• Преподавателю
  • Другое
  • Информационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской области

Информационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской области

Исследовательская работа была организована с обучающимися 4 класса. Роль Православной Церкви доказана на примере Бого-Явленского храма Курчатовского района. К проекту прилагаются фотографии: экскурсия в библиотеку, в музеи, в храм. Были организованы встречи с ветераном войны Рассудовским А.А. и настоятелем храма Пашковым С.И.
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской областиИнформационный проект Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны на территории Курской области






















Содержание.

Введение. с. 3 -4

1. Народная память о Героях Великой Отечественной войны. с. 5-6

1.1.Вера солдат в Божью помощь. с. 6-7

2. Роль Православной Церкви в победе над фашизмом

на Курской земле. с. 8

2.1. Помощь фронту Свято-Богоявленским храмом с. 9-12

3. Социологический опрос. с.12-13

Заключение. с.13-14

Литература. с.15

Приложения.



Введение.

Актуальность темы.

В 4 классе я веду предмет ОРКСЭ ( модуль ОПК). При подготовке к уроку по теме «Храмы» заинтересовалась ролью Церкви в годы Великой Отечественной войны.

Живу в православной семье: мы ходим в храм, читаем молитвы, верим в Бога, в его защиту, любовь и помощь. В прошлом году, проезжая по городу Курску, я обратила внимание на мемориал «Триумфальная Арка», посвященный Курской битве.

Посетив его, я узнала, что основу комплекса составляет арка, храм имени Георгия Победоносца, памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову, Вечный огонь, памятник Неизвестному солдату и военная техника. У меня возник вопрос: «Причем здесь храм?» Об этом захотела узнать больше, поэтому я выбрала эту тему проекта (Приложение 1).

Затем поставила перед собой цель:

Определить роль Православной Церкви на примере Свято-Богоявленского храма в Победе русского народа в годы Великой Отечественной войны на Курской земле, вовлекая в деятельность обучающихся своего класса.

Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:

1. Исследовать роль Свято-Богоявленского храма и жителей села Быки Курчатовского района Курской области в Победе над фашизмом;

2. Встретиться с ветераном войны Рассудовским Анатолием Александровичем. Выяснить его мнение о роли Церкви в годы войны.

Гипотеза:

Во время Великой Отечественной войны Церковь вела активную деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте. Это оказало неоценимую помощь в Победе над врагом.

Проблемный вопрос:

А был ли значительный вклад Церкви в Победу на самом деле?

В своей работе я использовала такие методы исследования:

Моя работа построена по сбору информации о работе храма села Быки Курчатовского района. Здесь присутствует информация источников, нигде не опубликованная ранее:

1. Воспоминания жителей села Быки и настоятеля храма Пашкова Сергия Ивановича;

2. Совместно с обучающимися посетить детскую библиотеку, городской и областной краеведческий музей, музей гимназии. Беседы с их сотрудниками; посещение по месту жительства ветерана войны Рассудовского Анатолия Александровича;

3. Работа с интернетом и художественной литературой;

4. Социологический опрос жителей города, учителей и обучающихся нашей гимназии.



  1. Народная память о Героях Великой Отечественной войны.

В этом году наша страна празднует 70-летие со дня великой Победы над фашизмом. Эта победа досталась нелегко. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили в Бога. Церковь не потеряла своей роли в наше время. Поэтому тема работы актуальна, история Церкви - это история духовной культуры и, если мы хотим жить в гуманистическом обществе, эту историю нельзя забывать. Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.

В исследовательскую работу вовлекла своих обучающихся при

изучении темы «Храмы» на уроке ОРКСЭ. К работе приступили с сентября 2014г., работая индивидуально, по группам, парами и целым классом. В ходе изучения темы нам встретились незнакомые слова. Мы составили словарь христианских терминов (Приложение 2) .

Затем посетили городскую детскую библиотеку, где Назарьева Елена Анатольевна познакомила нас с литературой, в которой говорится о роли Православной Церкви в годы войны (Приложение3).

