Рабочая программа по экологии растений Тамбовской области (6 класс)

Учебный предмет «Экология растений» изучается в 6 классе. Основной целью курса «Экология растений» является развитие познавательного интереса к окружающей среде, главной составляющей которой является мир растений, при этом углубляются и дополняются знания, полученные при изучении ботаники. Учащиеся знакомятся с многообразием взаимоотношений у живых организмов в природе. Курс способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы развитию творческой деятельности учащихся...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по экологии растений Тамбовской области. 6 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Экология растений» изучается в 6 классе. Основной целью курса «Экология растений» является развитие познавательного интереса к окружающей среде, главной составляющей которой является мир растений, при этом углубляются и дополняются знания, полученные при изучении ботаники. Учащиеся знакомятся с многообразием взаимоотношений у живых организмов в природе. Курс способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.

Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

В теме 1 рассматривается предмет экологии как науки. Даются основные экологические понятия. Подчёркивается роль экологии в жизни современного общества.

В темах 2 - 6 изучаются основные абиотические факторы и адаптация к ним растений. Даётся представление об экологических группах растений по отношению их к этим факторам.

В теме 7 излагаются основы фитоценологии.

В теме 8 излагаются основы биоценологии.

В теме 9 рассматриваются проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой и пути их решения.

Учитывая возраст, следует аккуратно, в значительной степени упрощая (но, не искажая смысла) и подбирая соответствующие сравнения знакомить учащихся с основными понятиями и терминами.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов.

Программа предусматривает использование в процессе изучения курса «Экология растений» материалов, касающихся исключительно биологии представителей местной флоры и знакомство с разнообразием растительности родного края. Данная особенность программы в значительной степени облегчает задачу учителя и способствует активизации краеведческих исследований.

Программой предусматривается самостоятельная деятельность обучающихся по приобретению знаний, а так же учитель может использовать современные образовательные технологии (проектная, ИКТ и др.).

Изучение курса основано на использовании учебника:

Соколов А.С., Соколова С.А. Экология растений. Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/ Под ред. канд. биол. наук Г.А. Лады. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006. - 96 с.: илл.

Содержание программы.

Введение в экологию. (1 ч.)

Введение в экологию. Определение понятий «Экология», «Экология растений. Предмет исследования. Объекты исследования (популяции, сообщества). Из истории экологии. Основные методы экологических исследований. Учение об окружающей среде. Факторы среды. Связи с другими предметами (природоведение, ботаника, география). Роль экологии в жизни современного общества. Значение знаний экологии растений в хозяйственной деятельности человека. Экология растений как учебная дисциплина.

Основные понятия: экология, экология растений, окружающая среда, факторы среды, абиотические, биотические (биогенные) и антропогенные факторы, популяция, сообщество,

В результате изучения темы ученик должен:

  • Знать определение экологии.

  • Рассказывать историю становления экологии как науки.

  • Давать характеристику факторам среды.

  • Объяснять значение экологических знаний в хозяйственной деятельности человека.

Абиотические факторы в жизни растений (5 часов)

Солнечная радиация, её составляющие (видимый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение) и их биологическое действие. Значение света в жизни зеленых растений. Фотосинтезирующие пигменты (хлорофиллы и каротиноиды). Основы фотосинтеза. Разнообразие степени освещённости в природе. Классификация растений по отношению их к свету. Экологическая валентность (степень приспособленности). Адаптация растений к условиям освещённости. Бесхлорофилльные растения. Растения гетеротрофы (паразиты и сапрофиты).

Понятие почвы. Роль почвы в жизни растений. Процесс образования почвы. Основные типы почв. Классификация растений по отношению их к почве (псаммофиты, кальцефиты, галофиты, оксилофиты). Адаптация растений к произрастанию на разных почвах. Кто и как обрабатывает почву в условия дикой природы? Эрозия и деградация почв: причины и пути решения проблемы.

Физические свойства воды (растворитель, капиллярность, испаряем ость, замерзание). Биологическое значение воды (транспортное вещество, источник водорода, охладитель, создание тургора). Классификация растений по отношению их к воде (гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты суккуленты и склерофиты). Адаптация растений к произрастанию на почвах с разной обеспеченностью водой. Растения верховых болот и проблема физиологической сухости. Искусственное осушение и орошение - «плюсы» и «минусы».

