- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по метрологии
Рабочая программа по метрологии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурцева Л.Н. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Старооскольский индустриальный техникум»
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией
протокол № ______
от «___»_______________20__г.
Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
по специальностям 220417 Автоматические системы управления, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Председатель ПЦК ______________
Зам.директора по учебно-методической работе ______________В.В.Стадниченко
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией
протокол № ______
от «___»_______________20__г.
Председатель ПЦК ______________
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией
протокол № ______
от «___»_______________20__г.
Председатель ПЦК ______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»
для специальностей 220417 Автоматические системы управления, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 220417 Автоматические системы управления, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Организация-разработчик: Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Старооскольский индустриальный техникум» г. Старый Оскол Белгородской области
Разработчики:
Бурцева Любовь Николаевна, преподаватель физики государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Старооскольский индустриальный техникум» г.Старый Оскол Белгородской области.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
11.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 220417 Автоматические системы управления, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих направления
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные положения стандартизации, метрологии и подтверждение соосветсвия в производственной деятельности;
-применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- применять документацию систем качества;
- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы качества;
- основные термины и определения в области сертификации;
- организационную структуру сертификации;
- системы и схемы сертификации.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_51 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 34 обучающегося часа;
внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
лабораторные работы
2
практические занятия
2
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
в том числе:
- подготовка опорного конспекта по темам:
1.«Новейшие достижения и перспективы развития метрологии, стандартизации и сертификации в России»;
2.«Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации»;
3.«Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов»;
4.«Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Сертификация продукции и услуг»;
5.« Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании»;
6.«Стандартизация системы менеджмента качества»;
7.«Физическая величина. Единицы измерения физической величины. Международная система единиц»;
8«Случайная и систематическая погрешность»;
9.«Погрешности средств измерений»;
10. «Международные организации по метрологии»;
11.«Универсальные средства технических измерений»;
12.«Сертификация средств измерения»;
13. «Системы менеджмента качества»;
14. «Организационная структура сертификации».
15. «Системы менеджмента качества»
16 «Экологическая сертификация»
17«Расчет экономической эффективности при внедрении сертифицированной продукции»
11
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1 .
Введение
Основы стандартизации.
Содержание учебного материала
2
1
Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Значение и основная цель учебной дисциплины.
Сущность стандартизации, метрологии и сертификации. Нормативные документы. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства. Сертификация производств.Функции и цели стандартизации. Основные понятия и определения. Принципы, виды и методы стандартизации. Государственная система стандартизации РФ. Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО. Система органов и служб стандартизации в РФ. Виды стандартов, применяемых в РФ. Порядок разработки стандартов. Законодательное обеспечение применения стандартов.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка опорного конспекта по теме «Новейшие достижения и перспективы развития метрологии, стандартизации и сертификации в России»;
2.Подготовка опорного конспекта по теме «Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации»;
2
Тема 2.
Объекты стандартизации в отрасли
Содержание учебного материала
2
1
Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий.
2
2
Взаимозаменяемость. Точность и надежность. Эффективность использования промышленной продукции. Системный анализ в решении проблем стандартизации. Унификация. Комплексные системы общетехнических стандартов.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №1
«Изучение структурных элементов и содержания государственного стандарта на примере ГОСТ Р 1.0-92»
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
3. Подготовка опорного конспекта по теме «Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов»;
4. Подготовка опорного конспекта по теме «Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Сертификация продукции и услуг»;
2
Тема 3.
Система стандартизации в отрасли.
Содержание учебного материала
2
1
Задача стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов.
2
2
Интеграция управления качеством на базе стандартизации.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятие
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
5. Подготовка опорного конспекта по теме «Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании»;
1
Тема 4.
Стандартизация основных норм взаимозаменяемости.
Содержание учебного материала
2
1
Основные положения, термины и определения. Государственная система приборов (ГСП).
2
2
Унифицированные выходные сигналы автоматизированных систем обработки информации и управления: токовые, частотные, BCD-кода и т.д.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятие
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
6. Подготовка опорного конспекта по теме «Стандартизация системы менеджмента качества»;
7. Подготовка опорного конспекта по теме «Физическая величина. Единицы измерения физической величины. Международная система единиц»;
-2
Тема 5.
Основы метрологии
Содержание учебного материала
2
Основные метрологические понятия и термины. Цели и задачи метрологии.
Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности.
