Урок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУЗ «Макеевский строительный центр профессионально - технического образования им. Ф. И. Бачурина»














УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДИК В. Ф. ШАТАЛОВА













Подготовила мастер производственного

обучения Титова А. М.








г. Макеевка, 2014 г.

1.

Реформа системы профтехобразования требует от педагогов повышения уровня учебно-воспитательной работы, как педагогов, так и учеников.

Основные цели, которые должен ставить перед собой каждый педагог, с точки зрения В. Ф. Шаталова, должны быть такими:

  1. привлечение учеников к изучению предмета;

  2. улучшение технологии обучения и воспитания учеников.

Как показывает практика, решение второй задачи гораздо сложнее, чем первой. В. Ф. Шаталов показал, что решить эту задачу можно, если использовать в своей работе следующие методические приёмы:

  1. Блоковое планирование и блоковый контроль знаний;

  2. применение опорного конспекта и работу с ним на разных этапах урока;

  3. введение системы поэлементного обучения решению задач;

  4. использование системы поэтапного формирования знаний;

  5. введение систематического само- и взаимоконтроля;

  6. практиковать систематическую работу с поурочными карточками, которые включают не только конспект, но и систему упражнений , которые позволяют ученикам осознано изучать материал и готовить детей к решению задач;

  7. введение более гибкой системы оценивания знаний учеников;

  8. введение максимального повышения самостоятельности в процессе решения задач, выполнения других задач.

  9. постоянно использовать систематическое повторение материала;

  10. утвердить гласность в выставлении оценок, открытый учет знаний.

2.

Взяв за основу некоторые из методических приёмов В. Ф. Шаталова, я подготовила необычный урок производственного обучения. Необычность его в том, что на уроке присутствуют две группы, а не одна. Причем одна группа на курс старше второй.

Так первым пунктом стал приём В. Ф. Шаталова - многократное повторение изученного материала. После первого изложения нового материала следует второе. Вначале урока ученики повторяют ранее пройденный материал и только после того как все ученики группы усвоили пройденный материал, переходим к новой теме. Новая тема также повторяется 2 - 3 раза. Для лучшего усвоения материала ученикам была предложена презентация материала в слайдах. Т. е. ученики не только слышали, но и видели тот материал, который они должны изучить.

Одним из методических приемов, собственно для которого и была приглашена группа старшего курса, - это самоуправление учеников. Роли были распределены таким образом: основная группа была разбита на бригады по три человека. К каждой бригаде был прикреплен старшекурсник- наставник. В обязанности, которого входило объяснить и показать каждому своему подопечному на практике изложенный мастером материал. Такая форма проведения урока позволила найти индивидуальный подход к каждому ученику и уделить больше времени на обучение отстающих учеников. К тому же у учеников обеих групп возникает дополнительная мотивация к обучению и труду в целом. Когда такие ученики, пусть и на год старше, собственным примером показывают, как решаются задачи поставленные мастером, ученик больше старается и ему интересней учиться. Старшекурсникам так же более серьёзно начинают относиться к таким урокам. Они теперь не ученики, а учителя. Старательно объясняют то, что уже знают и внимательнее относятся к тому, что поясняет мастер. Старшекурсники чувствуют свою значимость и ответственность над подопечными.

Третьи приём, который использовался на уроке - более гибкая система оценивания и гласность в выставлении оценок.

Оценки в бригадах выставляет наставник - старшекурсник. И, как правило, оценки оказываются немного завышенными, что подстегивает учеников и является дополнительным стимулом в обучении. Перед тем как выставить оценку конкретному ученику, его работа обсуждается: оговариваются все аспекты работы ученика, ошибки и общий результат. Если оценка ученика не удовлетворяет, то работу можно переделать и оценку выставит уже мастер. Оценка учеников - наставников выставляется мастером, но учитывается и мнение подопечных: насколько наставник доходчиво объясняет, уделяет ли достаточно времени ученикам.

Итогом проведения урока с применение таких методических приемов стало:

  • Лучшее усвоение материала урока учениками.

  • Более высокие результаты качества выполненных работ.

  • Более высокие оценки.

  • Не выявилось ни одного неуспевающего ученика.















