Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Выступление на МО учителя математики Бережновой Н.Н. по теме  «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики»                                                       Здоровье – это не всё,  но всё без здоровья – ничто! Сократ Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: “Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать”. Проблема с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на МО учителя математики Бережновой Н.Н.

по теме «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики»

Здоровье - это не всё,

но всё без здоровья - ничто!

Сократ

Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: "Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать". Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай". Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия "человек", "жизнь", "здоровье" взаимосвязаны и взаимозависимы.

Одной из главных задач нашей школы является охрана жизни и здоровья обучающихся. Данному вопросу стало уделяться большое внимание. Статистические данные говорят о том, что процент больных детей растёт. Увеличивается процент учащихся с хроническими заболеваниями. Поэтому я, как и большинство учителей нашего Лицея планирую свою работу на основе применения здоровьесберегающих технологий. Работая по данной проблеме, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса на уроках математики;

  • формирование у школьников смысловых основ здорового образа жизни, выработки у них индивидуального способа жизнедеятельности;

  • формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;

  • профилактика вредных привычек.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Учебная нагрузка по математике проводится в соответствие с Базисным учебным планом. На уроках математике мною дается индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени

Разноуровневые задания на уроках также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Для меня, как учителя, очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

У обучающихся преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

У обучающихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия я стараюсь создать обстановку доброжелательности, внести в урок положительный эмоциональный настрой.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы я учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого я стараюсь развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты в 5х классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам - проведению физических пауз, которые у нас в Лицее проходят очень интересно: под ритмичную музыку дети проводят зарядку..

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Применяют различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Потраченное время окупается - у детей повышается работоспособность, а, главное, происходит укрепление здоровья учащихся.

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

Основными современными требованиями к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий являются:

  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

  • в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

  • количество видов учебной деятельности (опрос, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

  • в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

  • в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

  • обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

  • должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

  • необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

  • необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

  • на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

  • нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

  • необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

  • необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.


© 2010-2022