• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Учёт психологических особенностей детей в возрасте от 8 до 10 лет в процессе формирования хореографических способностей»

Доклад Учёт психологических особенностей детей в возрасте от 8 до 10 лет в процессе формирования хореографических способностей»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»


ДОКЛАД


«Учёт психологических особенностей детей в возрасте от 8 до10 лет

в процессе формирования хореографических

способностей»






Выполнил: Метленко Андрей Николаевич,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»



Тайшет 2014г.

Введение

Проблема способностей постоянно была предметом глубокого внимания и обсуждения таких выдающихся психологов как Л.Бине, Д. Гилфорд, Дж. Локк, Ж. Пиаже, Б.Т. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна. В работах зарубежных авторов при изучении способностей делается акцент на путь выявления и прогнозирования способностей, соотношения способностей с врожденными задатками, на использование тестов и вариантов факторного анализа для изучения структуры способностей.

Термин хореографические способности как понятие не существует. Педагоги и психологи рассматривают данное сочетание как два определения, которые составляют термин хореографические возможности и способности ребенка, а в совокупности как психологический фактор. Отсюда возникает проблема правильного понимания определения хореографические способности как самостоятельного понятия.

Актуальность данного исследования заключается в изучении того, насколько велико влияние психологических особенностей детей в возрасте от 8 до 10 лет на формирование хореографических способностей, так как исследований в данной области недостаточно. Поэтому изучение данного предмета имеет теоретическую и практическую значимость в работе педагога хореографа.

Объектом данной работы являются хореографические способности младшего школьного возраста.

Предметом - психологические особенности детей в возрасте от 8 до 10

лет.

Целыо данного исследования является изучение влияния психологических особенностей ребенка на развитие его хореографических способностей.

На основании этого была определена следующая подлежащая доказательству гипотеза: если адекватная самооценка и реальный уровень психологических особенностей обеспечивает развитие хореографических способностей ребенка, то, изучив влияние данных объектов друг на друга, на выходе мы получим сформированного и эмоционально устойчивого к критике исполнителя.



В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать источники поданной проблеме;

  • на основе исследованной литературы и практических наработок определить понятия «психологические особенности», «хореографические способности»;

выявить связь между психологическими особенностями хореографическими способностями;

  • подобрать адекватные методы исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в данной работе;

  • обработать результаты и сделать соответствующие выводы;

  • ознакомить работников учреждения дополнительного образования с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

В данной работе были использованы следующие методы: Анализ и обобщение научной и методической литературы, методики по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, математико-статистическая обработка результата

Глава I. Теоретический анализ проблемы способностей младших школьников.

1.1 Анализ проблемы способностей младших школьников в психолого- педагогической литературе.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок в этом возрасте сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Ведущей деятельностью становится учебная. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Весь уклад жизни становится другим - меняются

интересы и ценности ребенка.

Характеристика младшего школьного возраста складывается из таких

понятий как учебная деятельность, развитие психических функций,

мотивация и самооценка.

Рассмотрим кратко эти понятия.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления, будет развиваться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения.

Рассмотрев особенности развития психических функций, мы определили, что доминирующей является мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от развития интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Изучив особенности восприятия, мы определили, что оно, в данном возрастном периоде, недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (элементы танца, например, моталочка и маятник).

Следующей значимой психической функцией является память. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный.Также процесс обучения невозможен без достаточной сформированной такой психической функции как внимание. В этом возрасте они уже могут концентрировать внимание на неинтересных действиях, но все еще преобладает непроизвольное внимание.

1.2 Особенности формирования хореографических способностей детей младшего школьного возраста.В зарубежной психологии предложено несколько моделей способностей, выделенных на основе факторного анализа в связи с тестовым измерением индивидуальных различий способностей. В одних выделяется «общий фактор», характеризуемый как формальная умственная способность, в других «групповые факторы», рассматриваемые в качестве первичных способностей, в-третьих - как более или менее сложная иерархия факторовразной степени общности.При подготовке исполнителей необходимо учитывать задатки детей. В области хореографии задатки - это особенности устройства организма ребенка: подъем, выворотность, длинные ноги, музыкальный слух, гибкость,пластичность.Способности делятся на общие и специальные. Учитывая цель нашей работы, наиболее подробно мы рассмотрим специальные способности. Б. Г. Ананьев дает следующее определение данному термину. Это синтез определенных свойств личности, составляющих готовность к активной и продуктивнойдеятельности в какой-либо области общественной жизни. Поэтому, между отдельными специальными способностями выявляются взаимосвязи и некоторые общие источники возникновения - тог или иной уровень общего развития. Следовательно, чем выше развиты общие способности, тем больше предпосылок для развития специальных способностей. В структуре хореографических способностей можно выделить общие и специальные способности.К общим способностям можно отнести двигательную память и психомоторные способности. Двигательная память (усвоение знаний, умений и навыков), способствующая накоплению впечатлений и опыта, - существенно влияет на формирование хореографических способностей, а также на психическую деятельность исполнителя. В свою очередь психомоторные способности проявляются в возможности передать свое понимание содержания музыкального произведения при его исполнении, и выражаются в мастерстве, виртуозности исполнителя. К специальным хореографическим способностям можно отнести:

