Разработка семинара-тренинга Практико-ориентированное обучение

В разработке рассмотрены теоретические вопросы практико-ориентированного обучения, его главные понятия и определения. представлена классификация основных направлений работы, виды практико-ориентированной деятельности. Актуальность данного семинара заключается в его значимости в свете новых подходов к профессиональному обучению, необходимости через внедрение новых технологий формировать общие и профессиональные компетенции. практическая часть семинара направлена на формирование у педагогов спосо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-тренинг на педагогическом совете по теме:

«Практико-ориентированное обучение»


РАЗРАБОТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГБПОУ МО СТТ

ПЕЧЕННИКОВА ТАТЬЯНА

АНАТОЛЬЕВНА


Новые образовательные стандарты требуют от будущих специалистов не только успешного усвоения знаний и умений, но и определенных компетенций. Для решения этой проблемы необходимо разобраться в их основе. Если проанализировать общие и профессиональные компетенции, указанные в образовательном профессиональном стандарте, то становится понятно, что, простое овладение знаниями и умениями уже недостаточно для будущего профессионала, простой исполнитель уже не устраивает работодателя. Нужно нечто большее. И это большее - человек, который умеет учиться чему-то новому, самостоятельно принимает решения по выполнению производственных задач, находит пути решения проблем, ориентируется в современном обществе, проявляет интерес к порученному делу, инициативу, мобильность и творческий подход.

Поэтому в профессиональном образовании так актуально на данном этапе практико-ориентированное обучение. Именно с его помощью можно повысить у обучающихся уровень самостоятельности, сформировать именно те компетенции, которые необходимы будущему специалисту для того, чтобы быть готовым к принятию решений и стать конкурентно способным на рынке труда.

Практическая деятельность учащихся на основе полученных знаний, умение осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения производственных задач позволяет более эффективно выполнять задания преподавателя, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий помогает учащимся более качественно усвоить информацию, так как возникает связь не столько между теорией и практикой, сколько между обучением и реальной профессиональной деятельностью.

В практико-ориентированных заданиях заложены ситуации, связанные с конкретными событиями из жизни, они позволяют отражать как можно ближе окружающую действительность. Такие задания помогают учащимся повысить интерес к выбранной профессии, проявить активность, развивать логическое мышление, память и внимательность.

Практико-ориентированные задания требуют от учащихся работы с дополнительными источниками и ресурсами, что повышает профессиональный и общий уровень образования, отражающийся в формировании компетенций. Поэтому целесообразно такие задания включать в самостоятельную внеаудиторную деятельность учащихся.

К практико-ориентированным видам занятий относятся тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, ролевые игры, работа со случаем, ситуационные задачи и т.д.

В литературе используют следующие определения видов практико-ориентированной деятельности:

  • Практико-ориентированные тренинги направлены на развитие познавательных процессов, свойств памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения; на пробуждение интереса к будущей профессии; на развитие коммуникативных способностей, способностей анализировать поведение других людей, профессиональные ситуации, адекватно воспринимать себя и окружающих.

  • Практико-ориентированные проекты требуют хорошо продуманной структуры, они ориентированы на социальные интересы учащихся. Результатами могут быть сообщения по разделам профессионального и технологического циклов; рекомендации, справочный материал, дизайн помещений и т.д.

  • Практико-ориентированные ролевые игры являются центральным методом развития личностной многогранности и умения действовать. Они готовят к предстоящим трудным ситуациям, дают возможность проверить альтернативные действия, выбрать лучшие варианты. В ролевой игре разыгрываются близкие к реальной жизни сцены, которые в заключении обсуждаются участниками игры. Ролевая игра помогает участникам различать своё и чужое участие в случившемся, развивать понимание мотивов и действий других людей, «примеряя» различные роли, побудить себя к действию.

  • Практико-ориентированные ситуационные задачи позволяют активизировать творческое саморазвитие личности учащихся в процессе обучения. Цель использования ситуационных задач - раскрытие сущности явлений и процессов в жизни и профессиональной деятельности.

  • Метод кейсов (case study)

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.


Практический тренинг для педагогов «Практико-ориентированное обучение»

Цель: формирование у педагогов способности к саморазвитию, творческому применению имеющихся знаний по самостоятельной работе учащихся и практико-ориентированному обучению, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.


Методические требования к практико-ориентированным задачам, как части самостоятельной работы учащихся:

  • 1) содержание задачи должно опираться на программу соответствующего курса;

  • 2) исковые и заданные величины должны быть реальными;

  • 3) задача должна нести познавательную нагрузку;

  • 4)содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение знаний в различных сферах деятельности человека;

  • 5)задача должна быть комбинированной, включать как качественные, так и расчетные вопросы; желательно, чтобы она включала и межпредметный материал;

  • 6)вопросы задачи должны быть четко сформулированы. На основе вопросов строится система оценивания.

Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. предлагают следующую структуру практико-ориентированной задачи:

  • 1) название задачи - тема изучения;

  • 2) личностно значимый познавательный вопрос;

  • 3)информация по данному вопросу, представленная в виде текста, таблицы, графика, статистических данных - методическое сопровождение

  • 4) задания для работы с данной информацией;

Задания включают вопросы, сформулированные на основе таксономии К. Блума, т. е. в соответствии с категориями диагностируемых учебных целей: знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка.

Пример 1.

1)название задачи - тема изучения - Принципы моделирования и художественного оформления одежды

2)личностно значимый познавательный вопрос - Человек анатомически меняется на протяжении всей своей жизни. Проанализировав антропологические исследования и анатомические особенности человека в разном возрасте, предложите варианты моделей одежды для младшего школьного и юношеского возраста с учетом силуэтных форм и художественного оформления

3)методическое сопровождение - материалы учебной литературы, интернет-ресурсы, схемы и рисунки фигуры человека

4)задания для работы с данной информацией - разработать эскизы моделей одежды по результатам анализа вопроса

Пример 2.

1)название задачи - тема изучения - Требования, предъявляемые к современной одежде

2)личностно значимый познавательный вопрос и задание для работы с данной информацией - В холодное время года человек должен сохранять тепло, которое выделяет тело. Проведите мини-исследование и выясните, каким образом зимняя одежда может обеспечить тепловую прослойку

3)методическое сопровождение - материалы учебной литературы, интернет-ресурсы, справочная литература

Задание для тренинга.

На данных примерах разработать задачу для внеаудиторной самостоятельной работы учащихся по своему предмету, аргументируя ответ содержанием и объяснением структурных элементов практико-ориентированной задачи.

ФИО педагога

Название ПМ, МДК, УД


  1. название задачи - тема изучения



  1. личностно значимый познавательный вопрос



  1. методическое сопровождение


  1. задания для работы с данной информацией



© 2010-2022