Конспект открытого урока по ОБК Добро и зло (5 класс)

Конспект открытого урока по модулю "Основы будийской культуры"- "Добро и зло" (5 класс)цель урока:- формирование духовно-нравственных ценностей учащихся на основе изучения буддийской культуры.Задачи: - воспитывать у учащихся доброту, человечность, толерантность- развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для человека- обобщить знания представления о понятиях добра и зла.
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Рвдонежского»

Учитель: Басанкиева В.Б.

Тема урока: Добро и зло в буддийской культуре.

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей учащихся на основе изучения буддийской культуры.

Задачи:

- воспитывать у учащихся доброту, человечность, толерантность

- развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для человека

- обобщить знания представления о понятиях добра и зла

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, диск «ОБК» - Просмотр «интерактив»

«Добро» - слайды

Ход урока.

I.Орг. момент. Приветствие. Поздравление.

II. Слово учителя: сегодня тема нашего урока «Добро и зло в буддийской культуре».

В своей жизни мы должны уметь различать плохое от хорошего, зло от добра.

  1. Мы знаем, что такое хорошо и что такое - плохо. Давайте поговорим о хороших или плохих поступках. Я приведу свой пример: вы пришли сегодня на наш урок, несмотря на каникулы - вы совершили добрый поступок. Спасибо вам.

Теперь ваши примеры…

  1. Слайд 1. «Буддисты считают, что если действия увеличивают страдания, то это зло. Если действия уменьшают страдания, то это добро»

III. Слайд 2. Вопросы для учащихся:

  1. Что такое действия?

- это мысли, слова, поступки. Действия бывают правильные и неправильные.

Урок 10. интерактив. «Два меча»

2. Давайте-ка посмотрим притчу «Два меча» и узнаем, о каком действии здесь идет речь.

- о чем эта притча?

Один мастер делал мечи с плохими мыслями, другой с хорошими.

2. Итак: Плохие мысли это неправильные действия.

Хорошие мысли - это правильные действия.

4. Слайд 3.

а)Мы говорим действие - это не только мысли, но и слова. Давайте вместе подумаем: Что такое неправильные или правильные слова? Внимание на экран:

«Малян шарх эдгдг, келнә шарх эдгдго» (раны от плетки заживают, раны от слов не заживают).

Как вы понимаете эту калмыцкую пословицу? Слова могу, ранить человека, причинить боль и т.д.

б) Выходит слова могут быть правильными и неправильными. И отсюда речь может быть правильной и неправильной.

5. Рассмотрим еще одно действие - поступок. Поступки тоже могут быть правильными и неправильными. Вспомните эпизоды из жизни или из буддийских притч.

Буддийская притча «Просто идите своим путем» (ученик рассказывает)

Чему учит эта притча?

- Не отвечать на зло злом - это правильное действие.

Калмыцкая пословица гласит «Если в тебя бросают камнем, ты бросай маслом» / Если ударяют по одной щеке - подставляй другую- у православных говорят.

6. «Не делать зла» или «на чье-то зло отвечать добром» тоже считается правильным действием.

7. В буддизме есть такие слова: благие деяния и неблагие деяния. Что такое деяние?

Это - то же самое, что действие. А действия - это Мысли, Слова, Поступки.

Урок 9. Интерактив «Что буддисты считают …»

а) Предлагаю вашему вниманию еще одну притчу.

После просмотра вы скажете: что такое даяние и назовете способы даяния:

б) Способы даяния (дети называют по слайдам)

в) Делать добрые действия - не ждать благодарности это считается настоящим даянием.

Даяние - это очень хорошее, благое деяние.

  1. А неблагие деяния - это какие деяния?

а) Приведите примеры плохих деяний: ломать дерево, курить, мучить животное …

б) Очень плохие деяния - это..

Гнев. Состояния гнева Будда сравнивал ..

Воровство. Не присваивать чужое.

Алчность. Пример.

Убийство (пример про бабочку)

IV. Слайд 4. Таблица «Действие/деяние»

Вывод. Итак, мы сегодня сказали так много слов, но главного не сказали. Давайте все ваш ответы, которые прозвучали на уроке приведем в порядок и посмотрим - к чему они нас привели.

(учитель вместе с детьми повторяют по таблице все ранее сказанное)

И в итоге Правильные действия ведут к добру. Неправильные действия ведут к злу.

А мы выбираем какие действия? - правильные, которые ведут к Добру.

V. Слайд 5. таблица с эффектом возникновения

1. Для того, чтобы Добро торжествовало мы составим правила Добра:

- относиться к людям, как к своим родным

- защищать слабых

- уважать старших

- не говорить грубые слова

- беречь природу (даже божья коровка..)

- заботиться о бедных

Итак. Мы должны следовать этим правилам, творить Добро!

VI. (Слайд 6.)

Калмыцкая пословица гласит:

«Кесн үүл эзән темцдг» (свершенное дело возвращается к хозяину) т.е. «что посеешь то пожнешь».

Как это вы понимаете? Какой закон он напоминает?

- Это закон … кармы.

Все действия, которые творят Добро - улучшают карму, и наоборот: действия, которые творят Зло - ухудшают карму. Слайд 7. «Йөрәл»

Еще одна калмыцкая поговорка «Йөрәлин экн - тосн» (следствие благопожелания - масло т.е. благополучие)

Йөрәл - благопожелание у калмыков имеет магическое действие. Посмотрите на экран - на мальчика.

Объясните (кто знает) Этот буддийский жест - как его можно прочитать?

А теперь все вместе от чистого сердца Пожелаем всем гостям добра и благополучия! Всех с праздником Добра!

Сансн санаһан күцәҗ,

Сәксн үүлән бүтәҗ,

Суусарн олн болҗ,

Бәәсәрн байн болҗ

Цугтан әмтн ни-бәәхиг

Олн деедс бурхд өршәх болтха!

Спасибо всем. Сән бәәтн!


Порядок показа презентации: диск ОБК

Урок №______. Интерактив…

Презент. «Добро» - Слайд №__



п/№

Часть урока

Показ

Название

1

I, 2

Слайд 1.

Буддисты считают

2

III, 1

Слайд 2

Действия

3

2

Урок 10. интерактив.

Два меча

4

4

Слайд 3.

Калмыцкая пословица

5

7

Урок 9. интерактив.

Что буддисты считают

6

IV,

Слайд 4. таблица

Действие- деяние

7

V, 1

Слайд 5. таблица

Правила добра/ с эффектом

8

VI

Слайд 6.

Народные пословицы

9

VII

Слайд 7.

Йөрәл







© 2010-2022