- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная общеобразовательная рабочая программа военно-патриотического клуба Амурский тигр
Дополнительная общеобразовательная рабочая программа военно-патриотического клуба Амурский тигр
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Онищенко Н.А. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Гончарова»
Согласовано.
Заместитель директора по УВР_Путря Г.А.
_________________________
Дата Подпись
Утверждена.
Педагогическим советом школы
(протокол № 1 от 26 августа 2014 г.)
Утверждена.
Директором МОБУ Ромненская СОШ ______________________ /Т.В.Пасечникова/
Приказ № 50 от 08.09.2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
военно-патриотического клуба
«Амурский тигр»
руководитель: Онищенко Николай Александрович
на 2014-2015 учебный/год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм - система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе МОБУ Ромненская СОШ имени И.А. Гончарова создан военно-патриотический клуб «Амурский тигр», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Участниками военно-патриотического клуба «Амурский тигр» являются дети и подростки 10-17 лет.
Рабочая программа военно-патриотического клуба «Амурский тигр» разработана в соответствие с:
-
Конституцией Российской Федерации;
-
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
-
Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
-
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-
Уставом школы.
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
-
принцип добровольности;
-
принцип взаимодействия;
-
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
-
принцип междисциплинарности;
-
принцип преемственности;
-
принцип равноправия и сотрудничества;
-
принцип гласности;
-
принцип самостоятельности;
-
принцип ответственности;
-
принцип коллективности;
-
принцип ответственности за собственное развитие.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
-
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
-
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
-
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
-
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
-
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
-
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
Деятельность клуба ведется по 3 направлениям:
-
Общая физическая подготовка;
-
ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
-
Основы военной и специальной подготовки.
Программа деятельности по каждому направлению ориентирована на ребят, склонных к исследовательской, поисковой и военно-спортивной деятельности.
Основные формы работы клуба:
-
соревнования;
-
конкурсы;
-
смотры;
-
слеты;
-
конференции;
-
экскурсии;
-
клубные встречи;
-
игры;
-
турниры;
-
эстафеты и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате реализации данной программы:
-
участники военно-патриотического клуба достигнут высокого уровня общефизической подготовки;
-
члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
-
у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
-
компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Структура программы
Программа разработана на один учебный год, продолжительностью девять месяцев. Общее количество часов - 306, недель - 34.
Продолжительность учебного дня - 3 часа, учебного часа - 40 минут. При проведении полевых выходов, стрельб, а также других занятий, связанных с участием в военно-патриотических сборах и соревнованиях, продолжительность учебного дня не регламентируется.
материально-технические условия образовательного процесса
№
Наименование
имеется
1
Книгопечатная продукция: основная и дополнительная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература
в наличие
2
Дидактические материалы
в наличие
3
Информационно-коммуникационные и технические средства обучения: ноутбук, видеопроектор, сканер, ксерокс.
в наличие
4
Цифровые образовательные ресурсы: учебные диски, медиатека
в наличие
5
Учебно-практическое оборудование: макеты автомата Калашникова, учебные таблицы, пневматические винтовки, учебные гранаты, мины, противогазы, общевойсковые защитные комплекты
в наличие
6
Спортивный зал
в наличие
7
Тренажерный зал
в наличие
8
Пришкольный спортивный городок
в наличие
9
Полоса препятствий
в наличие
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов
Общее
количество часов
Физическая подготовка
33
Огневая подготовка
39
Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации
12
Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита
18
Строевая подготовка
48
Тактическая подготовка
24
Военно-медицинская подготовка
27
Военно-патриотическая подготовка.
105
Итого:
306
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Гимнастика.
Разучивание и тренировка в выполнении упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье по канату. Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: подтягивание; сгибание и разгибание рук в упоре; прыжок в длину с места; тренировка в выполнении упражнений с тяжестями и в лазанье по канату.
Тема 2. Рукопашный бой.
Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке. Приемы самостраховки. Приемы нападения и защиты с автоматом, от удара ножом, обезоруживание противника.
Тема 3. Преодоление препятствий.
Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Тема 4. Ускоренное передвижение.
Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции.
Техника бега по пересеченной местности.
Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции
Тема 5. Комплексные занятия.
Общая физическая подготовка: подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре; прыжок в длину с места; упражнения на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.
-
Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫ
-
Игровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫ
-
Игровые упражнения, способствующие развитию ЛОВКОСТИ
-
Игровые упражнения, способствующие развитию ГИБКОСТИ
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие 1. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Занятие 2. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)».
Занятие 3. Строевая стойка. Повороты на месте.
Занятие 4. Строевой и походный шаг.
Занятия 5-6. Повороты в движении.
Занятие 7. Отдание воинской чести на месте и в движении.
Занятие 8. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Занятие 9-14. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием.
Занятия 1-2. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Занятия 3-4. Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО
ЦЕЛЬЮ изучения данного курса является подготовка юношей к воинской службе путем освоения ими стрелкового оружия.
ЗАДАЧИ обучения:
-
познакомить каждого курсанта с боевыми свойствами и устройством пневматического оружия, стрелкового оружия России и боеприпасов к нему.
