- Преподавателю
- Другое
- Конспект открытого урока по ОБК Добро и зло (5 класс)
Конспект открытого урока по ОБК Добро и зло (5 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Басанкиева В.Б. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Рвдонежского»
Учитель: Басанкиева В.Б.
Тема урока: Добро и зло в буддийской культуре.
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей учащихся на основе изучения буддийской культуры.
Задачи:
- воспитывать у учащихся доброту, человечность, толерантность
- развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для человека
- обобщить знания представления о понятиях добра и зла
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор, диск «ОБК» - Просмотр «интерактив»
«Добро» - слайды
Ход урока.
I.Орг. момент. Приветствие. Поздравление.
II. Слово учителя: сегодня тема нашего урока «Добро и зло в буддийской культуре».
В своей жизни мы должны уметь различать плохое от хорошего, зло от добра.
-
Мы знаем, что такое хорошо и что такое - плохо. Давайте поговорим о хороших или плохих поступках. Я приведу свой пример: вы пришли сегодня на наш урок, несмотря на каникулы - вы совершили добрый поступок. Спасибо вам.
Теперь ваши примеры…
-
Слайд 1. «Буддисты считают, что если действия увеличивают страдания, то это зло. Если действия уменьшают страдания, то это добро»
III. Слайд 2. Вопросы для учащихся:
-
Что такое действия?
- это мысли, слова, поступки. Действия бывают правильные и неправильные.
Урок 10. интерактив. «Два меча»
2. Давайте-ка посмотрим притчу «Два меча» и узнаем, о каком действии здесь идет речь.
- о чем эта притча?
Один мастер делал мечи с плохими мыслями, другой с хорошими.
2. Итак: Плохие мысли это неправильные действия.
Хорошие мысли - это правильные действия.
4. Слайд 3.
а)Мы говорим действие - это не только мысли, но и слова. Давайте вместе подумаем: Что такое неправильные или правильные слова? Внимание на экран:
«Малян шарх эдгдг, келнә шарх эдгдго» (раны от плетки заживают, раны от слов не заживают).
Как вы понимаете эту калмыцкую пословицу? Слова могу, ранить человека, причинить боль и т.д.
б) Выходит слова могут быть правильными и неправильными. И отсюда речь может быть правильной и неправильной.
5. Рассмотрим еще одно действие - поступок. Поступки тоже могут быть правильными и неправильными. Вспомните эпизоды из жизни или из буддийских притч.
Буддийская притча «Просто идите своим путем» (ученик рассказывает)
Чему учит эта притча?
- Не отвечать на зло злом - это правильное действие.
Калмыцкая пословица гласит «Если в тебя бросают камнем, ты бросай маслом» / Если ударяют по одной щеке - подставляй другую- у православных говорят.
6. «Не делать зла» или «на чье-то зло отвечать добром» тоже считается правильным действием.
7. В буддизме есть такие слова: благие деяния и неблагие деяния. Что такое деяние?
Это - то же самое, что действие. А действия - это Мысли, Слова, Поступки.
Урок 9. Интерактив «Что буддисты считают …»
а) Предлагаю вашему вниманию еще одну притчу.
После просмотра вы скажете: что такое даяние и назовете способы даяния:
б) Способы даяния (дети называют по слайдам)
в) Делать добрые действия - не ждать благодарности это считается настоящим даянием.
Даяние - это очень хорошее, благое деяние.
-
А неблагие деяния - это какие деяния?
а) Приведите примеры плохих деяний: ломать дерево, курить, мучить животное …
б) Очень плохие деяния - это..
Гнев. Состояния гнева Будда сравнивал ..
Воровство. Не присваивать чужое.
Алчность. Пример.
Убийство (пример про бабочку)
IV. Слайд 4. Таблица «Действие/деяние»
Вывод. Итак, мы сегодня сказали так много слов, но главного не сказали. Давайте все ваш ответы, которые прозвучали на уроке приведем в порядок и посмотрим - к чему они нас привели.
(учитель вместе с детьми повторяют по таблице все ранее сказанное)
И в итоге Правильные действия ведут к добру. Неправильные действия ведут к злу.
А мы выбираем какие действия? - правильные, которые ведут к Добру.
V. Слайд 5. таблица с эффектом возникновения
1. Для того, чтобы Добро торжествовало мы составим правила Добра:
- относиться к людям, как к своим родным
- защищать слабых
- уважать старших
- не говорить грубые слова
- беречь природу (даже божья коровка..)
- заботиться о бедных
Итак. Мы должны следовать этим правилам, творить Добро!
VI. (Слайд 6.)
Калмыцкая пословица гласит:
«Кесн үүл эзән темцдг» (свершенное дело возвращается к хозяину) т.е. «что посеешь то пожнешь».
Как это вы понимаете? Какой закон он напоминает?
- Это закон … кармы.
Все действия, которые творят Добро - улучшают карму, и наоборот: действия, которые творят Зло - ухудшают карму. Слайд 7. «Йөрәл»
Еще одна калмыцкая поговорка «Йөрәлин экн - тосн» (следствие благопожелания - масло т.е. благополучие)
Йөрәл - благопожелание у калмыков имеет магическое действие. Посмотрите на экран - на мальчика.
Объясните (кто знает) Этот буддийский жест - как его можно прочитать?
А теперь все вместе от чистого сердца Пожелаем всем гостям добра и благополучия! Всех с праздником Добра!
Сансн санаһан күцәҗ,
Сәксн үүлән бүтәҗ,
Суусарн олн болҗ,
Бәәсәрн байн болҗ
Цугтан әмтн ни-бәәхиг
Олн деедс бурхд өршәх болтха!
Спасибо всем. Сән бәәтн!
Порядок показа презентации: диск ОБК
Урок №______. Интерактив…
Презент. «Добро» - Слайд №__
п/№
Часть урока
Показ
Название
1
I, 2
Слайд 1.
Буддисты считают
2
III, 1
Слайд 2
Действия
3
2
Урок 10. интерактив.
Два меча
4
4
Слайд 3.
Калмыцкая пословица
5
7
Урок 9. интерактив.
Что буддисты считают
6
IV,
Слайд 4. таблица
Действие- деяние
7
V, 1
Слайд 5. таблица
Правила добра/ с эффектом
8
VI
Слайд 6.
Народные пословицы
9
VII
Слайд 7.
Йөрәл