- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности школьников
Методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности школьников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ширинкина Е.Н. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
В помощь учителю
Методические рекомендации для
учителей по организации проектной деятельности школьников
Система работы
Автор-составитель:
Ширинкина Е.Н., учитель русского языка и литературы, руководитель курса «Основы исследовательской и проектной деятельности» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Чайковский, Пермский край
Методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности школьников/ Е.Н. Ширинкина. - Чайковский, 2015. - 22 с.
Залог успешности учителя состоит в непрерывности поиска новых форм и методов обучения.
Настоящее пособие содержит описание системы работы учителя по организации проектной деятельности школьников. Представленные материалы помогут учителю грамотно организовать проектную деятельность учеников и подготовить качественную проектную работу.
Предназначено учителям школ, полезно ученикам, родителям. Желающим овладеть проектной технологией.
Издание, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………4
Методическая помощь учителю в подготовке и проведении проектов...6
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных
работ…………………………………………………………………………….11
Типология проектов…………………………………………………………..15
Этапы проведения проекта…………………………………………………...16
Правила оформления проектной работы…………………………………...18
Критерии оценивания проекта……………………………………………….20
Банк тем проектных работ……………………………………………………21
Дневник проектной и исследовательской деятельности………………….
Приложения………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов. Целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений. Навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, а также тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. К тому же, нужно быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:
-
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
-
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся.
Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов», которым, согласно федеральному государственному стандарту, должен в совершенстве владеть каждый учитель. В данной работе вы можете познакомиться с методическими рекомендациями по организации проектной деятельности учащихся и учителей в школе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЕКТОВ
Самое главное в проекте после определения темы - это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее, в процессе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки-проекты, поскольку они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
1 этап - формирование культуры умственного труда учащихся в ходе полготовки и презентации проекта - урока исследования.
Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.
Модель исследовательской деятельности учащихся:
-
постановка проблемы
-
прояснение вопросов
-
формирование гипотезы исследования
-
планирование учебных действий
-
сбор данных
-
анализ и синтез данных
-
подготовка сообщений
-
выступление с сообщениями
-
ответы на вопросы, корректировка
-
обобщение, выводы
-
самооценка
Педагогическая деятельность учителя:
1. Целеполагание.
2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
-
Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
-
Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
-
Организация процесса рефлексии.
3. Анализ процесса учителем.
2 этап - урок-проект.
Педагогическая деятельность учителя такая же, как на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта - общий конечный результат
Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
Мотивация:
-
Определение цели проекта и этапов достижении цели;
-
Распределение ролей и планирование работы
Этапы работы:
1. Сбор информации
2. Обсуждение данных, систематизация
3. Выдвижение гипотезы
4. Изготовление моделей (макеты, сценарии и др.)
5. Выбор способов представления результатов
6. Распределение ролей для защиты
7. Защита (презентация)
8. Коллективное обсуждение защиты, оценка
Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
Что же такое проект?