- Преподавателю
- Другое
- Урок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова
Урок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Титова А.М. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГУЗ «Макеевский строительный центр профессионально - технического образования им. Ф. И. Бачурина»
УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДИК В. Ф. ШАТАЛОВА
Подготовила мастер производственного
обучения Титова А. М.
г. Макеевка, 2014 г.
1.
Реформа системы профтехобразования требует от педагогов повышения уровня учебно-воспитательной работы, как педагогов, так и учеников.
Основные цели, которые должен ставить перед собой каждый педагог, с точки зрения В. Ф. Шаталова, должны быть такими:
-
привлечение учеников к изучению предмета;
-
улучшение технологии обучения и воспитания учеников.
Как показывает практика, решение второй задачи гораздо сложнее, чем первой. В. Ф. Шаталов показал, что решить эту задачу можно, если использовать в своей работе следующие методические приёмы:
-
Блоковое планирование и блоковый контроль знаний;
-
применение опорного конспекта и работу с ним на разных этапах урока;
-
введение системы поэлементного обучения решению задач;
-
использование системы поэтапного формирования знаний;
-
введение систематического само- и взаимоконтроля;
-
практиковать систематическую работу с поурочными карточками, которые включают не только конспект, но и систему упражнений , которые позволяют ученикам осознано изучать материал и готовить детей к решению задач;
-
введение более гибкой системы оценивания знаний учеников;
-
введение максимального повышения самостоятельности в процессе решения задач, выполнения других задач.
-
постоянно использовать систематическое повторение материала;
-
утвердить гласность в выставлении оценок, открытый учет знаний.
2.
Взяв за основу некоторые из методических приёмов В. Ф. Шаталова, я подготовила необычный урок производственного обучения. Необычность его в том, что на уроке присутствуют две группы, а не одна. Причем одна группа на курс старше второй.
Так первым пунктом стал приём В. Ф. Шаталова - многократное повторение изученного материала. После первого изложения нового материала следует второе. Вначале урока ученики повторяют ранее пройденный материал и только после того как все ученики группы усвоили пройденный материал, переходим к новой теме. Новая тема также повторяется 2 - 3 раза. Для лучшего усвоения материала ученикам была предложена презентация материала в слайдах. Т. е. ученики не только слышали, но и видели тот материал, который они должны изучить.
Одним из методических приемов, собственно для которого и была приглашена группа старшего курса, - это самоуправление учеников. Роли были распределены таким образом: основная группа была разбита на бригады по три человека. К каждой бригаде был прикреплен старшекурсник- наставник. В обязанности, которого входило объяснить и показать каждому своему подопечному на практике изложенный мастером материал. Такая форма проведения урока позволила найти индивидуальный подход к каждому ученику и уделить больше времени на обучение отстающих учеников. К тому же у учеников обеих групп возникает дополнительная мотивация к обучению и труду в целом. Когда такие ученики, пусть и на год старше, собственным примером показывают, как решаются задачи поставленные мастером, ученик больше старается и ему интересней учиться. Старшекурсникам так же более серьёзно начинают относиться к таким урокам. Они теперь не ученики, а учителя. Старательно объясняют то, что уже знают и внимательнее относятся к тому, что поясняет мастер. Старшекурсники чувствуют свою значимость и ответственность над подопечными.
Третьи приём, который использовался на уроке - более гибкая система оценивания и гласность в выставлении оценок.
Оценки в бригадах выставляет наставник - старшекурсник. И, как правило, оценки оказываются немного завышенными, что подстегивает учеников и является дополнительным стимулом в обучении. Перед тем как выставить оценку конкретному ученику, его работа обсуждается: оговариваются все аспекты работы ученика, ошибки и общий результат. Если оценка ученика не удовлетворяет, то работу можно переделать и оценку выставит уже мастер. Оценка учеников - наставников выставляется мастером, но учитывается и мнение подопечных: насколько наставник доходчиво объясняет, уделяет ли достаточно времени ученикам.
Итогом проведения урока с применение таких методических приемов стало:
-
Лучшее усвоение материала урока учениками.