  1. Творческие способности способность к импровизации, к воплощению музыкального образа в танце.

  2. Музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания.

  3. Репродуктивные способности - способность к овладению техники того или иного танцевального стиля, пластики.

Глава II. Эмпирическое исследование хореографических

способностей младших школьников

2.1 Организация и проведение исследования хореографических

способностей младших школьников.

Изучив теоретические характеристики детей младшего школьного возраста, их возрастные, психологические особенности и рассмотрев понятие и структуру учебной деятельности, куда входят компонент мотивации, учебной задачи, учебной операции, контроля, оценки деятельности, влияющих на развитие психических функций ребенка, были определены следующие шаги к определению структуры наблюдения и практических исследований:

  1. Индивидуальные и групповые занятия (наблюдение за работой учащихся);


  1. Методика диагностики уровня внимания у младших школьников (таблица№1);


  1. Диагностика восприятия, общей осведомленности (таблица № 2);

  2. Диагностика различных видов памяти (таблица № 3);

  3. Методика КИСС (косвенное исследование структуры самооценки,

таблица № 4);

  1. Методика «Лесенка» (таблица № 5).

Для исследования было отобрано две группы девочек младшего школьного возраста (8-10 лет), занимающихся в студии современной хореографии «Сюрприз» более 2-х лет.

Данные группы учащихся были поделены по группам хореографических способностей, имеющих необходимые психофизические и анатомо-физиологические задатки:

  • высоко развитые: 6 девочек;

  • средне развитые: 14 человек;

- слабо развитые: 6 человек.

Так как исследование проводилось на группах, учащихся, имеющих необходимые психофизические и анатомо-физиологические задатки, в соответствии с этим была проведена диагностика влияния психологических особенностей на формирование хореографических способностей.

Наблюдения за работой детей в группах и подгруппах, дали понять, каким образом проявляет себя та или иная психическая функция. Например, разучивая новый хореографический элемент в подгруппе (6 человек), концентрация внимания выше, чем при разучивании движения всей группой. Следовательно, мы можем сказать, что в группах, где есть дети с пониженным уровнем внимания, необходимо проводить разучивание нового материала в подгруппах.

Анализ проведенной диагностики уровня внимания показал, что наиболее высокий уровень встречается у учащихся первой группы с наиболее развитыми хореографическими способностями, а часто встречающийся низкий уровень развития, изучаемого психического познавательного процесса - у третей группы рассматриваемых детей. | В соответствии с этим были разработаны рекомендации для педагогов дополнительного образования, способствующие наиболее эффективному восприятию учебного материала.

Диагностика восприятия, общей осведомленности показала, что восприятие на высоком уровне у учащихся первой группы с наиболее развитыми хореографическими способностями, а часто встречающийся низкий уровень развития восприятия - у третей группы изучаемых детей. На среднем уровне значительный процент имеет группа №2.

Диагностика различных видов памяти, выявляющая общую способность запоминать и обрабатывать информацию (в нашем случае не только кратковременную, оперативную и долговременную память, а также двигательную, зрительную, слуховую и эмоциональную) определила, что чем выше уровень сформированное хореографических способностей, тем выше уровень запоминаемости танцевального материала на зрительном, эмоциональном и двигательном уровне. Исходя из полученных данных был разработан ряд примечаний, которым необходимо следовать, имея в группе детей с заниженной способностью запоминать и обрабатывать информацию.

Анализируя данные таблицы, можем сделать вывод о том, что в диагностируемых группах количество учащихся с резко заниженной самооценкой имеет не существенный процент, но все же, необходима работа по устранению существующей проблемы. Учащихся с завышенным уровнем самооценки также не впечатляющее количество. Следовательно, можно сделать вывод о том, что воспитательная работа идет в нужном направлении, с учетом личностных особенностей учащихся.