П Л А Н

урока производственного обучения

(проводимого в учебной мастерской)

группа № 21(2 курс) и № 1 (3 курс) « 11 » ноября 2014 г.

Тема урока № 6.7 Сварка пластин разной толщины сплошным и прерывистым швом внахлест.

Цели урока:

  1. Образовательная цель: Научить учащихся правильно и качественно выполнять основные трудовые приемы и их составные, из которых состоит операция, формировать навыки планирования труда, выполнение технических требований

  2. Развивающая цель: развить умение контролировать свои действия, применять имеющиеся знания на практике, решать проблемные ситуации.

  3. Воспитательная цель: воспитать у учащихся стремление работать быстро и точно, осознание потребности в труде

.

Тип урока: Урок формирования знаний, умений и навыковсных операций.

Материально-техническое оснащение: Защитные щитки, электроды, щетки по металлу, молотки, сварочные щитки, образцы металла, сварочные аппараты.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД УРОКА

  1. Организационный этап с 8:00 до 8:15

Проверка явки учащихся по журналу. Проверка внешнего вида.

  1. Вводный инструктаж с 8:15 до 9:00

  1. проблемный вопрос с целью выявления лидера - сварщика (слайд 2)

  2. проверка знаний по технике безопасности (слайд 3)

  • Требования к одежде сварщика

  • Техника безопасности сварщика перед началом работы (подготовка рабочего места и инструментов; подготовка материалов) (слайд 4)

  • Безопасность работ при электродуговой сварке (подбор силы сварочного тока) (слайд 5 и 6)

  • Правила безопасности во время выполнения сварочных работ.

  1. Проверка знаний, полученных на предыдущих занятиях производственного обучения и уроках спецтехнологии - «Учимся на чужих ошибка» (слайд 7)

  • Название дефекта

  • Причина его образования

  • Способы устранения

  1. Сообщение темы и целей занятия.

  2. Объяснении технологического процесса сварки пластин металла разной толщины сплошным и прерывистым швом внахлест.

  • Демонстрация шаблона и пояснение выполнения работы ( сплошной и прерывистый шов) (слайд 8)

  • Выполнение скоса кромок (слайд 9)


  1. Текущий инструктаж с __9:00__ до _13:30_____

(самостоятельная работа обучающихся)

Проверка готовности рабочих мест учащихся к работе. Акцентирование внимания учащихся на типовых ошибках, на обязательности выполнения техники безопасности. Выдача заданий. Целевой обход рабочих мест, контроль учащихся.


  1. Заключительный инструктаж с _13:30 до 14:00

Проверка выполненных работ, разбор типовых ошибок и их причин.

Выставление оценок, уборка рабочего места.


  • Рефлексия

  1. Чему вы научились на этом уроке?

  2. Легко ли вам удалось выполнить задание или были трудности?

  3. Как бы вы оценили свою работу?

  4. Что после урока вы себе скажите?


















Урок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова


Вступительный инструктаж в виде презентации на большом экране вместе с многократным повторением дают возможность все ученикам в равной степени понять и запомнить материал урока.



Урок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова



Урок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова

Когда старшие товарищи (а не мастер) объясняют, а потом сами показывают, как нужно работать - учиться и проще и веселее. Возникает дополнительная мотивация: «если старшекурсники достигли такого уровня, то и я смогу»

Урок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова

Для старшекурсников такая форма проведения урока производственного обучения по-своему интересна. Теперь они не ученики, а учителя. Обостряется чувство ответственности и важности своей работы. Повышается самооценка ученика: «Мне доверили кого-то учить, значит, я способный ученик и достиг хороших результатов!»

Урок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова

Еще один плюс такой формы проведения урока производственного обучения - индивидуальный подход к каждому учащемуся. Ученики младшего курса разбиты на небольшие группы и прикреплены к наставнику-старшекурснику, которые может уделить достаточно времени каждому подопечному. А мастер контролирует работу уже наставников групп и отвечает на те вопросы учеников, ответы на которые не могут дать «наставники».

Урок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова

Урок с применением педагогических методик В. Ф. ШаталоваУрок с применением педагогических методик В. Ф. ШаталоваУрок с применением педагогических методик В. Ф. Шаталова

© 2010-2022