-
Более высокие результаты качества выполненных работ.
-
Более высокие оценки.
-
Не выявилось ни одного неуспевающего ученика.
П Л А Н
урока производственного обучения
(проводимого в учебной мастерской)
группа № 21(2 курс) и № 1 (3 курс) « 11 » ноября 2014 г.
Тема урока № 6.7 Сварка пластин разной толщины сплошным и прерывистым швом внахлест.
Цели урока:
-
Образовательная цель: Научить учащихся правильно и качественно выполнять основные трудовые приемы и их составные, из которых состоит операция, формировать навыки планирования труда, выполнение технических требований
-
Развивающая цель: развить умение контролировать свои действия, применять имеющиеся знания на практике, решать проблемные ситуации.
-
Воспитательная цель: воспитать у учащихся стремление работать быстро и точно, осознание потребности в труде
.
Тип урока: Урок формирования знаний, умений и навыковсных операций.
Материально-техническое оснащение: Защитные щитки, электроды, щетки по металлу, молотки, сварочные щитки, образцы металла, сварочные аппараты.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД УРОКА
-
Организационный этап с 8:00 до 8:15
Проверка явки учащихся по журналу. Проверка внешнего вида.
-
Вводный инструктаж с 8:15 до 9:00
-
проблемный вопрос с целью выявления лидера - сварщика (слайд 2)
-
проверка знаний по технике безопасности (слайд 3)
-
Требования к одежде сварщика
-
Техника безопасности сварщика перед началом работы (подготовка рабочего места и инструментов; подготовка материалов) (слайд 4)
-
Безопасность работ при электродуговой сварке (подбор силы сварочного тока) (слайд 5 и 6)
-
Правила безопасности во время выполнения сварочных работ.
-
Проверка знаний, полученных на предыдущих занятиях производственного обучения и уроках спецтехнологии - «Учимся на чужих ошибка» (слайд 7)
-
Название дефекта
-
Причина его образования
-
Способы устранения
-
Сообщение темы и целей занятия.
-
Объяснении технологического процесса сварки пластин металла разной толщины сплошным и прерывистым швом внахлест.
-
Демонстрация шаблона и пояснение выполнения работы ( сплошной и прерывистый шов) (слайд 8)
-
Выполнение скоса кромок (слайд 9)
-
Текущий инструктаж с __9:00__ до _13:30_____
(самостоятельная работа обучающихся)
Проверка готовности рабочих мест учащихся к работе. Акцентирование внимания учащихся на типовых ошибках, на обязательности выполнения техники безопасности. Выдача заданий. Целевой обход рабочих мест, контроль учащихся.
-
Заключительный инструктаж с _13:30 до 14:00
Проверка выполненных работ, разбор типовых ошибок и их причин.
Выставление оценок, уборка рабочего места.
-
Рефлексия
-
Чему вы научились на этом уроке?
-
Легко ли вам удалось выполнить задание или были трудности?
-
Как бы вы оценили свою работу?
-
Что после урока вы себе скажите?
Вступительный инструктаж в виде презентации на большом экране вместе с многократным повторением дают возможность все ученикам в равной степени понять и запомнить материал урока.
Когда старшие товарищи (а не мастер) объясняют, а потом сами показывают, как нужно работать - учиться и проще и веселее. Возникает дополнительная мотивация: «если старшекурсники достигли такого уровня, то и я смогу»
Для старшекурсников такая форма проведения урока производственного обучения по-своему интересна. Теперь они не ученики, а учителя. Обостряется чувство ответственности и важности своей работы. Повышается самооценка ученика: «Мне доверили кого-то учить, значит, я способный ученик и достиг хороших результатов!»
Еще один плюс такой формы проведения урока производственного обучения - индивидуальный подход к каждому учащемуся. Ученики младшего курса разбиты на небольшие группы и прикреплены к наставнику-старшекурснику, которые может уделить достаточно времени каждому подопечному. А мастер контролирует работу уже наставников групп и отвечает на те вопросы учеников, ответы на которые не могут дать «наставники».