Температурные границы жизни растений. Классификация растений по отношению их к условиям дефицита тепла (нехолодостойкие, неморозостойкие, морозоустойчивые). Классификация растений по отношению их к высоким температурам (нежаростойкие, жаровыносливые, жароустойчивые). Рельеф и экспозиция в распределении температур на почве. Адаптация растений к разным температурным условиям.

Атмосфера. Газовый состав. Круговорот основных газов. Прозрачность атмосферы и фотосинтез. Дыхание растений. Движение воздуха в жизни растений (иссушение, деформация побегов, полегание растений, ветровал, ветровая эрозия, перемещение снежного покрова, опыление, распространение плодов и семян). Растения индикаторы загрязнения воздуха.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

  • Знать определение фотосинтеза.

  • Характеризовать основные экологические группы растений по отношению к свету.

  • Объяснять понятия «компасность», «облигатность».

  • Доказывать, что свет обладает энергией

  • Знать определения анемофилия, анемохория.

  • Характеризовать иссушающее воздействие воздуха на растения.

  • Приводить примеры отрицательного влияния человека на атмосферу.

  • Знать определение почвы, эрозии.

  • Объяснять причины плодородия почвы.

  • Характеризовать состав почвы.

  • Давать характеристику экологическим группам растений по отношению к почве.

  • Называть основные адаптивные признаки.

  • Знать определения когезия, адгезия

  • Характеризовать роль растений в жизни растений

  • Давать характеристику экологических групп растений по отношению к воде

  • Называть особенности внешнего и внутреннего строения растений различных экологических групп.

  • Знать определения яровизация, стратификация.

  • Характеризовать значение температуры в жизни растений.

  • Перечислять адаптивные признаки растений к изменению температуры окружающей среды.

  • Формулировать правило предварения.

Растительные сообщества (5 часов)

Растительное сообщество (фитоценоз). Разнообразие растительных сообществ: бор (хвойный лес), дубрава (широколиственный лес), осиновые кусты, луг, луговая степь, солонец, верховое болото, низинное болото). Совокупность факторов, обуславливающая формирование растительных сообществ. Видовое разнообразие растений данных сообществ. Господствующие и сопутствующие виды сообществ. Сезонные изменения в сообществах. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения растений в сообществах. Смена сообществ. Искусственные сообщества. Жизненные формы растений.

Биоценоз. Составляющие биоценоза. Границы биоценоза. Биоценотические связи растений друг с другом, с грибами, животными. Пищевые связи. Роль сапротрофов. Симбиоз и паразитизм. Опыление растений животными. Распространение семян животными.

В результате изучения темы обучающиеся должены:

  • Знать определение фитоценоза и механизм его образования.

  • Объяснять причину смены сообществ.

  • Выявлять разницу между эфемерами и эфемероидами.

  • Применять знания для объяснения различий между искусственным и естественным биоценозами.

  • Рассказывать о растительных сообществах дубравы, бора, степи.

  • Выявлять особенности фитоценозов различных растительных сообществ.

  • Объяснять разницу между дерном и дерновиной.

  • Давать характеристику растительных сообществ осиновые «кусты», солонцы, сфагновые болота.

  • Характеризовать приспособления растений к условиям обитания разных растительных сообществ.

  • Знать определения биоценоз, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы.

  • Характеризовать взаимоотношения, складывающиеся в биоценозе между животными и растениями.

  • Называть причины питания растений насекомыми.

  • Характеризовать особенности круговорота веществ в биоценозах.

  • Объяснять роль бактерий в круговороте веществ.

Охрана растительности (6 часов)

Природа Окско-Донской равнины до активного освоения её человеком. Общее представление о растительном мире региона (Тамбовской области), как части Среднерусской лесостепи. Леса (основные массивы, крупные отъемы на плакоре, байрачно-балочные леса). Степи и их классификация. Современное состояние степных биоценозов. Формы воздействия человека на мир диких растений. Населенные пункты и сельскохозяйственные земли, как места обитания растений. Видовой состав растений культурного ландшафта. Сорняки. Охрана растительного мира области (формы и методы). Красная книга Тамбовской области. Роль школьников в деле охраны природы.