Исходя из процентного соотношения данных таблицы изучения самооценки при помощи методики «Лесенка», следует, что большинство группы составляют учащиеся с заниженной и адекватной самооценкой. Отсюда вытекает необходимость совершенствования методов воспитательной работы, а также организации учебного процесса! (пространственные построения учащихся, их смена в линиях, постановка заданий исходя из уровня самооценки). Проанализировать интересы и предпочтения учащихся, выработать схему индивидуального подхода и решения имеющихся проблем, нуждающихся в этом учащихся. Необходимо привести к тому, чтобы интересы и склонности сочетались для дальнейшего развития способностей. Достижение успеха даже в небольшом деле (например, в безупречном исполнении отдельной комбинации) вызовут у ученика радостное чувство удовлетворения. Это чувство вызовет еще более глубокий интерес к предмету, склонность еще больше заниматься им.

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность,

сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость.

Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.

Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого груда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант - это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.

Проблема развития хореографических способностей неизменно привлекает внимание психологов и педагогов, работающих в данной области.

При подготовке исполнителей необходимо учитывать задатки детей. Задатки - это особенности устройства организма ребенка: подъем, выворотность, длинные ноги, музыкальный слух, гибкость, пластичность, внешние сценические данные. Способности, по мнению Е. С. ВиноградовойI, - это особенности действия органов тела. Задатки формируются вследствие развертывания генетической программы онтогенеза, которая корректируется средой. Способности развиваются на основе задатков вследствие научения. Если природа задатков биофизическая, то способностей - психосоциальная.

Изучение задатков, учащихся процесс довольно сложный и интересный, требующий определенных знаний в области психодиагностики. Чем лучше задатки, тем легче воспитать хореографические способности. Ведь даже лучшие педагоги не сделают хорошего танцовщика с плохими задатками.

Академик П. II. Бочков' пишет, что факторы среды способны сами по себе влиять на проявление и функционирование генетического аппарата. Так, они могут «разбудить» молчащий, либо заставить остановить работающий ген, или изменить его функцию. Развитие или онтогенез каждого человека в отдельности - также результат взаимодействия генома и среды.

Изучив работы отечественных психологов, выяснилось, что рассмотрению подлежат такие вопросы как соотношение способностей и деятельности, источников развития способностей, роли деятельности и личности в развитии способностей, возможностей развития способностей в ходе обучения.

отношение к музыкальным интонациям, выраженное в виде танцевального движения. Значимость же адекватной самооценки чрезвычайно велика в процессе развития хореографических способностей. Ее влияние на раскрытие психологических особенностей, влияющих на хореографическую деятельность, обеспечивает оптимальное формирование танцевальных способностей детей данного возраста.

Подводя итог выше сказанному, мы можем утверждать, что гипотеза подтверждена частично. Практика показывает, что раздельный анализ психических процессов по отдельным составляющим является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в формировании способностей участвуют все процессы, раздельное диагностирование которых не дает точной оценки влияния на развитие танцевальных способностей. Поэтому возникает необходимость в разработке комплексной диагностики психических процессов в целом, способной дать точную оценку тому, насколько велико влияние их на развитие хореографических способностей.

2.2 Рекомендации по выстраиванию образовательного маршрута с детьми, имеющих определенные хореографические возможности.

Для достижения наиболее качественного результата в обучении учащихся с определенными психологическими и стартовыми возможностями

необходимо сделать следующее:

  1. Сформировать отдельную группу учащихся;

  2. Определить индивидуальный образовательный маршрут для

данной группы учащихся.

  1. Выстроить определенную структуру учебного занятия.

Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, необходимо выстроить определенную структуру учебного занятия. Для этого

необходимо:

- цель занятия должна ставиться таким образом, чтобы она была направлена не только на получение знаний и закрепления определенных навыков, но еще и учитывала особенности восприятия учебного материала

учащимися;

  • достижение цели должно осуществляться через задачи, максимально отражающими все особенности подачи учебного материала учащимся данной

группы;

  • последовательность компонентов занятия должна выстраиваться таким образом, чтобы учебный материал усваивался в полном объеме;

  • педагогические приемы должны быть подобраны в соответствии с

психическими особенностями учащихся.

Учебная деятельность имеет определенную структуру. Наиболее важным в ней, и даже определяющим успех всего процесса обучения является мотивация. То насколько с мотивирован будет ребенок к познанию учебного материала, будет зависеть его познавательный интерес.

Как правило, учебную группу составляют учащиеся с различными психическими особенностями: одни имеют наглядно-образное, другие словесно-логическое мышление, одни распределяют внимание и распределяют его довольно успешно, другие - затрудняются, кто-то воспринимает материал через образы, кому - то достаточно объяснить порядок исполнения, кто-то запоминает учебный материал довольно быстро, кому-то требуется больше времени на запоминание.