В нашу гимназию приезжали работники областного краеведческого музея. Коробецкая Татьяна Николаевна познакомила нас с темой «Куряне в войнах xx века». А школьный и городской краеведческий музей мы посетили сами. Здесь имеется немало материалов о подвигах христиан в годы войны. Об этом нам рассказала Тарасова Вера Александровна.





На стенде мы увидели фотографии солдат, воевавших на Курской дуге. Это сержант запаса Башкиров Николай Филиппович, полковник запаса Кандуров Николай Антонович. После войны они жили в нашем городе. А вот сержант запаса Рассудовский Анатолий Александрович, который освобождал города Курск, Орел, Выборг, воевал в Эстонии, награжден 2 орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 2 степени, медалями за взятие Кенигсберга, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией» , проживает по настоящее время в нашем городе. Из беседы с ним мы узнали, что он неверующий, шел в бой за коммунистическую партию, за Сталина (Приложение 4).

Вот уже 70 лет народ чтит память тех, кто освободил страну от фашистского ига.

1. 1. Вера солдат в Божью помощь.

На уроке окружающего мира мы узнали, что война объединила все славянские народы, верующие и в Сталина, и в Бога. Они шли в бой, не думая о смерти. В интернете, в разделе «Православные чудеса XX века», я прочитала статью «Чудеса на дорогах войны», которая называется

« Явление Божией матери на Курской дуге».

Из воспоминаний неизвестного солдата:

"… в тот день бой был особенно жестоким. Вся ничейная полоса покрылась телами убитых - и наших, и немцев. Бой стих только к вечеру. Вдруг вижу, что Божков высунул голову над бруствером.

- Иван, - кричу, - ты что делаешь? Снайпера дожидаешься?

Божков опустился в окоп - сам не свой. И говорит мне тихо: «Петя, там женщина плачет...»



( фонограмма «Молитва Богородицы», Настя начало молитвы играет на гитаре и поет)

- Тебе показалось, откуда тут женщине взяться?

И вдруг мы все услышали, что где-то и вправду словно плачет женщина. Божков надел на голову каску и вылез на бруствер.

- Там туман клубится, - говорит он нам, - а в тумане по ничейной полосе в нашу сторону идет женщина... Наклоняется над убитыми и словно плачет или читает Молитву. Господи! Она похожа на Богородицу... А Женщина вдруг перестала плакать, повернулась в сторону наших окопов и поклонилась.

- Богородица в нашу сторону поклонилась! Победа за нами! - громко сказал Божков.

И мы ринулись в бой…»

Победа над фашистской Германией была одержана. И это была не только победа русского оружия, но и веры в Бога, которая поднимала солдат из окопов, с верой в душе они смело шли в бой, надеясь на то, что Бог их сохранит. Память о погибших солдатах мы храним в своих сердцах, а выживших солдат все уважают, приглашают на праздники, благодарят за Победу и не забывают об их подвигах.



2.Роль Православной Церкви в Победе над фашизмом на Курской земле.

В последнее время возрождаются исчезнувшие храмы. В Курчатовском районе возвращено к жизни 10 храмов и часовен. Но сколько еще их, к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения! Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду. Благодаря этому народ был мужественным, стойким, смелым и одержали Победу над врагом. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро - главной частью жизни.

Собрать, сохранить и сделать известными историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми, которые идут в храм в трудный жизненный момент, несут ребенка для крещения. Молодые люди венчаются. Все они верят в Божескую любовь. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

2.1. Помощь фронту Свято-Богоявленским храмом.

В сентябре 2014 года мы ездили на экскурсию в село Быки Курчатовского района. В результате встреч и бесед с жителями выяснили, что огромную помощь в Победе оказали христиане этого села. Там возвышается редкой красоты белоснежный Свято- Богоявленский храм, высокая колокольня которого видна далеко за пределами этого населенного пункта. Из шестнадцати церквей Курчатовского района это единственный храм, который не был разрушен. Согласитесь, не чудо ли это?