-
научить подготавливать оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы из него по неподвижным целям, чистить и смазывать оружие;
-
научить вести огонь из автомата (пистолета) боевыми патронами по условию начального упражнения.
Изучение материальной части оружия и обучение стрельбе из него могут проводиться в иной последовательности, чем указано в плане, в виду наличия тех или иных типов оружия. Например, учиться стрелять можно во время областных военно-спортивных и военно-патриотических учебных сборов.
Особое внимание на любых занятиях, в т. ч и при изучении учебного оружия и боеприпасов, следует уделять соблюдению правил техники безопасности.
Примерный учебно-тематический план занятий
Тема № 1. Введение
Занятие № 1. Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Тема № 2. Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки и пистолета
Занятие № 1. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и пистолета. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей.
Занятие № 2. Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою.
Тема № 3. Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова.
Занятие № 1. Автомат Калашникова во всех его модификациях. Серия автоматов АК-100. Модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.
Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки автомата. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Отработка нормативов по разборке-сборке оружия.
Занятие № 3. Подготовка АК к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата.
Занятие № 4. Принадлежности к автомату. Порядок чистки и смазки оружия и его хранение.
Занятие № 5. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Тема №4. Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова (ПМ)
Занятие № 1. Назначение, боевые свойства, общее устройство принцип работы ПМ. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов.
Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. Чистка и смазка. Снаряжение магазина патронами. Отработка нормативов по разборке-сборке оружия.
Тема №5. Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему.
Тема № 6. Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами
Занятие № 1. Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия, меры безопасности при обращении с ним во время следования на транспортных средствах, несения боевой службы, на занятиях и стрельбах. Правила производства предупредительного выстрела.
Занятие № 2. Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Меры предосторожности при устранении задержки. Правила заряжения и разряжения оружия. Меры безопасности при стрельбе.
Тема №7. Приведение оружия к бою.
Тема №8. Правила стрельбы из стрелкового оружия.
Занятие № 1. Выбор установки прицела и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным целям.
Занятие № 2. Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.
Занятие № 3. Выполнение упражнения учебных стрельб (УУС) из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели.
Занятие № 4. Выполнение упражнения по метанию ручных гранат.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ЗАДАЧИ обучения. При обучении личного состава тактике необходимо, научить курсантов координированной и слаженной работе в составе отделения.
Методические рекомендации.
Все занятия следует проводить на практике, используя для этого условия сильнопересеченной местности. На занятиях ведется подготовка по дисциплинам туризм, минно-инженерная, огневая подготовки.
Занятия по устранению боязни огня, высоты и воды начинаются во время весенне-летних областных учебных сборов. Основное время тактико-специальной подготовки приходится на весенне-летний период (расписание учебных часов не регламентируется).
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Оказание первой медицинской помощи.
Занятие 1. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.
Занятие 2. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.
Занятие 3. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Занятие 4. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Занятие 5. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током.
Занятие 6. Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Тема 2. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими.
Занятие 1. Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: предназначение, порядок и правила пользования.
Тема 2. Вынос и вывоз раненых с поля боя.
Занятие 1. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2014-2015 учебный год
№
Тема
занятия
Кол-во
часов
Дата
По плану
Факт
1
Вводное занятие.
3
1.09.
2
Подведение итогов работы ВПК за 2013-2014 учебный год.
3
3.09
3
Военно-патриотическая подготовка. Изучение Устава ВПК.
3
5.09.
4
Составление плана работы ВПК на 2014-2015 учебный год.
3
8.09.
5
Приём в ВПК нового пополнения, знакомство с его работой.
3
10.09.
6
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в IV районном Слёте детей войны «Будем жить!»
3
12.09.
7
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в IV районном Слёте детей войны «Будем жить!»
3
17.09.
8
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в IV районном Слёте детей войны «Будем жить!»
3
19.09.
9
Изучение Уставов Вооружённых Сил РФ.
3
22.09.
10
Изучение Уставов Вооружённых Сил РФ.
3
24.09.
11
Изучение Уставов Вооружённых Сил РФ.
3
26.09.
12
Изучение Уставов Вооружённых Сил РФ.
3
29.09.
13
Строевая подготовка.
3
1.10.
14
Строевая подготовка.
3
3.10.
15
Строевая подготовка.
3
10.10.
16
Подготовка к областной военно-спортивной игре «Зарница».
3
13.10.
17
Подготовка к областной военно-спортивной игре «Зарница».
3
15.10.
18
Подготовка к областной военно-спортивной игре «Зарница».
3
17.10.
19
Подготовка к областной военно-спортивной игре «Зарница».
3
20.10.
20
Подведение итогов участия в областной военно-спортивной игре «Зарница»
3
22.10.
21
Подготовка к областным военно-спортивным сборам «Рубеж - 2014»
3
24.10.
22
Подготовка к областным военно-спортивным сборам «Рубеж - 2014»
3
27.10.
23
Подготовка к областным военно-спортивным сборам «Рубеж - 2014»
3
29.10.
24
Участие в областных военно-спортивных сборах «Рубеж - 2014»
3
31.10.
