Рабочая программа по метрологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Старооскольский индустриальный техникум»




ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией

протокол № ______

от «___»_______________20__г.

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

по специальностям 220417 Автоматические системы управления, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Председатель ПЦК ______________

Зам.директора по учебно-методической работе ______________В.В.Стадниченко

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией

протокол № ______

от «___»_______________20__г.

Председатель ПЦК ______________

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией

протокол № ______

от «___»_______________20__г.

Председатель ПЦК ______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»


для специальностей 220417 Автоматические системы управления, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования











2014

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 220417 Автоматические системы управления, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Организация-разработчик: Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Старооскольский индустриальный техникум» г. Старый Оскол Белгородской области

Разработчики:

Бурцева Любовь Николаевна, преподаватель физики государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Старооскольский индустриальный техникум» г.Старый Оскол Белгородской области.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология, стандартизация и сертификация

11.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 220417 Автоматические системы управления, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих направления

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать основные положения стандартизации, метрологии и подтверждение соосветсвия в производственной деятельности;

-применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

- применять документацию систем качества;

- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

- показатели качества и методы их оценки;

- системы качества;

- основные термины и определения в области сертификации;

- организационную структуру сертификации;

- системы и схемы сертификации.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_51 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 34 обучающегося часа;

внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


лабораторные работы

2

практические занятия

2

контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:


- подготовка опорного конспекта по темам:

1Новейшие достижения и перспективы развития метрологии, стандартизации и сертификации в России»;

2.«Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации»;

3.«Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов»;

4.«Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Сертификация продукции и услуг»;

5.« Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании»;

6.«Стандартизация системы менеджмента качества»;

7.«Физическая величина. Единицы измерения физической величины. Международная система единиц»;

8«Случайная и систематическая погрешность»;

9.«Погрешности средств измерений»;

10. «Международные организации по метрологии»;

11.«Универсальные средства технических измерений»;

12.«Сертификация средств измерения»;

13. «Системы менеджмента качества»;

14. «Организационная структура сертификации».

15. «Системы менеджмента качества»

16 «Экологическая сертификация»

17«Расчет экономической эффективности при внедрении сертифицированной продукции»

11



















Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1 .

Введение

Основы стандартизации.

Содержание учебного материала

2


1

Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Значение и основная цель учебной дисциплины.

Сущность стандартизации, метрологии и сертификации. Нормативные документы. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства. Сертификация производств.Функции и цели стандартизации. Основные понятия и определения. Принципы, виды и методы стандартизации. Государственная система стандартизации РФ. Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО. Система органов и служб стандартизации в РФ. Виды стандартов, применяемых в РФ. Порядок разработки стандартов. Законодательное обеспечение применения стандартов.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка опорного конспекта по теме «Новейшие достижения и перспективы развития метрологии, стандартизации и сертификации в России»;

2.Подготовка опорного конспекта по теме «Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации»;

2


Тема 2.

Объекты стандартизации в отрасли

Содержание учебного материала

2


1

Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий.

2


2

Взаимозаменяемость. Точность и надежность. Эффективность использования промышленной продукции. Системный анализ в решении проблем стандартизации. Унификация. Комплексные системы общетехнических стандартов.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие №1

«Изучение структурных элементов и содержания государственного стандарта на примере ГОСТ Р 1.0-92»

2


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

3. Подготовка опорного конспекта по теме «Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов»;

4. Подготовка опорного конспекта по теме «Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Сертификация продукции и услуг»;

2


Тема 3.

Система стандартизации в отрасли.

Содержание учебного материала

2


1

Задача стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов.

2

2

Интеграция управления качеством на базе стандартизации.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятие



Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

5. Подготовка опорного конспекта по теме «Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании»;

1



Тема 4.

Стандартизация основных норм взаимозаменяемости.

Содержание учебного материала

2


1

Основные положения, термины и определения. Государственная система приборов (ГСП).

2

2

Унифицированные выходные сигналы автоматизированных систем обработки информации и управления: токовые, частотные, BCD-кода и т.д.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятие



Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

6. Подготовка опорного конспекта по теме «Стандартизация системы менеджмента качества»;

7. Подготовка опорного конспекта по теме «Физическая величина. Единицы измерения физической величины. Международная система единиц»;

-2


Тема 5.

Основы метрологии

Содержание учебного материала

2


Основные метрологические понятия и термины. Цели и задачи метрологии.

Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности.

Классификация измерений физических величин. Методы и средства измерений.

Обеспечение единства измерений.

Характеристики качества измерений. Погрешности измерения. Средне-квадратичное отклонение (СКО). Обработка результатов измерений

2


Средства измерений (СИ). Метрологические характеристики СИ. Методы и методики измерений. Поверка и сертификация СИ.

Государственная метрологическая служба РФ. Организация метрологического контроля.

Документы объектов стандартизации в сфере метрологии. Выбор средств измерения и контроля.

Автоматизация процессов измерения и контроля.

2


Лабораторные работы:

№1 «Поверка амперметра магнитоэлектрической системы»

2


Практические занятие



Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

8.Подготовка опорного конспекта по теме «Случайная и систематическая погрешность»;

9.Подготовка опорного конспекта по теме«Погрешности средств измерений»;

10Подготовка опорного конспекта по теме «Международные организации по метрологии»;

11. Подготовка опорного конспекта по теме «Универсальные средства технических измерений»;

12Подготовка опорного конспекта по теме «Сертификация средств измерения»;

5






Тема 6.

Управление качеством продукции и стандартизация.

Содержание учебного материала

2


1

Объекты и проблема управления. Требования управления. Принципы теории управления. Интеграция управления качеством.

Факторы качества продукции. Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов.

2


2

Менеджмент ресурсов. Измерение, анализ и улучшение (семейство стандартов ИСО 9000 версии 2000 г.). Сопровождение и поддержка электронным обеспечением.

Менеджмент качества. Предпосылки развития менеджмента качества. Генезис и проблематика менеджмента качества.

2




Практические занятия:

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

13. Подготовка опорного конспекта по теме «Системы менеджмента качества»;

14. Подготовка опорного конспекта по теме: 14. «Организационная структура сертификации».

2




Тема 7.

Основы сертификации. Экономическое обоснование качества продукции.

Содержание учебного материала

2


1

Дифференцированный зачет

2


Лабораторные работы

-




Контрольные работы.

-


Самостоятельная работа обучающихся

15. Подготовка опорного конспекта по теме: «Системы менеджмента качества»

16.Подготовка опорного конспекта по теме: «Экологическая сертификация»

17.Отчет по заданию «Расчет экономической эффективности при внедрении сертифицированной продукции»

3


Всего

51


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по метрологии стандартизации и сертификации.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- измерительные приборы;

- постоянные и сменные стенды.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. 1. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.- М., 2009

  2. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Уч.пособие для СПО, 2009.

3. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М., 2010.

Дополнительные источники:

  1. Никифоров А.Д., Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф. Процессы управления объектами машиностроения. - М., 2009.

  2. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством. - М., 2009.

  3. Исаев Л.К., Маклинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. - М:, 2009.

  4. Палий М.А., Брагинский В.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении. - М., 2010.

Периодические издания (отечественные журналы):

Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека Гумер-Наука. Метрологоия, стандартизация, сертификация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gumer.info/bibliotek_Buks/Science/metr/01.php, свободный. - Загл. с экрана.

  2. Лекции по метрологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: studfiles.ru/dir/cat34/subj197/file10912/view102606.html, свободный. - Загл. с экрана.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, практических и лабораторных занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

Выполнение и защита лабораторных работ.

Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.

Оценка выполнения самостоятельной работы.

применять документацию систем качества;

Выполнение и защита лабораторных работ.

Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.

Оценка выполнения самостоятельной работы.

применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

Выполнение и защита лабораторных работ.

Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.

Оценка выполнения самостоятельной работы.

Усвоенные знания:

правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации;

Тестирование

Оценка выполнения самостоятельной работы.

основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

Тестирование

Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.

Оценка выполнения самостоятельной работы.

- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

Тестирование

Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.

Оценка выполнения самостоятельной работы.

- показатели качества и методы их

оценки;

Тестирование

Оценка выполнения самостоятельной работы.

- системы качества;

Тестирование

Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.

Оценка выполнения самостоятельной работы.

- основные термины и определения

в области сертификации;

Тестирование

Оценка выполнения самостоятельной работы.

- организационную структуру

сертификации;

Тестирование

Оценка выполнения самостоятельной работы.

- системы и схемы сертификации.

Тестирование

Оценка выполнения самостоятельной работы.


Разработчики:

ОГАОУ СПО СИТ Т.П.Вашанова




© 2010-2022