• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Быстрицкая Е. В. , Ядрышников К. С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода)

Статья Быстрицкая Е. В. , Ядрышников К. С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.В.БЫСТРИЦКАЯ, доктор педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики НГПУ им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]

К.С.ЯДРЫШНИКОВ, магистрант 2 курса, специальность «Педагогическая инноватика», НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), e-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КЕЙС-МЕТОДА)

E.V.Bystritskaya, K.S.Yadryshnikov

METHODICAL TOOLS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION (ON THE EXAMPLE THE CASE METHOD)

В статье рассматривает необходимость применения в образовательном процессе инновационных технологий на примере кейс-метода. Авторами проанализирована сущность кейс-метода, его инновационную составляющую, причины внедрения кейс-метода в педагогическую практику. Отдельно отмечены трудности, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении в кейс-метода в педагогическую практику.

Ключевые слова: кейс-метод, педагогика, инновационные педагогические технологии, образовательный процесс, внедрение педагогического метода, профессиональная образовательная организация.

In article considers need of application for educational process of innovative technologies on an example a case method. Authors analysed essence a case method, its innovative component, the introduction reasons a case method in student teaching. Difficulties with which teachers meet with introduction in a case method in student teaching are separately noted.

Keywords: case method, pedagogics, innovative pedagogical technologies, educational process, introduction of a pedagogical method, professional educational organization.

Задача учителя - привести пример, объяснить и показать, как ему подражать, задача учащегося - сосредоточить внимание, понимать и подражать[4].

Я.А.Коменский.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой реакцию государства на качественную составляющую системы образования, которая должна соответствовать потребностям общества. Эти потребности формируются под влиянием, как правило, внешних вызовов и постиндустриальное общество должно быть готов дать достойный ответ на политические, экономические, идеологические и иные изменения внешней и внутренней среды.

Общество не может не реагировать на стремительные изменения, прежде всего в мировой экономике, следовательно, обязано подготовить, надлежащим образом и вовремя главный фактор развития любого постиндустриального общества - так называемый «человеческий капитал» - высокообразованных профессионалов во всех отраслях экономической и иной деятельности. Не случайно главный уполномоченный орган исполнительной власти, отвечающий за подготовку «высокообразованных профессионалов» - министерство образования и науки Российской Федерации, на своем официальном интернет-сайте именуемое как «министерство будущего». Ведь именно они - как главные футурологи страны должны прогнозировать будущее, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных и иных тенденций или предсказывать будущие тенденций, а вместе с ними профессии и специальности будущего (как, например Атлас новых профессий, созданный Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Московской школой управления СКОЛКОВО).

Государство и общество должны быть уверены в положительном результате от реализации образовательными организациями образовательных программ и история реформирования систем образования показывает нам, как изменялись типы образовательных организаций, формы и содержание образовательных программ, методы обучения и воспитания, чтобы достичь необходимого обществу и государству результата.

Вводя федеральные государственные образовательные стандарты, государство предъявляет определенные требования к образованию определенного уровня, к профессии, специальности и направлению подготовки, однако педагогический методический инструментарий, помогающий реализовать предъявляемые требования образовательные организации и педагоги вольны выбирать самостоятельно (ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") [1].

Безусловный приоритет отдается инновационным педагогическим методикам и технологиям (так называемая педагогическая инноватика), однако практика показывает, что одна и та же инновационная педагогическая методика или технология дают совершенно разные результаты, не только в разных образовательных организациях, но и у разных педагогов.

Употребляя термин «педагогическая инноватика», мы полагаем, что достаточно точным и отвечающим нашим представлениям о педагогической инноватики, является определение исследователей В.С.Лазарева и Б.П. Мартиросяна [5]. Указанные исследователи определяют «педагогическую инноватику» как науку, изучающую процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

Исходя из указанного выше определения, в данной работе нам хотелось бы рассмотреть такой методический инструментарий педагогической инноватики, как кейс-метод, его преимущества и перспективы применения в качестве методического инструментария в педагогической деятельности, проблему внедрения в практику педагогических работников большинства типов образовательных организаций.

Сразу скажем - понятие «инновационный», применимо для кейс - метода с известной оговоркой. Кейс-метод как методика преподавания достаточно стар и очень хорошо зарекомендовал себя в мировом педагогическом сообществе, однако для многих педагогов России, данная педагогическая методика во многом, является, пусть и хорошо известной, но все-таки теорией, достаточно редко применяемой на практике.