Классификация измерений физических величин. Методы и средства измерений.
Обеспечение единства измерений.
Характеристики качества измерений. Погрешности измерения. Средне-квадратичное отклонение (СКО). Обработка результатов измерений
2
Средства измерений (СИ). Метрологические характеристики СИ. Методы и методики измерений. Поверка и сертификация СИ.
Государственная метрологическая служба РФ. Организация метрологического контроля.
Документы объектов стандартизации в сфере метрологии. Выбор средств измерения и контроля.
Автоматизация процессов измерения и контроля.
2
Лабораторные работы:
№1 «Поверка амперметра магнитоэлектрической системы»
2
Практические занятие
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
8.Подготовка опорного конспекта по теме «Случайная и систематическая погрешность»;
9.Подготовка опорного конспекта по теме«Погрешности средств измерений»;
10Подготовка опорного конспекта по теме «Международные организации по метрологии»;
11. Подготовка опорного конспекта по теме «Универсальные средства технических измерений»;
12Подготовка опорного конспекта по теме «Сертификация средств измерения»;
5
Тема 6.
Управление качеством продукции и стандартизация.
Содержание учебного материала
2
1
Объекты и проблема управления. Требования управления. Принципы теории управления. Интеграция управления качеством.
Факторы качества продукции. Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов.
2
2
Менеджмент ресурсов. Измерение, анализ и улучшение (семейство стандартов ИСО 9000 версии 2000 г.). Сопровождение и поддержка электронным обеспечением.
Менеджмент качества. Предпосылки развития менеджмента качества. Генезис и проблематика менеджмента качества.
2
Практические занятия:
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
13. Подготовка опорного конспекта по теме «Системы менеджмента качества»;
14. Подготовка опорного конспекта по теме: 14. «Организационная структура сертификации».
2
Тема 7.
Основы сертификации. Экономическое обоснование качества продукции.
Содержание учебного материала
2
1
Дифференцированный зачет
2
Лабораторные работы
-
Контрольные работы.
-
Самостоятельная работа обучающихся
15. Подготовка опорного конспекта по теме: «Системы менеджмента качества»
16.Подготовка опорного конспекта по теме: «Экологическая сертификация»
17.Отчет по заданию «Расчет экономической эффективности при внедрении сертифицированной продукции»
3
Всего
51
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по метрологии стандартизации и сертификации.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- измерительные приборы;
- постоянные и сменные стенды.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
1. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.- М., 2009
-
Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Уч.пособие для СПО, 2009.
3. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М., 2010.
Дополнительные источники:
-
Никифоров А.Д., Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф. Процессы управления объектами машиностроения. - М., 2009.
-
Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством. - М., 2009.
-
Исаев Л.К., Маклинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. - М:, 2009.
-
Палий М.А., Брагинский В.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении. - М., 2010.
Периодические издания (отечественные журналы):
Интернет-ресурсы:
-
Библиотека Гумер-Наука. Метрологоия, стандартизация, сертификация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gumer.info/bibliotek_Buks/Science/metr/01.php, свободный. - Загл. с экрана.
-
Лекции по метрологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: studfiles.ru/dir/cat34/subj197/file10912/view102606.html, свободный. - Загл. с экрана.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, практических и лабораторных занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
Выполнение и защита лабораторных работ.
Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.
Оценка выполнения самостоятельной работы.
применять документацию систем качества;
Выполнение и защита лабораторных работ.
Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.
Оценка выполнения самостоятельной работы.
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
Выполнение и защита лабораторных работ.
Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.
Оценка выполнения самостоятельной работы.
Усвоенные знания:
правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации;
Тестирование
Оценка выполнения самостоятельной работы.
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
Тестирование
Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.
Оценка выполнения самостоятельной работы.
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
Тестирование
Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.
Оценка выполнения самостоятельной работы.
- показатели качества и методы их
оценки;
Тестирование
Оценка выполнения самостоятельной работы.
- системы качества;
Тестирование
Наблюдение и оценка при выполнении практической работы.
Оценка выполнения самостоятельной работы.
- основные термины и определения
в области сертификации;
Тестирование
Оценка выполнения самостоятельной работы.
- организационную структуру
сертификации;
Тестирование
Оценка выполнения самостоятельной работы.
- системы и схемы сертификации.
Тестирование
Оценка выполнения самостоятельной работы.
Разработчики:
ОГАОУ СПО СИТ Т.П.Вашанова