- Преподавателю
- Другое
- Проект по ознакомлению с окружающим миром Обитатели леса (экологическое воспитание)
Проект по ознакомлению с окружающим миром Обитатели леса (экологическое воспитание)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Семенова Л.С. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом Детского творчества «Искорка» г. Томска
База реализации проекта: ДЦ «Теремок»
Участники проекта: дети группы кратковременного пребывания «Знайка»
Тип проекта: Информационно-творческий
Реализация проекта: среднесрочный
Руководитель проекта:
Семенова Л.С.
Участник Прошенкина В.Л.
г. Томск 2015
Проект «Обитатели природы»
Введение
Постановка проблемы проекта:
У дошкольников есть потенциал, а он не востребован и их возможности в экологическом образовании реализуются не полностью.
Чтобы повысить экологическую культуру дошкольников, мы взяли технологию проектного метода. Это дает возможность вести экологическое образование на занятиях и в других видах деятельности. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием познавательного интереса к природе и ее обитателям. Метод тестирования по становлению экологической культуры (тесты и опросники: отношенческий и информационный) показал, что дети эмоционально отзывчивы на красоту природы, проявляют интерес к разным видам животных, но не в достаточной мере.
Проблема проекта: Какие педагогические условия могут обеспечить формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста по отношению к миру животных.
Актуальность проекта: Идея приобщения детей к природе имеет глубокие корни в педагогической науке. Эти мысли о влиянии природы на развитие детей не утратили актуальности до сих пор. В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры, поэтому важно пробудить интерес к живой природе как можно раньше, чтобы дети могли не только брать от природы, но и умели ухаживать за ней, относиться бережно к природе и ее обитателям. А знакомство с разнообразием мира животным можно использовать как метод воспитания гуманного, бережного и ответственного отношения к природе в условиях дополнительного образования.
Стихотворение: Все лучшее в людях из детства,
Как истоки добра сохранить.
Прикоснуться всем сердцем к природе,
Удивиться, узнать, полюбить.
Мы хотим, чтоб земля процветала,
Чтоб росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.
Объект проекта: Процесс формирования экологической культуры, познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: педагогические условия формирования познавательного интереса к природе и миру животных.
Основная часть:
Цель проекта: Повышать экологическую культуру дошкольников; формировать их первоначальные знания и представления о разнообразии мира животных.
Задачи проекта:
Расширять кругозор детей; пополнить их знания о животных разных стран.
Формировать познавательный интерес к многообразию животного мира;
Развивать творческие и интеллектуальные способности;
Воспитывать эстетическое и гуманное отношение к обитателям природы.
Ресурсное обеспечение:
Комплексный подход в работе над проектом.
Использование энциклопедических сведений о животных мира.
Совместная работа педагогов с родителями обучающихся.
Личностное развитие.
Гипотеза проекта: Дети, более полно познакомившись с миром животных, впоследствии будут интересоваться природой во всем её многообразии.
Источники информации:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деят-ть дошкольника, Москва, 2008
2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления
с природой, Москва Просвещение, 1987
3.Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала,
Издательство Просвещение,1992 г.
4.Детская энциклопедия «Росмэн» Москва, 1995
5.Зарипова А.А. «Ознакомление дошкольников с обитателями природы» Дошкольное воспитание 1991 год
6.Лучич М. В. Детям о природе, Издательство Просвещение, 1991
7.Никонова М. А. Краеведение, Издательство Academia, 2009
Основная часть
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный (ноябрь)
1.Обсуждение темы «Мир животных глазами детей» с участниками проекта;
2.Подбор и изучение литературы, анализ собранного материала;
3.Планирование содержания работы проекта;
2 этап - основной (декабрь - январь) включает в себя следующие разделы:
-
Познавательно-игровой
-
Творческо-игровой
-
Взаимодействие с родителями
-
Познавательно-игровой:
Ознакомление с окружающим миром
-
Беседы о животных:
-«Домашние и дикие животные», «Животные жарких стран»,
«Полярные животные», «Мы - в зоопарке»).
