Методический доклад на тему Мотивация занятий музыкой

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический доклад

«Мотивация занятий музыкой»

Мотивация - это психоэмоциональное состояние, побуждающее личность к активной деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности. Психологи выявили базисные потребности, которые появляются на свет вместе с ребенком: стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, к свободе и самоопределению. Если какая-то потребность встречается с тем, что ее удовлетворяет, то она превращается в мотив. Иначе говорят так: потребность «нашла» свой предмет. И тогда уже этот предмет (какой-либо вид деятельности) начинает привлекать ребенка и направлять его действия. Например, ребенок ищет общения с мамой потому, что она удовлетворяет его потребность в любви. Чем старше становится ребенок, тем больше людей, предметов и дел начинает связываться с его потребностями, т.е. становятся мотивами. Но не только от возраста зависят мотивы. Они очень индивидуальны и зависят еще и от уровня развития человека, от его воспитания. В одном из своих рассказов Чехов описывает игру детей в лото. Занятие одно, а вот мотивы у всех разные: один мальчик играет ради денег, другой - из интереса к цифрам и «арифметике» игры, девочка играет ради выигрыша (если выиграет кто-либо кроме нее, пострадает ее честолюбие), другая девочка - ради самого процесса игры. Мотивы обнаруживают себя в эмоциях. В зависимости от того, каков был мотив, одно и то же событие может переживаться по-разному. Так, в упомянутой выше игре, по поводу успеха своего соперника один злится и требует проверить, другая краснеет и бледнеет, третья радуется и хлопает в ладоши и т.д. Следовательно, удовольствие и радость проявляются при реализации мотива, а неудовольствие, разочарование и даже гнев - при его не реализации.

Обычно в любом деле «задействованы» сразу несколько мотивов и если при этом удовлетворяется сразу несколько базисных потребностей, то занятие этим делом сопровождается положительными переживаниями. В таком случае само дело становится самостоятельным мотивом, и ребенок начинает посвящать ему много времени и сил. И, соответственно, наоборот - если потребности не удовлетворяются, то появляются лишь отрицательные переживания. Образно механизм возникновения, либо исчезновения мотивов можно представить так: наши эмоции, как кристаллы «оседают» на предмете и, если кристаллы положительные, то предмет начинает «светиться», становится самостоятельным мотивом. А если же кристаллы отрицательные, то они как бы отравляют предмет и занятие начинает от себя отталкивать, даже если раньше оно нравилось. В таких случаях говорят: «отбили охоту». Т.о. эмоции - это своего рода путеводные ориентиры Из выше сказанного следуют два практических правила:

1.Необходимо следить за успешным удовлетворением потребностей ребенка.

2.Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому мы хотим приобщить ребенка.

В данном случае в занятиях музыкой педагогу важно следить за положительным тоном общения. Не позволять себе критических замечаний типа «Почему ты опять..?», «Сколько надо говорить!» и т.д., поскольку положительного действия они не возымеют, а отравить обстановку вокруг занятий способны. Причиной появления отрицательных эмоций может стать форсированное обучение, являющееся обычно следствием амбиций педагога. Оно может привести к потере учеником уверенности в себе. Он не будет справляться с объемом и сложностью заданий, и может возникнуть комплекс неполноценности. В таком случае о мотивации занятий можно говорить только со знаком минус. Необходимо учитывать и многие другие факторы, отрицательно влияющие на мотивацию занятий музыкой. Это равнодушие родителей к занятиям музыкой своего ребенка, низкий социальный престиж инструмента (особенно среди сверстников), отсутствие нормальных условий для занятий. В начальный период обучения существенно могут отразиться на желании заниматься музыкой проблемы, возникающие при освоении сложных клавиатур инструмента (баяна), а также несоответствие габаритов инструмента физическим данным ученика.

Важную роль в вопросе мотивации играет контакт ученика и педагога. Для начинающего ученика отношение к учителю нередко ассоциируется с предметом его преподавания. Восторженное отношение к педагогу не оставит ученика равнодушным и в его отношении к музыке, и наоборот, отсутствие контакта, антипатия к педагогу могут быть перенесены на отношение к музыке, инструменту. Всем известен факт, что если учителя дети любят, то и предмет его становится любимым. Секрет в том, что педагог смог организовать общие, т.е. совместные переживания. Это переживания удивления, радости открытий, собственных удач. Бывает, что в результате переживания какого-либо сильного эмоционального подъема (например, состояние счастья, восторга, вдохновения) рождается стойкий внутренний мотив. Так Паганини в 7-летнем возрасте был поражен звуками органа в церкви. По его воспоминаниям, он как зачарованный слушал музыку, погрузившись в нее и забыв обо всем. Это переживание стало ключевым для его судьбы. Музыка стала смыслом его жизни. Особенность внутреннего мотива в том, что он - источник большой энергии, которая направляется не только на достижение большой цели, но и на преодоление трудностей. Паганини стал виртуозом не благодаря принуждениям, а, несмотря на них. Тяжелые испытания не смогли «отравить» предмет его увлечения именно благодаря стойкому внутреннему мотиву.