Село Быки расположено на правом берегу реки Сейм. Рассказывают, что по другую сторону реки есть источник. Вода в нем, конечно же, особенная, как и природа в Быках.

Во время нашей экскурсии мы выяснили, что храм стоит уже сто пятьдесят восемь лет. Даже война его снаружи не коснулась. И сейчас сохранил свою первозданность. А внутри… В разгар атеизма одно время Церковь служила зерноскладом, а потом и вовсе была Домом культуры.

Свято-Богоявленский храм был основан в 1856 году.

Из беседы с жительницей села Агаповой Татьяной Семеновной (она рассказала со слов своей матери Кулешовой Пелагеи Васильевны) мы узнали, что с самого начала войны на фронт была мобилизована значительная часть населения. Остались инвалиды, больные, негодные к военной службе старики и подростки. На фронт были отправлены автомобили, тракторы, лошади, которых в деревне с каждым днем становилось все меньше и меньше. Между тем фронт требовал продовольствия, а промышленность - сырья. Вся тяжесть решения этих проблем была возложена на крестьянство. Главное место на селе заняли женщины. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов и многое другое, помимо семейных обязанностей, легли на плечи «хрупких» женщин. И они работали с раннего утра до позднего вечера. Священника в этот период не было. Но это не мешало людям в душе носить веру в Бога, который поможет одержать Победу.

В 1943 году немцы оккупировали село и, чтобы местные жители были к ним положительно настроены, решили открыть храм и позвать на службу Батюшку. В Церковь пошли не только жители этого села, но и народ близлежащих деревень. И просили они Бога о победе русского народа, о наказании фашистов. Посещали храм немецкие солдаты и офицеры, а они молились о победе их народа, о порабощении России.

Мы познакомились с жительницей села Ханьковой Екатериной Ивановной, которая рассказала, что в тот период ей исполнилось 10 лет. Она наравне со взрослыми работала в поле. Хорошо помнит, как немцы привезли в село Священника. Он утешал верующих в скорби, призывал их к самоотверженному труду в тылу, поддерживал веру в окончательную победу над врагом, вел большую разъяснительную работу среди верующих, указывая на вредное влияние вражеской пропаганды, находящейся в разбрасываемых немцами листовках. Слово духовного пастыря было весьма плодотворным в те тяжелые и тревожные дни. Церковь вселяла им веру в Победу нашей армии, давала силы для работы в поле. А вечерами жители села вязали носки, варежки, шили теплое нижнее белье и посылали на фронт.

В их Церкви почти 40 лет пела Вакулина Екатерина Ивановна. Она в годы войны собирала деньги, облигации, затем относила их в Курский Епархий, а оттуда тайком приносила листовки о разгроме вражеских войск в разных городах, выпущенные храмом Коренной пустыни, где находился в это время штаб Красной Армии. Слышали, что на средства верующих нашей страны была построена танковая колонна «Дмитрий Донской» и эскадрилья самолётов «Александр Невский». Был организован сбор денег в Фонд помощи детям и семьям воинов Красной Армии (Приложение 5).





Екатерина Ивановна не помнит всех батюшек, которые служили в их Церкви. Но со слов ее мамы всего было 16 священнослужителей.

Особенно ей запомнились отцы Богдан и Василий. В народе они славились своей порядочностью и крепкой верой в Бога. Отец Василий был переведен монахом в Коренную пустынь.

С 1999г. Сергий Пашков - настоятель Свято-Богоявленского храма.

