеклассной деятельности в условиях школы с соблюдением комплекса педагогических условий позволит достичь достаточно высокий уровень эстетической воспитанности школьников.

Список исользованной литературы


1 Проблемы воспитания нравственных ценностей у школьников в практике общеобразовательной школы // Межвузовский сборник научных статей. -Алматы, 2006. -С.16-27.

2 Основные противоречия исполнительской педагогики в хореографическом искусстве // Материалы международной научно-практической конференции «Наследие и современные проблемы национальной культуры».- Уральск, 2006.-С. 333-335.

3 Воспитание актерского мастерства танцовщика в учебно-творческом процессе // Материалы международной научно-практической конференции «Наследие и современные проблемы национальной культуры».-Уральск, 2006.-С. 340-342.

4 Танец, как символическая форма культуры // Труды международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-5»-Шымкент, 2006.-С.244 -247.

5 К вопросу о развитии народной хореографии в Казахстане // Труды международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-6»-Шымкент, 2007.-С.125-128.

6 Роль и место преподавателя в учебном процессе и современном обществе // Материалы международной научно-практической конференции «Валихановские чтения-12».-Кокшетау, 2007.-С406-409.

7 Роль народных танцев в эстетическом воспитании // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные явления в современной культуре Казахстана».- Алматы, 2008. -С.311-317.

8 Специфика и возможности народной танцевальной культуры в эстетическом воспитании школьников // Ұлт тағылымы-Достояние нации. Научно-педагогический журнал. - Алматы,2008. - №3. - С.247-252.

9 К вопросу о сущностных и содержательных аспектах эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры // Ізденіс-Поиск. Научный журнал. - Алматы, 2008 №3(1).- С.182-187.

10 О педагогических условиях эстетического воспитания школьников средствами народной танцевальной культуры // Труды международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-7»-Шымкент, 2008.-С.125-128.

11 К проблеме совершенствования эстетического воспитания средствами народной танцевальной культуры // Ұлт тағылымы-Достояние нации. Научно-педагогический журнал. - Алматы, 2009. - №1(1). - С.81-84.

12 «Танцевальная культура народов Казахстана» // Учебное пособие. - Шымкент: ЮКГУ им. М.Ауезова,2009. - 142 с.

13 О технологии реализации педагогических условий эстетического воспитания школьников средствами народной танцевальной культуры // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы инновационного развития науки и образования».-Шымкент: МКТУ им. Х.А. Яссави, 2010,т.3.-С.205-211

14 Основные пути взаимодействия школ, этнических культурных центров в эстетическом воспитании школьников средствами народной танцевальной культуры // Білім-Образование. Научно-педагогический журнал. - Алматы,2010. - №2. - С.135

15 Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2004. - 215 с.

16 Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». - М.: Просвещение., 2010. - 231 с.

17 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., 1956. 4. Дж. Брунер. Культура образования [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. - М.: Просвещение, 2006. - 189 с.

18 Салимбаева Ш.О. Влияние эстетического воспитания на развитие личности школьника посредством танца. ЖГТУ, Тараз, 2015. - С.179-180.

18 Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Молодая гвардия, 1984. - 224 с.

19 Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - Л., 1989. - 312 с.

20 Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1987. - 210 с.













© 2010-2022