Существует достаточно большое количество определений кейс-метода. Так, исследователь Гончарова М.В. видит суть кейс-метода «в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить для разрешения данной проблемы[2].

Исследователи Панина Т.С. и Вавилова Л.Н. также определяют кейс-метод как «технику обучения, использующую описание реальных экономических и социальных ситуаций» [6]. Однако, рассматривая данную методику более глубоко, определяют кейс-метод как «довольно сложную многоаспектную технологию обучения, которая представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры», видят в кейс-методе «синергетическую технологию», суть которой заключается в погружении группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п. [6].

Мы же, в данной работе, руководствуемся определением кейс-метода, данным исследователем Смоляниновой О.Г.: «Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автором для того чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации и принятия решения. Кейс - это «моментальный снимок реальности», фотография действительности» [8].

Данное определение кейс-метода своей образностью точно определяет суть методики и причины выбора именно этого педагогического метода в качестве инновационного педагогического инструментария.

Исторически, использование кейс-метода в педагогике, либо его элементов известно довольно давно. Так, ряд исследователей кейс-метода [7], одними из первых «кейсологов» называют Сократа - его беседы с учениками, споры с оппонентами [3], царя Соломона и Иисуса Христа, притчи, которых конструировались по принципам анализа ситуаций.

Собственно в педагогике и как самостоятельная методика кейс-метод был применен в 1870 году, деканом юридического факультета Гарвардского университета, профессором права Христофором Колумбом Лэнгделлом, заменившим проведение традиционных лекций обсуждением реальных ситуаций, из юридической практики (кейсов). Впоследствии, методика преподавания посредством кейс-метода была перенята Гарвардской школой бизнеса, откуда затем, как передовой опыт, стал востребован в ряде университетов Северной Америке и Европы, как правило, в бизнес-образовании.

В России кейс-метод приобрел известность под названием «американский метод казусов» (так кейс-метод был переведен на русский язык в начале прошлого столетия), однако массового применения не нашел [9].

На сегодняшний день, обучение и воспитание в России продолжает оставаться одними из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций всех типов, а образовательные стандарты содержат те обязательные требования к минимуму содержания, структуре образовательных программ, реализация которых является гарантом конкурентоспособности выпускников образовательных организаций, как внутри страны, так и за ее пределами.

На примере ГБОУ СПО "Нижегородский колледж малого бизнеса", НГПУ им. Козьмы Минина были выделены следующие причины внедрения кейс-метода в практику педагога:

1. Необходимость повышения качества оказываемых образовательных услуг и общей конкурентоспособности профессий.

2.Необходимость реализации ФГОС и подготовки перспективного специалиста.

3.Получение конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.

4.Реализация потребности педагогов в постоянном профессиональном совершенствовании.

5.Выполнение запросов обучающихся и их родителей, относительно содержательной части оказываемой образовательной услуги.

6. Мотивация обучающихся к получению образования.

7.Организация образовательного процесса как отзыва на социальный запрос общества.

Современные образовательные стандарты, являющиеся объективным отражением постоянно изменяющихся социально - экономических условий, ставят перед обучающимися и тем более, перед молодыми специалистами более серьезные задачи, чем перед предыдущим поколением. Классические методики преподавания не способны в полной мере обеспечить формирование общих и тем более профессиональных компетенций (данная необходимость обусловлена требованиями государственных образовательных стандартов). В этой связи, нам кажется, достаточно интересным рассмотреть кейс-метод - методику, активно применяемую в России и за рубежом при преподавании экономики, менеджмента, в бизнес-образовании, однако до сих пор достаточно слабо представленную, как при преподавании общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин.

Требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций, наличие сформированных общих и профессиональных компетенций напрямую связанно с методиками обучения, среди которых кейс-метод должен занять лидирующие позиции. Применение же кейс-технологии при обучении в любой образовательной организации говорит о довольно высоком качественном уровне образовательного процесса.