Исходя из этого, мы предлагаем наиболее приемлемый подход к выстраиванию учебного процесса с учащимися:

  1. Учащимся, имеющим наглядно-образное мышление необходимо показывать движение на картинках, в схемах, видеоварианте, давать возможность представлять себя определенным г ероем, с полным описанием черт характера, описанием костюма. Имеющим словесно- логическое - выстроить логическую цепочку последовательности его действий.

  2. Учащимся затрудняющимся сфокусировать свое внимание на учебном материале, необходимо обеспечить сосредоточенность на нем, а именно: ничто в танцевальном зале не должно отвлекать его внимания, следовательно, всевозможные картинки, грамоты, часы и т.д. должны быть убраны из поля зрения учащегося. Речь педагога должна иметь определенную громкость, выдержанные паузы, акцент на особенности исполнения движения. Сдержанность в одежде и аксессуарах, либо наоборот, например, яркий пояс для акцентирования положения рук на теле.

  3. Для наиболее точного запоминания и закрепления танцевального материала необходимо учесть вышеперечисленные рекомендации, а также повторять движение огромное количество раз. Таким образом, исходя из особенности мышечной памяти, материал будет закреплен на должном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определили бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом

или будут творчески реализованы.

Психологи признают известную роль природных, биологических факторов как природных предпосылок развития способностей. Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками.

Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость

воображения, эмоциональность.

Следует помнить, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Задатки - это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он не обладал, не может с тать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. И, наоборот, при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может

добиться в ней известных успехов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза доказана частично так как наиболее точный результат можно получить при наиболее глубоком исследовании психических процессов, учащихся младшего школьного возраста, путем применения универсального метода исследования взаимовлияния психических процессов на формирование хореографических способностей. К сожалению, на сегодняшний день такого метода не разработано

.

Список литературы

ЕБакулин И.И. Психологические подходы в понимании сущности способностей // журнал прикладной психологии. - 2002. - №3. - С. 2-12

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Христоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семешок. - М.; Воронеж, 1998. - С. 120-131.

  2. Боисова Е.М. Диагностика способностей. // Психологическая диагностика. / Под ред. Г.М. Гуревича. М,- Бийск, 1993.-С. 1 18-149

  3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993. - 306 с.

  4. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: ЛГИ 1 СССР, 1982. 164 с.

  5. Климов Е.Л. Основы психологии. М.: ЮПИТИ, 1997.-295 с.

  6. Леонтьев А.П. О формировании способностей. // Вопросы психологии. - 1960. -№]._ С. 12-26

  7. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.-64 с.

  8. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Знание, 1972. - 312 с.

Приложения















Таблица №1. Изучение внимания у учащихся младшего школьного возраста, посещающих студию современной хореографии «Сюрприз»

Групппа №

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

I группа

56%

31%

13%

II группа

20%

62%

18%

III группа

12%

47%

41%

Таблица № 2. Изучение восприятия и уровня общей осведомленности у учащихся младшего школьного возраста, посещающих студию современной хореографии «Сюрприз»


Группа №

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

I группа

54%

35%

11%

II группа

21%

62%

17%

III группа

14%

47%

39%



Таблица № 3. Изучение различных видов памяти у учащихся младшего школьного возраста, посещающих студию современной хореографии «Сюрприз»

Группа №

логическая

эмоциональная

зрительная

Высокий

средний

низкий

высокий

средний

низий

высокий

средний

низкий

I группа

37%

51%

12%

63%

25%

12%

49%

34%

17%

II группа

33%

42%

25%

51 %

27%

22%

47%

39%

14%

III группа

29%

38%

33%

45%

21%

34%

45%

41%

14%


Таблица № 4. Изучение самооценки у учащихся младшего школьного возраста, посещающих студию современной хореографии «Сюрприз» с помощью методики «КИСС»

Группа №

завышенная самооценка

адекватная самооценка

заниженная самооценка

I группа

34%

50%

16%

II группа

7%

43%

50%

III группа

-

17%

83%


Таблица № 5. Изучение самооценки у учащихся младшего школьного возраста, посещающих студию современной хореографии «Сюрприз» с помощью методики «Лесенка»

Группа №

резко заниженный уровень

низкий уровень

заниженный уровень

адекватный уровень

завышенный уровень

I группа

-

-

16%

50%

34%

II группа

-

6%

44%

45%

5%

III

группа

17%

28%

38%

17%


I Ножови'1 Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Христоматия но возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. М,: Воронеж. 1948. С. 120-131.

1

© 2010-2022