25
Подведение итогов участия в областных военно-спортивных сборах «Рубеж - 2014»
3
5.11.
26
Огневая подготовка.
3
7.11.
27
Огневая подготовка.
3
10.11.
28
Огневая подготовка.
3
12.11.
29
Огневая подготовка.
3
14.11.
30
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка Почётного Караула к 40-летию И. Гончарова.
3
21.11.
31
Занятия по РХБЗ.
3
24.11.
32
Занятия по РХБЗ
3
26.11.
33
Военно-патриотическая подготовка. Участие в районной краеведческой конференции «Пусть воссияет над Россией культуры свет»
3
28.11.
34
Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита
3
1.12.
35
Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита
3
3.12.
36
Тактическая подготовка.
3
5.12.
37
Тактическая подготовка.
3
8.12.
38
Тактическая подготовка.
3
10.12.
39
Тактическая подготовка.
3
12.12.
40
Строевая подготовка.
3
15.12.
41
Строевая подготовка.
3
17.12.
42
Строевая подготовка.
3
19.12.
43
Строевая подготовка.
3
22.12.
44
Строевая подготовка.
3
24.12.
45
Занятие по спортивному туризму.
3
26.12.
46
Занятие по спортивному туризму.
3
29.12.
47
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в областной военно-спортивной игре «Штурм крепости».
3
12.01.
48
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в областной военно-спортивной игре «Штурм крепости».
3
14.01.
49
Строевая подготовка.
3
16.01.
50
Строевая подготовка.
3
19.01.
51
Строевая подготовка.
3
21.01.
52
Подготовка к соревнованиям по стрельбе.
3
23.01.
53
Подготовка к соревнованиям по снаряжению магазина патронами.
3
26.01.
54
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к окружной военно-спортивной игре «Защитники Отечества - 2015»
3
28.01.
55
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к окружной военно-спортивной игре «Защитники Отечества - 2015»
3
30.01.
56
Огневая подготовка.
3
2.02.
57
Огневая подготовка.
3
4.02.
58
Строевая подготовка.
3
6.02.
59
Строевая подготовка.
3
9.02.
60
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к митингу Почётного Караула.
3
11.02.
61
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в районном смотре-конкурсе героико-патриотической песни «Солдатский привал»
3
13.02.
62
Физическая подготовка.
3
16.02.
63
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка номера к концерту, посвящённому Дню защитника Отечества.
3
18.02.
64
Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита
3
20.02.
65
Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита
3
27.02.
66
Тактическая подготовка.
3
2.03.
67
Тактическая подготовка.
3
4.03.
68
Тактическая подготовка.
3
11.03.
69
Тактическая подготовка.
3
13.03.
70
Физическая подготовка.
3
16.03.
71
Физическая подготовка.
3
18.03.
72
Физическая подготовка.
3
20.03.
73
Строевая подготовка.
3
23.03.
74
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к VI областной открытой конференции проектно-исследовательских работ учащихся «С чего начинается Родина»
3
25.03.
75
Огневая подготовка.
3
27.03.
76
Огневая подготовка.
3
30.03.
77
Огневая подготовка.
3
1.04.
78
Строевая подготовка.
3
3.04.
79
Военно-патриотическая подготовка. Экскурсия в ромненский историко-краеведческий музей «Письма с фронта»
3
6.04.
80
Строевая подготовка.
3
8.04.
81
Военно-патриотическая подготовка. Проведение мероприятия для тружеников тыла в районной библиотеке.
3
10.04.
82
Военно-медицинская подготовка.
3
17.04.
83
Строевая подготовка.
3
20.04.
84
Военно-патриотическая подготовка. Мероприятие для 8-11-х классов, посвящённое 70-летию Победы В ВОВ.
3
22.04.
85
Строевая подготовка.
3
24.04.
86
Военно-патриотическая подготовка. Акция «Обелиск».
3
27.04.
87
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка команды к областному Слёту ВПК «Равнение на Победу!»
3
29.04.
88
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка Почётного Караула к празднованию 70-летия Победы в ВОВ.
3
6.05.
89
Военно-патриотическая подготовка. Подготовка Почётного Караула к празднованию 70-летия Победы в ВОВ.
3
8.05.
90
Военно-медицинская подготовка.
3
13.05.
91
Военно-медицинская подготовка.
3
15.05.
92
Военно-медицинская подготовка.
3
18.05.
93
Военно-медицинская подготовка.
3
20.05.
94
Военно-медицинская подготовка.
3
22.05.
95
Военно-медицинская подготовка.
3
25.05.
96
Военно-медицинская подготовка.
3
27.05.
97
Военно-медицинская подготовка.
3
29.05.
98
Физическая подготовка (участие в спортивных и военно-спортивных соревнованиях)
15
в течение года
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Бачевский В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. - 186 с.
-
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
-
Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.
-
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.
-
Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
-
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
-
Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. - М.: Просвещение, 1990. - 237 с.
-
Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 134с.
-
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
-
Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В. Мазыкина, Б. И. Мишин, под ред. А. К. Бруднова. - М.: Мнемозина, 2000. - 192 с.
-
Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994. - 328 с.
12