Стоит отметить, что в настоящее время образовательных организаций, осуществляющих обучение исключительно посредством кейс-технологии, в России нет. Например, Школа бизнеса Гарвардского университета (США)). Однако ряд образовательных организаций высшего профессионального образования проявляют явную заинтересованность в применении данной методики в образовательном процессе. Например, созданы следующие кейс-клубы: Кейс-Клуб НИУ-ВШЭ (НИУ-ВШЭ), Кейс-Клуб МГТУ им. Н. Э. Баумана, Casy Club (МФТИ), MESI Consulting Club (МЭСИ), Management Consulting club (Финансовый Университет), Plekhanov Case Club (РЭУ им. Г. В. Плеханова), NES Case Club (РЭШ), Open Case Club (МГУ), MGIMO Business Club (МГИМО),Garnet Case Club (ГУУ), MIET Case Club(МИЭТ). Помимо этого кейс-клубы появляются и в других российских городах: Санкт-Петербурге (Case Club HSE SPb филиала НИУ-ВШЭ в СПб, Кейс-клуб Экономического факультета СПбГУ, Changellenge Case Club SPb), Уфе (Insight Club на базе БашГАУ), Казани (СЛК Case Club) и другие.

В чем же состоит педагогическая инновационность кейс-метода? Исходя из определения педагогической инноватики, приведенного выше, можно выделить инновационные структурные составляющие данной методики.

Во-первых, кейс-метод является более совершенным (на определенном этапе), с точки зрения эффективности преподавания учебных дисциплин, относительно, например, такого излюбленного в организациях профессионального образования вида учебного занятия, как лекция. Обучающиеся, рассматривая с преподавателем конкретные ситуации, например, в сфере своей будущей профессиональной деятельности, не просто получают академические знания, но осуществляют подготовку к будущей профессии.

Во-вторых, кейс-метод, в отличие от большинства педагогических методик, учит способности анализировать различные объемы информации, строить логические цепочки причинно-следственных связей, делать выводы.

В-третьих, кейс-метод формирует умение обучающихся принимать решения, на основании полученной от педагога и проанализированной информации.

В-четвертых, анализ информации и принятие решения требует от обучающихся наличия знаний не только по свой специальности, но и в смежных областях.

Кроме того, коллективное обсуждение способствует формированию коммуникативных навыков у обучающихся, положительно влияет на их дальнейшую социализацию.

Так же, немаловажно то, что кейс-метод формирует способности к эмпатии, рефлексии, содействует развитию креативности личности - тех качеств личности, которые необходимы для совершенствования навыков принятия решений.

В процессе накопления опыта принятия решений у обучающихся, формируются индивидуальные мыслительные структуры (когнитивные схемы), которые позволяют существенно сократить время принятия решений в дальнейшей профессиональной деятельности [9].

Безусловно, кейс-метод может нести в себе, помимо профессиональной информации для обучающихся, еще и воспитательную нагрузку, являясь (если составитель кейс ставит такую задачу) еще и источником духовно-нравственных ценностей, создающих фундамент для развития и воспитания обучающегося как личности. Преподаватель, при составлении кейсов (ситуационных задач) может исходить из необходимости подкрепления собственно урочной проблематики, включением в текст кейса определенных положительных нравственных ориентиров для обучающихся, а именно: семья, дети, любовь к Родине, недопустимость асоциального поведения и неотвратимость наказания за совершенные правонарушения и т.д.

Конечно, нельзя не сказать и о проблемах при внедрении кейс-метода. Так, среди проблем подобного рода, выявленных при внедрении кейс-метода в свою практику педагогами ГБОУ СПО "Нижегородский колледж малого бизнеса", НГПУ им. Козьмы Минина можно отметить:

1.Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов.

2.Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций.

3.Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия обучающихся и преподавателей.

Тем не менее, мы видим, что кейс-метод является универсальным методическим инструментарием в образовательном процессе, использование данной методики при преподавании служит безусловным показателем инновационной деятельности, как педагога, так и образовательной организации в целом.

Элементы педагогической инноватики, содержащиеся в кейс-методе, безусловно, могут и должны быть использованы для трансформации педагогических методов и содержательной стороны практической образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Гончарова М.В. Разумное научение: анализ ситуаций и моделирование действий /М.В.Гончарова// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, - 2005. - № 2. - С.111-122.

  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Ин-т философии; Общ. Ред. И вступит. Статья А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1979.

  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1982.

  5. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. // Педагогика, № 4, 2004 С.11-21.

  6. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Т.С.Панина, Л.Н.Воронцова; под ред. Т.С.Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  7. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

  8. Смолянинова О.Г. Кейс-метод в обучении экономике / О.Г.Смолянинова // Образовательные технологии. - 2004. - №3-4. - С.124-127.

  9. Темина С.Ю., Андриади И.П. Кейс-метод в педагогическом образовании: теория и технология реализации. Тематический сборник кейсов. - НОУ ВПО «МПСУ», 2014.



8


© 2010-2022