Экскурсии:

Фитоценоз пришкольной территории.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

  • Давать определение растительности.

  • Характеризовать основные растительные сообщества Тамбовской области.

  • Освещать современные проблемы сохранения растительных сообществ Тамбовской области.

  • Объяснять опасность исчезновения отдельных видов растений.

  • Называть этапы работы по охране растительности в Тамбовской области.

  • Давать понятие памятник природы, заказник, национальный парк, заповедник.

  • Рассказывать о структуре Красной книги.

  • Приводить примеры помощи в деле охраны растений школьников.

  • Знать растения Красной книги Тамбовской области.

  • Разделять растения Красной книги Тамбовской области на экологические группы.

  • Называть факторы отрицательно, сказывающиеся на растительность степей в современный период.

  • Систематизировать редкие растения степени на основе их цветения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ урока

№ урока

в теме

Тема урока

Количество

часов

Примечание


1.


1.

Введение в экологию

Введение в экологию. Экология растений как наука.

Экологические факторы. Экологические группы.

1

2.


1.

Абиотические факторы в жизни растений (5 часов)

Солнечная радиация как абиотический фактор.

1

3.

2.

Почва в жизни растений.

1

4.

3.

Вода и ее влияние на растения.

1

5.

4.

Температура как фактор окружающей среды.

1

6.

5.

Воздух и атмосфера в жизни растений.

1


7.


1.

Растительные сообщества (5 часов)

Растительные сообщества, их типы и структура.

1

8.

2.

Растительные сообщества Тамбовской области: дубрава, хвойный лес, луговая степь.

1

9.

3.

Растительные сообщества Тамбовской области: солонцы, болота, осиновые «кусты».

1

10.

4.

Сообщества живых организмов. Взаимосвязи организмов в сообществе.

1

11.

5.

Роль бактерий и грибов в фитоценозе. Смена растительных сообществ.

1


12.


1.

Охрана растительности (6 часов)

Влияние деятельности человека на растительность Тамбовской области.

1

13.

2.

Меры охраны окружающей среды в Тамбовской области.

1

14.

3.

Охраняемые территории Тамбовской области.

1

15.

4.

Фитоценозы ближайших окрестностей школы. Экскурсия.

1

16.

5.

Растения из Красной Книги Тамбовской области.

1

17.

6.

Экологическое состояние растительности Тамбовской области.

1

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

- определения основных понятий и терминов в курсе «Экология растений»;

- основные экологические факторы и степень их воздействия на растения в условиях Окско-Донской равнины;

- роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза;

- виды растений из региональной Красной книги, произрастающие в области, в районе, окрестностях конкретного населенного пункта;

основные формы и методы охраны редких растений области и применять эти знания на практике.

уметь:

классифицировать растения по экологическим группам на основании их внешней морфологии;

- объяснять связи между особенностями внешней морфологии растений и условиями, в которых они произрастают;

- характеризовать основные растительные сообщества, встречающиеся в окрестностях школы, уметь анализировать сезонные явления в данных фитоценозах;

- обосновывать роль растений в биоценозах и хозяйственной деятельности человека;

- замечать факты негативного воздействия человека на окружающую среду, конкретные растительные сообщества, отдельные виды растений и стараться по возможности предпринимать шаги по их ликвидации;

- применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

Литература:

  1. А.С. Соколов, Л.А. Соколова. Экология рапстений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / под ред. Канд. Биол. Наук Г.А. Лады. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006.

  2. Вент Ф.В. В мире растений. - М. 1972. - 192

  3. Государственные памятники природы Тамбовской области. Изд. 2-ое - Тамбов, 1989 - 127 с.

  4. Культиасов И.М. Экология растений. - М. 1982. - 384 с.

  5. Линд А.Э. Растительность Тамбовской области// Природа Тамбовской области.- Тамбов, 1955 - с.95-121.

  6. Петров В.В. Мир лесных растений. - М., 1978 - 168 с.

  7. Петров В.В. Растительный мир нашей родины. - М., 1991. - 207 с.

5

© 2010-2022