-
Игра-викторина: «Нам это интересно»
-
Изучение «Правил поведения человека с животными» по картам-схемам.
Творческие рассказы
-
Коллективное сочинение «Экологическая сказка»
-
Игровые речевые задания «Мы - фантазеры» (с использованием ТРИЗ):
-
«Придумай и опиши животное, которого нет на свете».
-
«Изобрети новое животное» (метод фокальных объектов).
Развитие речи
-
Сочинение рассказов детьми по темам:
«Что я знаю про цирк»;
«Мое любимое животное
-
Заучивание стихотворений о природе и ее обитателях.
-
Инсценировка стихотворений.
-
Дидактическая игра «Зоопарк» (если бы ты был(а) директором, то какие животные жили бы в твоем зоопарке?)
-
Словесные игры «Наш дом - природа».
-
Упражнения с элементами игровой информатики.
Инсценировка сказок: Дети любят брать на себя роль какого-то персонажа.
-
Творческо-игровой:
Конструирование
-
Танграм - упражнения «Животные»
-
Конструктор «Геометрические фигуры»; из контактной ленты - упражнение «Антилопа»; из счётных палочек (слон, олень).
Прикладное творчество
-
«Слон» - объемная игрушка; «Овечка» - аппликация
Рисование
Задания: «Рыбы, птицы, звери»; «Нарисуй несуществующее животное
«
-
Взаимодействие с семьей.
1) Советы и рекомендации для родителей
*по развитию у детей интереса к чтению:
а) «семейное чтение» о природе и животных;
б) посещение библиотеки; ознакомление с произведениями писателей
В.Бианки, И.Сурикова, А.Пушкина, С.Есенина, Е, Чарушина,
Н.Сладкова и др.
в) просмотр телевизионных передач «В мире животных», «Диалоги о
животных»
*по развитию фантазии (сочинение сказок и рассказов о животных);
2) Помощь родителей в подборе бросового материала для занятий
прикладным творчеством (коробочки, пластиковые бутылочки т.д.)
3) Изготовление кормушки для птиц.
4) Оформление фотовыставки « Наши дети и животные».
3этап - заключительный (февраль)
1.Оформление итоговой выставки «В гостях у природы»:
а) Альбомы: «Мои первые рассказы»
«Несуществующие животные»
«Мое любимое животное» (с детскими рисунками)
б) Настольная игра «Зоопарк».
в) Работы художественного и прикладного творчества «Рыбы-птицы-звери»
2. Проведение мероприятия для детей и родителей «Путешествие в
Королевство животных»:
а) Выступления детей (стихи о животных)
б) «Веселая викторина»
в) Мастер-класс
Возможные негативы и способы их коррекции:
Возможные негативные последствия
Способы коррекции
Перегрузка детей дополнительными заданиями.
На занятиях больше использовать игровые и здоровьесберегающие приемы обучения.
Затруднения в выполнении заданий в связи с разными уровнями знаний, умений и навыков.
Использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.
Результаты проекта
-
Расширение кругозора, повышение экологической грамотности детей
-
Воспитание бережного отношения к живой природе и ее обитателям
-
Активное проявление интереса детей и родителей к теме проекта
-
Развитие фантазии и воспитание трудолюбия участников проекта через
близкие им формы деятельности
-
Создание положительного эмоционального фона между участниками
Проекта (дети - педагог - родители)
-
Участие детей в конкурсе ТОИПКРО «Экологическая сказка»
Результативность проекта
1.Выставка поделок и игрушек
2.Мероприятие с детьми и родителями
Путешествие: «Что мы знаем о мире животных»
-
Первая часть - игровая программа
Чтение стихов о животных Веселая разминка
Загадки, викторина и оформление карты Королевства животных
-
Вторая часть мероприятия - мастер-класс
«Изготовление узелковой игрушки «Зайчик-на-пальчик»
Заключение: Родители и дети приглашаются на выставку (поделки, фото, альбомы, игрушки). Делятся мнениями.
1