За время его деятельности здесь проведена огромная реставрационная работа: покрашен фасад, причем неоднократно, заменены двери, оконные блоки, царские врата, куплены новые иконы. В храме есть отопление. Здесь, как и во всех Православных Церквях, проходят богослужения, литургии, таинства Крещения, Причащения, Покаяния, Венчания... Надо сказать, что Свято-Богоявленский храм пользуется любовью не только среди местных прихожан. Сюда приезжают из разных концов области. Многие семьи именно здесь из поколения в поколение крестят своих детей. Кроме работы в храме, отец Сергий ведет большую работу с подрастающей молодежью: тренирует ребятишек, т.к. сам является мастером спорта по дзюдо, заботится и о людях с ограниченными возможностями. Несколько раз проводилось мероприятие «Посещение лицами с ограниченными возможностями здоровья Богоявленского храма в п. Быки Курчатовского р-на Курской области в праздник Крещение Господне»

Отец Сергий постоянно посещает колонию поселения в селе Иванино, где своими беседами очищает души людей, совершившими автодорожные преступления.

Из беседы мы выяснили, что Православная Церковь в годы войны поддерживала народ духовно, вела просветительскую и пропагандистскую деятельность, а фронту оказывала материальную помощь.

3. Социологический опрос.

Для полного раскрытия нашей темы мы провели опрос обучающихся и педагогов нашей гимназии, работников городского краеведческого музея, детской библиотеки и других жителей города. Всего опрошено 69человек.

Опрос провели вот по этим вопросам:

  1. Сыграла ли церковь определенную роль в победе над фашизмом?

  2. Какую роль выполняла церковь в годы войны:

- просветительскую;

- пропагандистскую;

- материальную;

- духовную.

На 1 вопрос ответили «Да»- 68 человек. Только 1 человек не знает о роли Церкви в годы войны.

На 2 вопрос из 27 опрошенных взрослых людей мы получили вот такие результаты:

-просветительская помощь- 7 человек;

-пропагандистская- 5 человек;

-материальная- 12 человек;

-духовная - 26 человека.

Из 42 обучающихся нашей гимназии мы получили такие сведения:

- пропагандистская- 5 человек;

-просветительская- 6 человек;

-материальная- 15 человек;

-духовная - 36 человек

Каждый из них отметил в ней несколько пунктов (Приложение № 6). Все опрошенные знают о помощи Церкви в годы войны. Однако, большая часть считают, что главная роль была духовная. И это правильно! Но материальная помощь в годы войны была очень важна. Просветительская и пропагандистская работа тоже играли немалую роль.

Заключение.

Таким образом, с помощью встреч и бесед с разными людьми, социологического опроса я доказала, что роль Церкви в годы войны огромная. Важно еще то, что, проводя исследовательскую работу, я вовлекла в деятельность не только учащихся нашей гимназии, но и родителей.

Практическое значение работы:

Я считаю, что мой проект частично может использоваться на уроках «Основы религиозной культуры и светской этики», во внеклассной и внеурочной деятельности, на классных часах. Ведь в учебниках про Православную Церковь написано очень мало, Работа может быть полезна историкам, а также всем тем, кто интересуется историей православия.

В январе 2015г мои обучающиеся участвовали в городском конкурсе «Сияние Рождества». Проекты Раджаповой Анастасии « Свято-Богоявленский храм» и Копылова Константина «История Свято- Троицкого храма города Суджи», где служит протоиереем выпускник нашей гимназии Шестопалов Евгений Владиславович, были высоко оценены.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе - Бог!

(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).



Литература.

1.Воспоминания жительницы села Быки Курчатовского района Ханьковой Екатерины Ивановны, Агаповой Татьяны Семеновны, настоятеля храма Пашкова Сергея Ивановича и работника музея Тарасовой Веры Александровны.

2. Интернет - ресурсы:

hram-evenkya.ru/novosti/chudesa-na-dorogah-voynyi-nepridumannyie-rasskazyi

ekklezia.ru/blogi/3570-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-v-godyi-velikoy-otechestvennoy-voynyi.html

krotov.info/history/20/1940/arueva_01.htm

3.Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.,Аванта+,1996г.

4. 100 великих пророков и вероучителей. Автор: Рыжов К.В., Рыжова Е.В. Жанр: Эзотерика, предсказания. Издательство: Вече , 2002г.

5. Христианство. Я познаю мир. Автор: Ирина Полянская. Издательство: АСТ, Астрель, 2005г.

17



© 2010-2022