Для занятий музыкой определяющим мотивом является отношение к музыке как к таковой, желание познать ее язык. Тогда в процессе обучения удовлетворяется познавательная потребность ребенка. Деятельность становится значима сама по себе, что, собственно, и говорит о наличии внутреннего мотива. Но зачастую обучение в музыкальной школе направлено не на освоение языка музыки, а на освоение инструмента. Такая позиция является основной причиной того, что подавляющее число выпускников так и не приобщились к музыке за время обучения. Хуже того, нередки случаи, когда по окончании школы ребенок вообще не подходит к инструменту. Причина кроется в том, что на занятия музыкой влияли не внутренние мотивы, а внешние: требования родителей, недовольство учителя, угроза плохих оценок, боязнь испортить отношения с родителями. Т.е. ребенок старался удовлетворить ожидания родителей, которые хотели, чтобы их ребенок учился в музыкальной школе. Когда же внешнее давление отпадает (после сдачи выпускного экзамена), игра на инструменте становится безразличной, а то и отталкивающей. По-мнению психологов, принудительное обучение ущемляет одну из главных базисных потребностей ребенка - потребность в свободе и самоопределении (не путать свободу и вседозволенность). В большинстве своем родители сами выросли в такой несвободе и подавлении и воспроизводят ее в воспитании своих детей; считая, что они лучше знают, что нужно их ребенку. А между тем именно самостоятельные действия ребенка способны максимально обеспечить его рост и развитие. Созвучно мнению психологов и высказывание Альберта Энштейна: «…Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут привести к радости поиска и познания. Здоровое хищное животное отказалось бы от еды, если бы ударами кнута его заставляли непрерывно есть мясо, особенно если принудительно предлагаемая пища не им выбрана».

Влияние внутренней мотивации на успеваемость было выявлено в результате интересного исследования. Группу студентов протестировали по шкале общего интеллекта и сопоставили полученные данные с уровнем их успеваемости. Оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а, как раз, по мотивации учебной деятельности. Для сильных студентов была характерна внутренняя мотивация (получение знаний и практических умений), а для слабых - внешняя мотивация (избежать осуждения за плохую учебу, лишение стипендии). Иными словами, никакой высокий уровень способностей не может привести к высокой успешности учебной деятельности при низкой учебной мотивации или ее отсутствии. И наоборот, высокая мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности. Как видим, эффективность деятельности прямопропорционально зависит от силы мотивации. Чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности.

Независимо от того, какие у учащегося способности, важным фактором, повышающим мотивацию, является достижение результата в работе. Иногда ученик, особенно начинающий, не может сориентироваться в малозаметном продвижении. Педагог должен оценить его усилия, объяснить - в чем именно наметился прогресс, а над чем необходимо еще поработать Оценкой результатов труда учащегося может стать поощрение, похвала и даже критика. Так, ученика со средними способностями, но старающегося, надо отметить и поддержать даже за незначительные сдвиги вперед. Если ученик организован, целеустремлен, показывает хорошие результаты, то поощрение лучше применять в случаях явно выраженных достижений. Сильного в волевом отношении и музыкально способного ученика, но ленивого, может стимулировать скорее критика, чем похвала. Придать ученику уверенность в своих силах может возвращение к пройденной пьесе по прошествии некоторого времени. Несомненно, ребенок исполнит ее на более высоком уровне, что станет подтверждением совершенствования его игры. А это является удовлетворением 2 потребностей: в положительной самооценке и в совершенствовании.

По-разному влияют на результативность деятельности позитивные и негативные мотивы. Понятно, что наиболее эффективны позитивные. Однозначно позитивной является мотивация достижения успеха. Учащиеся с такой мотивацией активны, отличаются настойчивостью в достижении цели. Привлекательность задачи для них возрастает пропорционально ее сложности (чем сложнее, тем интереснее). Свои неудачи способны переоценивать в свете достигнутых успехов. Интересно, что в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Такому ученику можно дать задание за короткий срок выучить достаточно сложную пьесу. Наградой за интенсивный труд станет удовлетворение потребности в самоутверждении. А вот мотивация избегания (боязни) неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации ученик, прежде всего, стремится избежать срыва, неудачи, наказания. Еще ничего не сделав, он уже боится возможного провала и думает, как его предотвратить, а не о том, как достичь успеха. Такие дети избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них, плохо оценивают свои возможности. В условиях дефицита времени результативность деятельности таких учащихся ухудшается.

Отметка, изобретенная как измеритель результата, тоже участвует в создании устойчивых мотивов к познанию, но не вся пятибалльная шкала, а только «2» и «5». При этом работают два психологических механизма: страх перед «неудом» и вдохновение от полученной « пятерки». Исторически двойка и пятерка заменили собой похвалу и розги, которыми оценивали в 15 - 17 веках. Причем страх оказывается сильнее вдохновения потому, что страх наступает перед познавательным актом (выступлением), а вдохновение - после. Психология определяет это как приоритет мотива «избегания неудач» перед «мотивом достижения». Негативную или отрицательную мотивацию формирует и воздействие на ученика такими понятиями как «должен» или «необходимо», в результате которого возникает ситуация «оказания давления». Ученик испытывает чувство удрученности, неудовлетворенности, высокое психоэмоциональное напряжение. И как итог - устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учебы. Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения.

Большинство учеников в наше время мало занимаются, ленятся, у них отсутствует инициатива. Причины этого широко распространенного явления различны, но важность и значимость такого фактора, как мотивация занятий музыкой, трудно переоценить. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно привести ребенка в школу, однако без пробуждения интереса к учению освоение знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы ученик постоянно ощущал «компенсацию» за свою тяжелую работу. Такой «компенсацией» и будет удовлетворение определенных потребностей, что является одновременно и результатом деятельности ребенка, и стимулом к дальнейшей работе.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. ТАК?»

  2. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология» /Р-на-Дону, 2000

  3. Пуриц И. «Методические статьи по обучению игре на баяне» / М, 2001

5


© 2010-2022